Продолжаем вспоминать жизнь и людей советской эпохи, у нашего полуострова в истории страны особая глава, героическая и трагическая, созидательная и нетерпимая, непоправимая и благословенная. Конечно, так и у любого региона многонациональной страны, из судеб, болей, историй людей складывается жизнь общая. У нашего она всё же добрая, верим - навсегда. И с теплотой вспоминаем тех, кто создавал историю, руководил полуостровом в советское время, в бытность Крымской автономии, области. В год 80-летия Великой Победы вспоминаем первых секретарей обкома, участников Великой Отечественной.
Автономные
У большинства их предшественников, первых (ответственных) из двадцатых-тридцатых годов минувшего столетия, участников Первой мировой и Гражданской, судьбы трагические, свои расстреляли: Иван Акулов, Абрам Израилович, Николай Уфимцев, Иван Носов, Дмитрий Живов, Айказ Костанян, Евгений Вегер, Борис Семёнов, Лаврентий Картвелишвили. Выжить в годы репрессий удалось
Сергею Петропавловскому, рождённому в 1886-м, бывшему ответсекретарём Крымского обкома в 1925-1927 годах. Может потому, что из политики он, выпускник Института инженеров путей сообщения, ушёл в науку, был учёным секретарём Отделения технических наук Академии наук СССР, референтом её руководителя Владимира Комарова, старшим научным сотрудником Института истории. Не знаем, где воевал, лишь запись в военном архиве, что Сергей Дмитриевич вечностью стал 7 мая 1942-го, раны, эвакуационный госпиталь 1311 в Казани.
Повезло узнать о Победе рождённому в 1910-м Владимиру Булатову, что с 1939-го по май 1944-го возглавлял Крымскую автономию. Ему выпало готовить оборону полуострова. Редактор нашей газеты, тогда «Красного Крыма», Евгений Степанов вспоминал, как секретарь обкома отправлял его в Севастополь, чтобы там продолжить выпуск газеты: «Был он всегда жизнерадостен, светел, человечен, а в этот раз не мог скрыть усталость и боль. Приходилось думать, как сохранить, что можно, а главное, людей. Занимался эвакуацией предприятий, людей, формированием отрядов народного ополчения, подпольных групп, созданием продовольственных и боевых баз, если придётся вести в тылу врага партизанскую борьбу. Работы было очень много, забот уйма. Ничего и никого забыть нельзя. Сказал: «Подготовишь всё, тотчас заходи доложить. Особенно о людях. Действуй, и будь осторожен». Владимир Семёнович не покидал полуостров до последнего: член Военсовета Черноморского флота, позже - Крымского фронта. Он эвакуировался, когда положение стало совсем тяжёлым, чтобы продолжать борьбу в тылу, руководить автономией, хоть и временно оккупированной землёй, предприятиями в эвакуации, партизанской борьбой - уполномоченный Центрального штаба партизанского движения по Крымской АССР, руководитель Крымского штаба партизанского движения. Освобождение Крыма, победа - и его заслуга. Владимир Булатов награждён медалями «За оборону Севастополя», «Партизану Отечественной войны», «За Победу над Германией», орденами Отечественной войны и Трудового Красного Знамени.
Областные
На должности первого секретаря Крымского обкома Владимира Булатова летом 1944-го сменил другой партизан, Павел Тюляев, рождённый в 1905-м. Возглавлял наш регион, с 1945-го - область, до своего ухода в вечность 31 августа 1946-го. С Владимиром Семёновичем Павел Фёдорович, конечно, был знаком, ведь до войны возглавлял Краснодарский край, в войну - член Краснодарского штаба партизанского движения. Орден «Знак Почёта» в 1942-м за строительство укреплённых рубежей, позже, за восстановление региона - орден Ленина. С августа 1942-го на полгода Краснодар был оккупирован, но до того, благодаря настойчивости Павла Тюляева, из города эвакуировали основные предприятия, а руководитель был в партизанском отряде - четыре ранения, два лёгких, два тяжёлых.
С июля 1946-го по август 1949-го возглавлял Крымскую область Николай Соловьёв, рождённый в 1903-м. Генерал-лейтенант, член Военсоветов укрепрайона в Ленинграде, 42-й армии и Ленинградского фронта. Будучи председателем исполкома Ленобласти, многое сделал для обороны Ленинграда, путь по воде и по льду Ладоги, «Дорога жизни», его ответственность, а ещё инициатива строительства нефтепровода по дну озера. Все дни блокады Ленинграда был в городе. Заслуженные медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», два ордена Красного Знамени и два ордена Ленина (один довоенный), ордена Кутузова и Отечественной войны. Когда перебросили «на усиление в Крым», Николай Васильевич продолжал начатое предшественником Павлом Фёдоровичем восстановление. Коллеги вспоминали, что «первый» и сам не любил в кабинете просиживать, и другим не позволял. Матвей Максименко работал завотделом культуры облисполкома: «Многие дни, а во время уборки так вообще безвыездно, были мы на полях, виноградниках - там, где решалась судьба урожая. Уезжая на село, брали продукты: там нередко негде и нечего было поесть. Регулярно выезжал и первый. И тоже со своими продуктами». Воспоминания доктора исторических наук приводит исследователь Пётр Гармаш. «Любил Николай Васильевич советоваться со знающими людьми - специалистами, старожилами. Учился у них. На месте решал возникавшие вопросы.

Архив новостей