Николай Майоров: Наша мультипликация - лучшая в мире - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Николай Майоров: Наша мультипликация - лучшая в мире - «Культура Крыма»




Николай Майоров на «КрымДоке». Фото автора.


С этого вида кинематографического искусства начинается с раннего возраста наше познание окружающего мира и культуры. А по большому счёту - формируются представления о моральных и нравственных принципах, на которых основывается жизнь общества, приходит понимание о духовной сущности народа, которому принадлежит юный зритель. И всё это - понятным и близким малышам «языком». А любовь к «мультикам» остаётся на всю жизнь. Только мы частенько не задумываемся о том, какие фильмы наполняют детскую душу добротой, а какие лучше бы и не смотреть, но именно они заполонили в последние годы телеэкраны. Наш собеседник Николай Майоров не только считает, что пора вспомнить о достижениях советской мультипликации, но работает на это.


- Николай Анатольевич, о том, что цветные мультипликационные фильмы снимались до войны в нашей стране, знали лишь специалисты. До тех пор, пока вы не стали возвращать их к жизни. Какие уже увидели зрители благодаря вам?


- Восстановлены практически все советские мультфильмы, сделанные по трёхцветной технологии. Созданные на разных киностудиях: на «Союзмультфильме», «Ленфильме», «Мосфильме» и на «Грузияфильме». Мосфильмовским «Объединением кукольной мультипликации» руководил гениальный мультипликатор Александр Птушко. Он снял много прекрасных игровых фильмов, среди которых «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Золотой ключик». В его «Новом Гулливере» вместе с 1500 куклами играли актёры, и до сих пор в кукольной мультипликации никто не сделал ничего подобного. Когда мы показали восстановленную кукольную «Сказку о рыбаке и рыбке» 1937 года, нас обвинили в подмене кукол живыми людьми, увидев сцену пира, где бабка становится царицей, а мужики пляшут «Камаринскую». Вот на каком уровне снимали наши предшественники! Эти фильмы, как и вышедшие до войны «Лиса и Волк», «Завещание» («Завещание пса-скотинки»), «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор» («Сова-светофор»), - шедевры советской анимации, свидетельство высочайшего мастерства их создателей. Это бриллианты в коллекции отечественного кино. Последним из трёхцветных был восстановлен удивительный рисованный мультфильм потрясающей красоты на музыку Чайковского «Зимняя сказка» Ивана Петровича Иванова-Вано, снятый в голодной, холодной Москве 1944 года, когда «Союзмультфильм» вернулся из эвакуации. Люди так хотели праздника! И получили его в кинотеатрах. Это настоящий пир красок! Ни в одном из мультфильмов я такого цветового спектра не видел, такой радуги в полутонах. Когда на фестивале мультипликационного кино в Бристоле мы показывали восстановленную в цвете «мосфильмовскую пятёрку», начиная с «Лисы и волка» 1936 года, «Сказки о рыбаке и рыбке» 1937-го и так далее, западные специалисты и зрители не просто аплодировали, они визжали от восторга и удивления «Как это? Россия, 1937 год?». Да, уже тогда у нас было великое кино! Кто сегодня знает гения Павла Клушанцева? А ведь он создал настоящие шедевры. В музее «Леннаучфильма» я видел кукол, которые «играли» в его картине «Планета бурь», снятой в 1961 году, среди которых - подменявшая Георгия Жжёнова. Смотришь эту картину, и не понимаешь: кукла в кадре или актёр? Потому что качество кукол, их естественные движения и пластика в мультипликации были таковы, что подмены незаметны.


- Вы говорите о Клушанцеве, которого называют крёстным отцом «Звёздных войн?». 


- О нём, конечно. Настоящий самородок, он изобрёл многие спецэффекты, до сих пор востребованные в Голливуде. Приехавший к нам во времена перестройки режиссёр «Звёздных войн» Джордж Лукас попросил познакомить его с Павлом Владимировичем, признавшись, что без этого человека его фильма не было бы. В 1962 году американцы купили «Планету бурь» Клушанцева для проката, а потом поменяли все имена и фамилии наших актёров. В титрах вместо Жжёнова значится Курт Боден, а на звездолёте вместо символов СССР - эмблема NASA. На студии Роджера Кормана дважды переделывали «Планету бурь» Клушанцева. Сначала выпустили её в прокат как «Путешествие на доисторическую планету», потом вставили новые эпизоды и превратили в «Путешествие на планету доисторических женщин». Жжёнов в титрах стал Хансом Уолтерсом. 


- Как же такое возможно? 


- Американцы получали разрешение на покупку наших фильмов в Госкино, которое было радо любому интересу иностранцев. Для американцев же это абсолютно нормальная практика: купил - делай что хочешь. Было это не только с картинами Клушанцева. Фильм Птушко «Садко» перемонтировал Фрэнсис Форд Коппола, и выпустил его как «Приключения Синдбада-морехода», в котором Сергей Столяров стал Эдвардом Столяром. В 1968 году Стэнли Кубрик выпустил фильм «2001 год: Космическая одиссея» с «позаимствованными» эскизами художника Юрия Швеца из русской ленты о покорителях Марса «Небо зовёт» 1959 года. Кстати, технологии, разработанные Клушанцевым, стали основой для фильмов Кубрика «Космическая одиссея» и «Прометей». Вот так. А то все твердят: Голливуд, Голливуд. Американцы не хотят признать наше первенство и превосходство: ведь в обычном кинематографе Клушанцев дошёл до таких высот технологии использования комбинированных съёмок, которые появились в стереокино только в конце 1980-х! Посмотрите наши старые космические фильмы. Они прекрасны: «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам», «Солярис». Они лучше тогда же появившихся «Звёздных войн». Дело в том, что всё наше кино добрее. Та же мультипликация у нас лирическая, тонкая, беззлобная, а их - с постоянными выяснениями отношений, драками, подставами, убийствами. Разве можно такое показывать детям? 


- А какой у нас был первый полнометражный цветной мультфильм?


- Все считают - «Конёк-Горбунок», что не совсем так. В 37-м году сёстры Бромберг начали снимать «Сказку о царе Салтане» на «Союзмультфильме», работу продолжили в эвакуации. Чёрно-белый вариант вышел в 43-м, а в 45-м была сделана цветная копия. В 49-м году, когда праздновали юбилей Пушкина, полнометражный, по меркам мультипликации, цветной фильм выпустили в прокат. Но к нему отнеслись скептически, потому что авторы отошли от принятых тогда в мультипликации канонов - а ля Дисней. Мы должны относиться иначе. В том числе и потому, что царя Салтана озвучил Михаил Жаров, а сватью бабу Бабариху - Фаина Раневская. Их голоса записаны в 1937 году!


- Что особенно запомнилось из «мультяшного» детства?


- Обычно мы с родителями ходили в «Россию» по выходным, но однажды дедушка повёл меня в любимый кинотеатр в середине недели. В киносборнике оказались почему-то не цветные, а чёрно-белые мультики. Дедушка расстроился: «А до войны они были цветными. Я твоего папу на детские сеансы водил до лета 1941 года. Значит, выцвели». Насчёт цветных он не фантазировал. В апреле 1937 года появился «в живом цвете» мультфильм «Лиса и Волк»,   который с полным правом может носить титул первого в мире полноцветного кукольного  анимационного фильма. К осени 1939 года в прокате было уже около 20 таких мультфильмов отечественного производства.


- Вы ведь не только восстанавливаете фильмы, но и снимаете. Над чем сейчас работаете?


- Над картиной, связанной с Крымом. У меня возникла идея показать места, где Александр Андриевский снимал в 1940 году стереоскопический фильм «Концерт». Несколько из них были точно известны, как скажем, дача Кузнецова в Форосе, скала-грот в Мисхоре. Остальные мне помогли найти по фотографиям сотрудники Никитского ботанического сада и местные жители. Получается фильм-рассказ о любимом мною Крыме, и о Крыме кинематографическом. Назвал его «Земля молодости. Возвращение», зная, что «Концерт» хотели назвать «Земля молодости» потому что Владимир Яхонтов там читает поэму Маяковского о молодости - «Хорошо». Но потом название изменили. 


А для меня Крым - это земля моей молодости, в которую я в детстве влюбился навсегда. Фильм музыкальный, будут звучать мелодии 30-40-х годов. Подобрать произведения помогла супруга, профессиональный музыковед Елена Владимировна Майорова. Собираюсь презентовать картину на фестивале крымского документального кино, с организаторами которого у нас сложились продуктивные творческие и дружеские отношения. А крымские зрители покорили неподдельным интересом и живой реакцией на увиденное и услышанное.


Николай Майоров на «КрымДоке». Фото автора. С этого вида кинематографического искусства начинается с раннего возраста наше познание окружающего мира и культуры. А по большому счёту - формируются представления о моральных и нравственных принципах, на которых основывается жизнь общества, приходит понимание о духовной сущности народа, которому принадлежит юный зритель. И всё это - понятным и близким малышам «языком». А любовь к «мультикам» остаётся на всю жизнь. Только мы частенько не задумываемся о том, какие фильмы наполняют детскую душу добротой, а какие лучше бы и не смотреть, но именно они заполонили в последние годы телеэкраны. Наш собеседник Николай Майоров не только считает, что пора вспомнить о достижениях советской мультипликации, но работает на это. - Николай Анатольевич, о том, что цветные мультипликационные фильмы снимались до войны в нашей стране, знали лишь специалисты. До тех пор, пока вы не стали возвращать их к жизни. Какие уже увидели зрители благодаря вам? - Восстановлены практически все советские мультфильмы, сделанные по трёхцветной технологии. Созданные на разных киностудиях: на «Союзмультфильме», «Ленфильме», «Мосфильме» и на «Грузияфильме». Мосфильмовским «Объединением кукольной мультипликации» руководил гениальный мультипликатор Александр Птушко. Он снял много прекрасных игровых фильмов, среди которых «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Золотой ключик». В его «Новом Гулливере» вместе с 1500 куклами играли актёры, и до сих пор в кукольной мультипликации никто не сделал ничего подобного. Когда мы показали восстановленную кукольную «Сказку о рыбаке и рыбке» 1937 года, нас обвинили в подмене кукол живыми людьми, увидев сцену пира, где бабка становится царицей, а мужики пляшут «Камаринскую». Вот на каком уровне снимали наши предшественники! Эти фильмы, как и вышедшие до войны «Лиса и Волк», «Завещание» («Завещание пса-скотинки»), «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор» («Сова-светофор»), - шедевры советской анимации, свидетельство высочайшего мастерства их создателей. Это бриллианты в коллекции отечественного кино. Последним из трёхцветных был восстановлен удивительный рисованный мультфильм потрясающей красоты на музыку Чайковского «Зимняя сказка» Ивана Петровича Иванова-Вано, снятый в голодной, холодной Москве 1944 года, когда «Союзмультфильм» вернулся из эвакуации. Люди так хотели праздника! И получили его в кинотеатрах. Это настоящий пир красок! Ни в одном из мультфильмов я такого цветового спектра не видел, такой радуги в полутонах. Когда на фестивале мультипликационного кино в Бристоле мы показывали восстановленную в цвете «мосфильмовскую пятёрку», начиная с «Лисы и волка» 1936 года, «Сказки о рыбаке и рыбке» 1937-го и так далее, западные специалисты и зрители не просто аплодировали, они визжали от восторга и удивления «Как это? Россия, 1937 год?». Да, уже тогда у нас было великое кино! Кто сегодня знает гения Павла Клушанцева? А ведь он создал настоящие шедевры. В музее «Леннаучфильма» я видел кукол, которые «играли» в его картине «Планета бурь», снятой в 1961 году, среди которых - подменявшая Георгия Жжёнова. Смотришь эту картину, и не понимаешь: кукла в кадре или актёр? Потому что качество кукол, их естественные движения и пластика в мультипликации были таковы, что подмены незаметны. - Вы говорите о Клушанцеве, которого называют крёстным отцом «Звёздных войн?». - О нём, конечно. Настоящий самородок, он изобрёл многие спецэффекты, до сих пор востребованные в Голливуде. Приехавший к нам во времена перестройки режиссёр «Звёздных войн» Джордж Лукас попросил познакомить его с Павлом Владимировичем, признавшись, что без этого человека его фильма не было бы. В 1962 году американцы купили «Планету бурь» Клушанцева для проката, а потом поменяли все имена и фамилии наших актёров. В титрах вместо Жжёнова значится Курт Боден, а на звездолёте вместо символов СССР - эмблема NASA. На студии Роджера Кормана дважды переделывали «Планету бурь» Клушанцева. Сначала выпустили её в прокат как «Путешествие на доисторическую планету», потом вставили новые эпизоды и превратили в «Путешествие на планету доисторических женщин». Жжёнов в титрах стал Хансом Уолтерсом. - Как же такое возможно? - Американцы получали разрешение на покупку наших фильмов в Госкино, которое было радо любому интересу иностранцев. Для американцев же это абсолютно нормальная практика: купил - делай что хочешь. Было это не только с картинами Клушанцева. Фильм Птушко «Садко» перемонтировал Фрэнсис Форд Коппола, и выпустил его как «Приключения Синдбада-морехода», в котором Сергей Столяров стал Эдвардом Столяром. В 1968 году Стэнли Кубрик выпустил фильм «2001 год: Космическая одиссея» с «позаимствованными» эскизами художника Юрия Швеца из русской ленты о покорителях Марса «Небо зовёт» 1959 года. Кстати, технологии, разработанные Клушанцевым, стали основой для фильмов Кубрика «Космическая одиссея» и «Прометей». Вот так. А то все твердят: Голливуд, Голливуд. Американцы не хотят признать наше первенство и превосходство: ведь в обычном кинематографе Клушанцев дошёл до таких высот технологии использования комбинированных съёмок, которые появились в стереокино только в конце 1980-х! Посмотрите наши старые космические фильмы. Они прекрасны: «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам», «Солярис». Они лучше тогда же появившихся «Звёздных войн». Дело в том, что всё наше кино добрее. Та же мультипликация у нас лирическая, тонкая, беззлобная, а их - с постоянными выяснениями отношений, драками, подставами, убийствами. Разве можно такое показывать детям? - А какой у нас был первый полнометражный цветной мультфильм? - Все считают - «Конёк-Горбунок», что не совсем так. В 37-м году сёстры Бромберг начали снимать «Сказку о царе Салтане» на «Союзмультфильме», работу продолжили в эвакуации. Чёрно-белый вариант вышел в 43-м, а в 45-м была сделана цветная копия. В 49-м году, когда праздновали юбилей Пушкина, полнометражный, по меркам мультипликации, цветной фильм выпустили в прокат. Но к нему отнеслись скептически, потому что авторы отошли от принятых тогда в мультипликации канонов - а ля Дисней. Мы должны относиться иначе. В том числе и потому, что царя Салтана озвучил Михаил Жаров, а сватью бабу Бабариху - Фаина Раневская. Их голоса записаны в 1937 году! - Что особенно запомнилось из «мультяшного» детства? - Обычно мы с родителями ходили в «Россию» по выходным, но однажды дедушка повёл меня в любимый кинотеатр в середине недели. В киносборнике оказались почему-то не цветные, а чёрно-белые мультики. Дедушка расстроился: «А до войны они были цветными. Я твоего папу на детские сеансы водил до лета 1941 года. Значит, выцвели». Насчёт цветных он не фантазировал. В апреле 1937 года появился «в живом цвете» мультфильм «Лиса и Волк», который с полным правом может носить титул первого в мире полноцветного кукольного анимационного фильма. К осени 1939 года в прокате было уже около 20 таких мультфильмов отечественного производства. - Вы ведь не только восстанавливаете фильмы, но и снимаете. Над чем сейчас работаете? - Над картиной, связанной с Крымом. У меня возникла идея показать места, где Александр Андриевский снимал в 1940 году стереоскопический фильм «Концерт». Несколько из них были точно известны, как скажем, дача Кузнецова в Форосе, скала-грот в Мисхоре. Остальные мне помогли найти по фотографиям сотрудники Никитского ботанического сада и местные жители. Получается фильм-рассказ о любимом мною Крыме, и о Крыме кинематографическом. Назвал его «Земля молодости. Возвращение», зная, что «Концерт» хотели назвать «Земля молодости» потому что Владимир Яхонтов там читает поэму Маяковского о молодости - «Хорошо». Но потом название изменили. А для меня Крым - это земля моей молодости, в которую я в детстве влюбился навсегда. Фильм музыкальный, будут звучать мелодии 30-40-х годов. Подобрать произведения помогла супруга, профессиональный музыковед Елена Владимировна Майорова. Собираюсь презентовать картину на фестивале крымского документального кино, с организаторами которого у нас сложились продуктивные творческие и дружеские отношения. А крымские зрители покорили неподдельным интересом и живой реакцией на увиденное и услышанное.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика