✔ Готовы ли к запрету? - «Общество Крыма»
Richardson 02-сен, 00:00 193 Новости АРК / Общество - Крыма.С нового учебного года вступают в силу поправки к Закону об образовании: школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, даже в образовательных целях. Интерактивные доски, девайсы для людей с ограниченными возможностями здоровья, школьные компьютеры, ноутбуки и телевизоры - это можно. Смартфон - нет. Корреспонденты «Российской газеты» узнали, готовы ли школы, учителя, родители к этому.
Меньше гаджетов - больше пятёрок
Исключение - экстренные случаи, когда есть опасность для жизни и здоровья школьников или учителей. При этом во внеурочное время - на переменах или в столовой - «зависать» в гаджетах не запрещено.
Норма эта - не только забота о школьниках и их здоровье (маленький экран, мелкие буквы, опущенные плечи - вред зрению и осанке), но и о педагогах. Зачастую мобильник становится «соучастником» не всегда добрых розыгрышей, и учитель становится объектом насмешек и даже буллинга.
«Мы с вами учились, когда никаких возможностей незаметно что-то снять в классе не было. Но тогда, в советской системе образования, было и воспитание на другом уровне, и доверие, и должное уважение к учителю, - комментировал ранее новшество министр просвещения Сергей Кравцов. - Если идёт намеренное давление на учителя, то мы обязаны учителя защитить и поддержать».
В Омске, например, пилотный проект «Урок без телефона» стартовал уже в прошлом году. В городском департаменте образования провели опрос, результаты которого показали: большинство учителей и родителей считает, что использование телефонов во время образовательного процесса необходимо ограничить. Ведь гаджеты постоянно отвлекают детей и мешают им усваивать материал.
Более того, в городской гимназии №9 телефоны на уроках уже пять лет как запрещено использовать. Причём правила едины как для учеников, так и для педагогов. Общешкольный родительский комитет проголосовал за эту инициативу единогласно.
На столе учителя в каждом классе стоят специальные боксы. Ученик может положить телефон в бокс, либо убрать его к себе в ранец или портфель. Во время урока гаджеты должны быть отключены либо поставлены на беззвучный режим. В случае форс-мажорных обстоятельств можно воспользоваться телефоном на уроке, предварительно получив разрешение педагога. Если ребёнок, к примеру, страдает сахарным диабетом и у него на телефоне установлено приложение для контроля сахара, то, конечно, для него делается исключение.
В прошлом году к такому эксперименту присоединились ещё более 10 школ, разработавших специальные локальные акты. Понятное дело, дети запрету поначалу были не рады. Но им объяснили, что на уроках надо учиться, а для игр и общения существуют перемены. Постепенно привыкли. А результаты уже есть - отличников и хорошистов стало значительно больше.
Кто в ответе за смартфон?
Как рассказала директор одной из нижегородских гимназий, в целом к изменениям в законе относительно мобильников преподаватели относятся крайне одобрительно, но есть нюансы, которые, на взгляд учителей, недостаточно проработаны. В частности, до сих пор нет ясности, кто несёт ответственность за сохранность мобильных телефонов. Да и сам мобильник является частной собственностью ученика, заставить его сдать нельзя, можно лишь рекомендовать, в соответствии с Уставом школы и прописанными в нём дисциплинарными правилами.
Конечно, закон должен исполняться, но как именно - механизмы рассматриваются в каждой школе отдельно локальными актами. В нижегородской гимназии уже давно действует правило: все дети (не только ученики начальных классов, но и старшеклассники) сами сдают телефоны, приходя в школу перед первым уроком, и забирают по окончании учебного дня.
«В Крыму уже привычная практика - на время урока школьники должны выключить смартфон и положить его на стол учителю или на отдельный, специальный столик, - пояснили «РГ» в Министерстве образования, науки и молодёжи республики. - После урока школьники забирают гаджеты. Каких-то специальных рекомендаций для педагогов относительно того, где должны быть смартфоны на уроке, министерство не готовило».
Обмен опытом
«В нашей школе такой опыт был в начальных классах, сейчас он распространяется и на среднее звено, - рассказала Светлана Шатунова, учитель истории, классный руководитель в городе Киров. - За счёт средств классного фонда закупается специальный или переоборудуется шкафчик, где телефоны в течение дня хранятся под замком. Перед уроками дети сдают мне свои телефоны, которые помещаются в этот шкафчик, после уроков - забирают.
Пока не знаю, что из этого получится. В прошлом учебном году мы проводили эксперимент. Возмущались в основном родители. И первый вопрос был, может быть, слегка комичным: «А что, если телефон поцарапают?». На самом деле это очень серьёзная тема имущественной ответственности. Она никак не решена. И к чему это приведёт, я даже боюсь думать».
Директор школы в Ижевске Людмила Юминова считает: «Каждая школа имеет право выпускать свои локальные акты, регламентирующие внут-
реннюю жизнь учебного заведения. Главное, чтобы такие документы не противоречили федеральному закону, и за этим следила прокуратура. Мы решили так: на уроках пользоваться телефонами нельзя, на переменах - можно. Проблемы ответственности за сохранность мобильных устройств у нас нет - в школе у каждого ученика имеется личный закрывающийся ящик, в котором он должен оставлять свой телефон перед уроком. Между занятиями ребёнок имеет право воспользоваться смартфоном».
Преподаватель физики из Ростова-на-Дону Анна Пономарёва рассказала: «Я подняла вопрос о запрете мобильных телефонов на уроках на родительском собрании года три назад, и меня все поддержали. Телефоны не дают детям сосредоточиться. Когда в классе тридцать человек, за всеми учитель точно не уследит. Убедить ребёнка внимательно слушать учителя, а не копаться в соцсетях, получается не всегда. Вот и получается, что дети на уроке погружены в какой-то собственный мир и достучаться туда проблематично. Сейчас ещё модно снимать себя и друг друга, перебрасывать видео одноклассникам. Это вообще уже не урок, а цирк. Когда ребята входят в кабинет физики, они складывают свои телефоны в ящик учительского стола. Сначала возмущались, а потом привыкли. И, кстати, ещё ни разу ничего не пропало. Я бы и на переменах не возвращала детям телефоны, пусть больше общаются друг с другом, двигаются. Но, к сожалению, уже к шестому-седьмому классу они зависимы от постоянного потока информации, льющегося из телефонов, и тяжело переживают расставание с гаджетом».
Юлия Комарова из Балашихи (Московская область) рассуждает: «Сама идея о том, что ребёнок не должен отвлекаться на посторонние вещи на уроке, правильная. Мы, взрослые, сами порой грешим тем, что вместо полезных и более важных дел иногда «виснем» в телефонах, тратим время впустую. Но непонятно, как этот запрет будет выглядеть на практике. Будут ли применяться какие-то санкции к ученикам, нарушившим запрет, и их родителям? Что это могут быть за санкции? Вправе ли будут учителя отнимать телефоны перед уроком? Кто будет решать, как именно обеспечить выполнение запрета - местный департамент образования, директор школы, учитель? Все эти вопросы требуют официального ответа, иначе данный запрет чреват конфликтами в школах».
Мария АГРАНОВИЧ, Сергей ВИННИК (Симферополь), Наталья ГРАФ (Омск), Наталья ЗВЯГИНЦЕВА (Нижний Новгород), Оксана ИЛЬИНА (Ижевск), Алексей МАЛЫШЕВ (Киров), Мария БРОВКИНА (Ростов-на-Дону).
Татьяна очень волновалась на шоу, но со всеми трудностями справилась. Фото с сайта URA.RU/TASS. С нового учебного года вступают в силу поправки к Закону об образовании: школьникам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, даже в образовательных целях. Интерактивные доски, девайсы для людей с ограниченными возможностями здоровья, школьные компьютеры, ноутбуки и телевизоры - это можно. Смартфон - нет. Корреспонденты «Российской газеты» узнали, готовы ли школы, учителя, родители к этому. Меньше гаджетов - больше пятёрок Исключение - экстренные случаи, когда есть опасность для жизни и здоровья школьников или учителей. При этом во внеурочное время - на переменах или в столовой - «зависать» в гаджетах не запрещено. Норма эта - не только забота о школьниках и их здоровье (маленький экран, мелкие буквы, опущенные плечи - вред зрению и осанке), но и о педагогах. Зачастую мобильник становится «соучастником» не всегда добрых розыгрышей, и учитель становится объектом насмешек и даже буллинга. «Мы с вами учились, когда никаких возможностей незаметно что-то снять в классе не было. Но тогда, в советской системе образования, было и воспитание на другом уровне, и доверие, и должное уважение к учителю, - комментировал ранее новшество министр просвещения Сергей Кравцов. - Если идёт намеренное давление на учителя, то мы обязаны учителя защитить и поддержать». В Омске, например, пилотный проект «Урок без телефона» стартовал уже в прошлом году. В городском департаменте образования провели опрос, результаты которого показали: большинство учителей и родителей считает, что использование телефонов во время образовательного процесса необходимо ограничить. Ведь гаджеты постоянно отвлекают детей и мешают им усваивать материал. Более того, в городской гимназии №9 телефоны на уроках уже пять лет как запрещено использовать. Причём правила едины как для учеников, так и для педагогов. Общешкольный родительский комитет проголосовал за эту инициативу единогласно. На столе учителя в каждом классе стоят специальные боксы. Ученик может положить телефон в бокс, либо убрать его к себе в ранец или портфель. Во время урока гаджеты должны быть отключены либо поставлены на беззвучный режим. В случае форс-мажорных обстоятельств можно воспользоваться телефоном на уроке, предварительно получив разрешение педагога. Если ребёнок, к примеру, страдает сахарным диабетом и у него на телефоне установлено приложение для контроля сахара, то, конечно, для него делается исключение. В прошлом году к такому эксперименту присоединились ещё более 10 школ, разработавших специальные локальные акты. Понятное дело, дети запрету поначалу были не рады. Но им объяснили, что на уроках надо учиться, а для игр и общения существуют перемены. Постепенно привыкли. А результаты уже есть - отличников и хорошистов стало значительно больше. Кто в ответе за смартфон? Как рассказала директор одной из нижегородских гимназий, в целом к изменениям в законе относительно мобильников преподаватели относятся крайне одобрительно, но есть нюансы, которые, на взгляд учителей, недостаточно проработаны. В частности, до сих пор нет ясности, кто несёт ответственность за сохранность мобильных телефонов. Да и сам мобильник является частной собственностью ученика, заставить его сдать нельзя, можно лишь рекомендовать, в соответствии с Уставом школы и прописанными в нём дисциплинарными правилами. Конечно, закон должен исполняться, но как именно - механизмы рассматриваются в каждой школе отдельно локальными актами. В нижегородской гимназии уже давно действует правило: все дети (не только ученики начальных классов, но и старшеклассники) сами сдают телефоны, приходя в школу перед первым уроком, и забирают по окончании учебного дня. «В Крыму уже привычная практика - на время урока школьники должны выключить смартфон и положить его на стол учителю или на отдельный, специальный столик, - пояснили «РГ» в Министерстве образования, науки и молодёжи республики. - После урока школьники забирают гаджеты. Каких-то специальных рекомендаций для педагогов относительно того, где должны быть смартфоны на уроке, министерство не готовило». Обмен опытом «В нашей школе такой опыт был в начальных классах, сейчас он распространяется и на среднее звено, - рассказала Светлана Шатунова, учитель истории, классный руководитель в городе Киров. - За счёт средств классного фонда закупается специальный или переоборудуется шкафчик, где телефоны в течение дня хранятся под замком. Перед уроками дети сдают мне свои телефоны, которые помещаются в этот шкафчик, после уроков - забирают. Пока не знаю, что из этого получится. В прошлом учебном году мы проводили эксперимент. Возмущались в основном родители. И первый вопрос был, может быть, слегка комичным: «А что, если телефон поцарапают?». На самом деле это очень серьёзная тема имущественной ответственности. Она никак не решена. И к чему это приведёт, я даже боюсь думать». Директор школы в Ижевске Людмила Юминова считает: «Каждая школа имеет право выпускать свои локальные акты, регламентирующие внут- реннюю жизнь учебного заведения. Главное, чтобы такие документы не противоречили федеральному закону, и за этим следила прокуратура. Мы решили так: на уроках пользоваться телефонами нельзя, на переменах - можно. Проблемы ответственности за сохранность мобильных устройств у нас нет - в школе у каждого ученика имеется личный закрывающийся ящик, в котором он должен оставлять свой телефон перед уроком. Между занятиями ребёнок имеет право воспользоваться смартфоном». Преподаватель физики из Ростова-на-Дону Анна Пономарёва рассказала: «Я подняла вопрос о запрете мобильных телефонов на уроках на родительском собрании года три назад, и меня все поддержали. Телефоны не дают детям сосредоточиться. Когда в классе тридцать человек, за всеми учитель точно не уследит. Убедить ребёнка внимательно слушать учителя, а не копаться в соцсетях, получается не всегда. Вот и получается, что дети на уроке погружены в какой-то собственный мир и достучаться туда проблематично. Сейчас ещё модно снимать себя и друг друга, перебрасывать видео одноклассникам. Это вообще уже не урок, а цирк. Когда ребята входят в кабинет физики, они складывают свои телефоны в ящик учительского стола. Сначала возмущались, а потом привыкли. И, кстати, ещё ни разу ничего не пропало. Я бы и на переменах не возвращала детям телефоны, пусть больше общаются друг с другом, двигаются. Но, к сожалению, уже к шестому-седьмому классу они зависимы от постоянного потока информации, льющегося из телефонов, и тяжело переживают расставание с гаджетом». Юлия Комарова из Балашихи (Московская область) рассуждает: «Сама идея о том, что ребёнок не должен отвлекаться на посторонние вещи на уроке, правильная. Мы, взрослые, сами порой грешим тем, что вместо полезных и более важных дел иногда «виснем» в телефонах, тратим время впустую. Но непонятно, как этот запрет будет выглядеть на практике. Будут ли применяться какие-то санкции к ученикам, нарушившим запрет, и их родителям? Что это могут быть за санкции? Вправе ли будут учителя отнимать телефоны перед уроком? Кто будет решать, как именно обеспечить выполнение запрета - местный департамент образования, директор школы, учитель? Все эти вопросы требуют официального ответа, иначе данный запрет чреват конфликтами в школах». Мария АГРАНОВИЧ, Сергей ВИННИК (Симферополь), Наталья ГРАФ (Омск), Наталья ЗВЯГИНЦЕВА (Нижний Новгород), Оксана ИЛЬИНА (Ижевск), Алексей МАЛЫШЕВ (Киров), Мария БРОВКИНА (Ростов-на-Дону).
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru