«Картофельный городок» Крыма - «История» » Новости Крыма

✔ «Картофельный городок» Крыма - «История»




Мемориал и музей. Фото Александра КАДНИКОВА.


Международный День памяти жертв Холокоста - уничтожения по национальному и социальному признакам. 80 лет назад, 27 января 1945-го, бойцы Красной Армии, 1-го Украинского фронта Ивана Конева освободили (несколько сотен погибло) узников самого известного концлагеря войны - Аушвиц, Освенцим. В нём, созданном в оккупированной фашистами Польше в 1940-м, погибли до 5 миллионов человек разных возрастов, из разных мест; с сентября 1941-го, и из нашей страны, Советского Союза. При освобождении советские солдаты обнаружили только 7,5 тысячи измученных узников, 611 детей… Пытки, жестокие опыты, казни - обычная практика в концлагерях. И у нас в Крыму, во время оккупации так, кроме них, ещё и расстрельные рвы, ямы-колодцы, в которых сразу уничтожали. Самый известный крымский - в бывшем совхозе «Красном», под Симферополем, более 15 тысяч павших, теперь там - мемориал. И в Симферополе, на улице имени подпольщицы Гражданской войны Евгении Жигалиной, тоже мемориал - здесь был лагерь для наших солдат, что израненными, часто без сознания, оказывались в фашистском плену, - «Картофельный городок».


Страшная реальность


Мирное название - «Картофельный городок». Сразу, как-то по-детски, представляются весёлые картофелины, живущие в нём, со своими приключениями. В реальности всё проще - до Великой Отечественной здесь были склады Горплодовощекомбината. В реальности всё страшнее - фашисты устроили там пересыльный концентрационный лагерь. В германских документах значилось «Дулаг 241», «Картофельный городок» - говорилось среди местных. Около 150 тысяч наших солдат и офицеров прошли через него, потом сгоняли и гражданских - на «фильтрацию» перед отправкой на работы в Германию. Условия: холодные подвалы для раненых и больных, для остальных - под открытым небом, на ветру, в мороз и зной, почти без одежды, глоток воды и банка сырой баланды в сутки. Много погибших, позже подсчитали, около 7 тысяч, до сотни ежедневно. Тела сжигали или неподалёку, или в балки вывозили, несколько тысяч у стены Староармянского кладбища захоронены. Узники «Картофельного городка». Теперь на его месте мемориал, музей - место для него предоставил сын бывшего узника, к счастью, выжившего - Николая Михайловича Кисиленко. Какие-то мелочи из личных вещей узников, подковы, гильзы, всё то, что не могло заинтересовать алчных фашистов; и колючая проволока, что окутывала территорию, руки пленных стягивала; и редкие снимки погибших, уцелевших, воспоминания и рисунки художника Юрия Васильевича Волкова, созданные им по памяти портреты товарищей по несчастью. И имена, что удалось узнать. Их с семидесятых годов прошлого века восстанавливает известный историк, краевед, профессор Владимир Поляков и его неравнодушные товарищи. Однажды один из партизан, ставший таким после побега из концлагеря, рассказал краеведу о страшном месте.


Имена, имена…


Сумел Владимир Поляков разыскать выживших, воспоминания записать, позже поисковики из разных регионов страны подключились, узники ведь тоже из разных. Имена в памяти остаются. Александр Андреевич Балацкий, Юрий Васильевич Волков, Павел Христофорович Дубинда, Энвер Ибраимов, Алексей Пантелеевич Калашников, Николай Михайлович Кисиленко, Зоре Али кызы Небиева (Феттаева), Василий Антонович Новичков, Пётр Леонтьевич Осиюк, Андрей Власович Подскребов, Ананий Вениаминович Туршу, Валентина Герасимовна Колесниченко, что малышкой с мамой там оказалась, Пётр Ефимович Шпорт, Леонид Степанович Чудинов, Василий Михайлович Дорфман, Григорий Романович Дьяченко, Михаил Моисеевич Полета, Павел Игнатьевич Захлебин, Василий Павлович Зверьков, Александр Константинович Каменцев, Яков Степанович Камышанченко, Николай Лукич Кашуба, Тимофей Тимофеевич Колпаков, Борис Александрович Кубарский, Степан Романович Купрый, Арсентий Фёдорович Кушнир, Дмитрий Емельянович Лебедев, Иван Фёдорович Литвинов, Николай Яковлевич Лугин, Иван Косолапов, Виктор Иванович Якушин, Луньков Егор Васильевич, Василий Трофимович Песков, Павел Филиппович Плетнёв, Семён Яковлевич Поляченко, Николай Иванович Попов, Трофим Григорьевич Семененко, Василий Петрович Силка, Алексей Васильевич Слепов, Василий Иванович Смирнов, Сергей Алексеевич Тезиков, Алексей Иосифович Третьяченко, Пётр Александрович Цирульников, Фёдор Васильевич Чернявский, Анатолий Егорович Шестаков, Саит Изаилович Абдулаев, А. Аймухамбетов (Аймухамбет), Даулыбай (Даулебай) Аруев, Хайрула (Кайрула) Асбергенов, Зульхаир Ахма[...] Ахбалаев, Ханиз (Ханис) Байрамалиев, Сахташ (Сакташ) Балгужаев, К. Бикбулатов, Бахсик (Бакши) Бисалиев, Сулейман Бисембаев, В. Болдаев, Сабагали Букашев, Егор Кузьмич Востриков, Михаил Владимирович Галикберов, Семён Иванович Горюнов, Пётр Васильевич Гусев, Мажот (Максот) Дербесалиев, Сагингали Джерешев, Гафар Дустанов, Аубикер (Абубикер) Ерилбеков, Бакши Жарагасов, Бисалголи Жахвалиев, Борис Данилович Жумагалиев, Кисмат Исугалиевич Каиров, Хамидула Калиев, Хусаин Калиевич Калиев, Каир Капланов, Джуаши Капралин, Мухтар Кульжанов, Даулыбай Кульчуманов, Кайрат Каусович Кустенкеев, Куан Мурзатович Мамбетов, Ахмедан Маскарбаев, Кумар Маскарбаев, Курмангали Медишев, Карим Мусанов, Айдагали Мухамедалиев, Камит Сатдович Мухамедов…


И имена медперсонала лагеря, «лазарета для военнопленных в Симферополе», тоже пленные: Артём Акопов, Николай Б., Лидия Табагуа, Булат Алитов, Мария Блахерова, Анатолий Бугров, Виктор Бузыканов, Николай Ванчугов, Николай Рытвинский, Онисим Сухарев, Василий Безуглов, Юлия Белкина, Анатолий Емельянов, Василий Ищук, Александра Калякина, Джульета Мамардошвили, Александра Силкина, Анна Симкачева, Клавдия Цурканова, Любовь Ясинецкая, Михаил Чурилин. Они, как могли, облегчали страдания… И симферопольцы старались помогать узникам. В музее есть фотокарточка марта 1942-го: неравнодушные люди пытаются перебросить узникам продукты - от своих отрывая, в городе тоже голод, но «солдатикам нужнее». Иногда фашисты позволяли, забирая потом продукты себе, но чаще - разгоняли. А ещё, в самом начале оккупации, в ноябре 1941-го, симферопольцы помогали узникам бежать. Наша читательница Валентина Фоминична, тогда 12-летняя, рассказала: «Моя бабушка Мат­рёна Николаевна Богданова (мама, Мария Александровна Меньшикова, с заводом своим в эвакуацию уехала) нарыла на огороде картошки, сварила в мундирах, сложила в высокий бидон, а в другой такой же положила солёную крымскую хамсу - скудные запасы. Сказала мне, хоть это, внучка, отнеси защитникам нашим, ты большая уже, справишься. Подойдя к базе, увидела насыпь, на которой стояло много людей, тоже принёсших еду, но подойти боялись, молча плакали. А из-за забора выглядывали головы солдат, вдоль стены на ремнях и верёвках спущены котелки, коробки. Ходивший вокруг часовой с автоматом не обращал внимания (тогда фашисты ещё не сильно охраняли ново­созданный концлагерь. - Ред.). Через некоторое время слева от насыпи появилась новая группа конвоируемых военнопленных, часовой отвлёкся, а я в это время сбежала к забору и стала раскладывать картошку и хамсу в висящие котелки и коробки. Потом стала пробираться обратно, к Ленинскому парку (сквер имени Владимира Ленина), но нащупала на дне сумки две коробки с папиросами, оказывается бабушка и их положила, чтобы раздать нашим солдатикам. Возвращаться к насыпи не было сил, огляделась, увидела «две стены, одна из которых - здание овощебазы, другая - соседнего дома, а между ними гора мусора, долго его разгребала, а потом протиснулась, прямо к военнопленным. Они удивились: «Как ты сюда попала, девочка?». Я показываю на мусор в проёме. Пленные и бросились туда, на улицу, а я стою, растерянная, вдруг один крикнул: «Разойдись! Выпустить девочку!». Меня пропустили, а потом вновь к побегу, только поворачивали они в сторону центра, я закричала, что там их просто перестреляют. Тогда тот же человек остановил всех, показала, куда надо бежать, к речке Славянке, в сторону Севастополя. Тот военный поблагодарил меня и сказал, чтобы быстрее убегала, а то скоро обнаружат и начнётся облава».


Узники «Картофельного городка», они, понимая, что обречены, всё равно думали о других, о мирных жителях Родины. И гражданские тоже, невзирая на опасность, старались помочь военным. Такая вот судьба у нашей державы, объединяться, когда трудно. Побеждать! И такой долг у потомков, наследников победителей: никогда не забывать тех, благодаря кому удалось сломить врага, кто своими судьбами, жизнями расплатился за долгожданную весть о Победе! Не забывать, не предавать, не стесняться, даже если знаешь, что в концлагере близкий побывал, что в фашистском плену оказался - разные обстоятельства, главное, человек не стал предателем, ни Родины, ни близких, ни себя. Помним!


Мемориал и музей. Фото Александра КАДНИКОВА. Международный День памяти жертв Холокоста - уничтожения по национальному и социальному признакам. 80 лет назад, 27 января 1945-го, бойцы Красной Армии, 1-го Украинского фронта Ивана Конева освободили (несколько сотен погибло) узников самого известного концлагеря войны - Аушвиц, Освенцим. В нём, созданном в оккупированной фашистами Польше в 1940-м, погибли до 5 миллионов человек разных возрастов, из разных мест; с сентября 1941-го, и из нашей страны, Советского Союза. При освобождении советские солдаты обнаружили только 7,5 тысячи измученных узников, 611 детей… Пытки, жестокие опыты, казни - обычная практика в концлагерях. И у нас в Крыму, во время оккупации так, кроме них, ещё и расстрельные рвы, ямы-колодцы, в которых сразу уничтожали. Самый известный крымский - в бывшем совхозе «Красном», под Симферополем, более 15 тысяч павших, теперь там - мемориал. И в Симферополе, на улице имени подпольщицы Гражданской войны Евгении Жигалиной, тоже мемориал - здесь был лагерь для наших солдат, что израненными, часто без сознания, оказывались в фашистском плену, - «Картофельный городок». Страшная реальность Мирное название - «Картофельный городок». Сразу, как-то по-детски, представляются весёлые картофелины, живущие в нём, со своими приключениями. В реальности всё проще - до Великой Отечественной здесь были склады Горплодовощекомбината. В реальности всё страшнее - фашисты устроили там пересыльный концентрационный лагерь. В германских документах значилось «Дулаг 241», «Картофельный городок» - говорилось среди местных. Около 150 тысяч наших солдат и офицеров прошли через него, потом сгоняли и гражданских - на «фильтрацию» перед отправкой на работы в Германию. Условия: холодные подвалы для раненых и больных, для остальных - под открытым небом, на ветру, в мороз и зной, почти без одежды, глоток воды и банка сырой баланды в сутки. Много погибших, позже подсчитали, около 7 тысяч, до сотни ежедневно. Тела сжигали или неподалёку, или в балки вывозили, несколько тысяч у стены Староармянского кладбища захоронены. Узники «Картофельного городка». Теперь на его месте мемориал, музей - место для него предоставил сын бывшего узника, к счастью, выжившего - Николая Михайловича Кисиленко. Какие-то мелочи из личных вещей узников, подковы, гильзы, всё то, что не могло заинтересовать алчных фашистов; и колючая проволока, что окутывала территорию, руки пленных стягивала; и редкие снимки погибших, уцелевших, воспоминания и рисунки художника Юрия Васильевича Волкова, созданные им по памяти портреты товарищей по несчастью. И имена, что удалось узнать. Их с семидесятых годов прошлого века восстанавливает известный историк, краевед, профессор Владимир Поляков и его неравнодушные товарищи. Однажды один из партизан, ставший таким после побега из концлагеря, рассказал краеведу о страшном месте. Имена, имена… Сумел Владимир Поляков разыскать выживших, воспоминания записать, позже поисковики из разных регионов страны подключились, узники ведь тоже из разных. Имена в памяти остаются. Александр Андреевич Балацкий, Юрий Васильевич Волков, Павел Христофорович Дубинда, Энвер Ибраимов, Алексей Пантелеевич Калашников, Николай Михайлович Кисиленко, Зоре Али кызы Небиева (Феттаева), Василий Антонович Новичков, Пётр Леонтьевич Осиюк, Андрей Власович Подскребов, Ананий Вениаминович Туршу, Валентина Герасимовна Колесниченко, что малышкой с мамой там оказалась, Пётр Ефимович Шпорт, Леонид Степанович Чудинов, Василий Михайлович Дорфман, Григорий Романович Дьяченко, Михаил Моисеевич Полета, Павел Игнатьевич Захлебин, Василий Павлович Зверьков, Александр Константинович Каменцев, Яков Степанович Камышанченко, Николай Лукич Кашуба, Тимофей Тимофеевич Колпаков, Борис Александрович Кубарский, Степан Романович Купрый, Арсентий Фёдорович Кушнир, Дмитрий Емельянович Лебедев, Иван Фёдорович Литвинов, Николай Яковлевич Лугин, Иван Косолапов, Виктор Иванович Якушин, Луньков Егор Васильевич, Василий Трофимович Песков, Павел Филиппович Плетнёв, Семён Яковлевич Поляченко, Николай Иванович Попов, Трофим Григорьевич Семененко, Василий Петрович Силка, Алексей Васильевич Слепов, Василий Иванович Смирнов, Сергей Алексеевич Тезиков, Алексей Иосифович Третьяченко, Пётр Александрович Цирульников, Фёдор Васильевич Чернявский, Анатолий Егорович Шестаков, Саит Изаилович Абдулаев, А. Аймухамбетов (Аймухамбет), Даулыбай (Даулебай) Аруев, Хайрула (Кайрула) Асбергенов, Зульхаир Ахма_


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»