Фронтовое единство - «История» » Новости Крыма

✔ Фронтовое единство - «История»




Владимир Зиракошвили и Пётр Олейников (слева направо). Фото с сайта iremember.ru


Оно важно в любом деле, а тем более, в сражении, - людей, мыслей, поступков, когда вместе за общее, за Победу! Наше старшее поколение, в Великой Отечественной, как говорил в фильме «Любовь земная» герой Евгения Матвеева, выстоявшее и победившее, знает это точно. Наш День Победы 9 мая 1945-го сложился из единства армии, фронта, тыла, всех веривших, что «наше дело - правое». Единство восьми десятилетий назад в праздник напоминает о себе портретами в «Бессмертном полку», «шагают» герои всех наций и народностей тогдашнего Советского Союза, а в будни… патриотичными фильмами и фамилиями на обелисках братских могил, где рядом покоятся воины единой страны, уходившие в вечность с верой в Победу и то, что сохранят потомки память, единство. Увы, не всегда получается сохранять, но, словно в противовес тому, в знак братства, дружбы народов те захоронения. Вот и на симферопольском погосте наш читатель, член Крымской армянской общины Вартан Григорян, нашёл такое, где рядом офицеры, русский Иван Сидоров и украинец Андрей Мищенко, командир и комиссар батальона, погибшие в один день за Крым. А где-то рядом, как вспоминал боец батальона русский Пётр Олейников, захоронение их ротного - грузина Владимира Зиракошвили…


Владимир Зиракошвили


В минувших выпусках рубрики мы рассказывали о том, как благодаря Союзу ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска республики, взявших шефство над «земляными городами» защитников и освободителей полуострова на старом погосте, благодаря Вартану Григоряну и его помощнице Юлии, приведены в порядок братские могилы воинов, захоронения подпольщиков города. Рассказали и о судьбах уроженцев ещё Российской империи, Курской губернии Ивана Сидорова и Харьковской - Андрея Мищенко, двух майорах, командире и комиссаре 184-го батальона инженерных заграждений 13-й отдельной инженерной Феодосийской бригады специального назначения, участниках Керченско-Эльтигенского десанта, рвавшихся освобождать Севастополь и погибших 22 апреля 1944-го во время вражеского налёта. Владимир Зиракошвили, командир роты 184-го батальона инженерных заграждений, погиб уже при штурме Севастополя 7 мая 1944-го, а Петру Олейникову, сохранившему память о них для нас, к счастью, повезло дошагать до Победы.


Владимир Алексеевич Зиракошвили родился в грузинском селе Качрети в 1919-м. Увы, больше сведений о его довоенной жизни не знаем, но по документам Центрального военного архива Минобороны России, службу в Красной Армии начал с 1939-го, а дома с фронта ждал папа Алексей Захарович - его данные указал для связи сын. 


Погиб старший лейтенант за два дня до освобождения Севастополя, «при выполнении боевого задания», подробности записал в дневнике Пётр Олейников: «Погиб смертью героя. Погиб, но отстояли роту танков, окружённую немцами в глубине обороны». Немногим больше об офицере узнаём и из его наградных листов. Первая награда медаль «За отвагу» - приказ Южного фронта от 14 октября 1941-го - «за отличное выполнение боевого задания», тогда же при выполнении был ранен. Второе ранение, ещё командира взвода, в августе 1943-го на Северо-Кавказском фронте и орден Красной Звезды. «При выполнении боевого задания по инженерному обеспечению наступательных операций 14-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва, - читаем наградной, подписанный комбатом 184-го батальона Иваном Сидоровым, - проявил доблесть и мужество. Во время танковой атаки высоты 167 7 августа 1943 года во главе группы сапёров сопровождал танки в боевых порядках атакующей пехоты и, будучи ранен, не покинул поле боя, продолжая лично руководить разминированием подорвавшихся танков. Под огнём противника вывел с минного поля 3 танка и дал им возможность продолжить атаку. Разминировал и обеспечил эвакуацию в тыл 4 подбитых и подорванных танков».


За штурм Севастополя Владимира Зиракошвили посмертно представляли к званию Героя Советского Союза. Из того наградного, подписанного уже новым комбатом Георгием Крюковым, узнаём подробности последнего боевого задания и то, что старший лейтенант участвовал в войне с белофиннами в 1940-м, а в декабре 1942-го он был ещё и контужен. «В боях за освобождение Крыма в период с 10 апреля по 7 мая 1944-го,
командуя сапёрной ротой, сопровождавшей танки 63-й танковой Таманской бригады, проявил мужество и геройство. Находясь на головных танках, преследующих и громящих врага, непрерывно вёл инженерную разведку маршрутов движения танков, инженерных заграждений на промежуточных рубежах обороны противника, быстро, несмотря на ожесточённый огонь противника, делал разграждения, не задерживая в бою стремительного наступления танков. Действуя, как автоматчики, рота, которой командовал старший лейтенант Зиракошвили, вела бой с группами немецких солдат, уничтожая их огнём автоматов. 7 мая 1944-го участвовал в штурме Севастополя. Прорвав оборону противника у колхоза «Большевик», танки 63-й танковой Таманской бригады вышли к водохранилищу. На танках находились сапёры старшего лейтенанта Зиракошвили. В тылу у танков оказалась группа немецких солдат, открывшая огонь по танкам и сапёрам. Старший лейтенант Зиракошвили, увлекая бойцов, бросился на врага, уничтожая его огнём из автомата. Горячая перестрелка перешла в рукопашный бой. 10 немецких солдат и одного офицера уничтожил старший лейтенант Зиракошвили. Рота сапёров полностью уничтожила вражескую группу, пытавшуюся отсечь танки. В этой схватке смертью героя погиб командир роты - старший лейтенант Зиракошвили, с честью отдав жизнь за Родину». Награждения медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза согласовали и командир бригады Владимир Железных, и замначальника инженерных войск Отдельной Приморской армии Арсений Водоватов, но в итоге, спустя два месяца, погибшего офицера наградили посмертно орденом Отечественной войны первой степени. А 9 мая 1944-го Владимира Алексеевича похоронили в Симферополе, рядом с командирами.


Пётр Олейников


Их фотокарточки для истории и потомков сохранил боец 184-го батальона старший сержант Пётр Олейников, до войны ставший учителем и, по привычке, старавшийся записывать события в дневник. Наверное после войны Пётр Дмитриевич никогда не отмечал день рождения, ведь он у него 22 июня - когда началась Великая Отечественная, парню из крестьянской семьи села Кислово Волгоградской области было 19 лет. И он уже четыре года был без погибших родителей, их ему и ещё младшим сёстрам и брату заменили старшая сестра Ольга и её муж Николай. Перед войной Пётр с другом Дмитрием Киселёвым окончил педагогический техникум и стал учителем третьеклассников Ярской начальной школы в Сталинградской области. Весть о войне он услышал на теплоходе, когда в отпуске плыл домой по Волге…


Вместо призыва на фронт отправили молодого учителя заведующим начальной школы села Сарычи Сталинградской области, где вместе с учительницей Лидией Степаненко первое время им пришлось эвакуированных размещать. В декабре всё же мобилизовали, краткие курсы минно-подрывного дела и на фронт. На портале «Я помню» есть его воспоминания и тот самый фронтовой дневник со строками и о Крыме. «Разминировали и наоборот минировали, подрывали мосты, объекты, делали проходы в немецких минных полях для фронтовых разведчиков. Теряли боевых друзей, встречали и учили новых. Наш батальон перебрасывали с одного фронта на другой. Были на Кавказе, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике. <> Последнее боевое задание наш батальон получил 10 апреля 1945-го, когда 3-й Белорусский фронт штурмом взял Кёнигсберг (Калининград). Этот город-крепость был сплошь заминирован. Разминированием мы занимались до конца войны и даже после». И воспоминания, как ночью 9 мая 1945-го узнали «сладкое и долгожданное слово, Победа» и встречали его невообразимым ружейным салютом. Пётр Дмитриевич награждён знаком «Почётный минёр», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды…


Орден - за наш полуостров, на котором сражался в составе Керченско-Эльтигенского десанта. И несколько страниц в дневнике посвящены крымским описаниям и событиям. Первая запись - «1 ноября 1943-го. В ночь наш взвод вместе с 318-й стрелковой дивизией и 386-м отрядом морской пехоты пересёк Керченский пролив и высадился в Крыму, в районе Эльтигена. Одновременно части 56-й и 18-й армий высадились в Еникале. Противник отчаянно сопротивляется»… Подробнее о тех событиях-записях - в следующем выпуске рубрики. Не забываем, земляки, - 80 лет освобождения Крыма от фашистов.


Владимир Зиракошвили и Пётр Олейников (слева направо). Фото с сайта iremember.ru Оно важно в любом деле, а тем более, в сражении, - людей, мыслей, поступков, когда вместе за общее, за Победу! Наше старшее поколение, в Великой Отечественной, как говорил в фильме «Любовь земная» герой Евгения Матвеева, выстоявшее и победившее, знает это точно. Наш День Победы 9 мая 1945-го сложился из единства армии, фронта, тыла, всех веривших, что «наше дело - правое». Единство восьми десятилетий назад в праздник напоминает о себе портретами в «Бессмертном полку», «шагают» герои всех наций и народностей тогдашнего Советского Союза, а в будни… патриотичными фильмами и фамилиями на обелисках братских могил, где рядом покоятся воины единой страны, уходившие в вечность с верой в Победу и то, что сохранят потомки память, единство. Увы, не всегда получается сохранять, но, словно в противовес тому, в знак братства, дружбы народов те захоронения. Вот и на симферопольском погосте наш читатель, член Крымской армянской общины Вартан Григорян, нашёл такое, где рядом офицеры, русский Иван Сидоров и украинец Андрей Мищенко, командир и комиссар батальона, погибшие в один день за Крым. А где-то рядом, как вспоминал боец батальона русский Пётр Олейников, захоронение их ротного - грузина Владимира Зиракошвили… Владимир Зиракошвили В минувших выпусках рубрики мы рассказывали о том, как благодаря Союзу ветеранов МВД Симферополя и Управления уголовного розыска республики, взявших шефство над «земляными городами» защитников и освободителей полуострова на старом погосте, благодаря Вартану Григоряну и его помощнице Юлии, приведены в порядок братские могилы воинов, захоронения подпольщиков города. Рассказали и о судьбах уроженцев ещё Российской империи, Курской губернии Ивана Сидорова и Харьковской - Андрея Мищенко, двух майорах, командире и комиссаре 184-го батальона инженерных заграждений 13-й отдельной инженерной Феодосийской бригады специального назначения, участниках Керченско-Эльтигенского десанта, рвавшихся освобождать Севастополь и погибших 22 апреля 1944-го во время вражеского налёта. Владимир Зиракошвили, командир роты 184-го батальона инженерных заграждений, погиб уже при штурме Севастополя 7 мая 1944-го, а Петру Олейникову, сохранившему память о них для нас, к счастью, повезло дошагать до Победы. Владимир Алексеевич Зиракошвили родился в грузинском селе Качрети в 1919-м. Увы, больше сведений о его довоенной жизни не знаем, но по документам Центрального военного архива Минобороны России, службу в Красной Армии начал с 1939-го, а дома с фронта ждал папа Алексей Захарович - его данные указал для связи сын. Погиб старший лейтенант за два дня до освобождения Севастополя, «при выполнении боевого задания», подробности записал в дневнике Пётр Олейников: «Погиб смертью героя. Погиб, но отстояли роту танков, окружённую немцами в глубине обороны». Немногим больше об офицере узнаём и из его наградных листов. Первая награда медаль «За отвагу» - приказ Южного фронта от 14 октября 1941-го - «за отличное выполнение боевого задания», тогда же при выполнении был ранен. Второе ранение, ещё командира взвода, в августе 1943-го на Северо-Кавказском фронте и орден Красной Звезды. «При выполнении боевого задания по инженерному обеспечению наступательных операций 14-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва, - читаем наградной, подписанный комбатом 184-го батальона Иваном Сидоровым, - проявил доблесть и мужество. Во время танковой атаки высоты 167 7 августа 1943 года во главе группы сапёров сопровождал танки в боевых порядках атакующей пехоты и, будучи ранен, не покинул поле боя, продолжая лично руководить разминированием подорвавшихся танков. Под огнём противника вывел с минного поля 3 танка и дал им возможность продолжить атаку. Разминировал и обеспечил эвакуацию в тыл 4 подбитых и подорванных танков». За штурм Севастополя Владимира Зиракошвили посмертно представляли к званию Героя Советского Союза. Из того наградного, подписанного уже новым комбатом Георгием Крюковым, узнаём подробности последнего боевого задания и то, что старший лейтенант участвовал в войне с белофиннами в 1940-м, а в декабре 1942-го он был ещё и контужен. «В боях за освобождение Крыма в период с 10 апреля по 7 мая 1944-го, командуя сапёрной ротой, сопровождавшей танки 63-й танковой Таманской бригады, проявил мужество и геройство. Находясь на головных танках, преследующих и громящих врага, непрерывно вёл инженерную разведку маршрутов движения танков, инженерных заграждений на промежуточных рубежах обороны противника, быстро, несмотря на ожесточённый огонь противника, делал разграждения, не задерживая в бою стремительного наступления танков. Действуя, как автоматчики, рота, которой командовал старший лейтенант Зиракошвили, вела бой с группами немецких солдат, уничтожая их огнём автоматов. 7 мая 1944-го участвовал в штурме Севастополя. Прорвав оборону противника у колхоза «Большевик», танки 63-й танковой Таманской бригады вышли к водохранилищу. На танках находились сапёры старшего лейтенанта Зиракошвили. В тылу у танков оказалась группа немецких солдат, открывшая огонь по танкам и сапёрам. Старший лейтенант Зиракошвили, увлекая бойцов, бросился на врага, уничтожая его огнём из автомата. Горячая перестрелка перешла в рукопашный бой. 10 немецких солдат и одного офицера уничтожил старший лейтенант Зиракошвили. Рота сапёров полностью уничтожила вражескую группу, пытавшуюся отсечь танки. В этой схватке смертью героя погиб командир роты - старший лейтенант Зиракошвили, с честью отдав жизнь за Родину». Награждения медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза согласовали и командир бригады Владимир Железных, и замначальника инженерных войск Отдельной Приморской армии Арсений Водоватов, но в итоге, спустя два месяца, погибшего офицера наградили посмертно орденом Отечественной войны первой степени. А 9 мая 1944-го Владимира Алексеевича похоронили в Симферополе, рядом с командирами. Пётр Олейников Их фотокарточки для истории и потомков сохранил боец 184-го батальона старший сержант Пётр Олейников, до войны ставший учителем и, по привычке, старавшийся записывать события в дневник. Наверное после войны Пётр Дмитриевич никогда не отмечал день рождения, ведь он у него 22 июня - когда началась Великая Отечественная, парню из крестьянской семьи села Кислово Волгоградской области было 19 лет. И он уже четыре года был без погибших родителей, их ему и ещё младшим сёстрам и брату заменили старшая сестра Ольга и её муж Николай. Перед войной Пётр с другом Дмитрием Киселёвым окончил педагогический техникум и стал учителем третьеклассников Ярской начальной школы в Сталинградской области. Весть о войне он услышал на теплоходе, когда в отпуске плыл домой по Волге… Вместо призыва на фронт отправили молодого учителя заведующим начальной школы села Сарычи Сталинградской области, где вместе с учительницей Лидией Степаненко первое время им пришлось эвакуированных размещать. В декабре всё же мобилизовали, краткие курсы минно-подрывного дела и на фронт. На портале «Я помню» есть его воспоминания и тот самый фронтовой дневник со строками и о Крыме. «Разминировали и наоборот минировали, подрывали мосты, объекты, делали проходы в немецких минных полях для фронтовых разведчиков. Теряли боевых друзей, встречали и учили новых. Наш батальон перебрасывали с одного фронта на другой. Были на Кавказе, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика