Авиатор Воронов - «История» » Новости Крыма

✔ Авиатор Воронов - «История»




Владимир Воронов во время боёв за Крым и уже в должности командующего ВВС ЧФ. Фото из архива читателя.


В конце минувшего года страна, ставшая Родиной для большинства читателей, отметила бы столетие. 31 год назад Советский Союз исчез с карты мира, но мы с помощью читателей вспоминаем тех, кто был гордостью страны, стараемся узнать незнакомое о знакомых, какие-то неизвестные и ранее закрытые факты о людях, что всегда на виду, и о тех, кто оставался в тени… Наш постоянный читатель подполковник в отставке евпаториец Николай Химион рассказал о боевом командире, оставившем добрый след не только в его душе, но и в истории страны, нашего полуострова. Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации, боевой лётчик-истребитель в годы Великой Отечественной, один из освободителей полуострова, позже - командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота, заместитель начальника авиации Военно-морского флота Владимир Воронов, ему 21 июля исполнилось бы 100 лет.


Наш читатель - авиатор, представитель службы связи и радиотехнического обеспечения Военно-воздушных сил Черноморского флота, отдал служению Отечеству четверть века, 12 лет из того - под руководством генерал-полковника авиации Владимира Воронова. Вспоминает, что «всегда ощущал требовательность командующего к решению поставленных задач, выполнению своих обязанностей. Вопросы боевой готовности, безопасности полётов, учёбы авиаторов, дисциплины постоянно рассматривались на военных советах, партийных и комсомольских активах». Но при этом Владимир Иванович всегда был внимательным к людям, никогда не подчёркивал свой командный статус, был прост и дружелюбен в общении, всегда старался помочь, оставался Человеком.


- Нашего командующего я видел в последний раз в 1985-м, - рассказывает Николай Николаевич, - когда нам, связистам, была поставлена задача обеспечить управление перелётом главнокомандующего Военно-морским флотом СССР Сергея Горшкова (кстати, дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина Севастополя, командира бригады крейсеров, куда входил и подшефный нашей газеты «Красный Крым» Александра Зубкова, затем начштаба и комфлота на Чёрном море, человек, командовавший Азовской флотилией, участницей двух освободительных десантов в Крым, тот, чьими стараниями появился у СССР, а теперь и у России есть океанский ракетно-ядерный флот. - Ред.) - когда мы прибыли с руководителем посадки с КП авиации и готовились к управлению перелётом вертолёта из Симферополя во Фрунзенское, то увидели на санаторной тропе нашего командующего, впрочем, тогда он был уже замкомандующего авиацией ВМФ. Заметив нас, узнал, сам подошёл, поздоровались, чувствовалось доброе отношение, уточнил, какие есть сложности, подсказал, на что обратить внимание из-за условий местности и погоды. А ведь мог просто пройти мимо - в отпуске был, в санатории. Но служба и люди всегда были для него выше личного. А ещё Владимир Иванович всегда, даже будучи в должности заместителя командующего авиацией всего флота, поддерживал тесные добрые отношения и с ВВС Черноморского флота, с Севастополем, Крымом, своими боевыми товарищами, побратимами, громившими врага в Великую Отечественную. И делал всё, чтобы сохранить память о подвигах авиаторов-черноморцев, внёсших достойный вклад в Победу. Его заботами в Севастополе, где в героическую оборону располагался аэродром, на проспекте Генерала Острякова (Николай Остряков, Герой Советского Союза, командующий ВВС Черноморского флота, погибший в Севастополе в
1942-м. - Ред.) взметнулась ввысь трёхгранная стела с красно­звёздными крылышками - памятник мужеству и героизму авиаторов-черноморцев. В Гвардейском появился музей авиации Черноморского флота, в гарнизонах Кача, Мирный, Новофёдоровка, Октябрьское - аллеи героев авиаторов.


Среди этих героев и сам Владимир Воронов - из поколения, ушедшего на фронт после школы, всего 3% вернулось с войны. По словам Николая Николаевича рассказать о Владимире Ивановиче значит, рассказать о поколении советских людей, посвятивших себя служению Отечеству, жизнь - авиации. В 1923-м в семье рабочих из деревни Витенево Тверской губернии родился сын Володя, вскоре семья переехала в Петроград (с 1924-го - Ленинград), там окончил десятилетку и влюбился в небо, впервые отправившись в самостоятельный полёт как член аэроклуба за четыре дня до начала Великой Отечественной войны, успев до неё сделать 10 самостоятельных полётов на самолёте УТ-2. Потом было 3-е Военно-морское авиационное училище, успешное освоение МиГ-3 и назначение на Черноморский флот, сперва 7-й истребительный авиаполк, потом - до конца войны - 6-й. Первая боевая победа, битвы за Кавказ и Крым, к моменту освобождения Крыма, а спустя меньше года, в феврале 1945-го - с товарищами прикрывал проведение Ялтинской конференции глав государств участников антигитлеровской коалиции Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. «Гвардейцы 6-го истребительного авиаполка вели воздушные бои с многократно превосходящими силами противника, побеждали и уходили в бессмертье. Полк стал дважды Краснознамённым и получил почётное наименование «Севастопольский». В наградном листе к ордену Отечественной войны на гвардии младшего лейтенанта 6-го гвардейского авиаполка ВВС Черноморского флота за период Крымской наступательной операции читаем: «Молодой инициативный лётчик, всегда рвётся в бой, активно помогает своему ведущему и обеспечивает его успех в бою. По 12 февраля 1944-го совершил 20 эффективных боевых вылетов, провёл 6 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично и 1 - в паре. 23 апреля 1944-го награждён орденом Красного Знамени. После награждения совершил 52 эффективных боевых вылета, провёл 4 воздушных боя, сбил 1 самолёт противника лично и 1 в паре. 1 апреля 1944-го район горы Опук - в паре, 10 мая 1944-го район Херсонесского маяка - лично». Потом будет ещё орден Красного Знамени в 1945-м, медали, многие
награды за дальнейшую авиа­службу.


- За неё, - продолжает наш читатель, - генерал-полковник авиации освоил 30 различных типов самолётов, в том числе реактивные истребители Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, ракетоносцы Ту-16, вертолёт Ка-25ПЛ, дозаправку в воздухе. В 1955-м с отличием окончил Военно-воздушную академию, где его имя золотыми буквами вписано на стеле - «майор Воронов В. И.». После академии служил командиром авиаполка Краснознамённого Балтийского флота, в 1964-м полковник Воронов назначен первым заместителем командующего ВВС Черноморского флота, с 1971-го по 1982-й - командующим ВВС ЧФ - благодаря преданности Родине, высокой ответственности и требовательности к себе. В эти годы шло активное перевооружение Черноморской авиации на ракетные и противолодочные комплексы, повышение лётной выучки по эффективному применению вооружения во взаимодействии с флотом и иными авиаобъединениями округов и флотов, обеспечивалась безопасность южных рубежей страны. Нашего командующего отличала высокая работоспособность, организаторский талант, требовательность и внимательность. Под его руководством сложился крепкий коллектив в штабе ВВС Черноморского флота и в воинских частях, собраны настоящие профессионалы лётного мастерства, оперативной службы, службы безопасности, мобилизационной подготовки, устройства службы, инженерно-авиационной службы, тыла и связи. Главная цель - недопущение лётных происшествий, гибели личного состава, поддержание боевой готовности, воинской дисциплины. Руководителями штаба и служб были Храмцов, Синяков, Павлов, Нефёдов, Гончаров, Житнев, Фадеев, Тарасенко, Гребенюк, Зверев, Корниенко, Малявин, Гриша, Иванов, Пашнев, Пушкарёв, Левицкий и другие. Все старались честно служить Родине, как служил и наш командир Владимир Воронов.


А ещё он не только Заслуженный военный лётчик СССР, но и член Сою­за писателей России, автор книг «Морские истребители», «Записки морского лётчика», «Небо и море», «Были о лётчиках», «Последняя ночь Херсонеса»…


- Нашего командующего не стало 7 сентября 2004-го, могила его на кладбище Коммунаров в Севастополе, - продолжает читатель. - В нашей памяти Владимир Иванович остался как успешный, требовательный, организованный, знающий своё дело руководитель, всегда подтянутый, любящий свою профессию генерал, настоящий человек.


В этом году столетие Владимира Воронова почтили и на его малой Родине в Тверской области, и в ставшем для него родным Крыму. Вот такой он один из тех, кто служил Советскому Союзу, кем гордилась страна. А о ком можете рассказать вы, уважаемые читатели? Ждём ваши письма.


Владимир Воронов во время боёв за Крым и уже в должности командующего ВВС ЧФ. Фото из архива читателя. В конце минувшего года страна, ставшая Родиной для большинства читателей, отметила бы столетие. 31 год назад Советский Союз исчез с карты мира, но мы с помощью читателей вспоминаем тех, кто был гордостью страны, стараемся узнать незнакомое о знакомых, какие-то неизвестные и ранее закрытые факты о людях, что всегда на виду, и о тех, кто оставался в тени… Наш постоянный читатель подполковник в отставке евпаториец Николай Химион рассказал о боевом командире, оставившем добрый след не только в его душе, но и в истории страны, нашего полуострова. Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации, боевой лётчик-истребитель в годы Великой Отечественной, один из освободителей полуострова, позже - командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота, заместитель начальника авиации Военно-морского флота Владимир Воронов, ему 21 июля исполнилось бы 100 лет. Наш читатель - авиатор, представитель службы связи и радиотехнического обеспечения Военно-воздушных сил Черноморского флота, отдал служению Отечеству четверть века, 12 лет из того - под руководством генерал-полковника авиации Владимира Воронова. Вспоминает, что «всегда ощущал требовательность командующего к решению поставленных задач, выполнению своих обязанностей. Вопросы боевой готовности, безопасности полётов, учёбы авиаторов, дисциплины постоянно рассматривались на военных советах, партийных и комсомольских активах». Но при этом Владимир Иванович всегда был внимательным к людям, никогда не подчёркивал свой командный статус, был прост и дружелюбен в общении, всегда старался помочь, оставался Человеком. - Нашего командующего я видел в последний раз в 1985-м, - рассказывает Николай Николаевич, - когда нам, связистам, была поставлена задача обеспечить управление перелётом главнокомандующего Военно-морским флотом СССР Сергея Горшкова (кстати, дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина Севастополя, командира бригады крейсеров, куда входил и подшефный нашей газеты «Красный Крым» Александра Зубкова, затем начштаба и комфлота на Чёрном море, человек, командовавший Азовской флотилией, участницей двух освободительных десантов в Крым, тот, чьими стараниями появился у СССР, а теперь и у России есть океанский ракетно-ядерный флот. - Ред.) - когда мы прибыли с руководителем посадки с КП авиации и готовились к управлению перелётом вертолёта из Симферополя во Фрунзенское, то увидели на санаторной тропе нашего командующего, впрочем, тогда он был уже замкомандующего авиацией ВМФ. Заметив нас, узнал, сам подошёл, поздоровались, чувствовалось доброе отношение, уточнил, какие есть сложности, подсказал, на что обратить внимание из-за условий местности и погоды. А ведь мог просто пройти мимо - в отпуске был, в санатории. Но служба и люди всегда были для него выше личного. А ещё Владимир Иванович всегда, даже будучи в должности заместителя командующего авиацией всего флота, поддерживал тесные добрые отношения и с ВВС Черноморского флота, с Севастополем, Крымом, своими боевыми товарищами, побратимами, громившими врага в Великую Отечественную. И делал всё, чтобы сохранить память о подвигах авиаторов-черноморцев, внёсших достойный вклад в Победу. Его заботами в Севастополе, где в героическую оборону располагался аэродром, на проспекте Генерала Острякова (Николай Остряков, Герой Советского Союза, командующий ВВС Черноморского флота, погибший в Севастополе в 1942-м. - Ред.) взметнулась ввысь трёхгранная стела с красно­звёздными крылышками - памятник мужеству и героизму авиаторов-черноморцев. В Гвардейском появился музей авиации Черноморского флота, в гарнизонах Кача, Мирный, Новофёдоровка, Октябрьское - аллеи героев авиаторов. Среди этих героев и сам Владимир Воронов - из поколения, ушедшего на фронт после школы, всего 3% вернулось с войны. По словам Николая Николаевича рассказать о Владимире Ивановиче значит, рассказать о поколении советских людей, посвятивших себя служению Отечеству, жизнь - авиации. В 1923-м в семье рабочих из деревни Витенево Тверской губернии родился сын Володя, вскоре семья переехала в Петроград (с 1924-го - Ленинград), там окончил десятилетку и влюбился в небо, впервые отправившись в самостоятельный полёт как член аэроклуба за четыре дня до начала Великой Отечественной войны, успев до неё сделать 10 самостоятельных полётов на самолёте УТ-2. Потом было 3-е Военно-морское авиационное училище, успешное освоение МиГ-3 и назначение на Черноморский флот, сперва 7-й истребительный авиаполк, потом - до конца войны - 6-й. Первая боевая победа, битвы за Кавказ и Крым, к моменту освобождения Крыма, а спустя меньше года, в феврале 1945-го - с товарищами прикрывал проведение Ялтинской конференции глав государств участников антигитлеровской коалиции Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. «Гвардейцы 6-го истребительного авиаполка вели воздушные бои с многократно превосходящими силами противника, побеждали и уходили в бессмертье. Полк стал дважды Краснознамённым и получил почётное наименование «Севастопольский». В наградном листе к ордену Отечественной войны на гвардии младшего лейтенанта 6-го гвардейского авиаполка ВВС Черноморского флота за период Крымской наступательной операции читаем: «Молодой инициативный лётчик, всегда рвётся в бой, активно помогает своему ведущему и обеспечивает его успех в бою. По 12 февраля 1944-го совершил 20 эффективных боевых вылетов, провёл 6 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично и 1 - в паре. 23 апреля 1944-го награждён орденом Красного Знамени. После награждения совершил 52 эффективных боевых вылета, провёл 4 воздушных боя, сбил 1 самолёт противника лично и 1 в паре. 1 апреля 1944-го район горы Опук - в паре, 10 мая 1944-го район Херсонесского маяка - лично». Потом будет ещё орден Красного Знамени в 1945-м, медали, многие награды за дальнейшую авиа­службу. - За неё, - продолжает наш читатель, - генерал-полковник авиации освоил 30 различных типов самолётов, в том числе реактивные истребители Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, ракетоносцы Ту-16, вертолёт Ка-25ПЛ, дозаправку в воздухе. В 1955-м с отличием окончил Военно-воздушную академию, где его имя золотыми буквами вписано на стеле - «майор Воронов В. И.». После академии служил командиром авиаполка Краснознамённого Балтийского флота, в 1964-м полковник Воронов назначен первым заместителем командующего ВВС Черноморского флота, с 1971-го по 1982-й - командующим ВВС ЧФ - благодаря преданности Родине, высокой ответственности и требовательности к себе. В эти годы шло активное перевооружение Черноморской авиации на ракетные и противолодочные комплексы, повышение лётной выучки по эффективному применению вооружения во взаимодействии с флотом и иными авиаобъединениями округов и флотов, обеспечивалась безопасность южных рубежей страны. Нашего командующего отличала высокая работоспособность, организаторский талант, требовательность и внимательность. Под его руководством сложился крепкий коллектив в штабе ВВС Черноморского флота и в воинских частях, собраны настоящие профессионалы лётного мастерства, оперативной службы, службы безопасности, мобилизационной подготовки, устройства службы, инженерно-авиационной службы, тыла и связи. Главная цель - недопущение лётных происшествий, гибели личного состава, поддержание боевой готовности, воинской дисциплины. Руководителями штаба и служб были Храмцов, Синяков, Павлов, Нефёдов, Гончаров, Житнев, Фадеев, Тарасенко, Гребенюк, Зверев, Корниенко, Малявин, Гриша, Иванов, Пашнев, Пушкарёв, Левицкий и другие. Все старались честно служить Родине, как служил и наш командир Владимир Воронов. А ещё он не только Заслуженный военный лётчик СССР, но и член Сою­за писателей России, автор книг «Морские истребители», «Записки морского лётчика», «Небо и море», «Были о лётчиках», «Последняя ночь Херсонеса»… - Нашего командующего не стало 7 сентября 2004-го, могила его на кладбище Коммунаров в Севастополе, - продолжает читатель. - В нашей памяти Владимир Иванович остался как успешный, требовательный, организованный, знающий своё дело руководитель, всегда подтянутый, любящий свою профессию генерал, настоящий человек. В этом году столетие Владимира Воронова почтили и на его малой Родине в Тверской области, и в ставшем для него родным Крыму. Вот такой он один из тех, кто служил Советскому Союзу, кем гордилась страна. А о ком можете рассказать вы, уважаемые читатели? Ждём ваши письма.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»