Исторический компромисс. Археологи и строители пошли на мировую по пескам Артезиана (ФОТО, ВИДЕО) - «70 лет Победы» » Новости Крыма

✔ Исторический компромисс. Археологи и строители пошли на мировую по пескам Артезиана (ФОТО, ВИДЕО) - «70 лет Победы»

«Тавриде» нужен песок, а археологам – работа

Министерский подарок: карьер в 1,2 тыс га сжался до 121 га

Мир и восемь «потерянных» гектаров

Минприроды Крыма сдержало обещание, данное журналистам: вывезти их на один из карьеров возле античного городища Артезиан. И, вопреки всем ожиданиям, на месте прессу ожидала вполне идиллическая картина: ООО «Новый регион» открыто ведёт работы по вскрытию карьера на территории Чегене-Салынского месторождения. А археологи, защищавшие городище, готовятся проводить там по заказу недропользователя историко-археологическую экспертизу. Но разрешить длившийся почти год конфликт и договориться с учёными крымским добытчикам помогли не крымские чиновники, а третья сторона из северной столицы России. «Тавриде» нужен песок, а археологам – работа Арбитром в конфликте по пескам Артезиана выступил Союз недропользователей России. По словам его президента Дмитрия Сташкива, обе стороны были неправильно информированы, так как общались не напрямую. И по итогу крымский недропользователь обратился не к тем «экспертам» для проведения историко-археологической экспертизы. Но сегодня добывающие компании уже ведут прямой диалог с главой археологической экспедиции античного городища Артезиан Николаем Винокуровым, и уже есть первые договорённости по проведению их специалистами обследования территории карьеров, один из которых находится в разработке. В частности, уже есть понимание, что экспертиза на территории Чегене-Салынского месторождения будет проводиться в три этапа, чтобы ускорить процесс запуска карьера на полную мощность. Сташкив также заверил, что все курганные комплексы, обозначенные археологами, находятся за его пределами. «На этот карьер уже есть горный отвод, полностью определены границы. И он полностью оптимизирован, всё, что можно было отрезать от карьера, мы уже отрезали. Полностью согласован проект рекультивации, – рассказал он. – Археологи приступают к работе, горный отвод разбит на три части, и экспертиза выполняется в три этапа. На первом этапе археологи проводят исследование грунтов: археологи уже осмотрели отвалы и убедились, что там ничего нет. Второй и третий этап: они делают шурфы и проведут исследования вдоль дороги». В беседе с журналистами он также рассказал, что союзу удалось договориться о приемлемой цене на проведение историко-археологической экспертизы, при этом археологам была дана возможность самим выбрать организации для проведения экспертизы. Примечательно, что крымчан среди экспертов не будет, так как у специалистов республики нет соответствующего «открытого листа» на данный вид работ (разрешения на право производства раскопок археологических памятников в России). Сташкив также подчеркнул, что ввод в эксплуатацию этих двух карьеров предусмотрен проектом строительства трассы «Таврида», и весь песок, добытый там, пойдёт исключительно на её строительство. Он заверил, что месторождение будет эксплуатироваться всего три года на глубину девять метров. Через шесть лет на месте карьера будет равнина с типичной для местности растительностью. «Карьер по сути не должен причинить ущерб природе, после его рекультивации на территории месторождения будет полностью восстановлен почвенный слой и местная растительность. У карьера есть вся необходимая документация, в том числе и проект рекультивации, согласно которому восстановление участка будет проходить в течение трёх лет», – рассказал он. Что касается второго карьера, то его непосредственная разработка начнётся уже после проведения историко-археологической экспертизы. Министерский подарок: карьер в 1,2 тыс га сжался до 121 га В риторике замминистра Яценко основной упор делался на то, что карьер находится в 5 км от античного городища Артезиан, его реальный размер составил лишь 121 га вместо 1,2 тыс га, заявленных в проекте изыскательских работ. По мнению замминистра, именно эта цифра и напугала археологов и Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник. «Примерно год назад лицензия на пользования недрами на этом участке была выдана нашему подведомственному предприятию «Крымгеология». Изначально участок, на котором проводились геолого-разведывательные работы, составлял 12 км, а под карьер отведен всего 121 га», – подчеркнул Яценко. Чиновник также рассказал, что их подведомственное предприятие потратило на изыскательские работы порядка восьми млн рублей и определило балансовые запасы песка в 9 млн тонн. «Предварительно планируется, что это месторождение будет давать около 2 млн тонн в год. Сейчас около 1 тыс кубометров в сутки добывается, а при работе в полную мощность здесь будет добываться от 3 до 5 тыс кубометров в сутки», – рассказал Яценко. В министерстве продолжают утверждать, что Артезиан находится в пяти км от карьера, а все курганные группы были исключены из горного отвода под карьер. «Если посмотреть, то вдалеке имеется курганная группа, которую мы полностью исключили из территории карьера, она не входит в границы горного отвода. По договору подрядчик поставляет весь добытый песок на строительство трассы «Таврида», – подытожил он. Руководитель подрядной организации ООО «Новый регион» успел рассказать журналистам, что новый карьер обеспечит работой до 40 человек. Но больше комментариев от недропользователя получить не удалось. Мир и восемь «потерянных» гектаров Археологическая экспедиция по раскопкам древнего городища Артезиан находится буквально в десяти минутах езды от месторождения. Её руководитель Николай Винокуров, который первый забил тревогу по поводу разработок на территории заповедника, рассказал журналистам, что археологи понимают всю необходимость строительства трассы, поэтому готовы помочь недроползователям. «Конечно, добыча песка необходима, добывается он для трассы «Таврида», а эта дорога важна для Крыма, но и историческое наследие полуострова также важно. Поэтому я нахожусь в разорванном состоянии: нужно сохранить памятники археологии и одновременно понимать, как вести археологические изыскания перед разработками. Но когда всё идёт по закону, впереди идёт не бульдозер, а археолог, это правильно, а когда наоборот, это преступно», – считает учёный. Сами археологические изыскания, по его словам, уже должны начаться. «Мы будем продолжать наши работы, так как копаем здесь уже тридцать лет. А в этом году будем ещё работать перед тем, как здесь начнутся карьерные работы по добыче песка, – пояснил Винокуров, – Сейчас мы только выходим на договорные работы, то есть заключаются договоры, создаются технические сметы, приглашаются люди, которые будут вести раскопки и мы начинаем разведки». По словам учёного, работы планируется провести в течение одного месяца, но их сроки могут быть сдвинуты в зависимости от наличия археологических находок на территории месторождения. Начнёт исследование бригада из десяти специалистов. Но окончательную точку, по словам Винокурова, ставить ещё рано. «Ученые и недропользователи только приходят к консенсусу, пока договоры ещё не заключены, деньги на работы не перечислены, поэтому это только фаза в стадии договорённости. Но как только пройдут платежи и археологи начнут работу, тогда можно сказать, что понимание найдено», – подытожил он. И в завершение Винокуров добавил ложку дёгтя в бочку мёда карьера Чегене-Салынского: те 8 гектаров, на которых уже ведётся добыча, так и не прошли историко-археологическую экспертизу, поэтому эта территория навсегда потеряна для истории. «К сожалению, те 8 гектаров, на которых ведётся работа, уже уничтожены безвозвратно. И об этом уже знают компетентные органы, которые должны там разбираться. Археологии там не было, и это ошибка, но на ошибках учатся. Слава богу, что понимание есть, и если оно будет развиваться и дальше в позитивном ключе – это только можно приветствовать», – резюмировал он. P.S. Замминистра экологии Яценко и руководитель экспедиции Винокуров впервые увидели друг друга воочию спустя год бюрократической переписки на территории экспедиции за чашкой чая. И, как выяснилось, у замминистра и доктора исторических наук есть точки соприкосновения, в частности, их одинаково волнуют недочёты в 73 федеральном законе и необходимость создания специальных археологических бригад для исследований территории, выделенных под строительство. Всё-таки живое общение, а не гневные письма может привести к общему знаменателю и конструктивному диалогу. Да и чай все пили из крымских трав, может всё дело в этом?