От голубя до дракона. Как на звездном небе оказался целый зоопарк » Новости Крыма

✔ От голубя до дракона. Как на звездном небе оказался целый зоопарк

«Шифровка» из древности

В наше время звёзды не получают в качестве названий имена собственные.
Справка

Медведь, да не тот

Мифы, легенды и технические изобретения для путешествий: в честь чего в древности люди называли созвездия, - в материале «-Крым». В 1612 году астроном Планциус издал звёздный атлас, где в южном полушарии было отмечено созвездие Петуха — южнее Единорога, частично там, где Большой Пёс. Но астрономы следующих поколений название не приняли. Впрочем, на небе и так остался настоящий зоопарк. «Шифровка» из древности В наше время звёзды не получают в качестве названий имена собственные. Справка В 1922 году в Риме решением I Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза был окончательно утверждён список из 88 созвездий. Из 88 созвездий только 48 - древние, их названия и звёзды (но не изображения) были включены в каталог «Альмагест» Клавдия Птолемея, жившего во II веке н.э. Они охватывают область неба, доступную наблюдениям с юга Европы. «История названий созвездий и звезд «замерла» в 1922 году, когда на съезде Международного астрономического союза учёные постановили, что ничего называть больше не будут и закрепили традиционные названия. Исключения — астероиды и экзопланеты, но для них можно лишь предложить имя», - говорит младший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров. А вот в прошлые столетия на небе оставалось пространство для фантазии и легенд. Недавно открытой звезде не дать необычного имени - она получает буквенное, цифирное обозначение или вовсе не получает его, так как зафиксировано несколько сотен миллиардов звезд. Все их называть не имеет смысла. В древности, конечно, люди видели самые яркие из них, небо было знакомым, и всё требовало названия. Уже десятки тысяч лет назад первые астрономы рисовали на скалах и каменных пластинках узнаваемые созвездия, Солнце, Луну. Самые впечатляющие из этих изображений — фиксация положения ярких звезд, контуры созвездий, фаз Луны. В те времена значительное место в жизни людей занимали животные, вот и искали на небе сходства с ними. Так, например, появились созвездия Коня, Рыб. Позже называли звёзды в честь мифических животных — Козерог, Пегас. В самых древних названиях созвездий есть двойное значение: так, в Весах «зашифрован» не только измерительный прибор, но и тот факт, что сутки уравновешиваются в сентябре и апреле. Древние греки, заядлые путешественники и умелые мореплаватели, осваивали новые территории, ходили в походы, которые отражались в их легендах. Созвездие Овен может быть названо в честь похода за золотым руном в Северное Причерноморье. По одной из версий, созвездие Девы могло появиться тоже благодаря мифологии. Отдельно можно выделить созвездия, упоминавшиеся ещё древнегреческими астрономами: Малый Конь, Кит, Дракон, Заяц, Большой пес, Малый пес, Голубь и Телец. Дракон и Голубь — этот эхо из мифа об аргонавтах, а Кит получил своё название в честь монстра, который должен был съесть Андромеду. Медведь, да не тот В одном из созвездий люди в разных уголках планеты признавали то же самое животное — медведя. Но то, что мы видим сейчас, совсем не та Медведица. Большая Медведица – созвездие, которое состоит из ярких и близких звезд. Они двигаются быстрее, чем дальние. Оказывается, созвездие очень быстро деформируется и смещается на небе. За несколько тысяч лет оно заметно изменило свой вид. Возможно, в прошлом медведь в нем узнавался лучше. Кроме этого, древние могли рассматривать часть звезд, которые не включили в созвездие. История названий созвездий содержит в себе арабские, европейские названия. Классификация созвездий и названий началась в древней Греции. Чуть позже римляне пытались провести подобную работу, но безуспешно. Потом в Европе наступили тёмные века, развитие астрономии остановилось. Зато арабские учёные подхватили эстафету науки, очень много названий звёзд — арабские. Но когда началась эра великих географических открытий, европейцы стали путешествовать в Южное полушарие, могли любоваться созвездиями, которые раньше не наблюдали. И, конечно, давали им свои имена. Условно их можно разбить на две части: связанные с техническими изобретениями для путешествий — Циркуль, Часы, Компас, Насос, Печь. Треугольник, Секстант, Октант, и посвящённые открытиям — Индеец, Райская птица, Южная муха. Хамелеон, Тукан.