Ягуся, рождённая в Крыму - «История» » Новости Крыма

✔ Ягуся, рождённая в Крыму - «История»




Георгий Милляр и Баба Яга в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Фото с сайта kino-teatr.ru


Уже больше тридцати лет это государство, в минувшем году отметившее бы 101-летие, живёт лишь в воспоминаниях тех, кто рождён в нём, созидал; живёт в созданном, в старых вещах, что хоть, может, и невзрачные, но крепкие; в старых книгах и кинофильмах, в песнях... Советский Союз, подаривший миру немало открытий и талантов. Вместе с читателями мы продолжаем вспоминать о достижениях советской эпохи, её людей, известных и не очень, продолжаем помнить и узнавать что-то незнакомое о знакомых… Этого человека, без сомнения, знали все дети СССР, ведь он воплотил в детских фильмах образ старушки с помелом в ступе. Им, порой, так пугали взрослые. Впрочем, его Бабу Ягу не боялись, она была обаятельная, к тому же немного «крымская» - впервые этот образ Георгий Милляр создал в Алупке, выступая перед маленькими пациентами детского санатория.


Южнобережье в судьбе


В Крыму, так подходящем для съёмок детских сказок, Георгий Милляр бывал, ещё до того как стал актёром, и фамилия у него была иная - де Мильё, настоящий французский аристократ, правда, рождённый в Москве, а ещё внук купца-золотопромышленника. В инженера-мостостроителя, приехавшего консультантом в Российскую империю, Франца де Мильё влюбилась сразу Елизавета Журавлёва. Языкового барьера для них не существовало: и он говорил по-русски, и она французский знала. Отец девушки Алексей Журавлёв против желания дочери не пошёл, подарив им на свадьбу большую квартиру в Москве, на Бронной улице - в ней, кстати, актёр с мамой прожил многие десятилетия, она до смерти, в 1969-м, он же ещё пять лет, до получения собственной квартирки на окраине столицы. Правда, квартира на Бронной уже тогда была не полностью их, после Великой Октябрьской революции бывшим хозяевам выделили в ней, превращённой в коммуналку, крохотную комнатушку. Но позже именно в этой коммуналке пожилой актёр нашёл свою любовь Марию Васильевну, что была на шесть лет моложе… Впрочем, это всё потом, а тогда, ещё в Российской империи, у малыша, появившегося на свет 7 ноября 1903-го, было доброе детство, проводимое то в Москве, то на дачах в Подмосковье и Геленджике, то в Крыму, где родители всегда снимали дом на Южнобережье. Там, в Ялте, где-то на старом кладбище, осталась могила Франца де Мильё, умершего, когда сыну было три года. И до революции мальчик с мамой часто приезжали в город, приходя к последнему приюту родного человека. Возможно, снимаясь на полуострове, актёр пытался отыскать захоронение отца, однако оно не сохранилось. Но даже с уходом папы беззаботное детство у мальчика ещё немного продолжалось: мама и дедушка с бабушкой в нём души не чаяли. К дедушке с бабушкой, жившим уже в Геленджике, 11-летний Георгий с мамой и перебрались в 1914-м, ближе к морю из шумной, слегка одержимой революционными страстями, Москвы. А ещё в курортном городе жила любимая тётя мальчика, игравшая в местном театре, увы, её имя история не сохранила, но именно этой женщине мы во многом обязаны появлением актёра Георгия Милляра.


Талантливый паренёк, писавший стихи на русском, французском и немецком (пос­ле революции знание двух последних не афишировал), прекрасно рисовавший, побывав однажды, ещё малышом, на репетиции, а потом и спектакле, влюбился в театральное искусство. Даже ребёнком пробовал грим накладывать, как-то подсознательно выбрав зловещую роль (сколько их воплотит потом в киносказках), но вызвал у родных только улыбки. Революцию семья встретила в Геленджике, при этом маме позже каким-то чудом удалось выбраться в Москву, где их квартиру делили на коммуналку новые власти. Впрочем, женщину не обидели, может, сказалось её вдовство, а может, оценили заслуги мужа при мостостроении. Комнатёнку им с сыном оставили, а ещё удалось женщине немного ювелирных украшений своих сохранить - хватило и на хлеб обменивать в голодные годы Гражданской, и паспорт сыну выправить на новую фамилию Милляр. Всё не так приметно…


Роли, роли…


Юноша устроился в Геленд­жикский театр бутафором - поближе к манящей сцене и однажды дебютировал на ней, сыграв… Золушку, вместо заболевшей актрисы. Талант заметили, ролей прибавлялось; потом была учёба в Школе юниоров при Московском театре революции, новые роли в нём. И гастроли по стране. 95 лет назад приехал в любимый с детства Крым, на Южный берег. Попросили столичных актёров выступить перед детьми из санатория в Алупке, костно-туберкулёзного имени основателя Александра Боброва, - главврач лечебницы Пётр Изергин верил, что добрые эмоции помогают ребятам бороться с недугом. Актёры поставили сказку, Георгий Милляр впервые сыграл тогда Бабу Ягу: «Черно-о-моро-о-чка она у меня», - говаривал часто протяжно-раскатистым голосом. И в кино потом свою Ягусю перенёс: «Какая актриса позволит сделать себя такой страшной?! Не женская это роль!». В кино дебютировал в 1928-м - небольшая роль царского чиновника во взрослом «Хромой барин» Константина Эггерта, у него же сыграл чиновника и в 1932-м, «Штурм», а в 1931-м у Николая Бравко в «Рядом с нами» сыграл генерала. Георгий Милляр играл и военных, и трудяг, туземца и чукчу, немца и француза, в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова - палача, а в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая - доминошника… Почти 140 ролей, иногда - несколько на фильм, как в «Королевстве кривых зеркал», где был и вдовствующей королевой, и возчиком, и главнейшим церемониймейстером. А ещё - десятки озвученных фильмов и мультфильмов, но особую известность получил в детских киносказках, переиграв всех злодеев, всю нечистую силу. И наш полуостров может гордиться тем, что почти все эти сказки, как и многие его фильмы для взрослых, сняты на Ялтинской киностудии.


Открыл в Георгии Милляре «нечистный» талант будущий главный советский сказочник Александр Роу. Они познакомились в 1933-м, во время съёмок Порфирием Подобедом и Яковом Протазановым «Марионеток», там 27-летний Александр Артурович был у режиссёров ассистентом, а 30-летний Георгий Францевич вновь играл чиновника. Может быть, они сошлись на таланте, а может, на том, что оба дети иностранцев: у актёра хоть мама русская, а у режиссёра мама - гречанка, папа - ирландец, - но дружба и уважение продолжались всю жизнь. Из 17 фильмов Александра Роу Георгий Милляр сыграл в 15 - исключение только фильм-балет «Хрустальный башмачок» и единственная несказка «Тайна горного озера». Уход Александра Артуровича в 1973-м стал настоящим ударом для Георгия Францевича, он пережил друга на 20 лет…. Первая совместная работа актёра и уже режиссёра-дебютанта - 1938-й, «По щучьему велению», взбалмошный сумасброд Царь Горох. А на следующий год появилась «Василиса Прекрасная», сразу три разноплановых роли - старик-отец, гусляр и… Баба Яга. На роль «старушки» пробовались многие, в том числе Фаина Раневская, но Георгий Милляр в юбке и гриме оказался страшнее и колоритнее - опыт крымский сказался. Говорят, даже взрослые испугались, когда в первый раз он вышел - с чёрным лицом, клыками, горбом, огромным крючковатым носом и в грязных лохмотьях. Актёр рассказывал, что создавал свою Ягусю-Черноморочку с двух увиденных им женщин: соседки по коммуналке с ужасным характером и ялтинской, «старой-престарой, сгробленной, с крючковатым носом, недобрым взглядом и палкой в руке, что пасла коз на Чайной горке». Впрочем, постепенно Яга (а образ воплощён ещё в «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога) добрела, от злобной ведьмы до доброй старушки-сплетницы, страдавшей от радикулита. А ещё были ведьма в «Новых похождениях Кота в сапогах» и нечистый в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Квак в «Марье-искуснице», Чудо-юдо в «Варвара-краса, длинная коса» и Кащей Бессмертный в одноимённом кино - для тех съёмок в военном 1943-м актёр сбрил волосы и брови, а с гримом «помогла» перенесённая малярия - «весил 45 кг с ботинками»…


Его нечисть в кино была такая обаятельная, что дети влюблялись в неё, даже обходя вниманием положительных персонажей. Может, от того, что сам актёр очень любил детей - своих, увы, не сложилось… Как-то его, уже 85-летнего, пригласили выступить перед ребятами в киноконцертном зале «Россия», «в подарочек каждому ребятёночку» он цветными карандашами на половинках альбомных листов нарисовал летящую в ступе Бабу Ягу и подписал «С любовью Г. Ф. Милляр». 850 рисунков по количеству мест в зале! И всё ждал, когда придёт обещанная машина, чтобы отвезти на встречу. Ему не сообщили, что встреча отменилась, рисунки потом раздал соседской детворе - может, кто и сохранил… В 85 он всё же стал народным артистом РСФСР, скромный, добрый, искренний, игравший «обаятельную нечисть» в детских фильмах и не первые роли во взрослом кино, мечтавший, как писал незадолго до ухода в июне 1993-го, «А, наверное, было бы здорово/ Под финал, под конец пути/ Напоследок сыграть Суворова/ И тогда уж спокойно уйти…». Уверены, что и образ полководца актёр бы воплотил блестяще, но… Пересмотрите, откройте для себя вновь те фильмы - добрые, советские.


Георгий Милляр и Баба Яга в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Фото с сайта kino-teatr.ru Уже больше тридцати лет это государство, в минувшем году отметившее бы 101-летие, живёт лишь в воспоминаниях тех, кто рождён в нём, созидал; живёт в созданном, в старых вещах, что хоть, может, и невзрачные, но крепкие; в старых книгах и кинофильмах, в песнях. Советский Союз, подаривший миру немало открытий и талантов. Вместе с читателями мы продолжаем вспоминать о достижениях советской эпохи, её людей, известных и не очень, продолжаем помнить и узнавать что-то незнакомое о знакомых… Этого человека, без сомнения, знали все дети СССР, ведь он воплотил в детских фильмах образ старушки с помелом в ступе. Им, порой, так пугали взрослые. Впрочем, его Бабу Ягу не боялись, она была обаятельная, к тому же немного «крымская» - впервые этот образ Георгий Милляр создал в Алупке, выступая перед маленькими пациентами детского санатория. Южнобережье в судьбе В Крыму, так подходящем для съёмок детских сказок, Георгий Милляр бывал, ещё до того как стал актёром, и фамилия у него была иная - де Мильё, настоящий французский аристократ, правда, рождённый в Москве, а ещё внук купца-золотопромышленника. В инженера-мостостроителя, приехавшего консультантом в Российскую империю, Франца де Мильё влюбилась сразу Елизавета Журавлёва. Языкового барьера для них не существовало: и он говорил по-русски, и она французский знала. Отец девушки Алексей Журавлёв против желания дочери не пошёл, подарив им на свадьбу большую квартиру в Москве, на Бронной улице - в ней, кстати, актёр с мамой прожил многие десятилетия, она до смерти, в 1969-м, он же ещё пять лет, до получения собственной квартирки на окраине столицы. Правда, квартира на Бронной уже тогда была не полностью их, после Великой Октябрьской революции бывшим хозяевам выделили в ней, превращённой в коммуналку, крохотную комнатушку. Но позже именно в этой коммуналке пожилой актёр нашёл свою любовь Марию Васильевну, что была на шесть лет моложе… Впрочем, это всё потом, а тогда, ещё в Российской империи, у малыша, появившегося на свет 7 ноября 1903-го, было доброе детство, проводимое то в Москве, то на дачах в Подмосковье и Геленджике, то в Крыму, где родители всегда снимали дом на Южнобережье. Там, в Ялте, где-то на старом кладбище, осталась могила Франца де Мильё, умершего, когда сыну было три года. И до революции мальчик с мамой часто приезжали в город, приходя к последнему приюту родного человека. Возможно, снимаясь на полуострове, актёр пытался отыскать захоронение отца, однако оно не сохранилось. Но даже с уходом папы беззаботное детство у мальчика ещё немного продолжалось: мама и дедушка с бабушкой в нём души не чаяли. К дедушке с бабушкой, жившим уже в Геленджике, 11-летний Георгий с мамой и перебрались в 1914-м, ближе к морю из шумной, слегка одержимой революционными страстями, Москвы. А ещё в курортном городе жила любимая тётя мальчика, игравшая в местном театре, увы, её имя история не сохранила, но именно этой женщине мы во многом обязаны появлением актёра Георгия Милляра. Талантливый паренёк, писавший стихи на русском, французском и немецком (пос­ле революции знание двух последних не афишировал), прекрасно рисовавший, побывав однажды, ещё малышом, на репетиции, а потом и спектакле, влюбился в театральное искусство. Даже ребёнком пробовал грим накладывать, как-то подсознательно выбрав зловещую роль (сколько их воплотит потом в киносказках), но вызвал у родных только улыбки. Революцию семья встретила в Геленджике, при этом маме позже каким-то чудом удалось выбраться в Москву, где их квартиру делили на коммуналку новые власти. Впрочем, женщину не обидели, может, сказалось её вдовство, а может, оценили заслуги мужа при мостостроении. Комнатёнку им с сыном оставили, а ещё удалось женщине немного ювелирных украшений своих сохранить - хватило и на хлеб обменивать в голодные годы Гражданской, и паспорт сыну выправить на новую фамилию Милляр. Всё не так приметно… Роли, роли… Юноша устроился в Геленд­жикский театр бутафором - поближе к манящей сцене и однажды дебютировал на ней, сыграв… Золушку, вместо заболевшей актрисы. Талант заметили, ролей прибавлялось; потом была учёба в Школе юниоров при Московском театре революции, новые роли в нём. И гастроли по стране. 95 лет назад приехал в любимый с детства Крым, на Южный берег. Попросили столичных актёров выступить перед детьми из санатория в Алупке, костно-туберкулёзного имени основателя Александра Боброва, - главврач лечебницы Пётр Изергин верил, что добрые эмоции помогают ребятам бороться с недугом. Актёры поставили сказку, Георгий Милляр впервые сыграл тогда Бабу Ягу: «Черно-о-моро-о-чка она у меня», - говаривал часто протяжно-раскатистым голосом. И в кино потом свою Ягусю перенёс: «Какая актриса позволит сделать себя такой страшной?! Не женская это роль!». В кино дебютировал в 1928-м - небольшая роль царского чиновника во взрослом «Хромой барин» Константина Эггерта, у него же сыграл чиновника и в 1932-м, «Штурм», а в 1931-м у Николая Бравко в «Рядом с нами» сыграл генерала. Георгий Милляр играл и военных, и трудяг, туземца и чукчу, немца и француза, в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова - палача, а в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая - доминошника… Почти 140 ролей, иногда - несколько на фильм, как в «Королевстве кривых зеркал», где был и вдовствующей королевой, и возчиком, и главнейшим церемониймейстером. А ещё - десятки озвученных фильмов и мультфильмов, но особую известность получил в детских киносказках, переиграв всех злодеев, всю нечистую силу. И наш полуостров может гордиться тем, что почти все эти сказки, как и многие его фильмы для взрослых, сняты на Ялтинской киностудии. Открыл в Георгии Милляре «нечистный» талант будущий главный советский сказочник Александр Роу. Они познакомились в 1933-м, во время съёмок Порфирием Подобедом и Яковом Протазановым «Марионеток», там 27-летний Александр Артурович был у режиссёров ассистентом, а 30-летний Георгий Францевич вновь играл чиновника. Может быть, они сошлись на таланте, а может, на том, что оба дети иностранцев: у актёра хоть мама русская, а у режиссёра мама - гречанка, папа - ирландец, - но дружба и уважение продолжались всю жизнь. Из 17 фильмов Александра Роу Георгий Милляр сыграл в 15 - исключение только фильм-балет «Хрустальный башмачок» и единственная несказка «Тайна горного озера». Уход Александра Артуровича в 1973-м стал настоящим ударом для Георгия Францевича, он пережил друга на 20 лет…. Первая совместная работа актёра и уже режиссёра-дебютанта - 1938-й, «По щучьему велению», взбалмошный сумасброд Царь Горох. А на следующий год появилась «Василиса Прекрасная», сразу три разноплановых роли - старик-отец, гусляр и… Баба Яга. На роль «старушки» пробовались многие, в том числе Фаина Раневская, но Георгий Милляр в юбке и гриме оказался страшнее и колоритнее - опыт крымский сказался. Говорят, даже взрослые испугались, когда в первый раз он вышел - с чёрным лицом, клыками, горбом, огромным крючковатым носом и в грязных лохмотьях. Актёр рассказывал, что создавал свою Ягусю-Черноморочку с двух увиденных им женщин: соседки по коммуналке с ужасным характером и ялтинской, «старой-престарой, сгробленной, с крючковатым носом, недобрым взглядом и палкой в руке, что пасла коз на Чайной горке». Впрочем, постепенно Яга (а образ воплощён ещё в «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога) добрела, от злобной ведьмы до доброй старушки-сплетницы, страдавшей от радикулита. А ещё были ведьма в «Новых похождениях Кота в сапогах» и нечистый в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Квак в «Марье-искуснице», Чудо-юдо в «Варвара-краса, длинная коса» и Кащей Бессмертный в одноимённом кино - для тех съёмок в военном 1943-м актёр сбрил волосы и брови, а с гримом «помогла» перенесённая малярия - «весил 45 кг с ботинками»… Его нечисть в кино была такая обаятельная, что дети влюблялись в неё, даже обходя вниманием положительных персонажей. Может, от того, что сам актёр очень любил детей - своих, увы, не сложилось… Как-то его, уже 85-летнего, пригласили выступить перед ребятами в киноконцертном зале «Россия», «в подарочек каждому ребятёночку» он цветными карандашами на половинках альбомных листов нарисовал летящую в ступе Бабу Ягу и подписал «С любовью Г. Ф. Милляр». 850 рисунков по количеству мест в зале! И всё ждал, когда придёт обещанная машина, чтобы отвезти на встречу. Ему не сообщили, что встреча отменилась, рисунки потом раздал соседской детворе - может, кто и сохранил… В 85 он всё же стал народным артистом РСФСР, скромный, добрый, искренний, игравший «обаятельную нечисть» в детских фильмах и не первые роли во взрослом кино, мечтавший, как писал незадолго до ухода в июне 1993-го, «А, наверное, было бы здорово/ Под финал, под конец пути/ Напоследок сыграть Суворова/ И тогда уж спокойно уйти…». Уверены, что и образ полководца актёр бы воплотил блестяще, но… Пересмотрите, откройте для себя вновь те фильмы - добрые, советские.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика