
Председатель миссии ООН по правам человека на Украине Фиона Фрейзер заявила, что "украинским властям необходимо разработать эффективную программу компенсации тем, кто потерял свое имущество" в результате войны на Донбассе.
К этому имуществу относятся и гражданские автомобили, мобилизация которых началась в стране весной 2014 года. По истечении двух лет мало кому из владельцев удалось получить призванный в войска транспорт обратно. В лучшем случае — в виде запчастей. При этом чаще других армии требуются дорогие джипы и внедорожники.
Призваны до дембеля
28 апреля 2014 года на Украине приняли изменения в законодательство, разрешающие бесплатное изъятие машин предприятий, учреждений и организаций, а также граждан для нужд вооруженных сил.
Новая редакция «Положения о военно-транспортной обязанности» оговаривала, что привлечением в армейские ряды автомобилей и другой техники занимаются военные комиссариаты, а весь призванный транспорт должен быть возвращен владельцам в течение 30 календарных дней после объявления в стране демобилизации.
В документе также отмечалось, что за возврат побывавших в зоне боевых действий машин отвечают опять же военкоматы. Кроме того, новая норма предусматривала компенсацию вреда, причиненного машинам за время их службы в армии.
Через пару месяцев одной из самых обсуждаемых тем среди киевлян стала тема: заберут их авто «служить» или нет. Очевидно, что душой любой компании становились те, чьи машины уже были мобилизованы. Они делились своим опытом и подсказывали коллегам по несчастью, как следует себя вести в случае получения соответствующей «повестки».
В частности, советовали приглашать на изъятие адвокатов, которые проследят за правильным составлением актов приема-передачи и проведением оценки машины. Юристы настаивали, что в последующем это пригодится для возмещения ущерба, поскольку велика вероятность, что «на войне» машина может быть повреждена.
Или на бессрочную
Однако время показало, что хлопоты автовладельцев о страховании от возможных рисков оказались напрасны – мобилизованные для нужд «АТО» машины попросту не возвращают.
Некоторым о боевом настоящем своих авто посчастливилось узнать из соцсетей, другим помогают хорошие знакомые. Но официальным путем выяснить, где и до каких пор будет служить «верный конь», пока никому не удавалось.
У киевлянина Кирилла зарегистрированный на его фирму внедорожник Toyota Fortuner забрали более двух лет назад. По его словам, тогда у него в фирме числились ВАЗ, Toyota Avensis, Peugeot Partner и Toyota Fortuner.
«Поступил звонок из военкомата, сказали прибыть за ордером на мобилизацию транспортных средств Peugeot Partner и Toyota Fortuner, забрали внедорожник», — вспоминает Кирилл.
Уже в военкомате он убедился, что так «повезло» не ему одному: в коридоре комиссариата киевлянин встретил еще нескольких владельцев джипов с аналогичными ордерами. При этом куда отправляют их машины, владельцам не сообщили.
Судьбу своего авто Кирилл прояснил благодаря интернету и добрым людям. Оказалось, что машина числилась за 25-м батальоном «Киевская Русь», а ездил на ней преимущественно комбат. Ремонт и топливо бойцы в основном оплачивали за свой счет — в Минобороны средств на это не выделяли.
«Весной приезжал _
Архив новостей