Молния и 5,45 - «История» » Новости Крыма

✔ Молния и 5,45 - «История»




Лидия Булавская и Вера Аралова (слева направо). Фото из открытого источника.


«Крымская правда» продолжает вспоминать, чем славился Советский Союз, страна, рожденная в 1922-м и исчезнувшая в 1991-м. В канун Международного женского дня вспомним о некоторых женских «придумках». Вообще разделять всё на «мэ» и «жо», как говорил герой Анатолия Папанова герою Андрея Миронова в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», сложно: жизнью так повелось, что и мужчины без женщин, и женщины без мужчин обходятся с трудом. И уже давно почти нет у нас чисто женских профессий, разве что жена и мама (сестра, бабушка), и чисто мужских, - только муж и папа (брат, дедушка). А всё остальное - равноправное, о чём ещё Сергей Михалков в детских стихах «А что у вас?» напоминал. И даже 23 февраля, мужской день - это женский 8 марта, - по смене стилей, введённой большевиками 105 лет назад. В номере к мужскому дню мы вспомнили о некоторых мужских отечественных «придумках» - «От кирзы до АКМа», надёжные кирзовые сапоги и автомат Калашникова, но и у женщин есть, что добавить к «набору: молнии на сапогах и патрон для оружия.


Красота по-нашему


Отечественное, мужское, изобретение - пропитка ткани для сапог смесью парафина, яичного желтка и канифоли, а после придуманным и полученным искусственным каучуком - реализовано Михаилом Поморцевым, Сергеем Лебедевым, Борисом Бызовым, Александром Хомутовым, Иваном Плотниковым. В разное время разработками занимались и Владимир Ипатьев, Николай Курнаков, Иван Виноградов-Волжский, Фёдор Воронов, Сигизмунд Кибиркштис, Валентин Краузе, Яков Слободин, а ещё - Анастасия Якибчук и Анна Воронова - женский вклад. И стала грубая ткань водонепроницаемой, морозостойкой, дышащей, надёжной - кирза, кирзовые сапоги. Их не только у нас в армии использовали (войну с фашизмом в них выиграли!), но и везде: даже самовары в деревнях порой раздували кирзачами, и женщины носили, сначала просто кирзовые, потом пофасонистее: голенище из кирзы, низ из чёрной замши или юфти. Вообще у нас со всепроходимой обувью было лучше, чем на Западе с их щегольскими ботиками (ботильонами) до щиколоток. Кирза, валенки - уютно и надёжно. Правда, может, не так красиво, но додумывались отечественные женщины и вышивку на валенки делать, и кирзачи подкрашивать, если уж сов­сем «выход в свет». А ещё наше, советское, изобретение - молния на сапогах - удобно, тогда нестандартно, красиво. Запатентовать идею в 1959-м, конечно, никто и не подумал, да и ерундой посчитали, а вот в Европе, что называется, «заценили», воплотили массово и потом продавали нам женские сапожки на молнии.


Придумала их мама самого известного тогда в Советском Союзе тёмного ребёнка - негритёнка Джимми из кинофильма Григория Александ­рова «Цирк». По фильму мамой малыша была актриса Любовь Орлова, по жизни - выпускница Московского художественного училища Памяти 1905 года, дочь Ипполита Аралова, бывшего разведчика Первой Конной армии командарма Семёна Будённого, освобождавшей полуостров от белогвардейцев, театральный декоратор Вера Аралова-Паттерсон.


Она родилась в Виннице 16 мая 1911-го, с детства любила рисовать и решила посвятить этому жизнь: по окончании художественного училища, устроилась декоратором в один из театров Москвы, потом стала членом Художественного фонда, но выставки своих прекрасных картин не устраивала, а вот коллег - да, и в стране, и за границей. Среди иностранных художников, перебравшихся в Советский Союз, был Ллойд Уолтон Паттерсон, ставший вскоре её мужем, у них родилось трое сыновей Джеймс, тот самый мальчик из кино, Том и Ллойд-младший. В 1948-м Вера Аралова стала модельером Всесоюзного Дома моделей, сначала рядовым, потом - главным. И именно ей тогдашний руководитель страны Никита Хрущёв поручил подготовить в 1959-м невиданную раньше в Советском Союзе акцию - показ недели «Русской моды», и не где-нибудь, а в Париже - должно же первое в мире социалистическое государство удивить капиталистов. Вот только в нашем Доме моделей ничего такого не разрабатывали: одежда для советских женщин должна быть простая, удобная, практичная и скромная - вряд ли удивишь французов, законодателей мод. Но Вера Ипполитовна придумала: после обязательного и не впечатлившего иностранцев показа костюмов «рабочих и служащих» на подиум вышли демонстраторы одежды (слов «манекенщица», «модель», тогда у нас не употребляли) в… мехах - чем богата Россия. Собольи шубы и песцовые шапки, меховые пальто и накидки вместе с яркими павлово-посадскими платками покорили иностранцев. Но ещё больше они обалдели, увидев на ногах девушек сапожки на каблуках, а на голенище - невиданное доселе - молния. Не могла же главный художник-модельер Советского Союза выпустить на подиум девушек, одетых в меха и обутых в привычные для моделей лодочки или туфли на среднем каблуке. С шубами и пальто в России принято носить сапоги. Конечно, кирзовые для показа на подиуме не подошли бы - нарисовала художник изящ­ные, на каблучках, которые и изготовили в мастерских Большого театра. А чтобы их легче и быстрее снимать: переодеваться ведь демонстраторам приходится практически как солдатам - за секунды, преду­смотрела на обуви застёжки-молнии…


Деловые французы тут же поняли, как это удобно и прибыльно, стали предлагать Вере Араловой продать права на выпуск таких сапог, но у нас их даже не оформляли - «безделица какая», модельер в ответ лишь улыбалась. И стали вскоре на Западе использовать идею без всякого разрешения, вначале, правда, ещё называли «русские сапоги», а потом забылось… Даже в нашей стране многие были уверены, что молния на сапогах - заграничная находка. И выпускать их в Союзе в конце семидесятых прошлого века начали по австрийским эскизам-лекалам. Свои, первые, так и остались в театральных мастерских, а художница и модельер Вера Аралова ушла 26 августа 2001-го.


Автоматный калибр


Стрелковое оружие, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы нашей страны - это разработки Сергея Мосина и Владимира Фёдорова, Фёдора Токарева и Евгения Драгунова, Георгия Шпагина и Василия Дегтярёва, Игоря Стечкина и Николая Макарова, Алексея Булкина и Алексея Судаева, Александра Дементьева и Михаила Калашникова. Именно последним создан самый знаменитый автомат в мире - АК, автомат Калашникова. Первая модификация АК-47, выпускавшаяся с 1948-го, под патрон калибра 7,62 миллиметра. В 1974-м начат выпуск усовершенствованного АК-74, с патроном калибра уже 5,45. Новые патроны меньше весили, а значит, их можно взять больше, вначале проигрывали по беззвучности, но сразу выигрывали по кучности, скорости и дальности стрельбы; у них малая отдача, что позволяло, к примеру, движущемуся бойцу быстрее и точнее поражать мишень. И создание небольшой полости в узкой части патрона повлияло на поражающую способность: при столкновении с препятствием пуля начинала «кувыркаться», доставляя больший вред.


Разработка новых патронов началась, после того как извечные оппоненты из США начали переходить на калибр 5,60. В НИИ-61, которым руководил Виктор Сабельников, продумывали идею конструктора и технологи Борис Сёмин, М. Фёдоров, П. Сазонов, В. Волков, В. Николаев, Е. Зимин, П. Королёв, а руководила мужской группой Лидия Булавская, именно её, спроектировавшую новую гильзу, и называют «мамой патрона 5,45». Первую партию, два миллиона патронов, испытывали в Одесском военном округе, куда входил и наш полуостров, пристреливались бойцы 126-й мотострелковой Горловской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии на полигоне в Перевальном, куда не раз выезжала и Лидия Булавская. Оценка - отлично, патрон принят на вооружение.


Лидия Ивановна появилась на свет в Туапсе в 1930-м, а после школы, где увлекалась точными науками и военным делом, поступила на патронно-гильзовый факультет Тульского механического института. Окончила с отличием и стала сотрудником отдела НИИ-61, позднее переименован в Цент­ральный научно исследовательский институт точного машиностроения, занимавшегося исследованиями и разработкой боеприпасов к стрелковому оружию. Дослужилась со временем до начальника сектора и за создание патрона стала лауреатом Государственной премии СССР.


Вот такие женские «придумки» советской эпохи, одни из многих. А что вам, уважае­мые читатели, запомнилось «Сделанного в СССР», пишите, будем вспоминать вместе.


Лидия Булавская и Вера Аралова (слева направо). Фото из открытого источника. «Крымская правда» продолжает вспоминать, чем славился Советский Союз, страна, рожденная в 1922-м и исчезнувшая в 1991-м. В канун Международного женского дня вспомним о некоторых женских «придумках». Вообще разделять всё на «мэ» и «жо», как говорил герой Анатолия Папанова герою Андрея Миронова в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», сложно: жизнью так повелось, что и мужчины без женщин, и женщины без мужчин обходятся с трудом. И уже давно почти нет у нас чисто женских профессий, разве что жена и мама (сестра, бабушка), и чисто мужских, - только муж и папа (брат, дедушка). А всё остальное - равноправное, о чём ещё Сергей Михалков в детских стихах «А что у вас?» напоминал. И даже 23 февраля, мужской день - это женский 8 марта, - по смене стилей, введённой большевиками 105 лет назад. В номере к мужскому дню мы вспомнили о некоторых мужских отечественных «придумках» - «От кирзы до АКМа», надёжные кирзовые сапоги и автомат Калашникова, но и у женщин есть, что добавить к «набору: молнии на сапогах и патрон для оружия. Красота по-нашему Отечественное, мужское, изобретение - пропитка ткани для сапог смесью парафина, яичного желтка и канифоли, а после придуманным и полученным искусственным каучуком - реализовано Михаилом Поморцевым, Сергеем Лебедевым, Борисом Бызовым, Александром Хомутовым, Иваном Плотниковым. В разное время разработками занимались и Владимир Ипатьев, Николай Курнаков, Иван Виноградов-Волжский, Фёдор Воронов, Сигизмунд Кибиркштис, Валентин Краузе, Яков Слободин, а ещё - Анастасия Якибчук и Анна Воронова - женский вклад. И стала грубая ткань водонепроницаемой, морозостойкой, дышащей, надёжной - кирза, кирзовые сапоги. Их не только у нас в армии использовали (войну с фашизмом в них выиграли!), но и везде: даже самовары в деревнях порой раздували кирзачами, и женщины носили, сначала просто кирзовые, потом пофасонистее: голенище из кирзы, низ из чёрной замши или юфти. Вообще у нас со всепроходимой обувью было лучше, чем на Западе с их щегольскими ботиками (ботильонами) до щиколоток. Кирза, валенки - уютно и надёжно. Правда, может, не так красиво, но додумывались отечественные женщины и вышивку на валенки делать, и кирзачи подкрашивать, если уж сов­сем «выход в свет». А ещё наше, советское, изобретение - молния на сапогах - удобно, тогда нестандартно, красиво. Запатентовать идею в 1959-м, конечно, никто и не подумал, да и ерундой посчитали, а вот в Европе, что называется, «заценили», воплотили массово и потом продавали нам женские сапожки на молнии. Придумала их мама самого известного тогда в Советском Союзе тёмного ребёнка - негритёнка Джимми из кинофильма Григория Александ­рова «Цирк». По фильму мамой малыша была актриса Любовь Орлова, по жизни - выпускница Московского художественного училища Памяти 1905 года, дочь Ипполита Аралова, бывшего разведчика Первой Конной армии командарма Семёна Будённого, освобождавшей полуостров от белогвардейцев, театральный декоратор Вера Аралова-Паттерсон. Она родилась в Виннице 16 мая 1911-го, с детства любила рисовать и решила посвятить этому жизнь: по окончании художественного училища, устроилась декоратором в один из театров Москвы, потом стала членом Художественного фонда, но выставки своих прекрасных картин не устраивала, а вот коллег - да, и в стране, и за границей. Среди иностранных художников, перебравшихся в Советский Союз, был Ллойд Уолтон Паттерсон, ставший вскоре её мужем, у них родилось трое сыновей Джеймс, тот самый мальчик из кино, Том и Ллойд-младший. В 1948-м Вера Аралова стала модельером Всесоюзного Дома моделей, сначала рядовым, потом - главным. И именно ей тогдашний руководитель страны Никита Хрущёв поручил подготовить в 1959-м невиданную раньше в Советском Союзе акцию - показ недели «Русской моды», и не где-нибудь, а в Париже - должно же первое в мире социалистическое государство удивить капиталистов. Вот только в нашем Доме моделей ничего такого не разрабатывали: одежда для советских женщин должна быть простая, удобная, практичная и скромная - вряд ли удивишь французов, законодателей мод. Но Вера Ипполитовна придумала: после обязательного и не впечатлившего иностранцев показа костюмов «рабочих и служащих» на подиум вышли демонстраторы одежды (слов «манекенщица», «модель», тогда у нас не употребляли) в… мехах - чем богата Россия. Собольи шубы и песцовые шапки, меховые пальто и накидки вместе с яркими павлово-посадскими платками покорили иностранцев. Но ещё больше они обалдели, увидев на ногах девушек сапожки на каблуках, а на голенище - невиданное доселе - молния. Не могла же главный художник-модельер Советского Союза выпустить на подиум девушек, одетых в меха и обутых в привычные для моделей лодочки или туфли на среднем каблуке. С шубами и пальто в России принято носить сапоги. Конечно, кирзовые для показа на подиуме не подошли бы - нарисовала художник изящ­ные, на каблучках, которые и изготовили в мастерских Большого театра. А чтобы их легче и быстрее снимать: переодеваться ведь демонстраторам приходится практически как солдатам - за секунды, преду­смотрела на обуви застёжки-молнии… Деловые французы тут же поняли, как это удобно и прибыльно, стали предлагать Вере Араловой продать права на выпуск таких сапог, но у нас их даже не оформляли - «безделица какая», модельер в ответ лишь улыбалась. И стали вскоре на Западе использовать идею без всякого разрешения, вначале, правда, ещё называли «русские сапоги», а потом забылось… Даже в нашей стране многие были уверены, что молния на сапогах - заграничная находка. И выпускать их в Союзе в конце семидесятых прошлого века начали по австрийским эскизам-лекалам. Свои, первые, так и остались в театральных мастерских, а художница и модельер Вера Аралова ушла 26 августа 2001-го. Автоматный калибр Стрелковое оружие, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы нашей страны - это разработки Сергея Мосина и Владимира Фёдорова, Фёдора Токарева и Евгения Драгунова, Георгия Шпагина и Василия Дегтярёва, Игоря Стечкина и Николая Макарова, Алексея Булкина и Алексея Судаева, Александра Дементьева и Михаила Калашникова. Именно последним создан самый знаменитый автомат в мире - АК, автомат Калашникова. Первая модификация АК-47, выпускавшаяся с 1948-го, под патрон калибра 7,62 миллиметра. В 1974-м начат выпуск усовершенствованного АК-74, с патроном калибра уже 5,45. Новые патроны меньше весили, а значит, их можно взять больше, вначале проигрывали по беззвучности, но сразу выигрывали по кучности, скорости и дальности стрельбы; у них малая отдача, что позволяло, к примеру, движущемуся бойцу быстрее и точнее поражать мишень. И создание небольшой полости в узкой части патрона повлияло на поражающую способность: при столкновении с препятствием пуля начинала «кувыркаться», доставляя больший вред. Разработка новых патронов началась, после того как извечные оппоненты из США начали переходить на калибр 5,60. В НИИ-61, которым руководил Виктор Сабельников, продумывали идею конструктора и технологи Борис Сёмин, М. Фёдоров, П. Сазонов, В. Волков, В. Николаев, Е. Зимин, П. Королёв, а руководила мужской группой Лидия Булавская, именно её, спроектировавшую новую гильзу, и называют «мамой патрона 5,45». Первую партию, два миллиона патронов, испытывали в Одесском военном округе, куда входил и наш полуостров, пристреливались бойцы 126-й мотострелковой Горловской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии на полигоне в Перевальном, куда не раз выезжала и Лидия Булавская. Оценка - отлично, патрон принят на вооружение. Лидия Ивановна появилась на свет в Туапсе в 1930-м, а после школы, где увлекалась точными науками и военным делом, поступила на патронно-гильзовый факультет Тульского механического института. Окончила с отличием и стала сотрудником отдела НИИ-61, позднее переименован в Цент­ральный научно исследовательский институт точного машиностроения, занимавшегося исследованиями и разработкой боеприпасов к стрелковому оружию. Дослужилась со временем до начальника сектора и за создание патрона стала лауреатом Государственной премии СССР. Вот такие женские «придумки» советской эпохи, одни из многих. А что вам, уважае­мые читатели, запомнилось «Сделанного в СССР», пишите, будем вспоминать вместе.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика