Подпольщица из Мариенталя - «История» » Новости Крыма

✔ Подпольщица из Мариенталя - «История»


Старинное село Горностаевка в Ленинском районе во время Великой Отечественной называлось Мариенталь, как и одноимённый колхоз. Неподалёку ещё одно старинное село - Марфовка. В них к началу 1943-го патриоты создали подпольную организацию. Назвали «Молодая гвардия» - в честь казнённых подпольщиков Краснодона. О судьбе подполья и одной из членов группы, Клавдии Александровны Васильевой (Хмельницкой), рассказала Ирина Роменская, краевед, библиотекарь Ленинской районной библиотеки.


Бороться, чтобы жить


В апреле Клавдии Александровне исполнилось бы
96 лет. Увы, в ноябре будет
10 лет, как её нет. И любимого её нет, Ивана Игнатьевича, фронтовика, миномётчика, участника обороны Москвы, - умер в 2003-м. И сестры Ольги, и брата Василия, тоже подпольщиков, и товарищей из группы - кто-то погиб ещё в войну, кого-то она забрала позже - сказались обморожения, ранения. Но жива память, жива, благодаря их подвигам, Родина, на чью защиту патрио­ты без колебания поднялись. Дочь Клавдии Александровны, Антонина Ивановна, просто гордится родителями: папой, защищавшим Москву, мамой, что 18-летней девчонкой стала связной, устраивала диверсии. А 7 ноября 1943-го помогала землякам помнить о празднике Великой Октябрьской социалистической революции, знать, что Родина не забыла тех, кто временно в оккупации, освобождение идёт.
Клавдия Александровна родом из села Агиб-Эли (Луговое) Ленинского района. Многодетная семья колхозных тружеников. Вспоминала, что жили в комнатушке барака, разделённой печью. Бедно, но дружно и весело.
- У мамы девушки, Александры Митрофановны, был чудесный сильный голос, который легко можно было узнать в хоре женщин, возвращавшихся вечером с работы, - рассказывает Ирина Роменская. - Дети тоже любили петь, часто, чтобы не думать о еде, устраивали концерты. А у главы семьи, Александра Калиновича, были золотые руки - всё у него спорилось, всё умел. Увы, родителей рано не стало, дети сами росли, Клава после шестилетки работала в колхозе, убирала хлопок, была учётчицей в тракторной бригаде.
Первые полтора месяца фашистской оккупации Ленинского района полуострова - отчаяние и смятение
быстро сменились осознанием, что надо бороться. Радость Керченско-Феодосийского десанта, принёсшего освобождение, боль, что не смогли свободу удержать, не развил, как планировалось, наступление Крымский фронт. Когда он пал в мае 1942-го, Клава Васильева пыталась с частями Красной Армии переправиться на Кубань - мечтала бить врага на фронте. Но не удалось, осталась в Мариентале у родни, а потом стала подпольщицей.
- Общее руководство Марфовско-Мариентальским подпольем осуществлял комитет «За Родину» - Александр Касьянов, подпольная кличка «Цыган», Василий Мотузов, Андрей Наголов, ветврач Наум Гришанович, Александр Чуб, бежавший из плена, - продолжает краевед. - Боевой актив нашей «Молодой гвардии» составляли Анна Белоненко, врач, мама двоих детей, Александра Плотникова (Бауэр), медсестра. А ещё Тоня Загорко, Василий Савченко, Дмитрий и Леонид Бугаенко, Анна Мамсова, Иван Хиляев, Анатолий Машин, Анатолий Подпорин, Михаил Бойчев, Михаил Секов, Дмитрий Чебышев, Дмитрий Резниченко. И две Марии - Авраменко и Марченко, Клавдия Васильева (Хмельницкая), её сестра Ольга и брат Василий, Иван Слободской, Трифон и Николай Москатовы, Михаил и Валентина Нешевы, Василий Карпухин, Григорий Клинчев, Андрей Узунов-Перонко, Фёдор Бутвенко, Юля Чичерова, Лида Влачуга. Патриоты устраивали диверсии, доставали оружие, выводили из строя технику, распространяли лис­товки, помогали продуктами и медикаментами партизанам Багеровских катакомб, снабжали фиктивными документами беглых военнопленных.


Несломленные


Клава была связной между Мариентальской и Марфовской организациями. Приближалась 26-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. В ночь на 7 ноября 1943-го девушка вместе с Аней Мамсовой и Иваном Слободским прикрепили проволокой к столбам и деревьям вдоль дороги плакаты и листовки - «Смерть немецким захватчикам», «Берегите молодёжь от угона в Германию», «Победа будет за нами» и другие. А над зданием комендатуры марфовские патриоты установили красное знамя, под ним табличку «Заминировано». Фашисты расстреливали флаг, но снять не решались - сапёра не было. Начались облавы: 8 ноября Клавдию и ещё нескольких подпольщиков арестовали. Пытали, но они молчали, не выдали товарищей.
- И Клава молчала под жестокими пытками, - продолжает наша читательница. - Из Мариенталя подпольщиков перевезли в Семь Колодезей, где размещалась тайная полевая полиция вермахта. Втолкнули в сарай, вновь продолжались допросы, пытки. Клава отдала свой жакет Анне Мамсовой - по нему потом, после освобождения Ленинского района, при раскопках братских могил, и узнала, где казнили подругу. Из сарая патриоты надумали бежать, сделали подкоп. Несколько человек выбрались, а вот Анна Мамсова, Марии, Авраменко и Марченко, не решились. Клавдия Александровна тяжело вздыхала, вспоминая, как погибли подруги, «зверски замучены». Выбравшиеся подпольщики, разделившись по двое, пошли полем. Ослабевшие Клава и Иван Слободской шли вместе, они поняли, что с рассветом на открытой местности их могут заметить, решили окопаться. «Разрыли подмёрзшую землю, - вспоминала Клавдия Александровна, - закопали себя, оставив только лица, присыпанные землёй. Днём слышали, как по дороге ездили немецкие мотоциклисты, с ужасом ждали своей участи. Но повезло, что у фашистов не было собак, не обнаружили нас». Пролежали подпольщики до ночи, потом продолжили путь. «Отлёжка» сказалась позже: Иван Слободской заболел и вскоре умер, а у Клавдии Васильевой всю жизнь болели ноги. Пришли в Мариенталь, где Клаву приютила семья Тимченко, вскоре вернулись и другие бежавшие.
И вновь борьба - как воодушевились патриоты, узнав о Керченско-Эльтигенском десанте. Но и фашисты активизировались: вновь аресты, пытки, казни. Нескольким подпольщикам, в том числе Клавдии и Ольге Васильевым удалось уйти из села, скрывались несколько месяцев.
А брат Василий погиб, теперь в Луговом его имя носит улица.
- Лишь спустя 14 лет предатели, погубившие нашу «Молодую гвардию», были осуждены. Клавдия Александровна на том судебном процессе была свидетелем. Четверых приговорили к высшей мере, двоих - к 25 годам строгого режима, - продолжает краевед-библиотекарь. -
А наша героиня к тому времени уже работала библиотекарем в школе имени Горького посёлка Ленино. После освобождения Крыма она устроилась секретарём в прокуратуру села Ленинское, окончила вечернюю школу. И любовь встретила.
В минувшем году Ивану Игнатьевичу Хмельницкому исполнилось бы 100 лет, он из Краснодарского края. Перед войной красноармейца стрелкового полка направили на учёбу в пехотное училище. Ускоренный выпуск младших командиров, и на фронт - в миномётный дивизион 26-й отдельной стрелковой бригады. Оборона Москвы, бои за Великие Луки. В феврале 1943-го под Новосокольниками Псковской области был тяжело ранен - год в госпитале, ампутация ноги. Но выдержал парень всё, в 1946-м окончил Ростовскую юридическую школу, спустя шесть лет - заочно Харьковский юридический институт, более 30 лет проработал судьёй в Ленинском районе. На двоих с любимой Клавдией Александровной у них три ордена Отечественной войны, немало медалей, благодарностей. Обычные патриоты, которые ради Родины, будущего не жалели себя.




Клавдия Васильева (Хмельницкая).


Старинное село Горностаевка в Ленинском районе во время Великой Отечественной называлось Мариенталь, как и одноимённый колхоз. Неподалёку ещё одно старинное село - Марфовка. В них к началу 1943-го патриоты создали подпольную организацию. Назвали «Молодая гвардия» - в честь казнённых подпольщиков Краснодона. О судьбе подполья и одной из членов группы, Клавдии Александровны Васильевой (Хмельницкой), рассказала Ирина Роменская, краевед, библиотекарь Ленинской районной библиотеки. Бороться, чтобы жить В апреле Клавдии Александровне исполнилось бы 96 лет. Увы, в ноябре будет 10 лет, как её нет. И любимого её нет, Ивана Игнатьевича, фронтовика, миномётчика, участника обороны Москвы, - умер в 2003-м. И сестры Ольги, и брата Василия, тоже подпольщиков, и товарищей из группы - кто-то погиб ещё в войну, кого-то она забрала позже - сказались обморожения, ранения. Но жива память, жива, благодаря их подвигам, Родина, на чью защиту патрио­ты без колебания поднялись. Дочь Клавдии Александровны, Антонина Ивановна, просто гордится родителями: папой, защищавшим Москву, мамой, что 18-летней девчонкой стала связной, устраивала диверсии. А 7 ноября 1943-го помогала землякам помнить о празднике Великой Октябрьской социалистической революции, знать, что Родина не забыла тех, кто временно в оккупации, освобождение идёт. Клавдия Александровна родом из села Агиб-Эли (Луговое) Ленинского района. Многодетная семья колхозных тружеников. Вспоминала, что жили в комнатушке барака, разделённой печью. Бедно, но дружно и весело. - У мамы девушки, Александры Митрофановны, был чудесный сильный голос, который легко можно было узнать в хоре женщин, возвращавшихся вечером с работы, - рассказывает Ирина Роменская. - Дети тоже любили петь, часто, чтобы не думать о еде, устраивали концерты. А у главы семьи, Александра Калиновича, были золотые руки - всё у него спорилось, всё умел. Увы, родителей рано не стало, дети сами росли, Клава после шестилетки работала в колхозе, убирала хлопок, была учётчицей в тракторной бригаде. Первые полтора месяца фашистской оккупации Ленинского района полуострова - отчаяние и смятение быстро сменились осознанием, что надо бороться. Радость Керченско-Феодосийского десанта, принёсшего освобождение, боль, что не смогли свободу удержать, не развил, как планировалось, наступление Крымский фронт. Когда он пал в мае 1942-го, Клава Васильева пыталась с частями Красной Армии переправиться на Кубань - мечтала бить врага на фронте. Но не удалось, осталась в Мариентале у родни, а потом стала подпольщицей. - Общее руководство Марфовско-Мариентальским подпольем осуществлял комитет «За Родину» - Александр Касьянов, подпольная кличка «Цыган», Василий Мотузов, Андрей Наголов, ветврач Наум Гришанович, Александр Чуб, бежавший из плена, - продолжает краевед. - Боевой актив нашей «Молодой гвардии» составляли Анна Белоненко, врач, мама двоих детей, Александра Плотникова (Бауэр), медсестра. А ещё Тоня Загорко, Василий Савченко, Дмитрий и Леонид Бугаенко, Анна Мамсова, Иван Хиляев, Анатолий Машин, Анатолий Подпорин, Михаил Бойчев, Михаил Секов, Дмитрий Чебышев, Дмитрий Резниченко. И две Марии - Авраменко и Марченко, Клавдия Васильева (Хмельницкая), её сестра Ольга и брат Василий, Иван Слободской, Трифон и Николай Москатовы, Михаил и Валентина Нешевы, Василий Карпухин, Григорий Клинчев, Андрей Узунов-Перонко, Фёдор Бутвенко, Юля Чичерова, Лида Влачуга. Патриоты устраивали диверсии, доставали оружие, выводили из строя технику, распространяли лис­товки, помогали продуктами и медикаментами партизанам Багеровских катакомб, снабжали фиктивными документами беглых военнопленных. Несломленные Клава была связной между Мариентальской и Марфовской организациями. Приближалась 26-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. В ночь на 7 ноября 1943-го девушка вместе с Аней Мамсовой и Иваном Слободским прикрепили проволокой к столбам и деревьям вдоль дороги плакаты и листовки - «Смерть немецким захватчикам», «Берегите молодёжь от угона в Германию», «Победа будет за нами» и другие. А над зданием комендатуры марфовские патриоты установили красное знамя, под ним табличку «Заминировано». Фашисты расстреливали флаг, но снять не решались - сапёра не было. Начались облавы: 8 ноября Клавдию и ещё нескольких подпольщиков арестовали. Пытали, но они молчали, не выдали товарищей. - И Клава молчала под жестокими пытками, - продолжает наша читательница. - Из Мариенталя подпольщиков перевезли в Семь Колодезей, где размещалась тайная полевая полиция вермахта. Втолкнули в сарай, вновь продолжались допросы, пытки. Клава отдала свой жакет Анне Мамсовой - по нему потом, после освобождения Ленинского района, при раскопках братских могил, и узнала, где казнили подругу. Из сарая патриоты надумали бежать, сделали подкоп. Несколько человек выбрались, а вот Анна Мамсова, Марии, Авраменко и Марченко, не решились. Клавдия Александровна тяжело вздыхала, вспоминая, как погибли подруги, «зверски замучены». Выбравшиеся подпольщики, разделившись по двое, пошли полем. Ослабевшие Клава и Иван Слободской шли вместе, они поняли, что с рассветом на открытой местности их могут заметить, решили окопаться. «Разрыли подмёрзшую землю, - вспоминала Клавдия Александровна, - закопали себя, оставив только лица, присыпанные землёй. Днём слышали, как по дороге ездили немецкие мотоциклисты, с ужасом ждали своей участи. Но повезло, что у фашистов не было собак, не обнаружили нас». Пролежали подпольщики до ночи, потом продолжили путь. «Отлёжка» сказалась позже: Иван Слободской заболел и вскоре умер, а у Клавдии Васильевой всю жизнь болели ноги. Пришли в Мариенталь, где Клаву приютила семья Тимченко, вскоре вернулись и другие бежавшие. И вновь борьба - как воодушевились патриоты, узнав о Керченско-Эльтигенском десанте. Но и фашисты активизировались: вновь аресты, пытки, казни. Нескольким подпольщикам, в том числе Клавдии и Ольге Васильевым удалось уйти из села, скрывались несколько месяцев. А брат Василий погиб, теперь в Луговом его имя носит улица. - Лишь спустя 14 лет предатели, погубившие нашу «Молодую гвардию», были осуждены. Клавдия Александровна на том судебном процессе была свидетелем. Четверых приговорили к высшей мере, двоих - к 25 годам строгого режима, - продолжает краевед-библиотекарь. - А наша героиня к тому времени уже работала библиотекарем в школе имени Горького посёлка Ленино. После освобождения Крыма она устроилась секретарём в прокуратуру села Ленинское, окончила вечернюю школу. И любовь встретила. В минувшем году Ивану Игнатьевичу Хмельницкому исполнилось бы 100 лет, он из Краснодарского края. Перед войной красноармейца стрелкового полка направили на учёбу в пехотное училище. Ускоренный выпуск младших командиров, и на фронт - в миномётный дивизион 26-й отдельной стрелковой бригады. Оборона Москвы, бои за Великие Луки. В феврале 1943-го под Новосокольниками Псковской области был тяжело ранен - год в госпитале, ампутация ноги. Но выдержал парень всё, в 1946-м окончил Ростовскую юридическую школу, спустя шесть лет - заочно Харьковский юридический институт, более 30 лет проработал судьёй в Ленинском районе. На двоих с любимой Клавдией Александровной у них три ордена Отечественной войны, немало медалей, благодарностей. Обычные патриоты, которые ради Родины, будущего не жалели себя. Клавдия Васильева (Хмельницкая).


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика