✔ Годовая круговерть - «История»
Jones 10-янв, 00:00 193 Новости АРКОн уже почти завершился, 2023-й, год сложный и добрый одновременно, разный, как и все его собратья, и уникальный, как они же. «Крымская правда» перелистала архивные страницы своего издания, ещё «Красного Крыма», заглянула в дореволюционные газеты, крымчан расспросила, узнавая, как в разное время смену календарных лет отмечали.
Весна, осень, зима
Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января - традиция молодая. Вот 1035 лет назад мы бы отмечали его, как и все жители Киевской Руси, впервые с 1 сентября - так повелел князь Владимир Святославович, принесший на эту землю веру православную, - в знак окончания полевых работ и сбора урожая (официально дату, с шествиями под колокольный звон, утвердил в конце XV века Иван Третий, Московский царь). А живи мы в Древней Руси, то начинали бы год с 1 марта, когда первые землепашцы на поля после зимы выходили, или же 22 марта - в день весеннего равноденствия. И лишь смену 1699-го на 1700-й отметили бы в ночь с 31 декабря на 1 января - так повелел царь всея Руси Пётр Первый, будущий император Пётр Великий. Отмечать повелел громко, с пушечной стрельбой и фейерверками (сейчас они временно запрещены, не забываем), с ёлкой в домах (не думали тогда, что потомки за настоящую тысячи платить станут или искусственную наряжать). Кстати, новогодние каникулы тоже при Петре Первом появились: столица, как и сейчас Москва, неделю гуляния устраивала, в остальных городах и весях, конечно, поскромнее, но с каждым годом всё торжественнее смену лет отмечали. С гуляньями народными, подарками, ёлкой, угощением…
- Ёлки-сосны - как новогодние растения - это Петра Первого придумка, - рассказывает историк Игорь Павленко, - может, таким образом он хотел изменить стародавнюю традицию использования хвои в печальных процессиях, а может, утвердить вечнозелёным деревом, что жизнь продолжается. До него в осенний новый год снопы ржи и пшеницы праздничными считались, а в весенний - ветви яблони или вербы с набухающими почками, а то и цветом. Все растения природным очарованием, естественностью радовали вначале, украшать ели начали лишь с 1817-го, когда супруга императора Александра Первого Елизавета Алексеевна, немка по происхождению, на дворцовую Санкт-Петербургскую площадь Рождественскую ель (ставили не к 31 декабря, а раньше, к 25-му, Рождеству по старому стилю) поставила, повесила, как в своём детстве, свечи, конфеты, золочённые орехи, яблоки, яйца (символ развития жизни не стоил тогда под двести целковых за десяток). На макушку - звезду, подобную той, что над Вифлеемом зажглась в момент рождения младенца Иисуса. Потом ангелочки и ягнята из проволоки и ваты появились, фарфоровые статуэтки, деревянные паровозики… А в новой политической эпохе, когда ёлки через время забытья в дома вернулись, - красная звезда на макушке, красные шары с портретами вождей, стеклянные красноармейцы, полярники на льдинах, автомобили «Победа», самолёты, тракторы, снопы, космические ракеты, телебашни, детвора в национальных костюмах, часы, на которых, как в кинофильме «Карнавальная ночь», без пяти двенадцать, зверюшки, ёлочки, снеговики, бумажные и электрические гирлянды…
История страны отражалась в новогодних украшениях, кто-то до сих пор хранит те, советские, а может, ещё имперские - памятные. Возможно, и у вас, уважаемые читатели, такие есть, с историей семьи - расскажите.
Два с четвертью
Может, они куплены ещё в дореволюционных магазинах, которые активно рекламировали себя в крымских газетах Российской Империи.
К примеру, из газеты «Салгир» (1900 год) объявление приводят в интернет-группе «Старый Симферополь. История города»: «Рождественские подарки. Специальные украшения на ёлку. Подарки, игрушки, масса последних новостей. Цены самые умеренные. Для учебных заведений особая скидка. Магазин игрушек А. Пономарёва. Екатерининская улица, дом Ф. И. Киблера». А вот Севастопольское объявление: «В шмуклерском и дамско-рукодельном магазине Я. С. Корнина, Нахимовский проспект, дом Селитрари, уже получены ёлочные украшения и всевозможные вещи для подарков. Дамские рукоделия начатые и готовые. Цены дешёвые». Вообще, цены тогда радовали, а зарплаты у трудяг были не в пример нынешним, допустим, дворник в 1913-м в Крыму получал 18 рублей, разнорабочий - 25, учитель - 90, но килограмм осетрины стоил всего полтора рубля, килограмм красной икры кеты - 60 копеек, килограмм картошки - 3 копейки… Потому на Новый год многие и дома щедрый стол накрывали, и в ресторан могли сходить. «Первоклассный ресторан Европейской гостиницы (ныне район сквера 200-летия Симферополя) в понедельник, 31 декабря 1912 года, торжественная встреча Новаго года и гранд ужин из трёх блюд, и бокал заграничного шампанского (наше - не хуже. - Ред.) по 2 рубля 25 копеек с персоны. Меню: осетрина батлер; жаркое дичь разная; салат ассорти; парфе фундук; пети-фур. Бой серпантин и грандиозная музыкальная программа. С совершеннейшим почтением дирекция И. А. Орехов, М. С. Кривенко, метрдотель А. Ермаков».
- В начале декабря, - рассказывает краевед Иван Коваленко, - магазины Симферополя, Ялты и Севастополя начинали предновогодние распродажи подарков и ёлочных украшений! Как отмечалось в рекламе симферопольских магазинов купца Я. М. Левитана и купца Шпигельглуза «Особые скидки на бриллиантовые кольца, швейцарские часы, золотые цепочки и серьги». В преддверии Нового года устраивались балы-маскарады: в Симферополе маскарады проходили в гостинице «Гранд-отель» (сейчас на её месте - Республиканский музыкальный драмтеатр), в Севастополе - в зале Городского собрания, а в Ялте - в курзале. В ночь на 31 декабря лучший праздничный ужин и музыкальный вечер в Таврической губернии устраивался в симферопольской гостинице «Европейская» (и всего за два с четвертью рубля с человека, прислуга тогда, конечно, в ресторан не совалась, но 5-10 рублей получала, 10 кило судака можно было купить. - Ред.). Благотворительные общества устраивали ужины и дарили подарки «подопечным» - детям-сиротам и бедным представителям национальностей. Особо помогали «своим» Еврейское и Караимское благотворительные общества... Солдатам, не стоящим в караулах, выдавались ужины - двойная порция водки, пиво и мясные закуски...»…
Возвращение даты
Смена политического строя в 1917-м ударила и по празднику, правда, не сразу. Ещё в 1919-м Владимир Ленин ёлку детям пролетариев устраивал, но потом, в условиях Гражданской войны, борьбы с религией, не до того стало. 1 января сделали рабочим днём, новолетие с первого года коммуны, 1917-го, повелели отмечать 7 ноября, предлагая по агитке Владимира Маяковского выбирать: либо ель с цепями буржуазными, либо РСФСР, где всё для простого народа. Кстати, для простых и всяческие буржуазные блюда в Советском Союзе переименовали. Приводила в декабре 1926-го наша газета перепечатку из «Вечерней Москвы: «Консоме профетроль - Бульон с сухими печёными булочками, Консоме протаньер - Бульон с кореньями и зеленью, Осетрина флорентини - Осетрина разварная со шпинатом, Котлеты по-киевски - Котлеты куриные, фаршированные маслом, Цвибель-клопе - Биточки в сметане с луком, Беф Огарёв - Бифштекс с жареным луком, а Яйца берси - Яичница с сосисками и томатным соусом…». А ещё, как вспоминали старожилы, если в доме в двадцатых прошлого века кто-то ставил еловую ветку, то в «контру» записывали, со всеми вытекающими…
Но окончилась Гражданская война, мужал Советский Союз и новогодний праздник решили вернуть. Может, за это благодарны мы должны быть 14-летнему Василию и 9-летней Светлане, оставшимся без мамы, Надежды Аллилуевой, но помнящих её рассказы о дореволюционных ёлках… Грустили ребята в конце декабря и папа, Иосиф Сталин, решил их порадовать, а заодно и всех детей СССР. С его напутствия Павел Постышев, секретарь ЦК ВКП(б) Украинской ССР, опубликовал в «Правде» от 28 декабря 1935 года призыв: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». На следующий день редактор «Красного Крыма» Самуил Модонов перепечатал статью: «Искореним нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Давайте для детей устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».
И в следующие несколько дней газета публиковала заметки о том, как в разных местах полуострова ёлки устраивались. С тех пор праздник с
31 декабря на 1 января вернулся в страну официально. И даже в Великую Отечественную взрослые старались порадовать ребятишек. Свидетельство тому - заметка декабря 1941-го из осаждённого Севастополя: «Во всех бомбоубежищах города по инициативе горкома комсомола идут приготовления к устройству новогодних ёлок для детей. Бомбоубежище, где комендантом товарищ Михайлова, получит ёлку с передовых позиций от N-ской воинской части, заказы для которой выполняет пошивочная мастерская убежища». И подарки советские люди даже в войну готовили: сэкономленный кусочек хлеба, сахара, просто улыбку. Подарком к новому 1942 году стал для Крыма Керченско-Феодосийский десант… А в 1947-м 1 января стало вновь выходным. Это всё наша история и память.
История самого любимого, наверное, у многих праздника встречи Нового года, с ожиданием чуда и добра. Пусть сбудутся добрые пожелания, пусть здоровье, мир и улыбки главенствуют в нашей жизни. С наступающим!
Таким был новогодний номер нашей газеты редактора Н. Елизарова сто лет назад. Фото автора. Он уже почти завершился, 2023-й, год сложный и добрый одновременно, разный, как и все его собратья, и уникальный, как они же. «Крымская правда» перелистала архивные страницы своего издания, ещё «Красного Крыма», заглянула в дореволюционные газеты, крымчан расспросила, узнавая, как в разное время смену календарных лет отмечали. Весна, осень, зима Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января - традиция молодая. Вот 1035 лет назад мы бы отмечали его, как и все жители Киевской Руси, впервые с 1 сентября - так повелел князь Владимир Святославович, принесший на эту землю веру православную, - в знак окончания полевых работ и сбора урожая (официально дату, с шествиями под колокольный звон, утвердил в конце XV века Иван Третий, Московский царь). А живи мы в Древней Руси, то начинали бы год с 1 марта, когда первые землепашцы на поля после зимы выходили, или же 22 марта - в день весеннего равноденствия. И лишь смену 1699-го на 1700-й отметили бы в ночь с 31 декабря на 1 января - так повелел царь всея Руси Пётр Первый, будущий император Пётр Великий. Отмечать повелел громко, с пушечной стрельбой и фейерверками (сейчас они временно запрещены, не забываем), с ёлкой в домах (не думали тогда, что потомки за настоящую тысячи платить станут или искусственную наряжать). Кстати, новогодние каникулы тоже при Петре Первом появились: столица, как и сейчас Москва, неделю гуляния устраивала, в остальных городах и весях, конечно, поскромнее, но с каждым годом всё торжественнее смену лет отмечали. С гуляньями народными, подарками, ёлкой, угощением… - Ёлки-сосны - как новогодние растения - это Петра Первого придумка, - рассказывает историк Игорь Павленко, - может, таким образом он хотел изменить стародавнюю традицию использования хвои в печальных процессиях, а может, утвердить вечнозелёным деревом, что жизнь продолжается. До него в осенний новый год снопы ржи и пшеницы праздничными считались, а в весенний - ветви яблони или вербы с набухающими почками, а то и цветом. Все растения природным очарованием, естественностью радовали вначале, украшать ели начали лишь с 1817-го, когда супруга императора Александра Первого Елизавета Алексеевна, немка по происхождению, на дворцовую Санкт-Петербургскую площадь Рождественскую ель (ставили не к 31 декабря, а раньше, к 25-му, Рождеству по старому стилю) поставила, повесила, как в своём детстве, свечи, конфеты, золочённые орехи, яблоки, яйца (символ развития жизни не стоил тогда под двести целковых за десяток). На макушку - звезду, подобную той, что над Вифлеемом зажглась в момент рождения младенца Иисуса. Потом ангелочки и ягнята из проволоки и ваты появились, фарфоровые статуэтки, деревянные паровозики… А в новой политической эпохе, когда ёлки через время забытья в дома вернулись, - красная звезда на макушке, красные шары с портретами вождей, стеклянные красноармейцы, полярники на льдинах, автомобили «Победа», самолёты, тракторы, снопы, космические ракеты, телебашни, детвора в национальных костюмах, часы, на которых, как в кинофильме «Карнавальная ночь», без пяти двенадцать, зверюшки, ёлочки, снеговики, бумажные и электрические гирлянды… История страны отражалась в новогодних украшениях, кто-то до сих пор хранит те, советские, а может, ещё имперские - памятные. Возможно, и у вас, уважаемые читатели, такие есть, с историей семьи - расскажите. Два с четвертью Может, они куплены ещё в дореволюционных магазинах, которые активно рекламировали себя в крымских газетах Российской Империи. К примеру, из газеты «Салгир» (1900 год) объявление приводят в интернет-группе «Старый Симферополь. История города»: «Рождественские подарки. Специальные украшения на ёлку. Подарки, игрушки, масса последних новостей. Цены самые умеренные. Для учебных заведений особая скидка. Магазин игрушек А. Пономарёва. Екатерининская улица, дом Ф. И. Киблера». А вот Севастопольское объявление: «В шмуклерском и дамско-рукодельном магазине Я. С. Корнина, Нахимовский проспект, дом Селитрари, уже получены ёлочные украшения и всевозможные вещи для подарков. Дамские рукоделия начатые и готовые. Цены дешёвые». Вообще, цены тогда радовали, а зарплаты у трудяг были не в пример нынешним, допустим, дворник в 1913-м в Крыму получал 18 рублей, разнорабочий - 25, учитель - 90, но килограмм осетрины стоил всего полтора рубля, килограмм красной икры кеты - 60 копеек, килограмм картошки - 3 копейки… Потому на Новый год многие и дома щедрый стол накрывали, и в ресторан могли сходить. «Первоклассный ресторан Европейской гостиницы (ныне район сквера 200-летия Симферополя) в понедельник, 31 декабря 1912 года, торжественная встреча Новаго года и гранд ужин из трёх блюд, и бокал заграничного шампанского (наше - не хуже. - Ред.) по 2 рубля 25 копеек с персоны. Меню: осетрина батлер; жаркое дичь разная; салат ассорти; парфе фундук; пети-фур. Бой серпантин и грандиозная музыкальная программа. С совершеннейшим почтением дирекция И. А. Орехов, М. С. Кривенко, метрдотель А. Ермаков». - В начале декабря, - рассказывает краевед Иван Коваленко, - магазины Симферополя, Ялты и Севастополя начинали предновогодние распродажи подарков и ёлочных украшений! Как отмечалось в рекламе симферопольских магазинов купца Я. М. Левитана и купца Шпигельглуза «Особые скидки на бриллиантовые кольца, швейцарские часы, золотые цепочки и серьги». В преддверии Нового года устраивались балы-маскарады: в Симферополе маскарады проходили в гостинице «Гранд-отель» (сейчас на её месте - Республиканский музыкальный драмтеатр), в Севастополе - в зале Городского собрания, а в Ялте - в курзале. В ночь на 31 декабря лучший праздничный ужин и музыкальный вечер в Таврической губернии устраивался в симферопольской гостинице «Европейская» (и всего за два с четвертью рубля с человека, прислуга тогда, конечно, в ресторан не совалась, но 5-10 рублей получала, 10 кило судака можно было купить. - Ред.). Благотворительные общества устраивали ужины и дарили подарки «подопечным» - детям-сиротам и бедным представителям национальностей. Особо помогали «своим» Еврейское и Караимское благотворительные общества. Солдатам, не стоящим в караулах, выдавались ужины - двойная порция водки, пиво и мясные закуски.»… Возвращение даты Смена политического строя в 1917-м ударила и по празднику, правда, не сразу. Ещё в 1919-м Владимир Ленин ёлку детям пролетариев устраивал, но потом, в условиях Гражданской войны, борьбы с религией, не до того стало. 1 января сделали рабочим днём, новолетие с первого года коммуны, 1917-го, повелели отмечать 7 ноября, предлагая по агитке Владимира Маяковского выбирать: либо ель с цепями буржуазными, либо РСФСР, где всё для простого народа. Кстати, для простых и всяческие буржуазные блюда в Советском Союзе переименовали. Приводила в декабре 1926-го наша газета перепечатку из «Вечерней Москвы: «Консоме профетроль - Бульон с сухими печёными булочками, Консоме протаньер - Бульон с кореньями и зеленью, Осетрина флорентини - Осетрина разварная со шпинатом, Котлеты по-киевски - Котлеты куриные, фаршированные маслом, Цвибель-клопе - Биточки в сметане с луком, Беф Огарёв - Бифштекс с жареным луком, а Яйца берси - Яичница с сосисками и томатным соусом…». А ещё, как вспоминали старожилы, если в доме в двадцатых прошлого века кто-то ставил еловую ветку, то в «контру» записывали, со всеми вытекающими… Но окончилась Гражданская война, мужал Советский Союз и новогодний праздник решили вернуть. Может, за это благодарны мы должны быть 14-летнему Василию и 9-летней Светлане, оставшимся без мамы, Надежды Аллилуевой, но помнящих её рассказы о дореволюционных ёлках… Грустили ребята в конце декабря и папа, Иосиф Сталин, решил их порадовать, а заодно и всех детей СССР. С его напутствия Павел Постышев, секретарь ЦК ВКП(б) Украинской ССР, опубликовал в «Правде» от 28 декабря 1935 года призыв: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». На следующий день редактор «Красного Крыма» Самуил Модонов перепечатал статью: «Искореним нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Давайте для детей устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах». И в следующие несколько дней газета публиковала заметки о том, как в разных местах полуострова ёлки устраивались. С тех пор праздник с 31 декабря на 1 января вернулся в страну официально. И даже в Великую Отечественную взрослые старались порадовать ребятишек. Свидетельство тому - заметка декабря 1941-го из осаждённого Севастополя: «Во всех бомбоубежищах города по инициативе горкома комсомола идут приготовления к устройству новогодних ёлок для детей. Бомбоубежище, где комендантом товарищ Михайлова, получит ёлку с передовых позиций от N-ской воинской части, заказы для которой выполняет пошивочная мастерская убежища». И подарки советские люди даже в войну готовили: сэкономленный кусочек хлеба, сахара, просто улыбку. Подарком к новому 1942 году стал для Крыма Керченско-Феодосийский десант… А в 1947-м 1 января стало вновь выходным. Это всё наша история и память. История самого любимого, наверное, у многих праздника встречи Нового года, с ожиданием чуда и добра. Пусть сбудутся добрые пожелания, пусть здоровье, мир и улыбки главенствуют в нашей жизни. С наступающим!
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru