✔ Экипаж машины боевой - «История»
Станислава 21-май, 00:00 193 Новости АРКТанковый, броневой прочный заслон врагу воспел Николай Крючков в фильме «Трактористы». Помните: «У высоких берегов Амура/ Часовые Родины стоят…./ Там живут - и песня в том порука - /Нерушимой дружною семьёй/ Три танкиста, три весёлых друга - /Экипаж машины боевой». Считается, что прототипами героев фильма Ивана Пырьева и песни поэта Бориса Ласкина, композиторов братьев (Самуил, Дмитрий и Даниил) Покрасс стали Василий Агарков, Николай Житнёв и Сергей Румянцев, экипаж танка БТ-7, «Быстроходный танк», сражавшиеся на Халхин-Голе в 1938-м. Во вчерашнем номере мы вспомнили об экипаже и танке Т-34, боевой машине, что возвышается памятником в симферопольском сквере Победы - его установили в июне 1944-го, на братской могиле танкистов 19-го отдельного Перекопского Краснознамённого танкового корпуса Ивана Васильева, Ивана Поцелуева, но это не единственная ставшая монументом броня на полуострове. В Севастополе памятник на братской могиле танкистов тоже появился в мае 1944-го. Вспомним танковую мощь Союза.
Броня крепка
Танки БТ, из песни, а также КВ - «Клим Ворошилов», ИС - «Иосиф Сталин», Т - «Танк», ХТ - «Химический танк», ОТ - «Огнемётный танк» вместе с героическими экипажами сражались и в Великой Отечественной. Песню «Три танкиста» под те события поправил поэт Василий Лебедев-Кумач - «Три танкиста, три весёлых друга - / Экипаж машины боевой!/ Не дают они фашистским танкам/ Тёмной ночью в тыл забраться к нам./ Без пощады бьют бандитов с фланга,/ Угощают крепко по зубам!». Особенно сильно «угостили» 80 лет назад в сражении под Прохоровкой во время битвы на Курской дуге - в сражении, выигранном нашей многонациональной страной, в битве, окончательно переломившей ход войны - с тех пор мы только наступали, до Победы!
Наступал и друг «Крымской правды» Герой Советского Союза Ашот Аматуни, танкистом он стал после госпиталя, ранения в Сталинградской битве, где был курсантом-пулемётчиком. Окончил Саратовское танковое училище и вновь на фронт - командир танка Т-34, взвода, роты (после гибели командира Анатолия Карпенко)… Рота стала единственной в бронетанковых войсках с восемью (кто-то, увы, посмертно) Героями Советского Союза - сам комроты, Ншан Дарбинян, Олег Матвеев, Сергей Мацапура, Павел Михеев, Владимир Пермяков, Яков Пилипенко, Семён Погорелов. Заслужил Золотые Звёзды, но, увы, награждён иными орденами и экипаж Виктора Костылева из роты, первым ворвавшийся в Люблин, танкисты в одиночку сражались двое суток.
А после великой Победы сотни боевых машин, в основном самых массовых Т-34, водрузили на пьедесталы - памятниками погибшим героям. Как много, увы, экипажей машин боевых, не вернулось с войны…
Севастопольская 34-ка
У железнодорожного вокзала в городе-герое на Зелёной (теперь чаще говорят - Красной) горке есть братская могила 26 танкистов, погибших за Севастополь и пригороды весной 1944-го и перезахороненных сюда из разных мест, - воины 85-го отдельного гвардейского Севастопольского орденов Суворова и Кутузова танкового полка Сергея Тарасова. Над могилой, по проекту начальника штаба полка Георгия Веденяпина, установлен памятник-танк Т-34 с бортовым номером 137. Он погиб в бою 12 мая 1944-го, вместе с членами экипажа.
В списке безвозвратных потерь Приморской армии (она, под командованием Кондрата Мельника, в дни освобождения Севастополя входила в состав 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина), сохранённом в Центральном архиве Министерства обороны России узнаём о том экипаже. Командир башни, заряжающий 24-летний Василий Горбылёв, которого ждала с фронта сестра Вера; 21-летний стрелок-радист Иван Самохин (Солохин), его не дождалась мама Пелагея Ивановна, и 28-летний механик-водитель Алексей Лабиндев (Лабынцев), которого ждала любимая Н. А. Сапурнова, сгорели в танке. Погибшим командиром боевой машины считается 20-летний Василий Лукьяненко, которого не дождался отец Иван Михайлович, но по архивным документам есть небольшая путаница - офицер-танкист значится пропавшим без вести в августе 1943-го в боях за Харьковскую область… Возможно, после тех сражений он оказался в госпитале, а родным ушло извещение; затем вновь воевал, погибнув 12 мая 1944-го в районе Камышовой бухты, перед этим вместе с экипажем отличившись при штурме Сапун-горы. Посмертно Василий Лукьяненко и Василий Горбылёв награждены орденами Отечественной войны, о наградах Алексея Лабиндева и Ивана Самохина ничего неизвестно.
Первая в городе
Зато по документам военного архива и газете «Флаг Родины» знаем: за севастопольские бои награждён экипаж иного Т-34 - с бортовым номером Б-10 (по фамилии Афанасия Барабаша, командира 22-го гвардейского отдельного Мелитопольского танкового полка), танка, что первым ворвался в освобождаемый Севастополь. Экипажу, командиру танка Ивану Ревкову, механику-водителю Николаю Водолазкину, радисту-стрелку Николаю Минину и заряжающему Алексею Ханину, повезло, хоть и израненные, но дожили до Победы, воплощая продолжение песни о танкистах, дописанное Борисом Ласкиным в 1946-м. «Строят мир бывалые солдаты,/ Расцветает мирная весна!». Имена Ивана Ревкова и Николая Водолазкина высечены на мемориалах в городе-герое - они Герои Советского Союза, награждённые медалями «Золотая Звезда» именно за то, что «первыми на танке ворвались в Севастополь». Любимая Николая Водолазкина - Анна Петровна и сын Ивана Ревкова - Игорь вспоминали, как их всегда тепло принимали в городе-герое. И Николая Минина, и Алексея Ханина с добротой принимали - их, как установил наш коллега Борис Гельман, наградили тогда орденом Красного Знамени и орденом Ленина соответственно.
В Крымской наступательной операции к Севастополю экипаж танка с бортовым номером Б-10 прошёл с боями от Сивашского плацдарма. Правда, почти весь этот путь проделан с иным командиром - танка и взвода. Он погиб на подступах к Севастополю, по архивным документам выяснили: Виктор Леонов, погиб 14 апреля 1944-го и, как указано в похоронке, что получила любимая Ульяна Фоминична, похоронен на «северо-восточной окраине Симферополя - от моста 50 метров около шоссе (памятник)». Шоссе - Феодосийское, ныне проспект Победы, северо-восточная окраина - район Загородного и улицы Бела Куна, а вот мост… И нет в Симферополе уже той могилы, где похоронен 19-летний танкист - по данным патриота краеведа Виктора Гавриша, создавшего портал о столичном воинском кладбище на улице Старозенитной, она - одна из 132 исчезнувших захоронений героев, защищавших и освобождавших Симферополь…
А танк и товарищи Виктора Леонова продолжали путь к Победе. «Танковый взвод (три боевых машины. - Ред.) товарища Ревкова во взаимодействии с другими родами войск, прорвав сильно укреплённую оборону противника на высоте 165.1, Английском кладбище, горе Зелёной, на максимальных скоростях обходным путём, преодолевая на пути все препятствия - доты, дзоты и огневые точки, с тыла штурмом овладел высотой 127.7 и держал оборону до подхода наших частей». В том бою остался только танк комвзвода, но «смелым броском заходит в тыл горы Зелёной и вступает в бой с 10 танками противника и овладевает горой Зелёная». 9 мая 1944-го танк с бортовым номером Б-10 первым ворвался на окраину Севастополя, завязав бой с тремя немецкими танками. Один удалось подбить, два отступили, но и боевая машина Ивана Ревкова был объята пламенем, чтобы сбить, на максимальной скорости рванули по Лабораторному шоссе в город, «огненный факел», как вспоминали очевидцы. Пламя сбито, и ещё шестиствольный миномёт, четыре огневые точки противника уничтожены. На балконе трёхэтажки на улице Ленина танкисты подняли Красное знамя. Потом добивали врага в Камышовой бухте, окончательно завершая Крымскую наступательную операцию 4-го Украинского фронта - победа на полуострове за год до великой всесоюзной Победы. Не забываем, земляки!
Кстати
Ещё один памятник танку Т-34 (с бортовым номером 113), но уже не как надмогильный, появился в 1975-м в Армянске. Спустя десятилетие память о танкистах решили увековечить и в Джанкое - там на постамент подняли ИС-3 - эта версия боевого тяжёлого танка «Иосиф Сталин», в отличие от предшественников №1 и №2, танк выпущен в конце войны и в боевых действиях не участвовал.
Георгий Веденяпин, Иван Ревков, Николай Водолазкин (слева направо). Фото из архива газеты. Танковый, броневой прочный заслон врагу воспел Николай Крючков в фильме «Трактористы». Помните: «У высоких берегов Амура/ Часовые Родины стоят…./ Там живут - и песня в том порука - /Нерушимой дружною семьёй/ Три танкиста, три весёлых друга - /Экипаж машины боевой». Считается, что прототипами героев фильма Ивана Пырьева и песни поэта Бориса Ласкина, композиторов братьев (Самуил, Дмитрий и Даниил) Покрасс стали Василий Агарков, Николай Житнёв и Сергей Румянцев, экипаж танка БТ-7, «Быстроходный танк», сражавшиеся на Халхин-Голе в 1938-м. Во вчерашнем номере мы вспомнили об экипаже и танке Т-34, боевой машине, что возвышается памятником в симферопольском сквере Победы - его установили в июне 1944-го, на братской могиле танкистов 19-го отдельного Перекопского Краснознамённого танкового корпуса Ивана Васильева, Ивана Поцелуева, но это не единственная ставшая монументом броня на полуострове. В Севастополе памятник на братской могиле танкистов тоже появился в мае 1944-го. Вспомним танковую мощь Союза. Броня крепка Танки БТ, из песни, а также КВ - «Клим Ворошилов», ИС - «Иосиф Сталин», Т - «Танк», ХТ - «Химический танк», ОТ - «Огнемётный танк» вместе с героическими экипажами сражались и в Великой Отечественной. Песню «Три танкиста» под те события поправил поэт Василий Лебедев-Кумач - «Три танкиста, три весёлых друга - / Экипаж машины боевой!/ Не дают они фашистским танкам/ Тёмной ночью в тыл забраться к нам./ Без пощады бьют бандитов с фланга,/ Угощают крепко по зубам!». Особенно сильно «угостили» 80 лет назад в сражении под Прохоровкой во время битвы на Курской дуге - в сражении, выигранном нашей многонациональной страной, в битве, окончательно переломившей ход войны - с тех пор мы только наступали, до Победы! Наступал и друг «Крымской правды» Герой Советского Союза Ашот Аматуни, танкистом он стал после госпиталя, ранения в Сталинградской битве, где был курсантом-пулемётчиком. Окончил Саратовское танковое училище и вновь на фронт - командир танка Т-34, взвода, роты (после гибели командира Анатолия Карпенко)… Рота стала единственной в бронетанковых войсках с восемью (кто-то, увы, посмертно) Героями Советского Союза - сам комроты, Ншан Дарбинян, Олег Матвеев, Сергей Мацапура, Павел Михеев, Владимир Пермяков, Яков Пилипенко, Семён Погорелов. Заслужил Золотые Звёзды, но, увы, награждён иными орденами и экипаж Виктора Костылева из роты, первым ворвавшийся в Люблин, танкисты в одиночку сражались двое суток. А после великой Победы сотни боевых машин, в основном самых массовых Т-34, водрузили на пьедесталы - памятниками погибшим героям. Как много, увы, экипажей машин боевых, не вернулось с войны… Севастопольская 34-ка У железнодорожного вокзала в городе-герое на Зелёной (теперь чаще говорят - Красной) горке есть братская могила 26 танкистов, погибших за Севастополь и пригороды весной 1944-го и перезахороненных сюда из разных мест, - воины 85-го отдельного гвардейского Севастопольского орденов Суворова и Кутузова танкового полка Сергея Тарасова. Над могилой, по проекту начальника штаба полка Георгия Веденяпина, установлен памятник-танк Т-34 с бортовым номером 137. Он погиб в бою 12 мая 1944-го, вместе с членами экипажа. В списке безвозвратных потерь Приморской армии (она, под командованием Кондрата Мельника, в дни освобождения Севастополя входила в состав 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина), сохранённом в Центральном архиве Министерства обороны России узнаём о том экипаже. Командир башни, заряжающий 24-летний Василий Горбылёв, которого ждала с фронта сестра Вера; 21-летний стрелок-радист Иван Самохин (Солохин), его не дождалась мама Пелагея Ивановна, и 28-летний механик-водитель Алексей Лабиндев (Лабынцев), которого ждала любимая Н. А. Сапурнова, сгорели в танке. Погибшим командиром боевой машины считается 20-летний Василий Лукьяненко, которого не дождался отец Иван Михайлович, но по архивным документам есть небольшая путаница - офицер-танкист значится пропавшим без вести в августе 1943-го в боях за Харьковскую область… Возможно, после тех сражений он оказался в госпитале, а родным ушло извещение; затем вновь воевал, погибнув 12 мая 1944-го в районе Камышовой бухты, перед этим вместе с экипажем отличившись при штурме Сапун-горы. Посмертно Василий Лукьяненко и Василий Горбылёв награждены орденами Отечественной войны, о наградах Алексея Лабиндева и Ивана Самохина ничего неизвестно. Первая в городе Зато по документам военного архива и газете «Флаг Родины» знаем: за севастопольские бои награждён экипаж иного Т-34 - с бортовым номером Б-10 (по фамилии Афанасия Барабаша, командира 22-го гвардейского отдельного Мелитопольского танкового полка), танка, что первым ворвался в освобождаемый Севастополь. Экипажу, командиру танка Ивану Ревкову, механику-водителю Николаю Водолазкину, радисту-стрелку Николаю Минину и заряжающему Алексею Ханину, повезло, хоть и израненные, но дожили до Победы, воплощая продолжение песни о танкистах, дописанное Борисом Ласкиным в 1946-м. «Строят мир бывалые солдаты,/ Расцветает мирная весна!». Имена Ивана Ревкова и Николая Водолазкина высечены на мемориалах в городе-герое - они Герои Советского Союза, награждённые медалями «Золотая Звезда» именно за то, что «первыми на танке ворвались в Севастополь». Любимая Николая Водолазкина - Анна Петровна и сын Ивана Ревкова - Игорь вспоминали, как их всегда тепло принимали в городе-герое. И Николая Минина, и Алексея Ханина с добротой принимали - их, как установил наш коллега Борис Гельман, наградили тогда орденом Красного Знамени и орденом Ленина соответственно. В Крымской наступательной операции к Севастополю экипаж танка с бортовым номером Б-10 прошёл с боями от Сивашского плацдарма. Правда, почти весь этот путь проделан с иным командиром - танка и взвода. Он погиб на подступах к Севастополю, по архивным документам выяснили: Виктор Леонов, погиб 14 апреля 1944-го и, как указано в похоронке, что получила любимая Ульяна Фоминична, похоронен на «северо-восточной окраине Симферополя - от моста 50 метров около шоссе (памятник)». Шоссе - Феодосийское, ныне проспект Победы, северо-восточная окраина - район Загородного и улицы Бела Куна, а вот мост… И нет в Симферополе уже той могилы, где похоронен 19-летний танкист - по данным патриота краеведа Виктора Гавриша, создавшего портал о столичном воинском кладбище на улице Старозенитной, она - одна из 132 исчезнувших захоронений героев, защищавших и освобождавших Симферополь… А танк и товарищи Виктора Леонова продолжали путь к Победе. «Танковый взвод (три боевых машины. - Ред.) товарища Ревкова во взаимодействии с другими родами войск, прорвав сильно укреплённую оборону противника на высоте 165.1, Английском кладбище, горе Зелёной, на максимальных скоростях обходным путём, преодолевая на пути все препятствия - доты, дзоты и огневые точки, с тыла штурмом овладел высотой 127.7 и держал оборону до подхода наших частей». В том бою остался только танк комвзвода, но «смелым броском заходит в тыл горы Зелёной и вступает в бой с 10 танками противника и овладевает горой Зелёная». 9 мая 1944-го танк с бортовым номером Б-10 первым ворвался на окраину Севастополя, завязав бой с тремя немецкими танками. Один удалось подбить, два отступили, но и боевая машина Ивана Ревкова был объята пламенем, чтобы сбить, на максимальной скорости рванули по Лабораторному шоссе в город, «огненный факел», как вспоминали очевидцы. Пламя сбито, и ещё шестиствольный миномёт, четыре огневые точки противника уничтожены. На балконе трёхэтажки на улице Ленина танкисты подняли Красное знамя. Потом добивали врага в Камышовой бухте, окончательно завершая Крымскую наступательную операцию 4-го Украинского фронта - победа на полуострове за год до великой всесоюзной Победы. Не забываем, земляки! Кстати Ещё один памятник танку Т-34 (с бортовым номером 113), но уже не как надмогильный, появился в 1975-м в Армянске. Спустя десятилетие память о танкистах решили увековечить и в Джанкое - там на постамент подняли ИС-3 - эта версия боевого тяжёлого танка «Иосиф Сталин», в отличие от предшественников №1 и №2, танк выпущен в конце войны и в боевых действиях не участвовал.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru