✔ Герои народа - герои Крыма - «История»
Lewis 15-фев, 00:00 193 Новости АРКНаш полуостров - многонациональный и дружный. Во все времена крымчане, в большинстве своём, старались (и стараются!) помогать друг другу, созидать во имя будущего, беречь завещанные предками традиции, веру, историю, культуру. Единство - то, что позволяет развиваться и быть! Но всё же, наверное, каждая нация вправе и должна гордиться своими детьми, помнить о тех, кто сохранял народную уникальность, честно служил Отечеству, о ком с гордостью говорят «наши герои» - в труде и бою. Герои Крыма. Вместе с читателями вспоминаем об этих земляках.
Погибшие на посту
О них почти 101 год назад, в начале июля 1922-го, «Красный Крым», так тогда называлась наша газета, рассказал в материале А. Брискина - «Вечная память честным труженикам, погибшим на своём посту». На полуострове тогда бушевали сразу несколько эпидемий, и эти люди - из тех, кто с ними боролся. «27 июня не стало фельдшерицы холерного барака Наркомата здравоохранения Крымской АССР Зинаиды Александровны Красильниковой, заболевшей при исполнении обязанностей. Фельдшерицей она работала 23 года, а вообще с 12 лет стала трудиться в бывшем земском приюте, отличаясь работоспособностью, знаниями и верностью долгу. В холерном бараке Зинаида Александровна служила с начала эпидемии, подавая пример самопожертвования, выносливости, любви к своему делу. Скромная по натуре, она не выставляла своих знаний напоказ, приносила громадную пользу больным барака, пользовалась любовью и уважением как со стороны больных, так и со стороны сослуживцев. В её лице холерный барак потерял одного из своих лучших работников».
Увы, мы точно не знаем, в каком городе полуострова служила фельдшер, скорее всего, - в Симферополе. Не знаем, где её последний приют, были ли у неё потомки... Но Зинаида Красильникова, возможно, русская по национальности, - в памяти многонационального полуострова, его героиня, его часть… Крымчанка.
За день до смерти Зинаиды Александровны, 26 июня 1922-го, в Евпатории не стало местного врача-универсала, доктора медицины караима Бориса (Бераха) Ильича Казаса. Семья Казас была известна в Крыму давно: просветители, учителя, врачи, инженеры... У Бориса, рождённого 26 декабря (по новому стилю) 1861-го, в семье Бюбюш Бераховны и Ильи Ильича Казас, - две сестры и пять братьев, двое из которых тоже стали врачами. А он, окончивший Симферопольскую мужскую гимназию с серебряной медалью, был специалистом широкого профиля, защитившим диссертацию «О величине давления, производимого на глаз в момент выведения хрусталика при экстракации катаракты» (уже старался делать глазные операции). И в Евпатории оборудовал первый лечебный пляж, разработал методику грязелечения. Поэт Илья Сельвинский вспоминал: «Казас один из тех легендарных врачей, которые не только лечат бедняков бесплатно, но ещё снабжают их лекарствами и деньгами».
Корреспондент нашей газеты, рассказывая, что ушёл врач от сыпного тифа (эта болезнь забрала и его единственную дочь Ольгу), писал: «У дверей толпились сотни людей, которым он вернул жизнь. Они с тревогой внимали каждой вести о положении больного и с ужасом приняли смерть. Борис Ильич Казас - необыкновенный человек. Такие люди украшают эпоху, в которой живут. Это был не просто доктор-бессребреник, интеллигент-идеалист, отдававший людям свою жизнь, знания, работу. Это был человек необычайного самоотвержения, подвига, мученичества. Он служил городской бедноте, в течение ряда лет лечил бесплатно всех нищих и неимущих, никогда никому не отказывая. Он лечил по дороге от одного больного к другому, давал советы и выслушивал, сидя на извозчике. Его приёмы заходили за полночь. Больные порой шли к нему и в два часа ночи. Но он не только лечил, он утешал морально и материально поддерживал тех, кто в этом нуждался. Евпаторийский пролетариат никогда не забудет, не может забыть доктора Казаса».
В память о Борисе Ильиче, да, наверное, и обо всех его родных, честно служивших Российской империи, Советскому Союзу, в Евпатории названа улица. Крымчанин.
Создатель словаря
Ещё об одном выдающемся караиме, составившем караимско-русский словарь, сохранившем для будущего культуру родной нации, Борисе Кокенае, нам рассказал постоянный читатель, член правления Национально-культурной автономии караимов Симферополя Игорь ШАЙТАН.
Борис Кокенай. Фото из открытого источника.
- В декабре минувшего года, 20 числа, исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося караимского, крымского учёного, писателя и коллекционера Бориса Яковлевича Кокеная, - рассказывает читатель. - Он родом из Феодосии, любовь к полуострову, науке унаследовал от мамы Биим Яковлевны, от отца - Яков Маркович был не только учёным, но ещё и поэтом, проповедником. Мальчик до 12 лет обучался в местном мидраше у караимского историка и писателя Товия Симовича Леви-Бобовича, потом - в гимназии, из-за болезни вынужден был покинуть её после шестого класса. Но полученные знания позволили юноше одно время преподавать в крымскотатарских школах Феодосийского уезда и Карасубазарского (Белогорского) района. А каникулы он проводил в древнем караимском городе-крепости Джуфт-Кале, жил в семье смотрителя Абрама Семёновича Дубинского, вместе с его сыновьями работал в местной сельскохозяйственной артели.
- После Октябрьской революции Борис Яковлевич начал обучение в Феодосийском учительском институте, но из-за страшного голода на полуострове в 1921-22 годах вынужден был перебраться в Ростов-на-Дону, город, где много лет спустя и оборвалась его жизнь. Но это позже, а тогда была страстная тяга к учёбе, все образовательные пробелы стремился заполнить самостоятельно, чтением книг, изучением трудов историков, проповедников. И смог, упорным трудом, добиться больших познаний в истории, прежде всего крымских караимов, в языкознании - русском, родном караимском, древнееврейском - языке Библии. И статьи на научные темы он много раз публиковал в различных журналах - «Караимское слово», «Мысль караимская», «Карай авазы», «Онармах». Но главным трудом Бориса Яковлевича, без сомнения, является «Караимско-русский словарь», в котором выявлены важные специфические особенности одного из тюркских языков - караимского. Его караимы унаследовали от своих древних предков - хазар и половцев, исповедовавших с древнейших времён караимскую веру, основанную на почитании чисто Ветхого завета. Другими важнейшими работами нашего земляка считаются «Крымские караимы, их происхождение, литература и язык», «Путеводитель по Кале (Джуфт-кале)», «Тысяча пятьсот пословиц, загадок и изречений».
По словам нашего читателя Игоря Шайтана, в Ростове-на-Дону Борис Кокенай работал телеграфистом, получая скромную зарплату, но всё равно старался приезжать в Крым, в родную Феодосию, в Евпаторию, Джуфт-кале, подняться на Мангуп… Полуостров - его малая Родина. «И в память об учёном, ушедшем 24 июля 1967-го, его библиотека, коллекция предметов материальной и духовной культуры крымских караимов перевезены в Евпаторию. В 1996-м они стали основой созданного при активном участии славной дочери караимского народа Семиты Кушуль Музея истории и этнографии крымских караимов и возрождённой караимской национальной библиотеки «Карай-Битиклиги». Стараниями Семиты Исааковны на древнем караимском кладбище «Балта Тиймез», вблизи Джуфт-Кале, в память и благодарность за заслуги перед караимским народом Борису Кокенаю установлен йолджи-таш (безмогильный памятник). Он очень любил Крым, свой народ, и оставил о себе добрую память». Крымчанин.
Они из тех, о ком говорят - гордость народа, его герои, в бою, науке, труде… Наши земляки, гордость полуострова.
Борис Казас. Фото из открытого источника. Наш полуостров - многонациональный и дружный. Во все времена крымчане, в большинстве своём, старались (и стараются!) помогать друг другу, созидать во имя будущего, беречь завещанные предками традиции, веру, историю, культуру. Единство - то, что позволяет развиваться и быть! Но всё же, наверное, каждая нация вправе и должна гордиться своими детьми, помнить о тех, кто сохранял народную уникальность, честно служил Отечеству, о ком с гордостью говорят «наши герои» - в труде и бою. Герои Крыма. Вместе с читателями вспоминаем об этих земляках. Погибшие на посту О них почти 101 год назад, в начале июля 1922-го, «Красный Крым», так тогда называлась наша газета, рассказал в материале А. Брискина - «Вечная память честным труженикам, погибшим на своём посту». На полуострове тогда бушевали сразу несколько эпидемий, и эти люди - из тех, кто с ними боролся. «27 июня не стало фельдшерицы холерного барака Наркомата здравоохранения Крымской АССР Зинаиды Александровны Красильниковой, заболевшей при исполнении обязанностей. Фельдшерицей она работала 23 года, а вообще с 12 лет стала трудиться в бывшем земском приюте, отличаясь работоспособностью, знаниями и верностью долгу. В холерном бараке Зинаида Александровна служила с начала эпидемии, подавая пример самопожертвования, выносливости, любви к своему делу. Скромная по натуре, она не выставляла своих знаний напоказ, приносила громадную пользу больным барака, пользовалась любовью и уважением как со стороны больных, так и со стороны сослуживцев. В её лице холерный барак потерял одного из своих лучших работников». Увы, мы точно не знаем, в каком городе полуострова служила фельдшер, скорее всего, - в Симферополе. Не знаем, где её последний приют, были ли у неё потомки. Но Зинаида Красильникова, возможно, русская по национальности, - в памяти многонационального полуострова, его героиня, его часть… Крымчанка. За день до смерти Зинаиды Александровны, 26 июня 1922-го, в Евпатории не стало местного врача-универсала, доктора медицины караима Бориса (Бераха) Ильича Казаса. Семья Казас была известна в Крыму давно: просветители, учителя, врачи, инженеры. У Бориса, рождённого 26 декабря (по новому стилю) 1861-го, в семье Бюбюш Бераховны и Ильи Ильича Казас, - две сестры и пять братьев, двое из которых тоже стали врачами. А он, окончивший Симферопольскую мужскую гимназию с серебряной медалью, был специалистом широкого профиля, защитившим диссертацию «О величине давления, производимого на глаз в момент выведения хрусталика при экстракации катаракты» (уже старался делать глазные операции). И в Евпатории оборудовал первый лечебный пляж, разработал методику грязелечения. Поэт Илья Сельвинский вспоминал: «Казас один из тех легендарных врачей, которые не только лечат бедняков бесплатно, но ещё снабжают их лекарствами и деньгами». Корреспондент нашей газеты, рассказывая, что ушёл врач от сыпного тифа (эта болезнь забрала и его единственную дочь Ольгу), писал: «У дверей толпились сотни людей, которым он вернул жизнь. Они с тревогой внимали каждой вести о положении больного и с ужасом приняли смерть. Борис Ильич Казас - необыкновенный человек. Такие люди украшают эпоху, в которой живут. Это был не просто доктор-бессребреник, интеллигент-идеалист, отдававший людям свою жизнь, знания, работу. Это был человек необычайного самоотвержения, подвига, мученичества. Он служил городской бедноте, в течение ряда лет лечил бесплатно всех нищих и неимущих, никогда никому не отказывая. Он лечил по дороге от одного больного к другому, давал советы и выслушивал, сидя на извозчике. Его приёмы заходили за полночь. Больные порой шли к нему и в два часа ночи. Но он не только лечил, он утешал морально и материально поддерживал тех, кто в этом нуждался. Евпаторийский пролетариат никогда не забудет, не может забыть доктора Казаса». В память о Борисе Ильиче, да, наверное, и обо всех его родных, честно служивших Российской империи, Советскому Союзу, в Евпатории названа улица. Крымчанин. Создатель словаря Ещё об одном выдающемся караиме, составившем караимско-русский словарь, сохранившем для будущего культуру родной нации, Борисе Кокенае, нам рассказал постоянный читатель, член правления Национально-культурной автономии караимов Симферополя Игорь ШАЙТАН. Борис Кокенай. Фото из открытого источника. - В декабре минувшего года, 20 числа, исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося караимского, крымского учёного, писателя и коллекционера Бориса Яковлевича Кокеная, - рассказывает читатель. - Он родом из Феодосии, любовь к полуострову, науке унаследовал от мамы Биим Яковлевны, от отца - Яков Маркович был не только учёным, но ещё и поэтом, проповедником. Мальчик до 12 лет обучался в местном мидраше у караимского историка и писателя Товия Симовича Леви-Бобовича, потом - в гимназии, из-за болезни вынужден был покинуть её после шестого класса. Но полученные знания позволили юноше одно время преподавать в крымскотатарских школах Феодосийского уезда и Карасубазарского (Белогорского) района. А каникулы он проводил в древнем караимском городе-крепости Джуфт-Кале, жил в семье смотрителя Абрама Семёновича Дубинского, вместе с его сыновьями работал в местной сельскохозяйственной артели. - После Октябрьской революции Борис Яковлевич начал обучение в Феодосийском учительском институте, но из-за страшного голода на полуострове в 1921-22 годах вынужден был перебраться в Ростов-на-Дону, город, где много лет спустя и оборвалась его жизнь. Но это позже, а тогда была страстная тяга к учёбе, все образовательные пробелы стремился заполнить самостоятельно, чтением книг, изучением трудов историков, проповедников. И смог, упорным трудом, добиться больших познаний в истории, прежде всего крымских караимов, в языкознании - русском, родном караимском, древнееврейском - языке Библии. И статьи на научные темы он много раз публиковал в различных журналах - «Караимское слово», «Мысль караимская», «Карай авазы», «Онармах». Но главным трудом Бориса Яковлевича, без сомнения, является «Караимско-русский словарь», в котором выявлены важные специфические особенности одного из тюркских языков - караимского. Его караимы унаследовали от своих древних предков - хазар и половцев, исповедовавших с древнейших времён караимскую веру, основанную на почитании чисто Ветхого завета. Другими важнейшими работами нашего земляка считаются «Крымские караимы, их происхождение, литература и язык», «Путеводитель по Кале (Джуфт-кале)», «Тысяча пятьсот пословиц, загадок и изречений». По словам нашего читателя Игоря Шайтана, в Ростове-на-Дону Борис Кокенай работал телеграфистом, получая скромную зарплату, но всё равно старался приезжать в Крым, в родную Феодосию, в Евпаторию, Джуфт-кале, подняться на Мангуп… Полуостров - его малая Родина. «И в память об учёном, ушедшем 24 июля 1967-го, его библиотека, коллекция предметов материальной и духовной культуры крымских караимов перевезены в Евпаторию. В 1996-м они стали основой созданного при активном участии славной дочери караимского народа Семиты Кушуль Музея истории и этнографии крымских караимов и возрождённой караимской национальной библиотеки «Карай-Битиклиги». Стараниями Семиты Исааковны на древнем караимском кладбище «Балта Тиймез», вблизи Джуфт-Кале, в память и благодарность за заслуги перед караимским народом Борису Кокенаю установлен йолджи-таш (безмогильный памятник). Он очень любил Крым, свой народ, и оставил о себе добрую память». Крымчанин. Они из тех, о ком говорят - гордость народа, его герои, в бою, науке, труде… Наши земляки, гордость полуострова.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru