✔ Караимы - герои войны - «История»
Флора 30-окт, 00:00 193 Новости АРКЕдинство. Невзирая на принадлежность к определённой нации… Единство - вопреки всему - лишь это, а ещё сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней, самопожертвование во имя отчей земли - залоги успеха. То, что помогло выстоять 80 лет назад, в Великую Отечественную, выстоять и победить. Тогда, в сражениях на фронте, в оккупации, борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу, в большинстве своём советские люди, настоящие патриоты, не делились на национальности. Только вместе - к общей Победе. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации. С одной стороны, это, наверное, неправильно - «они сами тогда едины были в общем порыве», а с другой… Возможно, именно так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своими героями, брала с них пример отваги и единства. Многонациональный Крым тысячи сынов и дочерей отправил на борьбу с общим врагом, и не вернулись многие. Сегодня, благодаря Игорю Шайтану, члену правления МОО «Национально-культурная автономия караимов городского округа Симферополь», вспомним героев войны этого малочисленного народа. Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём писем.
Адмирал с «Гордого»
Адмирал - так евпаторийские друзья называли Женю Ефета, смышлёного паренька, не представлявшего себя без моря, службы на флоте. Казалось, он знал о нём всё: даже несколько статей, посвящённых истории, боевым подвигам, характеристикам отечественных кораблей написал. И не было сомнений у родителей, столяра Бориса (увы, отчество неизвестно) и портнихи Гулюш Рувимовны, что сын после школы будет поступать в морское училище, ведь даже на каникулах служил матросом на спасательной станции. В 1929-м 19-летний (родился 21 декабря 1909-го) Евгений Ефет перебрался в Ленинград, работал на заводе и готовился к поступлению в Военно-морское училище имени Михаила Васильевича Фрунзе. Окончив которое в 1933-м, получил назначение преподавать на курсах ускоренной подготовки комсостава флота в Кронштадте, но «рвался на корабли», а потому спустя год, подав рапорт, стал штурманом эсминца «Ленин». Потом были тральщики «Клюз» и «Стрела», миноносец «Карл Маркс», на которых служил уже командиром. И единственная боевая награда - орден Красного Знамени за участие в войне с белофиннами.
Командиром эскадренного миноносца «Гордый» Краснознамённого Балтийского флота стал в 1940-м, а перед Великой Отечественной нашему земляку присвоили звание капитана 3-го ранга. Ноябрь 1941-го, корабль в составе отряда (эсминец «Суровый», минный заградитель «Урал», четыре тральщика, шесть катеров охранения, подлодки Л-2 и М-98) вышел к полуострову Ханко, чтобы эвакуировать героически сражавшийся гарнизон советской военно-морской базы. Путь пролегал через заминированный врагом Финский залив. Подрывы на минах начались ночью 14 ноября: катер охранения МО-301 (весь экипаж, 21 человек, погибли), тральщик «Верп» (32 погибших, 21 спасён). После взрыва у борта «Сурового», который из-за тяжёлых повреждений вынужден был стать на якорь, место головного корабля отряда занял «Гордый». Через мгновение подорвалась на мине подлодка Л-2, 50 погибших, её обнаружили 11 лет назад, а М-98 с 18 подводниками до сих пор числится пропавшей без вести. В 3 часа 22 минуты взрыв у правого борта «Гордого», но обошлось без повреждений, путь продолжен. А через 10 минут взрыв уже по левому борту - через огромную рваную рану отсек стал заполняться водой. Прийти на помощь минный заградитель «Урал» не смог - между кораблями всплыли ещё две мины, но часть экипажа, 85 человек, всё же удалось переправить по другому борту на катер МО-306 и шлюпку, которую смог спустить командир БЧ-2 (боевой части), увы, его имя узнать не удалось. Третий взрыв не оставил эсминцу шансов: командир Евгений Борисович Ефет по морской боевой традиции не покинул корабль, оставшись с погибающим экипажем.
И вот он уже вместе со 110 товарищами вслед за комиссаром Дмитрием Ивановичем Сахно поёт советский гимн «Интернационал», а может быть, пели «Варяг», ведь эта песня, в честь крейсера, который вместе с канонерской лодкой «Кореец» героически погиб в Русско-японскую войну, стала символом последнего мужества российских военморов.
Восемьдесят лет назад, 14 ноября 1941-го, в 3 часа 36 минут в семи милях от острова Найссаар воды суровой Балтики сомкнулись над кораблём. Позже в память о командире и его товарищах появились документальные произведения, песня. Есть в Евпатории улица имени героического земляка, на доме, где он жил, и школе, где учился, - мемориальные доски. Увы, улица имени героя несколько лет назад снесена в Ломоносове (Ораниенбауме), где с 1937-го жила семья, жена Валентина Ивановна (в девичестве Курова) и сын Евгений. Но в Санкт-Петербурге есть школа №436 имени Евгения Ефета, уже полвека там существует музей эсминца «Гордый», созданный заботами жены командира и директора школы (тогда №6) Любови Андреевны Мочаловой.
Рядовой и лейтенант
В Евпатории, 26 июня 1898 года, в семье Бабакая Яковлевича и Султаны Иосифовны (в девичестве Эндазе) Паша родился сын Давид. На его долю выпало три войны: Первая мировая, служил в артиллерии Имперской армии, Гражданская - артиллерист в Красной Армии. С началом Великой Отечественной рабочего Евпаторийского морского порта, как ни рвался на фронт, не призвали - возраст. Но лишь 5 января 1942-го наши десантники на миг освободили город, сразу стал собирать группу помощи бойцам Красной Армии. Увы, тогда не сложилось - фашисты оказались сильнее десанта, а сам наш земляк на фронт попал лишь весной 1944-го, после освобождения Крыма.
Служил артиллерист в 1382-м стрелковом полку 87-й Перекопской Краснознамённой дивизии. Заряжающий орудия погиб у литовского местечка Кликоляй 16 (по иным данным - 17) августа 1944-го, в том бою он с товарищами уничтожил уже шесть вражеских танков, а седьмой тяжелораненый евпаториец подорвал, бросившись с гранатой наперерез махине. Посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени. Спустя семь месяцев под Кёнигсбергом погиб его младший брат Иосиф, а самого Давида Бабакаевича в Евпатории ждали, не веря похоронке, жена Тамара Давидовна (в девичестве Эль), дочь Султана, сыновья Соломон и Илья. Теперь в приморском городе живут внуки, правнуки героя, в местном музее его подвигу посвящены картины Юрия Фастенко и Ивана Кудрявцева, а на доме, где жил Давид Паша, - мемориальная доска.
Орденом Отечественной войны первой степени посмертно награждён и погибший 23 (по иным данным - 24) апреля 1945-го на подступах к Берлину Илья Самойлович Сарач. Он родился в 1909-м у симферопольцев Самуила Авраамовича и Эстер Ароновны. Повзрослев, окончил ялтинский техникум и работал табаковедом, в начале войны эвакуирован вместе с колхозом в Казахскую ССР, потом учёба в тоже эвакуированном Орловском пехотном училище, служба в особой стрелковой бригаде, вновь училища - 1-е Туркестанское пулемётное и Фрунзенское пехотное и должности командира стрелкового взвода, командира миномётного взвода 9-й стрелковой роты.
Служа в ней, в 988-м стрелковом полку 230-й стрелковой Сталинской дивизии, геройски погиб. За неделю до этого появился приказ о награждении лейтенанта орденом Красной Звезды за февральское сражение: «Противник с крупными силами пехоты внезапно атаковал наши подразделения, пытаясь сбросить их с плацдарма, - читаем в наградном листе на портале «Память народа». - Лейтенант Сарач прочно удерживал свои позиции, умело руководил огнём взвода, истребил 17 немецких солдат и офицеров, подавил 4 огневые точки. Противник был отброшен на исходные позиции». А в наградном листе к посмертному ордену говорится, что, «наступая на превосходящие силы противника, стремительно ворвался со взводом во вражеские траншеи, выбив фашистов и обеспечив выполнение боевой задачи роты». Дома Илью Сарача ждала жена Анна Харитоновна.
Это лишь немногие из караимов, участников Великой Отечественной, около 800 представителей малочисленного народа отдали жизни во имя Победы. А сколько таких героев было среди других народов… Впрочем, тогда, в войну, они не делились на нации и народности - единство во имя Родины. А нам, нынешним, завещано помнить и не предавать. Многонациональные крымчане, расскажите о героях своих наций, о наших общих победителях.
Фото из архива Игоря ШАЙТАНА.
Единство. Невзирая на принадлежность к определённой нации… Единство - вопреки всему - лишь это, а ещё сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней, самопожертвование во имя отчей земли - залоги успеха. То, что помогло выстоять 80 лет назад, в Великую Отечественную, выстоять и победить. Тогда, в сражениях на фронте, в оккупации, борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу, в большинстве своём советские люди, настоящие патриоты, не делились на национальности. Только вместе - к общей Победе. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации. С одной стороны, это, наверное, неправильно - «они сами тогда едины были в общем порыве», а с другой… Возможно, именно так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своими героями, брала с них пример отваги и единства. Многонациональный Крым тысячи сынов и дочерей отправил на борьбу с общим врагом, и не вернулись многие. Сегодня, благодаря Игорю Шайтану, члену правления МОО «Национально-культурная автономия караимов городского округа Симферополь», вспомним героев войны этого малочисленного народа. Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём писем. Адмирал с «Гордого» Адмирал - так евпаторийские друзья называли Женю Ефета, смышлёного паренька, не представлявшего себя без моря, службы на флоте. Казалось, он знал о нём всё: даже несколько статей, посвящённых истории, боевым подвигам, характеристикам отечественных кораблей написал. И не было сомнений у родителей, столяра Бориса (увы, отчество неизвестно) и портнихи Гулюш Рувимовны, что сын после школы будет поступать в морское училище, ведь даже на каникулах служил матросом на спасательной станции. В 1929-м 19-летний (родился 21 декабря 1909-го) Евгений Ефет перебрался в Ленинград, работал на заводе и готовился к поступлению в Военно-морское училище имени Михаила Васильевича Фрунзе. Окончив которое в 1933-м, получил назначение преподавать на курсах ускоренной подготовки комсостава флота в Кронштадте, но «рвался на корабли», а потому спустя год, подав рапорт, стал штурманом эсминца «Ленин». Потом были тральщики «Клюз» и «Стрела», миноносец «Карл Маркс», на которых служил уже командиром. И единственная боевая награда - орден Красного Знамени за участие в войне с белофиннами. Командиром эскадренного миноносца «Гордый» Краснознамённого Балтийского флота стал в 1940-м, а перед Великой Отечественной нашему земляку присвоили звание капитана 3-го ранга. Ноябрь 1941-го, корабль в составе отряда (эсминец «Суровый», минный заградитель «Урал», четыре тральщика, шесть катеров охранения, подлодки Л-2 и М-98) вышел к полуострову Ханко, чтобы эвакуировать героически сражавшийся гарнизон советской военно-морской базы. Путь пролегал через заминированный врагом Финский залив. Подрывы на минах начались ночью 14 ноября: катер охранения МО-301 (весь экипаж, 21 человек, погибли), тральщик «Верп» (32 погибших, 21 спасён). После взрыва у борта «Сурового», который из-за тяжёлых повреждений вынужден был стать на якорь, место головного корабля отряда занял «Гордый». Через мгновение подорвалась на мине подлодка Л-2, 50 погибших, её обнаружили 11 лет назад, а М-98 с 18 подводниками до сих пор числится пропавшей без вести. В 3 часа 22 минуты взрыв у правого борта «Гордого», но обошлось без повреждений, путь продолжен. А через 10 минут взрыв уже по левому борту - через огромную рваную рану отсек стал заполняться водой. Прийти на помощь минный заградитель «Урал» не смог - между кораблями всплыли ещё две мины, но часть экипажа, 85 человек, всё же удалось переправить по другому борту на катер МО-306 и шлюпку, которую смог спустить командир БЧ-2 (боевой части), увы, его имя узнать не удалось. Третий взрыв не оставил эсминцу шансов: командир Евгений Борисович Ефет по морской боевой традиции не покинул корабль, оставшись с погибающим экипажем. И вот он уже вместе со 110 товарищами вслед за комиссаром Дмитрием Ивановичем Сахно поёт советский гимн «Интернационал», а может быть, пели «Варяг», ведь эта песня, в честь крейсера, который вместе с канонерской лодкой «Кореец» героически погиб в Русско-японскую войну, стала символом последнего мужества российских военморов. Восемьдесят лет назад, 14 ноября 1941-го, в 3 часа 36 минут в семи милях от острова Найссаар воды суровой Балтики сомкнулись над кораблём. Позже в память о командире и его товарищах появились документальные произведения, песня. Есть в Евпатории улица имени героического земляка, на доме, где он жил, и школе, где учился, - мемориальные доски. Увы, улица имени героя несколько лет назад снесена в Ломоносове (Ораниенбауме), где с 1937-го жила семья, жена Валентина Ивановна (в девичестве Курова) и сын Евгений. Но в Санкт-Петербурге есть школа №436 имени Евгения Ефета, уже полвека там существует музей эсминца «Гордый», созданный заботами жены командира и директора школы (тогда №6) Любови Андреевны Мочаловой. Рядовой и лейтенант В Евпатории, 26 июня 1898 года, в семье Бабакая Яковлевича и Султаны Иосифовны (в девичестве Эндазе) Паша родился сын Давид. На его долю выпало три войны: Первая мировая, служил в артиллерии Имперской армии, Гражданская - артиллерист в Красной Армии. С началом Великой Отечественной рабочего Евпаторийского морского порта, как ни рвался на фронт, не призвали - возраст. Но лишь 5 января 1942-го наши десантники на миг освободили город, сразу стал собирать группу помощи бойцам Красной Армии. Увы, тогда не сложилось - фашисты оказались сильнее десанта, а сам наш земляк на фронт попал лишь весной 1944-го, после освобождения Крыма. Служил артиллерист в 1382-м стрелковом полку 87-й Перекопской Краснознамённой дивизии. Заряжающий орудия погиб у литовского местечка Кликоляй 16 (по иным данным - 17) августа 1944-го, в том бою он с товарищами уничтожил уже шесть вражеских танков, а седьмой тяжелораненый евпаториец подорвал, бросившись с гранатой наперерез махине. Посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени. Спустя семь месяцев под Кёнигсбергом погиб его младший брат Иосиф, а самого Давида Бабакаевича в Евпатории ждали, не веря похоронке, жена Тамара Давидовна (в девичестве Эль), дочь Султана, сыновья Соломон и Илья. Теперь в приморском городе живут внуки, правнуки героя, в местном музее его подвигу посвящены картины Юрия Фастенко и Ивана Кудрявцева, а на доме, где жил Давид Паша, - мемориальная доска. Орденом Отечественной войны первой степени посмертно награждён и погибший 23 (по иным данным - 24) апреля 1945-го на подступах к Берлину Илья Самойлович Сарач. Он родился в 1909-м у симферопольцев Самуила Авраамовича и Эстер Ароновны. Повзрослев, окончил ялтинский техникум и работал табаковедом, в начале войны эвакуирован вместе с колхозом в Казахскую ССР, потом учёба в тоже эвакуированном Орловском пехотном училище, служба в особой стрелковой бригаде, вновь училища - 1-е Туркестанское пулемётное и Фрунзенское пехотное и должности командира стрелкового взвода, командира миномётного взвода 9-й стрелковой роты. Служа в ней, в 988-м стрелковом полку 230-й стрелковой Сталинской дивизии, геройски погиб. За неделю до этого появился приказ о награждении лейтенанта орденом Красной Звезды за февральское сражение: «Противник с крупными силами пехоты внезапно атаковал наши подразделения, пытаясь сбросить их с плацдарма, - читаем в наградном листе на портале «Память народа». - Лейтенант Сарач прочно удерживал свои позиции, умело руководил огнём взвода, истребил 17 немецких солдат и офицеров, подавил 4 огневые точки. Противник был отброшен на исходные позиции». А в наградном листе к посмертному ордену говорится, что, «наступая на превосходящие силы противника, стремительно ворвался со взводом во вражеские траншеи, выбив фашистов и обеспечив выполнение боевой задачи роты». Дома Илью Сарача ждала жена Анна Харитоновна. Это лишь немногие из караимов, участников Великой Отечественной, около 800 представителей малочисленного народа отдали жизни во имя Победы. А сколько таких героев было среди других народов… Впрочем, тогда, в войну, они не делились на нации и народности - единство во имя Родины. А нам, нынешним, завещано помнить и не предавать. Многонациональные крымчане, расскажите о героях своих наций, о наших общих победителях. Фото из архива Игоря ШАЙТАНА.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru