✔ Баптисты в подполье: история протестантов в Крыму от воссоединения до раскола - «70 лет Победы»
Инга 07-окт, 16:00 193 70 лет ПобедыБолее трех лет жизни в России расставили по местам настроения и мысли крымчан. Граждане уже давно определились с цветом паспорта и политическими приоритетами. Теперь людей больше волнует отопление в квартире, ремонт во дворе и очередь в поликлинике. Но это – светская сторона жизни. На религиозных фронтах до сих пор идут нешуточные баталии.
Крыминформ уже писал о живущих в Крыму православных раскольниках, которые все еще не могут определиться ни со страной, ни с нормами действующего законодательства. В похожей ситуации внутренней неопределенности, оказывается, пребывают и некоторые крымские баптисты, которые ушли в глубокое подполье. Но умудряются оттуда регулярно нарушать российское законодательство.
Религиозный интернационал
Баптизм – одно из направлений протестантского христианства, в основе которого лежит принцип добровольного крещения в сознательном возрасте. В России баптизм начал распространяться сразу после отмены крепостного права. А вот в Крыму протестанты появились еще раньше – после присоединения полуострова к России в 1783 году. Считается, что именно тогда переселенцы из южных районов нынешней Украины принесли на полуостров евангельскую веру. А в конце XIX века состоялся первый съезд русских баптистов в селе Нововасилевка Таврической губернии, на котором был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.
В середине прошлого века от основной ветви евангельских христиан-баптистов отпочковалась организация, назвавшая себя впоследствии Международным союзом церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ). Сейчас этот Союз в Крыму возглавляет некто Павел Шпак. В официальных реестрах – ни как религиозная организация, ни как юридическое лицо – в настоящее время союз не числится. Однако, по данным правоохранительных органов, на полуострове ведет бурную деятельность.
«В отличие от официально зарегистрированных баптистов, эти ведут себя очень навязчиво. Для миссионерской деятельности выбирают точки массового скопления людей. Например, Детский парк и Сквер воинов-интернационалистов в Симферополе, – рассказал Крыминформу собеседник в правоохранительных органах. – То, что они распространяют, печатается в основном за рубежом».
Приходы МСЦ ЕХБ функционируют в Ялте, Саках, Керчи, Евпатории и Севастополе. Они также не утруждают себя обретением какого-либо официального статуса. По мнению правоохранителей, таким образом протестанты-подпольщики выражают свое пренебрежение к институтам государственной власти.
«Приходы они не регистрируют, не согласовывают проведение массовых мероприятий, отказываются от исполнения гражданских обязанностей (выборы, служба в армии, уважение к гимну, флагу государства и тому подобное). Кроме того, провоцируют на межконфессиональные конфликты представителей иных вероисповеданий», – рассказал собеседник агентства.
Миссионерство из-под полы
Минувшим летом глава Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Шпак стал фигурантом судебного разбирательства. Некий бдительный житель Симферополя, проживающий по-соседству с «храмом» баптистов-раскольников по улице Аэродромной, 4А, которая по факту является просто частным домом, поделился с полицией подозрениями, что там собираются и шумят сектанты.
Так с «миссионерами» познакомились сотрудники столичного опорного пункта №3 «Центральный» и городской прокуратуры. В отношении Павла Шпака был составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП – осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Проще выражаясь, правоохранительные органы намекнули не определившимся со своим статусом баптистам, что проводить разные миссионерские акции, не будучи официально зарегистрированной организацией, по меньшей мере грешно.
Во время рассмотрения дела Павел Шпак попытался было убедить суд, что является верующим христианином-баптистом «с момента рождения». И здесь случилась нестыковка. Одна из основополагающих идей баптизма заключается в сознательном выборе веры. То есть, в баптизм люди приходят уже в сознательном возрасте. Как же Шпаку удалось выбрать веру в детстве, остается непонятным. Возможно, видя противоречия, и суд не поверил в искренность показаний Шпака.
А еще суд установил, что здание, в котором проходили так называемые богослужения баптистов неопределенного толка, зарегистрировано в качестве частного домовладения. Принадлежит оно в равных долях трем физическим лицам, сам Шпак в числе которых не числится.
Заокеанская поддержка
По итогам разбирательства Центральный районный суд Симферополя признал Павла Шпака виновным в совершении административного правонарушения. Он был наказан штрафом в размере 10 тысяч рублей. Неблагая весть о «приговоре» довольно быстро разнеслась среди соратников неопределившихся крымских баптистов. Даже из-за океана последовали обвинения в адрес российских властей о якобы ущемлении прав верующих.
«Притеснения верующих» – обозначило случившееся американское издание «Голос страждущего» и призвало «братьев и сестер» молиться о том, чтобы «свобода проповеди Евангелия, провозглашаемая Конституцией РФ, существовала на самом деле», а также направить ходатайства в Верховный суд и прокуратуру Республики Крым.
Крыминформ попытался выяснить подробности резонансной истории, а также разузнать о принципах работы у самих подпольных миссионеров. И даже разыскали официального представителя МСЦ ЕХБ в Крыму Романа Дорошенко. Но с российскими журналистами, в отличие от западных, говорить баптисты-раскольники не пожелали. Дорошенко передал лишь, что Шпак не хочет общаться с крымской прессой.
«Мне сказали телефон не давать – нет такой необходимости», – ответил Крыминформу Дорошенко.
И не друг, и не враг, а – так...
В соответствии с законодательством Российской Федерации и всеми юридическими нормами в Крыму зарегистрирована центральная религиозная организация «Союз церквей евангельских христиан-баптистов Республики Крым». Располагается она по адресу: город Симферополь, улица имени В.С. Бархатовой, дом 34. Руководит организацией старший пресвитер Вениамин Юхимец.
Побеседовать с корреспондентом Крыминформа он не отказался. В разговоре Юхимец выразил довольно смиренное отношение к деятельности «коллег» из МСЦ ЕХБ. «Мы не имеем никаких – ни воинственных, ни дружеских отношений», – рассказал он.
Юхимец затруднился назвать хотя бы примерное число сторонников их официально зарегистрированной организации в Крыму, скромно отметив, мол «хотелось бы больше, чтобы люди спасались». Пресвитер заметил при этом, что в их Союз входит почти полсотни церквей.
«Наш Союз – где-то около 50 церквей в Крыму. Практически они все официально зарегистрированы», – уточнил Вениамин Юхимец.
Правда, нам в официальных реестрах пока удалось найти только три зарегистрированные организации христиан-баптистов на полуострове: в Белогорске, Советском и Старом Крыму. Возможно, мы просто плохо искали...
Более трех лет жизни в России расставили по местам настроения и мысли крымчан. Граждане уже давно определились с цветом паспорта и политическими приоритетами. Теперь людей больше волнует отопление в квартире, ремонт во дворе и очередь в поликлинике. Но это – светская сторона жизни. На религиозных фронтах до сих пор идут нешуточные баталии. Крыминформ уже писал о живущих в Крыму православных раскольниках, которые все еще не могут определиться ни со страной, ни с нормами действующего законодательства. В похожей ситуации внутренней неопределенности, оказывается, пребывают и некоторые крымские баптисты, которые ушли в глубокое подполье. Но умудряются оттуда регулярно нарушать российское законодательство. Религиозный интернационал Баптизм – одно из направлений протестантского христианства, в основе которого лежит принцип добровольного крещения в сознательном возрасте. В России баптизм начал распространяться сразу после отмены крепостного права. А вот в Крыму протестанты появились еще раньше – после присоединения полуострова к России в 1783 году. Считается, что именно тогда переселенцы из южных районов нынешней Украины принесли на полуостров евангельскую веру. А в конце XIX века состоялся первый съезд русских баптистов в селе Нововасилевка Таврической губернии, на котором был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. В середине прошлого века от основной ветви евангельских христиан-баптистов отпочковалась организация, назвавшая себя впоследствии Международным союзом церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ). Сейчас этот Союз в Крыму возглавляет некто Павел Шпак. В официальных реестрах – ни как религиозная организация, ни как юридическое лицо – в настоящее время союз не числится. Однако, по данным правоохранительных органов, на полуострове ведет бурную деятельность. «В отличие от официально зарегистрированных баптистов, эти ведут себя очень навязчиво. Для миссионерской деятельности выбирают точки массового скопления людей. Например, Детский парк и Сквер воинов-интернационалистов в Симферополе, – рассказал Крыминформу собеседник в правоохранительных органах. – То, что они распространяют, печатается в основном за рубежом». Приходы МСЦ ЕХБ функционируют в Ялте, Саках, Керчи, Евпатории и Севастополе. Они также не утруждают себя обретением какого-либо официального статуса. По мнению правоохранителей, таким образом протестанты-подпольщики выражают свое пренебрежение к институтам государственной власти. «Приходы они не регистрируют, не согласовывают проведение массовых мероприятий, отказываются от исполнения гражданских обязанностей (выборы, служба в армии, уважение к гимну, флагу государства и тому подобное). Кроме того, провоцируют на межконфессиональные конфликты представителей иных вероисповеданий», – рассказал собеседник агентства. Миссионерство из-под полы Минувшим летом глава Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Шпак стал фигурантом судебного разбирательства. Некий бдительный житель Симферополя, проживающий по-соседству с «храмом» баптистов-раскольников по улице Аэродромной, 4А, которая по факту является просто частным домом, поделился с полицией подозрениями, что там собираются и шумят сектанты. Так с «миссионерами» познакомились сотрудники столичного опорного пункта №3 «Центральный» и городской прокуратуры. В отношении Павла Шпака был составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП – осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Проще выражаясь, правоохранительные органы намекнули не определившимся со своим статусом баптистам, что проводить разные миссионерские акции, не будучи официально зарегистрированной организацией, по меньшей мере грешно. Во время рассмотрения дела Павел Шпак попытался было убедить суд, что является верующим христианином-баптистом «с момента рождения». И здесь случилась нестыковка. Одна из основополагающих идей баптизма заключается в сознательном выборе веры. То есть, в баптизм люди приходят уже в сознательном возрасте. Как же Шпаку удалось выбрать веру в детстве, остается непонятным. Возможно, видя противоречия, и суд не поверил в искренность показаний Шпака. А еще суд установил, что здание, в котором проходили так называемые богослужения баптистов неопределенного толка, зарегистрировано в качестве частного домовладения. Принадлежит оно в равных долях трем физическим лицам, сам Шпак в числе которых не числится. Заокеанская поддержка По итогам разбирательства Центральный районный суд Симферополя признал Павла Шпака виновным в совершении административного правонарушения. Он был наказан штрафом в размере 10 тысяч рублей. Неблагая весть о «приговоре» довольно быстро разнеслась среди соратников неопределившихся крымских баптистов. Даже из-за океана последовали обвинения в адрес российских властей о якобы ущемлении прав верующих. «Притеснения верующих» – обозначило случившееся американское издание «Голос страждущего» и призвало «братьев и сестер» молиться о том, чтобы «свобода проповеди Евангелия, провозглашаемая Конституцией РФ, существовала на самом деле», а также направить ходатайства в Верховный суд и прокуратуру Республики Крым. Крыминформ попытался выяснить подробности резонансной истории, а также разузнать о принципах работы у самих подпольных миссионеров. И даже разыскали официального представителя МСЦ ЕХБ в Крыму Романа Дорошенко. Но с российскими журналистами, в отличие от западных, говорить баптисты-раскольники не пожелали. Дорошенко передал лишь, что Шпак не хочет общаться с крымской прессой. «Мне сказали телефон не давать – нет такой необходимости», – ответил Крыминформу Дорошенко. И не друг, и не враг, а – так. В соответствии с законодательством Российской Федерации и всеми юридическими нормами в Крыму зарегистрирована центральная религиозная организация «Союз церквей евангельских христиан-баптистов Республики Крым». Располагается она по адресу: город Симферополь, улица имени В.С. Бархатовой, дом 34. Руководит организацией старший пресвитер Вениамин Юхимец. Побеседовать с корреспондентом Крыминформа он не отказался. В разговоре Юхимец выразил довольно смиренное отношение к деятельности «коллег» из МСЦ ЕХБ. «Мы не имеем никаких – ни воинственных, ни дружеских отношений», – рассказал он. Юхимец затруднился назвать хотя бы примерное число сторонников их официально зарегистрированной организации в Крыму, скромно отметив, мол «хотелось бы больше, чтобы люди спасались». Пресвитер заметил при этом, что в их Союз входит почти полсотни церквей. «Наш Союз – где-то около 50 церквей в Крыму. Практически они все официально зарегистрированы», – уточнил Вениамин Юхимец. Правда, нам в официальных реестрах пока удалось найти только три зарегистрированные организации христиан-баптистов на полуострове: в Белогорске, Советском и Старом Крыму. Возможно, мы просто плохо искали.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru