✔ Вместе навсегда - «История»
Владислав 01-мар, 00:00 193 Новости АРКОдин из залогов победы в Великой Отечественной, впрочем, как и в любой битве, в любом деле - единство, мыслей и поступков, людей. Наше старшее поколение, выстоявшее и победившее, как говорил герой Евгения Матвеева в кинокартине «Любовь земная», ни на миг в том не сомневалось. Все вместе, армия, фронт, тыл, партизаны, подпольщики, мирное население, с боями, потерями, тяжко, но неотвратимо рвались к победе. Благодаря единству советского народа сложилось 9 мая 1945-го. В наши дни то единство в праздник напоминает о себе портретами в «Бессмертном полку» героев всех наций и народностей, а в будни… старыми кинофильмами и фамилиями на обелисках, братских могилах - рядом покоятся воины единой многонациональной страны, что уходили в вечность твёрдо веря в победу и в то, что потомки сохранят её, будут вместе. Увы, сейчас получается не всегда, но в противовес тому, в знак единства и братства народов, есть на симферопольском погосте братская могила, в которой навеки вместе лежат русский и украинец. Иван Сидоров и Андрей Мищенко, два майора Красной Армии, командир и комиссар батальона, погибшие в один день за Крым.
Одна на двоих
В минувшем выпуске рубрики начали рассказ о захоронении, обнаруженном и приведённом в порядок краеведом, членом Крымского армянского общества Вартаном Григоряном и его помощницей Юлией. Уже несколько лет они с товарищами из Союза ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска МВД республики шефствуют над могилами защитников и освободителей полуострова.
- Надпись на памятнике: «Здесь покоится прах майоров Мищенко А. Е. (1913-1944) и Сидорова И. В. (1915-1944), умерших от ран, полученных в боях за освобождение Севастополя от немецко-фашистских оккупантов. Вечная слава героям!» - рассказывает краевед. - Заинтересовали их судьбы. Раз за Севастополь погибли, то с боями по Крыму шли, наверное, награды есть, можно в электронных базах данных, созданных при Центральном архиве Минобороны страны, подробнее узнать о подвигах. А ещё именно фамилии заинтересовали, чисто украинская и чисто русская, вместе - словно в противовес нынешним событиям, когда потомки победителей тогдашней единой страны, оказались с разными взглядами на победу, по разные стороны сражения. Иван Васильевич Сидоров, командир 184-го батальона инженерных заграждений, и Андрей Ермолаевич Мищенко, его заместитель по политической части, комиссар батальона, служили в 13-й отдельной инженерной бригаде специального назначения Резерва главнокомандования. В Великой Отечественной награждены тремя боевыми наградами, в том числе за Крым, до войны окончили Военно-политическое училище (по иным данным - Военную академию. - Ред.) имени Михаила Фрунзе, участники Керченско-Эльтигенского десанта. Погибли в бою 22 апреля 1944-го, точнее, Андрей Мищенко сразу погиб, Иван Сидоров был тяжело ранен, умер в тот же день. А в приказе по войскам Приморской армии (второго формирования, до Крыма - 56-й, в десанте Отдельной Приморской, а с 18 апреля 1944-го - в составе 4-го Украинского фронта. - Ред.) от 2 мая 1944-го оба посмертно награждены: командир - орденом Красного Знамени, комиссар - орденом Отечественной войны первой степени.
В прошлый раз, соблюдая субординацию, рассказали о 28-летнем уроженце Курской земли Иване Сидорове, которого ждала с фронта любимая Надежда Михайловна. О том, что офицер награждён орденами Отечественной войны второй степени, первой степени и Красного Знамени (последние - за Крым). Предположили, что о нём в начале июня 1941 года писали коллеги Михаил Сохань и Эммануил Бендицкий, рассказывая о прибывших в Ялту из Москвы курсантах - «участниках велопробега во главе с командиром старшим лейтенантом Сидоровым». Благодаря фронтовому дневнику бойца батальона Петра Олейникова нашли фотокарточку майора, «погибшего на боевом посту». В этом же дневнике Пётр Дмитриевич сохранил и фотокарточку комиссара Андрея Мищенко - вспомним.
Андрей Мищенко
Андрею Ермолаевичу на момент гибели было 30 лет, он родился в 1913-м в селе Запселье Сумского уезда Харьковской губернии, до войны жил в Абхазии, в Гаграх его ждала любимая Валентина Георгиевна. Первая награда заслужена в ином подразделении той же 13-й инженерной бригады - 186-м батальоне - медаль «За боевые заслуги», хотя комбат Михаил Данченко, уроженец Черниговщины, но живший у нас в Джанкое, представлял 14 февраля 1943-го к ордену Красной Звезды. В течение месяца согласовали награждение орденом и комбриг Владимир Железных, и начальник инженерных войск 56-й армии Александр Жиров, и начальник политотдела армии Николай Емельянов. Но в итоге приказом по войскам 56-й армии от 13 апреля 1943-го наградили медалью. Из наградного листа узнаём, что Андрей Ермолаевич участвовал ещё в Керченско-Феодосийском десанте, с декабря по май 1942-го воевал на Крымском фронте Керченского полуострова, чудом выжил в его катастрофе; потом воевал на Северо-Кавказском и Закавказском. «С начала организации батальона, будучи комиссаром батальона, а затем заместителем командира батальона по политической части, поставил партийно-политическую работу на высокий уровень, чем обеспечил выполнение боевых заданий, - читаем в наградном листе. - Энергичный, деятельный товарищ Мищенко обеспечил значительный рост партийной организации батальона за счёт лучших бойцов подразделений. Он сумел сплотить вокруг себя актив, который занял ведущее место в выполнении боевых задач». И боевые подвиги описаны: «В июле 1942 года после отхода наших частей и в близком соприкосновении с противником капитан Мищенко лично подорвал в станице Староминская объекты оборонного значения - элеватор и другие. В октябре 1942-го, когда батальон выполнял боевые задания на Гойтхском перевале (Краснодарский край. - Ред.), под интенсивным миномётным огнём противника товарищ Мищенко призывал людей к подвигу, проводил подлинную большевистскую агитацию; личным бесстрашием и мужеством обеспечил успешное окончания работ».
Через полгода уже замкомандира 184-го батальона награждён орденом Красного Знамени. Наградной лист подписан командиром Иваном Сидоровым, с которым ещё через полгода они окажутся в одной братской могиле в Симферополе. «При выполнении боевого задания по инженерному обеспечению наступательных действий 14-го отдельного гвардейского танкового полка в районе высоты 167 7 и 8 августа 1943-го проявил доблесть и мужество. Под ружейно-пулемётным огнём противника лично руководил группами сапёров по устройству проходов в минных полях за передним краем нашей обороны. В ночь на 2 августа 1943-го возглавив группу сапёров, провёл инженерную разведку переднего края обороны противника в 30-40 метрах от его огневых точек. В момент танковой атаки 7 августа лично руководил пропуском танков через минное поле и обеспечил достижение танками без потерь первой линии обороны противника. Когда из строя выбыл по ранению командир взвода, принял на себя непосредственное руководство группами сапёров, поднялся во весь рост и, идя впереди танков указывал танкистам проходы в минных полях. Достигнув первой линии обороны противника, подобрал на поле боя противотанковое ружьё и лично подавил вражескую огневую точку, мешавшую нашим сапёрам разминировать обнаруженное минное поле. Лично вместе с группой сапёров эвакуировал с поля боя шесть повреждённых танков».
Наградной, в котором фамилия Андрея Мищенко уже в траурной рамке, подписал комиссар 13-й инженерной Сергей Тишков на следующий день после гибели офицера. «В боях за освобождение Крыма проявил умение, мужество и отвагу. При овладении плацдармом на Керченском полуострове, высадившись с первой группой сапёров, в боях за закрепление плацдарма, действуя с 85-м и 224-м танковыми полками, умело обеспечил действие сапёров по сопровождению танков через заграждения противника. В боях за освобождение Крыма с 10 по 14 апреля 1944-го, находясь с сапёрами в составе танкового десанта 63-й Таманской танковой бригады по прорыву и преследованию противника, умелым руководством и личным примером обеспечил стремительное наступление без задержки через заграждения противника, чем успешно содействовал танковой бригаде в расчленении группировки противника и пленении их. На Ак-Монайском рубеже и промежуточных рубежах, лично руководил сапёрами по устройству проходов через противотанковый ров и заграждения. Несмотря на сильный огонь противника, обеспечил пропуск танков без задержек. В боях за Севастополь руководил непосредственно боевыми действиями части. Убит 22 апреля 1944-го». Возможно, он заменил тяжелораненого командира Ивана Сидорова, но тоже вскоре был убит.
В военном архиве мы не нашли фотокарточку Андрея Мищенко, однако она сохранилась во фронтовом дневнике тогда старшего сержанта, помощника командира взвода, часто исполнявшего и обязанности писаря штаба батальона Петра Олейникова. Он, к счастью, дошагал до Победы, награждён многими наградами, а за наш Крым - орденом Красной Звезды. О воине и крымских страницах его дневника - в следующем выпуске рубрики, но, по словам Петра Дмитриевича, тогда 21-летнего, погибли комбат и комиссар 22 апреля, «во время одного из вражеских налётов». Во время штурма Севастополя, 7 мая, скончался тогда командир роты Владимир Зиракошвили - «тоже похоронен в Симферополе возле своих командиров - Сидорова и Мищенко».
В Великой Отечественной было единство народов, а значит, обязательно - Победа.
Андрей Мищенко. Фот о с портала iremember.ru Один из залогов победы в Великой Отечественной, впрочем, как и в любой битве, в любом деле - единство, мыслей и поступков, людей. Наше старшее поколение, выстоявшее и победившее, как говорил герой Евгения Матвеева в кинокартине «Любовь земная», ни на миг в том не сомневалось. Все вместе, армия, фронт, тыл, партизаны, подпольщики, мирное население, с боями, потерями, тяжко, но неотвратимо рвались к победе. Благодаря единству советского народа сложилось 9 мая 1945-го. В наши дни то единство в праздник напоминает о себе портретами в «Бессмертном полку» героев всех наций и народностей, а в будни… старыми кинофильмами и фамилиями на обелисках, братских могилах - рядом покоятся воины единой многонациональной страны, что уходили в вечность твёрдо веря в победу и в то, что потомки сохранят её, будут вместе. Увы, сейчас получается не всегда, но в противовес тому, в знак единства и братства народов, есть на симферопольском погосте братская могила, в которой навеки вместе лежат русский и украинец. Иван Сидоров и Андрей Мищенко, два майора Красной Армии, командир и комиссар батальона, погибшие в один день за Крым. Одна на двоих В минувшем выпуске рубрики начали рассказ о захоронении, обнаруженном и приведённом в порядок краеведом, членом Крымского армянского общества Вартаном Григоряном и его помощницей Юлией. Уже несколько лет они с товарищами из Союза ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска МВД республики шефствуют над могилами защитников и освободителей полуострова. - Надпись на памятнике: «Здесь покоится прах майоров Мищенко А. Е. (1913-1944) и Сидорова И. В. (1915-1944), умерших от ран, полученных в боях за освобождение Севастополя от немецко-фашистских оккупантов. Вечная слава героям!» - рассказывает краевед. - Заинтересовали их судьбы. Раз за Севастополь погибли, то с боями по Крыму шли, наверное, награды есть, можно в электронных базах данных, созданных при Центральном архиве Минобороны страны, подробнее узнать о подвигах. А ещё именно фамилии заинтересовали, чисто украинская и чисто русская, вместе - словно в противовес нынешним событиям, когда потомки победителей тогдашней единой страны, оказались с разными взглядами на победу, по разные стороны сражения. Иван Васильевич Сидоров, командир 184-го батальона инженерных заграждений, и Андрей Ермолаевич Мищенко, его заместитель по политической части, комиссар батальона, служили в 13-й отдельной инженерной бригаде специального назначения Резерва главнокомандования. В Великой Отечественной награждены тремя боевыми наградами, в том числе за Крым, до войны окончили Военно-политическое училище (по иным данным - Военную академию. - Ред.) имени Михаила Фрунзе, участники Керченско-Эльтигенского десанта. Погибли в бою 22 апреля 1944-го, точнее, Андрей Мищенко сразу погиб, Иван Сидоров был тяжело ранен, умер в тот же день. А в приказе по войскам Приморской армии (второго формирования, до Крыма - 56-й, в десанте Отдельной Приморской, а с 18 апреля 1944-го - в составе 4-го Украинского фронта. - Ред.) от 2 мая 1944-го оба посмертно награждены: командир - орденом Красного Знамени, комиссар - орденом Отечественной войны первой степени. В прошлый раз, соблюдая субординацию, рассказали о 28-летнем уроженце Курской земли Иване Сидорове, которого ждала с фронта любимая Надежда Михайловна. О том, что офицер награждён орденами Отечественной войны второй степени, первой степени и Красного Знамени (последние - за Крым). Предположили, что о нём в начале июня 1941 года писали коллеги Михаил Сохань и Эммануил Бендицкий, рассказывая о прибывших в Ялту из Москвы курсантах - «участниках велопробега во главе с командиром старшим лейтенантом Сидоровым». Благодаря фронтовому дневнику бойца батальона Петра Олейникова нашли фотокарточку майора, «погибшего на боевом посту». В этом же дневнике Пётр Дмитриевич сохранил и фотокарточку комиссара Андрея Мищенко - вспомним. Андрей Мищенко Андрею Ермолаевичу на момент гибели было 30 лет, он родился в 1913-м в селе Запселье Сумского уезда Харьковской губернии, до войны жил в Абхазии, в Гаграх его ждала любимая Валентина Георгиевна. Первая награда заслужена в ином подразделении той же 13-й инженерной бригады - 186-м батальоне - медаль «За боевые заслуги», хотя комбат Михаил Данченко, уроженец Черниговщины, но живший у нас в Джанкое, представлял 14 февраля 1943-го к ордену Красной Звезды. В течение месяца согласовали награждение орденом и комбриг Владимир Железных, и начальник инженерных войск 56-й армии Александр Жиров, и начальник политотдела армии Николай Емельянов. Но в итоге приказом по войскам 56-й армии от 13 апреля 1943-го наградили медалью. Из наградного листа узнаём, что Андрей Ермолаевич участвовал ещё в Керченско-Феодосийском десанте, с декабря по май 1942-го воевал на Крымском фронте Керченского полуострова, чудом выжил в его катастрофе; потом воевал на Северо-Кавказском и Закавказском. «С начала организации батальона, будучи комиссаром батальона, а затем заместителем командира батальона по политической части, поставил партийно-политическую работу на высокий уровень, чем обеспечил выполнение боевых заданий, - читаем в наградном листе. - Энергичный, деятельный товарищ Мищенко обеспечил значительный рост партийной организации батальона за счёт лучших бойцов подразделений. Он сумел сплотить вокруг себя актив, который занял ведущее место в выполнении боевых задач». И боевые подвиги описаны: «В июле 1942 года после отхода наших частей и в близком соприкосновении с противником капитан Мищенко лично подорвал в станице Староминская объекты оборонного значения - элеватор и другие. В октябре 1942-го, когда батальон выполнял боевые задания на Гойтхском перевале (Краснодарский край. - Ред.), под интенсивным миномётным огнём противника товарищ Мищенко призывал людей к подвигу, проводил подлинную большевистскую агитацию; личным бесстрашием и мужеством обеспечил успешное окончания работ». Через полгода уже замкомандира 184-го батальона награждён орденом Красного Знамени. Наградной лист подписан командиром Иваном Сидоровым, с которым ещё через полгода они окажутся в одной братской могиле в Симферополе. «При выполнении боевого задания по инженерному обеспечению наступательных действий 14-го отдельного гвардейского танкового полка в районе высоты 167 7 и 8 августа 1943-го проявил доблесть и мужество. Под ружейно-пулемётным огнём противника лично руководил группами сапёров по устройству проходов в минных полях за передним краем нашей обороны. В ночь на 2 августа 1943-го возглавив группу сапёров, провёл инженерную разведку переднего края обороны противника в 30-40 метрах от его огневых точек. В момент танковой атаки 7 августа лично руководил пропуском танков через минное поле и обеспечил достижение танками без потерь первой линии обороны противника. Когда из строя выбыл по ранению командир взвода, принял на себя непосредственное руководство группами сапёров, поднялся во весь рост и, идя впереди танков указывал танкистам проходы в минных полях. Достигнув первой линии обороны противника, подобрал на поле боя противотанковое ружьё и лично подавил вражескую огневую точку, мешавшую нашим сапёрам разминировать обнаруженное минное поле. Лично вместе с группой сапёров эвакуировал с поля боя шесть повреждённых танков». Наградной, в котором фамилия Андрея Мищенко уже в траурной рамке, подписал комиссар 13-й инженерной Сергей Тишков на следующий день после гибели офицера. «В боях за освобождение Крыма проявил умение, мужество и отвагу. При овладении плацдармом на Керченском полуострове, высадившись с первой группой сапёров, в боях за закрепление плацдарма, действуя с 85-м и 224-м танковыми полками, умело обеспечил действие сапёров по сопровождению танков через заграждения противника. В боях за освобождение Крыма с 10 по 14 апреля 1944-го, находясь с сапёрами в составе танкового десанта 63-й Таманской танковой бригады по прорыву и преследованию противника, умелым руководством и личным примером обеспечил стремительное наступление без задержки через заграждения противника, чем успешно содействовал танковой бригаде в расчленении группировки противника и пленении их. На Ак-Монайском рубеже и промежуточных рубежах, лично руководил сапёрами по устройству проходов через противотанковый ров и заграждения. Несмотря на сильный огонь противника, обеспечил пропуск танков без задержек. В боях за Севастополь руководил непосредственно боевыми действиями части. Убит 22 апреля 1944-го». Возможно, он заменил тяжелораненого командира Ивана Сидорова, но тоже вскоре был убит. В военном архиве мы не нашли фотокарточку Андрея Мищенко, однако она сохранилась во фронтовом дневнике тогда старшего сержанта, помощника командира взвода, часто исполнявшего и обязанности писаря штаба батальона Петра Олейникова. Он, к счастью, дошагал до Победы, награждён многими наградами, а за наш Крым - орденом Красной Звезды. О воине и крымских страницах его дневника - в следующем выпуске рубрики, но, по словам Петра Дмитриевича, тогда 21-летнего, погибли комбат и комиссар 22 апреля, «во время одного из вражеских налётов». Во время штурма Севастополя, 7 мая, скончался тогда командир роты Владимир Зиракошвили - «тоже похоронен в Симферополе возле своих командиров - Сидорова и Мищенко». В Великой Отечественной было единство народов, а значит, обязательно - Победа.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru