Патриот Отечества - «История» » Новости Крыма

✔ Патриот Отечества - «История»




Дмитрий Карбышев - таким он служил в Крыму. Фото из открытого источника.


Его имя носит улица в Симферополе, на Петровских высотах старого города, и памятник-бюст легендарному человеку установили восемь лет назад в Евпатории, а в Севастополе, в школе-интернате №3, - музей его имени, ещё в 1967-м открытый, и малую планету в его честь назвали в 1972-м крымские астрономы. Он считал, что «нет большей победы, чем победа над собой. Главное - не пасть на колени перед врагом». И не пал, не предал, не сдался. Когда фашисты предлагали ему жизнь в обмен на сотрудничество, отвечал, что «честью и Родиной не торгует». Чуть меньше трёх месяцев не дожил патриот до Великой Победы: 80 лет назад, 18 февраля 1945-го, в немецком концлагере Маутхаузен замучен Дмитрий Карбышев.


Омский паренёк


Четыре сына и две дочери родилось у Александ­ры Ефимовны и Михаила Ильича из Омска. Младшего, появившегося на свет 14
(26 по новому стилю) октября 1880-го, нарекли Дмитрием. Мама занималась домашним хозяйством, а папа - служил, боевой офицер, награждённый орденам Святой Анны и Святого Станислава, медалью «В память войны 1853-1856 годов», Крымской войны. Михаил Карбышев стремился всегда узнать что-то новое, и детям любовь к тому передал, причём настолько тяготели ребята к новшествам, что старший Владимир, поступивший на медицинский факультет Казанского университета, даже в революционном движении успел поучаствовать, зачатках ещё. Год в камере-одиночке и ссылка в степи Казахстана, а на семью - клеймо «неблагона­дёжных, политических». Дмит­рию тогда было четыре года, но братом гордился. И тоже с малых лет тянулся к новинкам, видя переживания родителей, старался быть послушным, учиться хорошо, как и папа, стать военным решил, но не просто боевым, а чтоб и по технической части. Будущему генерал-лейтенанту инженерных войск было 12 лет, когда не стало отца, мечтавшего, чтобы дети образование получили.


Мама мальчика, хоть и трудно было из-за клейма, смогла ему помочь. Дмитрия отец, за год до ухода, смог определить в Сибирский кадетский корпус, учился там паренёк семь лет, но платно пришлось - из-за «неблагонадёжности». Из-за этого и в казарме жить запрещалось, в столовой питаться, обмундирование получать… Но Дмитрий учился, отлично, в 1894-м его «за выдающиеся успехи в учёбе уравняли в правах с остальными кадетами». Кадетский корпус окончен с похвальным листом и подарком - альбомом «Япония и японцы», как близко вскоре придётся столкнуться с ними… И Николаевское военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге окончено с отличием, там принял решение посвятить себя «упоительному занятию» топографией и фортификацией. Назначили служить в Восточно-Сибирском батальоне близ Владивостока, а когда началась Русско-японская война, командовал телеграфной ротой в Маньчжурии, пять боевых орденов: Святого Владимира, два Святого Станислава, два Святой Анны, разных степеней. Потом из армии… уволили, после попытки революции 1905 года в стране, припомнили и клеймо «неблагонадёжности», обвинили, что «укрывал в батальоне бунтовщиков». От казни спасли боевые заслуги, чертёжником гражданским стал работать. Но в предчувствии новых баталий император Николай Второй решил модифицировать все крепости, фортификационные сооружения. Военных инженеров не хватало, Дмитрия Карбышева восстановили на службе и в звании - штабс-капитана. И сбылась мечта поступить в инженерную академию, 23 экзамена выдержал за 25 дней. В 1911-м экзаменационная комиссия во главе с известным фортификатором генералом Константином Величко присудила ему премию имени Героев Порт-Артура за лучший дипломный проект и дала право выбрать военному инженеру место службы. Мечта была, конечно, о Севастополе, о бастионах и батареях которого рассказывал отец, о героизме защитников столько прочитано. Уже назначили командиром миномётной роты в Севастопольской крепости. Только вот выехать не успел: срочный перевод на запад, Брест-Литовск, реконструкция крепости, фортов.


Первая мировая, воевал в Карпатах, штурмовал крепость Перемышль, был участником знаменитого прорыва Алексея Брусилова. Звание подполковника досрочно, ещё один орден Святой Анны и ранение - итог боёв. Ему было трудно принять революцию 1917-го, но выбрал - служение Родине. Россия всё равно оставалась, пусть перестав быть Имперской, став Советской, но, не прекращая быть Отечеством, за которое и отец сражался, и дед, предки, казаки сибирские. Служил в Коллегии по обороне Главного военно-инженерного управления, которое возглавил его учитель Константин Величко, тоже перешедший к большевикам. И строил военный инженер Дмитрий Карбышев полевые оборонительные сооружения в Забайкалье и Сибири, восстанавливал Транссиб… В 1920-м случился долгожданный Крым. Командующий Южным фронтом Михаил Фрунзе, наслышанный о мас­терстве военного инженера, просил реввоенсовет перевести Дмитрия Карбышева сюда. Бои за полуостров, ещё занятый белогвардейцами, штурм укреплений на Перекопе и Чонгаре, переход через Сиваш в ноябре обеспечивали и сапёры, инженерные части Дмитрия Михайловича. Он разрабатывал план, проводил расчёты, координировал дейст­вия по созданию укрепрайонов на полуострове - Севастопольского, Перекопско-Сивашского и Керченского. Там применялись и изобретения инженера - противопехотные мины массового применения, «тенёты Карбышева» - малозаметные препятствия из тонкой стальной проволоки. Он придумывал, создавал многое, что и сейчас помогает в бою, при форсировании водных преград; более сотни научных работ по военной инженерии, истории, тактике. В годы послевоенного затишья преподавал в Военной академии имени Михаила Фрунзе, руководил кафедрой военно-инженерного дела. И уже советские награды - ордена Красной Звезды и Красного Знамени, дважды - золотые часы, «Красному борцу Социалистической революции от Всероссийского Центрального исполнительного комитета» в 1919-м и Реввоенсовета СССР в 1934-м. За год до Великой Отечественной, когда в Красной Армии появились генеральские звания, стал генерал-лейтенантом инженерных войск.


Мужество


В стране уже было предчувствие новой войны с германцами, и Дмитрий Карбышев сосредоточился на укреплении западных границ Союза, новых, после присоединения Западных Украины и Белоруссии, Прибалтики и Бессарабии. Укрепрайоны строились, 7 июня 1941-го военный инженер отправился в командировку в Западный Особый военный округ. А дальше была война.  И окружение на Белостокском выступе, где защищали Родину 3-я и 10-я армии. Он мог ещё вернуться в Москву, вечером, 22 июня, но отказался, не мог покинуть войска в такой ситуации. И пробивались из окружения небольшими группами. К началу августа по болотам Полесья отряд сапёров, начальник инженерной службы 10-й армии полковник Пётр Сухаревич и Дмитрий Карбышев вышли к Днепру, встретив несколько сот выходящих из окружения красноармейцев стрелковых рот, почти все - раненые. Наш герой взял командование на себя, приняли решение форсировать реку. Соорудили плоты, на последнем плыли Пётр Филиппович и Дмитрий Михайлович. Фашистский налёт, бомба рядом разорвалась, перевернулся плот. Полковник и выжившие сапёры вытащили контуженного, потерявшего сознание генерала. Им ненадолго удалось укрыться в ржаных посевах, но гитлеровцы уже прочёсывали местность. Дальше - плен. Пётр Сухаревич казнён в концлагере 25 сентября 1944-го, Дмитрий Карбышев продержался чуть дольше. На Родине их считали «пропавшими без вести».


Концлагеря в Польше, Германии, Австрии, застенки сменялись один за другим, пытки, каторжные работы, а он, в каменоломне, где делали могильные плиты, говорил товарищам: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте». И в каждом лагере вступал в антифашистское подполье, даже возглавляя борьбу, как мог, поддерживал товарищей, своим примером показывал, что нельзя сдаваться: «Плен - страшная штука, но ведь это тоже война, и пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь».


Профессору, доктору военных наук генерал-лейтенанту инженерных войск фашисты много раз предлагали сотрудничество, свободу, лучшие условия и блага. Но 64-летний Дмитрий Карбышев отвечал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной». И уже, понимая, что это конец, что не выдержит уже на 12-градусном морозе, раздетый и под напорами ледяной воды из брандспойтов, которые наставили фашисты на узников, прибывших в Маутхаузен, он в ночь на 18 февраля 1945-го стоял на ветру, покрываясь ледяной коркой и говорил другим: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!».


Впервые о гибели генерала Карбышева рассказал спустя год офицер канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, бывший узник, чудом сумевший выжить в той расправе, он был в госпитале в Англии и попросил пригласить представителя советской миссии: «Я считаю священным долгом беспристрастно засвидетельствовать всё, что знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека». Позже о несломленном генерале вспоминали и иные выжившие. В августе 1946-го Дмитрию Карбышеву посмертно присвое­но звание Героя Советского Сою­за, спустя два года на месте казни появился памятник солдату Отечества. Помним!

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Дмитрий Карбышев - таким он служил в Крыму. Фото из открытого источника. Его имя носит улица в Симферополе, на Петровских высотах старого города, и памятник-бюст легендарному человеку установили восемь лет назад в Евпатории, а в Севастополе, в школе-интернате №3, - музей его имени, ещё в 1967-м открытый, и малую планету в его честь назвали в 1972-м крымские астрономы. Он считал, что «нет большей победы, чем победа над собой. Главное - не пасть на колени перед врагом». И не пал, не предал, не сдался. Когда фашисты предлагали ему жизнь в обмен на сотрудничество, отвечал, что «честью и Родиной не торгует». Чуть меньше трёх месяцев не дожил патриот до Великой Победы: 80 лет назад, 18 февраля 1945-го, в немецком концлагере Маутхаузен замучен Дмитрий Карбышев. Омский паренёк Четыре сына и две дочери родилось у Александ­ры Ефимовны и Михаила Ильича из Омска. Младшего, появившегося на свет 14 (26 по новому стилю) октября 1880-го, нарекли Дмитрием. Мама занималась домашним хозяйством, а папа - служил, боевой офицер, награждённый орденам Святой Анны и Святого Станислава, медалью «В память войны 1853-1856 годов», Крымской войны. Михаил Карбышев стремился всегда узнать что-то новое, и детям любовь к тому передал, причём настолько тяготели ребята к новшествам, что старший Владимир, поступивший на медицинский факультет Казанского университета, даже в революционном движении успел поучаствовать, зачатках ещё. Год в камере-одиночке и ссылка в степи Казахстана, а на семью - клеймо «неблагона­дёжных, политических». Дмит­рию тогда было четыре года, но братом гордился. И тоже с малых лет тянулся к новинкам, видя переживания родителей, старался быть послушным, учиться хорошо, как и папа, стать военным решил, но не просто боевым, а чтоб и по технической части. Будущему генерал-лейтенанту инженерных войск было 12 лет, когда не стало отца, мечтавшего, чтобы дети образование получили. Мама мальчика, хоть и трудно было из-за клейма, смогла ему помочь. Дмитрия отец, за год до ухода, смог определить в Сибирский кадетский корпус, учился там паренёк семь лет, но платно пришлось - из-за «неблагонадёжности». Из-за этого и в казарме жить запрещалось, в столовой питаться, обмундирование получать… Но Дмитрий учился, отлично, в 1894-м его «за выдающиеся успехи в учёбе уравняли в правах с остальными кадетами». Кадетский корпус окончен с похвальным листом и подарком - альбомом «Япония и японцы», как близко вскоре придётся столкнуться с ними… И Николаевское военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге окончено с отличием, там принял решение посвятить себя «упоительному занятию» топографией и фортификацией. Назначили служить в Восточно-Сибирском батальоне близ Владивостока, а когда началась Русско-японская война, командовал телеграфной ротой в Маньчжурии, пять боевых орденов: Святого Владимира, два Святого Станислава, два Святой Анны, разных степеней. Потом из армии… уволили, после попытки революции 1905 года в стране, припомнили и клеймо «неблагонадёжности», обвинили, что «укрывал в батальоне бунтовщиков». От казни спасли боевые заслуги, чертёжником гражданским стал работать. Но в предчувствии новых баталий император Николай Второй решил модифицировать все крепости, фортификационные сооружения. Военных инженеров не хватало, Дмитрия Карбышева восстановили на службе и в звании - штабс-капитана. И сбылась мечта поступить в инженерную академию, 23 экзамена выдержал за 25 дней. В 1911-м экзаменационная комиссия во главе с известным фортификатором генералом Константином Величко присудила ему премию имени Героев Порт-Артура за лучший дипломный проект и дала право выбрать военному инженеру место службы. Мечта была, конечно, о Севастополе, о бастионах и батареях которого рассказывал отец, о героизме защитников столько прочитано. Уже назначили командиром миномётной роты в Севастопольской крепости. Только вот выехать не успел: срочный перевод на запад, Брест-Литовск, реконструкция крепости, фортов. Первая мировая, воевал в Карпатах, штурмовал крепость Перемышль, был участником знаменитого прорыва Алексея Брусилова. Звание подполковника досрочно, ещё один орден Святой Анны и ранение - итог боёв. Ему было трудно принять революцию 1917-го, но выбрал - служение Родине. Россия всё равно оставалась, пусть перестав быть Имперской, став Советской, но, не прекращая быть Отечеством, за которое и отец сражался, и дед, предки, казаки сибирские. Служил в Коллегии по обороне Главного военно-инженерного управления, которое возглавил его учитель Константин Величко, тоже перешедший к большевикам. И строил военный инженер Дмитрий Карбышев полевые оборонительные сооружения в Забайкалье и Сибири, восстанавливал Транссиб… В 1920-м случился долгожданный Крым. Командующий Южным фронтом Михаил Фрунзе, наслышанный о мас­терстве военного инженера, просил реввоенсовет перевести Дмитрия Карбышева сюда. Бои за полуостров, ещё занятый белогвардейцами, штурм укреплений на Перекопе и Чонгаре, переход через Сиваш в ноябре обеспечивали и сапёры, инженерные части Дмитрия Михайловича. Он разрабатывал план, проводил расчёты, координировал дейст­вия по созданию укрепрайонов на полуострове - Севастопольского, Перекопско-Сивашского и Керченского. Там применялись и изобретения инженера - противопехотные мины массового применения, «тенёты Карбышева» - малозаметные препятствия из тонкой стальной проволоки. Он придумывал, создавал многое, что и сейчас помогает в бою, при форсировании водных преград; более сотни научных работ по военной инженерии, истории, тактике. В годы послевоенного затишья преподавал в Военной академии имени Михаила Фрунзе, руководил кафедрой военно-инженерного дела. И уже советские награды - ордена Красной Звезды и Красного Знамени, дважды - золотые часы, «Красному борцу Социалистической революции от Всероссийского Центрального исполнительного комитета» в 1919-м и Реввоенсовета СССР в 1934-м. За год до Великой Отечественной, когда в Красной Армии появились генеральские звания, стал генерал-лейтенантом инженерных войск. Мужество В стране уже было предчувствие новой войны с германцами, и Дмитрий Карбышев сосредоточился на укреплении западных границ Союза, новых, после присоединения Западных Украины и Белоруссии, Прибалтики и Бессарабии. Укрепрайоны строились, 7 июня 1941-го военный инженер отправился в командировку в Западный Особый военный округ. А дальше была война. И окружение на Белостокском выступе, где защищали Родину 3-я и 10-я армии. Он мог ещё вернуться в Москву, вечером, 22 июня, но отказался, не мог покинуть войска в такой ситуации. И пробивались из окружения небольшими группами. К началу августа по болотам Полесья отряд сапёров, начальник инженерной службы 10-й армии полковник Пётр Сухаревич и Дмитрий Карбышев вышли к Днепру, встретив несколько сот выходящих из окружения красноармейцев стрелковых рот, почти все - раненые. Наш герой взял командование на себя, приняли решение форсировать реку. Соорудили плоты, на последнем плыли Пётр Филиппович и Дмитрий Михайлович. Фашистский налёт, бомба рядом разорвалась, перевернулся плот. Полковник и выжившие сапёры вытащили контуженного, потерявшего сознание генерала. Им ненадолго удалось укрыться в ржаных посевах, но гитлеровцы уже прочёсывали местность. Дальше - плен. Пётр Сухаревич казнён в концлагере 25 сентября 1944-го, Дмитрий Карбышев продержался чуть дольше. На Родине их считали «пропавшими без вести». Концлагеря в Польше, Германии, Австрии, застенки сменялись один за другим, пытки, каторжные работы, а он, в каменоломне, где делали могильные плиты, говорил товарищам: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте». И в каждом лагере вступал в антифашистское подполье, даже возглавляя борьбу, как мог, поддерживал товарищей, своим примером показывал, что нельзя сдаваться: «Плен - страшная штука, но ведь это тоже война, и пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь». Профессору, доктору военных наук генерал-лейтенанту инженерных войск фашисты много раз предлагали сотрудничество, свободу, лучшие условия и блага. Но 64-летний Дмитрий Карбышев отвечал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной». И уже, понимая, что это конец, что не выдержит уже на 12-градусном морозе, раздетый и под напорами ледяной воды из брандспойтов, которые наставили фашисты на узников, прибывших в Маутхаузен, он в ночь на 18 февраля 1945-го стоял на ветру, покрываясь ледяной коркой и говорил другим: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!». Впервые о гибели генерала Карбышева рассказал спустя год офицер канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, бывший узник, чудом сумевший выжить в той расправе, он был в госпитале в Англии и попросил пригласить представителя советской миссии: «Я считаю священным долгом беспристрастно засвидетельствовать всё, что знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека». Позже о несломленном генерале вспоминали и иные выжившие. В августе 1946-го Дмитрию Карбышеву посмертно присвое­но звание Героя Советского Сою­за, спустя два года на месте казни появился памятник солдату Отечества. Помним!


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»