Экипаж дирижабля: первый ряд, справа налево - Алексей Рощин, Фёдор Мутовкин, второй ряд - Станислав Горячев (Горяев), Салабай.

Она появилась в Советском Союзе ещё в 1944-м, точнее, он - дирижабль, построенный 1-м Отдельным воздухоплавательным дивизионом Воздушно-десантных войск Рабоче-крестьянской Красной Армии в Долгопрудном. Проект, разработанный военными инженерами Владимиром Адольфовичем Устиновичем и Борисом Арнольдовичем Гарфом, воплотили за полгода, и вскоре «Победа», сделанная из трёхслойной прорезиненной материи, уже доставляла десантникам водород для аэростатов. Объём дирижабля - 5 тысяч кубометров, полезная нагрузка - 2 тонны, а скорость до 106 километров в час. А осенью 1945-го дирижабль перелетел из Москвы в Севастополь, где организовали специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. И в нашей газете, тогда «Красном Крыму», появилась заметка о том: «Москва - Севастополь. Полёт дирижабля «Победа».


Как она искала мины и рыбу




Наш корреспондент (его имя, увы, неизвестно. - Ред.) передал из города-героя, что «в Севастополь из Подмосковья совершил экспериментальный (с одной только посадкой в Харькове) перелёт двухмоторный дирижабль «Победа». «Экипаж этого дирижабля состоит из командира-капитана Рощина, пилота младшего лейтенанта Мутовкина, бортмеханика старшего техника-лейтенанта Горяева и радиста старшего сержанта Салабай». (По более поздним документам удалось выяснить, что командира звали Алексей Рощин, пилота Фёдор Мутовкин, бортмеханика Станислав, но вот фамилия уже указывается Горячев, а имя радиста Салабай, увы, так и не удалось узнать. Зато в книге Виктора Бороздина «И опять мы в небе», где немного рассказывается о севастопольском труде команды «Победы», звание бортрадиста указано почему-то старший лейтенант. - Ред.). «В Севастополь дирижабль прилетел с целью оказания помощи частям Военно-Морского Флота, - рассказал нашему коллеге командир части А. М. Багров. - Дирижабль будет принимать участие в поисках затонувших судов, а также якорных мин. Скорость дирижабля такого типа невелика. Поэтому экипаж на низких высотах имеет возможность хорошо просматривать глубины морей, рек. Дирижабли такой конструкции могут как бы «стоять» в воздухе. Это способствует ещё лучшему просматриванию всего, что происходит на земле или в воде. Если дирижабль снизился до 50-80 метров, то члены экипажа по лестнице могут свободно спуститься на землю».


Стоянку для дирижабля выбрали в овраге Килен-балки, швартовкой «Победы» занимались матросы, и это стало ещё одним залогом удачи севастопольской командировки: 27 сентября разыгрался сильнейший трёхдневный шторм, но шварты выдержали, дирижабль разворачивало по ветру, однако не сорвало. А накануне у дирижабля «Победа» был первый вылет - разведка-проверка, показавшая: с высоты 100 метров очень хорошо видно, что находится на глубине, и не только мины, которые искали по заданию Черноморского флота, но и рыбные косяки - по заданию НИИ рыбной промышленности Керчи.


«Победа» ходила параллельными галсами (направление положения судна относительно ветра. - Ред.), осматривая каждый метр каменистого, в тёмных провалах, морского дна, - пишет автор книги «И опять мы в небе». - Прошло около часа, прежде чем один из моряков, находившихся на ней, объявил: «По правому борту мина!». И бросил на воду вымпел. Слегка окунувшись, вымпел вынырнул и заблестел умытой краснотой. Бортрадист вызвал тральщик. «Передай, мину загораживает большой камень, - пояснил матрос, - трал может не взять. Взрывать надо глубинной бомбой.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.