✔ За Крым павшие - «История»
Мартын 26-сен, 00:00 193 Новости АРКЕдинство, невзирая на принадлежность к определённой нации, вопреки всему - только это и сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней и самопожертвование во имя отчей земли - залог Победы. Это то, что помогло нашему многонациональному советскому народу выстоять в Великой Отечественной. Выстоять и победить. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники победителей, порой всё же разделяем их на национальности... Быть может, так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своим настоящими патриотами, и все вместе мы чтили каждого, следовали примерам мужества и единства. В предыдущих выпусках рубрики начали рассказ о героях обороны и освобождения полуострова, боёв на Перекопе осенью 1941-го, Керченско-Феодосийского и Керченско-Эльтигенского десантов зимы 1941-42 и осени 1943-го. О своих единоверцах, участниках тех битв, нам рассказывает член Крымского армянского общества Вартан Григорян. Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём письма.
В одном бою
В начале осени 1941-го фашисты рвались в Крым, наши войска, героически сражаясь, стремились удержать оборону, но силы были неравны, оружия не хватало. Да и многие наши воинские части оказались в тот момент вдоль побережья, готовясь отразить удар фашистского морского десанта, которого не могло и быть из-за отсутствия у Германии флота в Чёрном море и нерешительности их румынских союзников. Но время оказалось упущено, на северном направлении, в районе Красноперекопска - Армянска, откуда враг наносил главный удар, преимущество и в численности, и в вооружении - на его стороне; несмотря на весь героизм защитников, и первых, и подоспевших с побережья. Десятки тысяч наших героев погибли в неравных боях или попали в плен. Увы, имена большинства, их подвиги и мужество, забыты теперь. Воины, защищавшие полуостров, были разных национальностей, очень многие - призваны из Крыма, наши земляки, родные нынешних крымчан, ведь сражалась там первоначально наша 51-я армия, созданная на полуострове в августе 1941-го.
- Среди погибших и несколько тысяч воинов-армян, - рассказывает Вартан Григорян, - они призваны с полуострова, с армянонаселённых районов Ростовской области, Абхазии, Краснодарского края… Размещая воинов-армян на севере полуострова, командование, возможно, рассчитывало, что они с честью защитят Крым на подступах к Армянску, основанному их единоверцами в средневековье - Армянский Базар, Ора-Базар. В Центральном архиве Министерства обороны России хранится множество донесений о безвозвратных потерях на Крымском направлении, вот лишь один из документов на сайте обобщённой базы данных «Мемориал», созданном на основе архивных данных. 106-я стрелковая дивизия, сражавшаяся там тогда, 115 страниц с именами, среди них воскрешаем несколько десятков армянских (орфография - по донесению). Может где-то остались их потомки…
Сурен Минасович Миносьян, лейтенант, начальник химслужбы полка, в Ялте, по улице Кирова, 20 кв. 17, его ждала жена; пропал без вести (считай - погиб) в районе хутора Уржино Красно-Перекопского района Крымской АССР. Там же пропал без вести 36-летний Яков Лукьянович Бенклиев, младший лейтенант, уроженец Карасубазара (Белогорска), адрес - Симферополь, ул. Пушкина, 6. Лейтенанту Кариму Акоповичу Карамову из Кировобада (ул. Ленина, 11) было 33, когда 18 октября 1941 года был убит в бою под Уржином, «оставлен на поле боя на территории, захваченной врагом». Сержант Бабген Аршакович Гукосьян, 33 года, из Майкопа, командир отделения миномётной батареи, пропал без вести в районе Владиславовки, мама или жена - Арман Артёмовна. Из Карасубазара был красноармеец 28-летний Сурен Авдеевич Манукьян, 167-й отдельный разведывательный батальон, похоронен на западной окраине с. Камышовка; в джанкойском колхозе имени Мясникова ждала жена Варвара Амперовна. И ещё красноармейцы из дивизии. Григорий Нишатович Караказьян, 1917 года рождения, из Гагры, пропал без вести…
- Много армян погибли в одном бою, - продолжает краевед. - Кивар Константинович Татосьян, 1906 года, убит и похоронен 28 октября 1941-го в деревне Южное Уржино, высота 0,7; в селе Дуба Краснодарского края ждала жена. Иванес Карапетович Етумьян, 1904-го, убит и похоронен там же, в тот же день, в селе Олькино Краснодарского края, жена - Евтуньян. Хачик Аликсеевич Мелконьян, 1911-го, из села Гунийки Краснодарского края - та же судьба. Видимо, 28 октября 1941-го за высоту 0,7 у Южного Уржино был очень трудный бой: лишь моих единоверцев там столько погибло, а иных наций - ещё десятки. Там же остался красноармеец Карапет Авайнович Пойразьян, 1915 года, из села Ольгинка Краснодарского края; Леон Хачекович Хостиян, 1907-го, с хутора Гунайко Краснодарского края. 38-летний Данил Гиробидович Адобешьян с хутора Аральский. С хутора Черниговский был 37-летний Моюз Кирхонович Попозьян, а Каратин Агапович Каспарьян с хутора Терзян. В селе Гай-Готах Краснодарского края жил до войны 31-летний Карапет Абадурович Миносьян, а на хуторе Мелетук 39-летний Илья Авидисович Мазумьян. Исполнился ли 31 год Деурену Арутовичу Копошьяну, с хутора Котловика, когда погиб 28 октября в боях за Крым. У этих моих единоверцев хоть факт гибели учтён, кого-то даже похоронили в том Южном Уржино. Но и пропавших без вести в этом бою немало, лишь армяне - красноармеец Артём Минасович Полуторян, 1903 года, из Туапсе; Арсентий Артёмович Захаржиян, 1912 года рождения, с хутора Терзиян; его односельчанин Колус Митрофанович Варельдж, 1907-го, жена - Варельджан. Аршавир Абараумович Шабарян, 1912 года; Авдись Аржетович Авидисян, 1911-го; Каф Арутович Татулян, 1914-го; Андроник Саркисович Данильян, 1912-го; Нишан Ватахович Вороджиян, 1902-го…
Один вернулся…
Уржино, Южное Уржино - ныне крохотное село Смушкино (с 1948-го) в Красноперекопском районе, где по данным переписи 2014-го, проживало 17 человек, раньше это была центральная усадьба крупного овцеводческого хозяйства. А 106-я стрелковая дивизия была сформирована летом 1940-го, тогда ей командовал Митрофан Сергеевич Ткачёв, к началу Великой Отечественной находилась под Евпаторией, включена в состав 9-го особого стрелкового корпуса (вначале комкор Павел Иванович Батов, чуть позже Иван Фёдорович Дашичев). Около 12 тысяч бойцов дивизии должны были охранять от возможных морских и воздушных десантов противника юго-западное побережье полуострова, но новое подчинение и приказ: лишь один полк и артдивизион остались охранять Евпаторию, один батальон направлен в Скадовск, вёл бои на Тендеровской косе; в начале октября остатки подразделений пришли на помощь бойцам дивизии, сражавшимся на севере Крыма. После создания 51-й армии (командарм Фёдор Исидорович Кузнецов, с ноября 1941-го - Павел Батов) дивизия, уже под командованием Алексея Николаевича Первушина (с декабря 1941-го возглавлял 44-ю армию, участвовавшую в Керченско-Феодосийском десанте, освободившую 29 декабря Феодосию; тяжело ранен 16 января 1942-го), переброшена на 70-километровый участок фронта вдоль южного берега Сиваша, где не дала прорваться врагу. К 28 сентября отведена на защиту Ишуньских позиций, потом препятствовала прорыву фашистов к железной дороге Армянск - Джанкой, прикрывала отход армии на Керчь. Очень большие потери - в ротах оставалось не более 20 бойцов, в десять с лишним раз меньше положенного.
В середине ноября эвакуирована на Таманский полуостров, после пополнения стала частью 56-й армии (Фёдор Никитич Ремезов, Виктор Викторович Цыганов), а один батальон отошёл к Севастополю, став частью 172-й стрелковой дивизии (комдив Иван Андреевич Ласкин).
Мы не знаем, были ли останки погибших в том бою 28 октября у Южного Уржино за высоту, обозначенную на военных картах, 0,7, перенесены после войны в соседнее село Красноармейское, в братскую могилу, или навсегда те герои, в том числе и армяне, о которых рассказал краевед, стали частью земли вокруг нынешнего Смушкино. В журналистском архиве сохранилось сообщение, что в 2019-м поисковики отряда «Сивашский плацдарм» нашли в тех местах останки 19-летнего бойца 106-й стрелковой дивизии Василия Васильевича Степанова, что числится погибшим 19 октября 1941-го, при нём были каска, фляга, сапёрная лопата, штык от винтовки, пулемётный диск и медальон с запиской - уроженец деревни Малый Поклон Ивановской области, сейчас - Владимирской. Крымчане передали на малую Родину останки защитника полуострова - солдат вернулся домой.
Они все там, на небесах, рядом, наши герои, наши защитники. Они, по-прежнему, уже иными силами, хранят нас, нашу землю. И мы не можем их забыть и предать. Хоть так, разделяя по национальностям сейчас, их, единых тогда, постараемся сохранить память. Обо всех героях Отечества.
Герои - навсегда Фото Анны Кадниковой. Единство, невзирая на принадлежность к определённой нации, вопреки всему - только это и сильнейшее желание спасти Родину, любовь к ней и самопожертвование во имя отчей земли - залог Победы. Это то, что помогло нашему многонациональному советскому народу выстоять в Великой Отечественной. Выстоять и победить. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники победителей, порой всё же разделяем их на национальности. Быть может, так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своим настоящими патриотами, и все вместе мы чтили каждого, следовали примерам мужества и единства. В предыдущих выпусках рубрики начали рассказ о героях обороны и освобождения полуострова, боёв на Перекопе осенью 1941-го, Керченско-Феодосийского и Керченско-Эльтигенского десантов зимы 1941-42 и осени 1943-го. О своих единоверцах, участниках тех битв, нам рассказывает член Крымского армянского общества Вартан Григорян. Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём письма. В одном бою В начале осени 1941-го фашисты рвались в Крым, наши войска, героически сражаясь, стремились удержать оборону, но силы были неравны, оружия не хватало. Да и многие наши воинские части оказались в тот момент вдоль побережья, готовясь отразить удар фашистского морского десанта, которого не могло и быть из-за отсутствия у Германии флота в Чёрном море и нерешительности их румынских союзников. Но время оказалось упущено, на северном направлении, в районе Красноперекопска - Армянска, откуда враг наносил главный удар, преимущество и в численности, и в вооружении - на его стороне; несмотря на весь героизм защитников, и первых, и подоспевших с побережья. Десятки тысяч наших героев погибли в неравных боях или попали в плен. Увы, имена большинства, их подвиги и мужество, забыты теперь. Воины, защищавшие полуостров, были разных национальностей, очень многие - призваны из Крыма, наши земляки, родные нынешних крымчан, ведь сражалась там первоначально наша 51-я армия, созданная на полуострове в августе 1941-го. - Среди погибших и несколько тысяч воинов-армян, - рассказывает Вартан Григорян, - они призваны с полуострова, с армянонаселённых районов Ростовской области, Абхазии, Краснодарского края… Размещая воинов-армян на севере полуострова, командование, возможно, рассчитывало, что они с честью защитят Крым на подступах к Армянску, основанному их единоверцами в средневековье - Армянский Базар, Ора-Базар. В Центральном архиве Министерства обороны России хранится множество донесений о безвозвратных потерях на Крымском направлении, вот лишь один из документов на сайте обобщённой базы данных «Мемориал», созданном на основе архивных данных. 106-я стрелковая дивизия, сражавшаяся там тогда, 115 страниц с именами, среди них воскрешаем несколько десятков армянских (орфография - по донесению). Может где-то остались их потомки… Сурен Минасович Миносьян, лейтенант, начальник химслужбы полка, в Ялте, по улице Кирова, 20 кв. 17, его ждала жена; пропал без вести (считай - погиб) в районе хутора Уржино Красно-Перекопского района Крымской АССР. Там же пропал без вести 36-летний Яков Лукьянович Бенклиев, младший лейтенант, уроженец Карасубазара (Белогорска), адрес - Симферополь, ул. Пушкина, 6. Лейтенанту Кариму Акоповичу Карамову из Кировобада (ул. Ленина, 11) было 33, когда 18 октября 1941 года был убит в бою под Уржином, «оставлен на поле боя на территории, захваченной врагом». Сержант Бабген Аршакович Гукосьян, 33 года, из Майкопа, командир отделения миномётной батареи, пропал без вести в районе Владиславовки, мама или жена - Арман Артёмовна. Из Карасубазара был красноармеец 28-летний Сурен Авдеевич Манукьян, 167-й отдельный разведывательный батальон, похоронен на западной окраине с. Камышовка; в джанкойском колхозе имени Мясникова ждала жена Варвара Амперовна. И ещё красноармейцы из дивизии. Григорий Нишатович Караказьян, 1917 года рождения, из Гагры, пропал без вести… - Много армян погибли в одном бою, - продолжает краевед. - Кивар Константинович Татосьян, 1906 года, убит и похоронен 28 октября 1941-го в деревне Южное Уржино, высота 0,7; в селе Дуба Краснодарского края ждала жена. Иванес Карапетович Етумьян, 1904-го, убит и похоронен там же, в тот же день, в селе Олькино Краснодарского края, жена - Евтуньян. Хачик Аликсеевич Мелконьян, 1911-го, из села Гунийки Краснодарского края - та же судьба. Видимо, 28 октября 1941-го за высоту 0,7 у Южного Уржино был очень трудный бой: лишь моих единоверцев там столько погибло, а иных наций - ещё десятки. Там же остался красноармеец Карапет Авайнович Пойразьян, 1915 года, из села Ольгинка Краснодарского края; Леон Хачекович Хостиян, 1907-го, с хутора Гунайко Краснодарского края. 38-летний Данил Гиробидович Адобешьян с хутора Аральский. С хутора Черниговский был 37-летний Моюз Кирхонович Попозьян, а Каратин Агапович Каспарьян с хутора Терзян. В селе Гай-Готах Краснодарского края жил до войны 31-летний Карапет Абадурович Миносьян, а на хуторе Мелетук 39-летний Илья Авидисович Мазумьян. Исполнился ли 31 год Деурену Арутовичу Копошьяну, с хутора Котловика, когда погиб 28 октября в боях за Крым. У этих моих единоверцев хоть факт гибели учтён, кого-то даже похоронили в том Южном Уржино. Но и пропавших без вести в этом бою немало, лишь армяне - красноармеец Артём Минасович Полуторян, 1903 года, из Туапсе; Арсентий Артёмович Захаржиян, 1912 года рождения, с хутора Терзиян; его односельчанин Колус Митрофанович Варельдж, 1907-го, жена - Варельджан. Аршавир Абараумович Шабарян, 1912 года; Авдись Аржетович Авидисян, 1911-го; Каф Арутович Татулян, 1914-го; Андроник Саркисович Данильян, 1912-го; Нишан Ватахович Вороджиян, 1902-го… Один вернулся… Уржино, Южное Уржино - ныне крохотное село Смушкино (с 1948-го) в Красноперекопском районе, где по данным переписи 2014-го, проживало 17 человек, раньше это была центральная усадьба крупного овцеводческого хозяйства. А 106-я стрелковая дивизия была сформирована летом 1940-го, тогда ей командовал Митрофан Сергеевич Ткачёв, к началу Великой Отечественной находилась под Евпаторией, включена в состав 9-го особого стрелкового корпуса (вначале комкор Павел Иванович Батов, чуть позже Иван Фёдорович Дашичев). Около 12 тысяч бойцов дивизии должны были охранять от возможных морских и воздушных десантов противника юго-западное побережье полуострова, но новое подчинение и приказ: лишь один полк и артдивизион остались охранять Евпаторию, один батальон направлен в Скадовск, вёл бои на Тендеровской косе; в начале октября остатки подразделений пришли на помощь бойцам дивизии, сражавшимся на севере Крыма. После создания 51-й армии (командарм Фёдор Исидорович Кузнецов, с ноября 1941-го - Павел Батов) дивизия, уже под командованием Алексея Николаевича Первушина (с декабря 1941-го возглавлял 44-ю армию, участвовавшую в Керченско-Феодосийском десанте, освободившую 29 декабря Феодосию; тяжело ранен 16 января 1942-го), переброшена на 70-километровый участок фронта вдоль южного берега Сиваша, где не дала прорваться врагу. К 28 сентября отведена на защиту Ишуньских позиций, потом препятствовала прорыву фашистов к железной дороге Армянск - Джанкой, прикрывала отход армии на Керчь. Очень большие потери - в ротах оставалось не более 20 бойцов, в десять с лишним раз меньше положенного. В середине ноября эвакуирована на Таманский полуостров, после пополнения стала частью 56-й армии (Фёдор Никитич Ремезов, Виктор Викторович Цыганов), а один батальон отошёл к Севастополю, став частью 172-й стрелковой дивизии (комдив Иван Андреевич Ласкин). Мы не знаем, были ли останки погибших в том бою 28 октября у Южного Уржино за высоту, обозначенную на военных картах, 0,7, перенесены после войны в соседнее село Красноармейское, в братскую могилу, или навсегда те герои, в том числе и армяне, о которых рассказал краевед, стали частью земли вокруг нынешнего Смушкино. В журналистском архиве сохранилось сообщение, что в 2019-м поисковики отряда «Сивашский плацдарм» нашли в тех местах останки 19-летнего бойца 106-й стрелковой дивизии Василия Васильевича Степанова, что числится погибшим 19 октября 1941-го, при нём были каска, фляга, сапёрная лопата, штык от винтовки, пулемётный диск и медальон с запиской - уроженец деревни Малый Поклон Ивановской области, сейчас - Владимирской. Крымчане передали на малую Родину останки защитника полуострова - солдат вернулся домой. Они все там, на небесах, рядом, наши герои, наши защитники. Они, по-прежнему, уже иными силами, хранят нас, нашу землю. И мы не можем их забыть и предать. Хоть так, разделяя по национальностям сейчас, их, единых тогда, постараемся сохранить память. Обо всех героях Отечества.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru