Одна свеча, одна молитва - «История» » Новости Крыма

✔ Одна свеча, одна молитва - «История»




Фигуры памятника в Севастополе. Фото из открытого источника.


Год назад штормовой ветер повалил одну из фигур открытого в 2021-м в Севастополе памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну». Его вскоре восстановили, но до сих пор в городе-герое, городе двух оборон в Крымскую, XIX века, и Великую Отечественную, XX-го, порой возникают споры - о нужности монумента: «о золотой бабе» (женской фигуре, символизирующей Россию), «о долгожданном примирении», «о выброшенных деньгах»… Наверное, как и тогда, в Гражданской войне, охватившей в конце первого десятилетия минувшего века людей, землю, державу, что спешно и жёстко меняла название с Российской империи на Советскую Россию, в этих спорах нет истины, у каждого своя правда. И как верно писал тогда крымчанин Максимилиан Волошин: «И здесь, и там между рядами/ Звучит один и тот же глас:/ - «Кто не за нас - тот против нас!/ Нет безразличных: правда - с нами!»/ А я стою один меж них/ В ревущем пламени и дыме/ И всеми силами своими/ Молюсь за тех и за других…». Не было правых в Гражданской войне, и победителей нет. Она по судьбам детей одного Отечества, одной семьи прокатилась, разделив их по идейным принципам, «кто за красных, кто за белых», за свою, общую, землю, язык, суть, но под разными знамёнами. И лишь те, кто не забыл историю рода, перемолотую и в той бойне, «молятся за тех и за других».


Символ - огонь


Памятник примирению, первый в России, установлен на берегу Карантинной бухты, напротив музея-заповедника Херсонес Таврический, кстати, оттуда, из Свято-Владимирского собора, взято пламя для Вечного огня у монумента. По задумке скульптора Андрея Ковальчука, Вечный огонь - символ памяти, у которого, склонив головы перед памятью павших друзей, стоят два брата, разведённые Гражданской войной. Старший, присягавший Российской империи, поручик Белой армии, младший, командир-красноармеец, вдохновлённый идеями перемен в стране. Между братьями на белой колонне статуя женщины, мамы, Родины, она словно защищает их всех, не разделяет, словно её слова выбиты на пьедестале: «Мы единый народ, и Россия у нас одна». Тогда, 104 года назад, в ноябре 1920-го, этого понимания так не хватало в меняющейся стране, в нашем Крыму, где в ноябре одинаково мощно и безысходно для тех, «кто не с нами», звучали слова и красного командира Михаила Фрунзе «о занятии Керчи, ликвидации Южного фронта», и командующего белых Петра Врангеля «об эвакуации всех, кто разделял с армией её крестный путь». А до этого и после по всему Крыму царили не только голод и эпидемии, но и террор, белый, красный, лишь под Ялтой точно знаем, Крестовый (Кровавый) утёс, где белые расстреливали красных, и Багреевка, где красные расстреливали белых… Просто шла Гражданская война, где у каждой стороны, людей, ещё вчера дышавших одним воздухом, крещённых в одних храмах, рождённых в одной стране, волею политиков-идеологов, преследовавших и общемировые, и личные цели, появилась «своя правда», за которую непримиримо и жестоко боролись, уничтожая всех, кто против, даже родных.


Читательница Татьяна Павловна, чья история сохранилась в журналистском архиве, о войнах знает очень много, её муж и дядя в Великую Отечественную сражались «с внешним врагом», сын выполнял интернациональный долг в Афганистане, в Гражданской войне иной страны, а дед, дядя и две тёти остались в нашей Гражданской, по разные стороны. И свеча в храме у неё всегда общая для всех, у иконы Святого Георгия Победоносца, «хотя многие победы в тех войнах, что коснулись их рода, спорные, но молюсь за тех и за других, за то, что не были они побеждёнными, что перед собой оставались честны». И слова второго дяди, что 80 лет назад погиб в бою под румынскими Яссами: «Правы были отец и сестрёнка, погибшие за свою землю, прав был брат, защищавший её в Первую мировую. Родина, дом, земля - единственное, за что надо сражаться, но не с близкими по крови, а с внешним врагом. Таким, как были османцы и германцы, которых в Крымскую били наши деды-прадеды, в Первой мировой - брат, такими, как интервенты в двадцатых, такими, как фашисты, которых я и товарищи бьём в сороковых»… Дед, тётя и дядя у женщины, что остались в Гражданской войне на полуострове, оказались по разные стороны битвы, а ещё одна тётя ни на чьей стороне не была, малышка совсем, от голода ушла, войной порождённого. «Это мамы Антонины Васильевны семья, почти вся, только она, братик Иван, что в Великую Отечественную погиб потом, да бабушка Вера чудом выжили».


Жертвы идеи


Впервые власть большевиков победила в Крыму в 1918-м, когда в марте создана Советская Социалистическая республика Таврида (позже Таврическая Советская Социалистическая), но уже в апреле в Крым, нарушив Брестский мир, вторглись немецкие интервенты, поддерживали их местные контрреволюционеры, белогвардейцы, что тогда же казнили в Алуште членов Таврического губернского комитета партии и первого Совета народных комиссаров республики, среди которых и создатель нашей газеты, «Таврической правды», Антон Слуцкий. Казни стали массовыми, в ноябре с Кубани прибыли отряды Добровольческой армии Антона Деникина. «Тогда деду Васе и шестнадцатилетней тёте Анне, работавшим на табачной фабрике купчихи Шишман, повезло, их не тронули, хотя дед с пониманием отнёсся к Октябрьской революции, собирался даже записаться к большевикам, но беременная жена попросила повременить. Может, это спасло семью в тот год, а может, то, что старший сын - Николай служил в Русской императорской армии в чине подпоручика на Кавказе, участвовал в Первой мировой. Мама рассказывала, что родители очень переживали, о нём несколько лет ничего не было известно. Молили судьбу, чтобы он был жив и остался защитником Родины, а не, как местные воины, что в декабре 1918-го приветствовали иностранных интервентов, якобы готовых защитить их от красных». Красные вновь вошли на полуостров в апреле 1919-го, появилась Крымская Советская Социалистическая Республика, но в июне исчезла под натиском Вооружённых сил Юга России, солдат Антона Деникина (позже - Петра Врангеля), занявших большие территории страны. «И вновь аресты и казни. Бабушка рассказывала, что в те годы Крым был весь окровавлен, вступая в апреле на крымскую землю, красноармейцы били белых и интервентов, через два месяца свой террор устроили уже белые, убивая не только взрослых, которые помогали большевикам, но и их маленьких детей - «большевистское отродье». Городской сад был завален трупами и уставлен виселицами, там в июле 1919-го бабушка нашла истерзанное тело дочки, недавно ставшей комсомолкой, Ани, что вместе с отцом была в одной из подпольных групп, борясь, как говорил дедушка, с «изменниками родной земле». Кто-то их выдал, арест, пытки. Бабушка ходила в тюрьму, чтобы узнать об их судьбе, но её просто вышвырнули…. Дочь нашла, а о муже так и не знала, где покоится. Ночью тайком с соседкой, также не знавшей ничего о судьбе схваченных белогвардейцами сыновей-близнецов, похоронили девушку на старом кладбище, в могиле бабушкиных родителей, сами яму рыли. А через неделю там же оставили и маленькую Любочку, от голода погибшую».


В сентябре 1920-го в Крым отступали из Северной Таврии теснимые большевиками остатки Русской армии Петра Врангеля, вместе с ними вернулся домой дядя читательницы, Николай. Но, когда с 14 по 16 ноября (даты окончательного занятия полуострова Красной Армией) из Крыма, Севастополя, Евпатории, Ялты, Феодосии, Керчи отплывали суда, на которых в неизвестность эвакуации отбывали «военнослужащие Русской армии, чины гражданского ведомства с их семьями и отдельные лица, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага», он остался в Крыму, как и многие. «Здесь родной дом, мама, сестра, брат, в этой земле лежали погибшие в безумной Гражданской войне от рук его бывших товарищей отец и две сестрёнки. Он разочаровался в войне и белых идеях. Когда появился приказ Реввоенсовета о регистрации служивших во врангелевской армии, добровольно пришёл. Больше родные его не видели. Настала очередь красных уничтожать тех, кто служил белым или был из дворянской, зажиточной семьи. Дядю расстреляли в Воронцовском парке. Где именно - неизвестно. Бабушке, как жене и матери погибших «красных патриотов», какой-то чекист назвал лишь общее
место, где казнён её сын «белый изменник»…


Каждая новая власть, белые, красные, уничтожали своих идейных противников, пусть даже земляков, пусть даже родню. Гражданская война, в которой нет победителей. Есть только побеждённые, погибшие за свою правду. И молитва, свеча, одна на всех… Помним! Чтобы не повторилось! Но одного памятника в Крыму всё же так и нет, в Севастополе нет - детям, защищавшим Отечество, погибшим во имя него…


Фигуры памятника в Севастополе. Фото из открытого источника. Год назад штормовой ветер повалил одну из фигур открытого в 2021-м в Севастополе памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну». Его вскоре восстановили, но до сих пор в городе-герое, городе двух оборон в Крымскую, XIX века, и Великую Отечественную, XX-го, порой возникают споры - о нужности монумента: «о золотой бабе» (женской фигуре, символизирующей Россию), «о долгожданном примирении», «о выброшенных деньгах»… Наверное, как и тогда, в Гражданской войне, охватившей в конце первого десятилетия минувшего века людей, землю, державу, что спешно и жёстко меняла название с Российской империи на Советскую Россию, в этих спорах нет истины, у каждого своя правда. И как верно писал тогда крымчанин Максимилиан Волошин: «И здесь, и там между рядами/ Звучит один и тот же глас:/ - «Кто не за нас - тот против нас!/ Нет безразличных: правда - с нами!»/ А я стою один меж них/ В ревущем пламени и дыме/ И всеми силами своими/ Молюсь за тех и за других…». Не было правых в Гражданской войне, и победителей нет. Она по судьбам детей одного Отечества, одной семьи прокатилась, разделив их по идейным принципам, «кто за красных, кто за белых», за свою, общую, землю, язык, суть, но под разными знамёнами. И лишь те, кто не забыл историю рода, перемолотую и в той бойне, «молятся за тех и за других». Символ - огонь Памятник примирению, первый в России, установлен на берегу Карантинной бухты, напротив музея-заповедника Херсонес Таврический, кстати, оттуда, из Свято-Владимирского собора, взято пламя для Вечного огня у монумента. По задумке скульптора Андрея Ковальчука, Вечный огонь - символ памяти, у которого, склонив головы перед памятью павших друзей, стоят два брата, разведённые Гражданской войной. Старший, присягавший Российской империи, поручик Белой армии, младший, командир-красноармеец, вдохновлённый идеями перемен в стране. Между братьями на белой колонне статуя женщины, мамы, Родины, она словно защищает их всех, не разделяет, словно её слова выбиты на пьедестале: «Мы единый народ, и Россия у нас одна». Тогда, 104 года назад, в ноябре 1920-го, этого понимания так не хватало в меняющейся стране, в нашем Крыму, где в ноябре одинаково мощно и безысходно для тех, «кто не с нами», звучали слова и красного командира Михаила Фрунзе «о занятии Керчи, ликвидации Южного фронта», и командующего белых Петра Врангеля «об эвакуации всех, кто разделял с армией её крестный путь». А до этого и после по всему Крыму царили не только голод и эпидемии, но и террор, белый, красный, лишь под Ялтой точно знаем, Крестовый (Кровавый) утёс, где белые расстреливали красных, и Багреевка, где красные расстреливали белых… Просто шла Гражданская война, где у каждой стороны, людей, ещё вчера дышавших одним воздухом, крещённых в одних храмах, рождённых в одной стране, волею политиков-идеологов, преследовавших и общемировые, и личные цели, появилась «своя правда», за которую непримиримо и жестоко боролись, уничтожая всех, кто против, даже родных. Читательница Татьяна Павловна, чья история сохранилась в журналистском архиве, о войнах знает очень много, её муж и дядя в Великую Отечественную сражались «с внешним врагом», сын выполнял интернациональный долг в Афганистане, в Гражданской войне иной страны, а дед, дядя и две тёти остались в нашей Гражданской, по разные стороны. И свеча в храме у неё всегда общая для всех, у иконы Святого Георгия Победоносца, «хотя многие победы в тех войнах, что коснулись их рода, спорные, но молюсь за тех и за других, за то, что не были они побеждёнными, что перед собой оставались честны». И слова второго дяди, что 80 лет назад погиб в бою под румынскими Яссами: «Правы были отец и сестрёнка, погибшие за свою землю, прав был брат, защищавший её в Первую мировую. Родина, дом, земля - единственное, за что надо сражаться, но не с близкими по крови, а с внешним врагом. Таким, как были османцы и германцы, которых в Крымскую били наши деды-прадеды, в Первой мировой - брат, такими, как интервенты в двадцатых, такими, как фашисты, которых я и товарищи бьём в сороковых»… Дед, тётя и дядя у женщины, что остались в Гражданской войне на полуострове, оказались по разные стороны битвы, а ещё одна тётя ни на чьей стороне не была, малышка совсем, от голода ушла, войной порождённого. «Это мамы Антонины Васильевны семья, почти вся, только она, братик Иван, что в Великую Отечественную погиб потом, да бабушка Вера чудом выжили». Жертвы идеи Впервые власть большевиков победила в Крыму в 1918-м, когда в марте создана Советская Социалистическая республика Таврида (позже Таврическая Советская Социалистическая), но уже в апреле в Крым, нарушив Брестский мир, вторглись немецкие интервенты, поддерживали их местные контрреволюционеры, белогвардейцы, что тогда же казнили в Алуште членов Таврического губернского комитета партии и первого Совета народных комиссаров республики, среди которых и создатель нашей газеты, «Таврической правды», Антон Слуцкий. Казни стали массовыми, в ноябре с Кубани прибыли отряды Добровольческой армии Антона Деникина. «Тогда деду Васе и шестнадцатилетней тёте Анне, работавшим на табачной фабрике купчихи Шишман, повезло, их не тронули, хотя дед с пониманием отнёсся к Октябрьской революции, собирался даже записаться к большевикам, но беременная жена попросила повременить. Может, это спасло семью в тот год, а может, то, что старший сын - Николай служил в Русской императорской армии в чине подпоручика на Кавказе, участвовал в Первой мировой. Мама рассказывала, что родители очень переживали, о нём несколько лет ничего не было известно. Молили судьбу, чтобы он был жив и остался защитником Родины, а не, как местные воины, что в декабре 1918-го приветствовали иностранных интервентов, якобы готовых защитить их от красных». Красные вновь вошли на полуостров в апреле 1919-го, появилась Крымская Советская Социалистическая Республика, но в июне исчезла под натиском Вооружённых сил Юга России, солдат Антона Деникина (позже - Петра Врангеля), занявших большие территории страны. «И вновь аресты и казни. Бабушка рассказывала, что в те годы Крым был весь окровавлен, вступая в апреле на крымскую землю, красноармейцы били белых и интервентов, через два месяца свой террор устроили уже белые, убивая не только взрослых, которые помогали большевикам, но и их маленьких детей - «большевистское отродье». Городской сад был завален трупами и уставлен виселицами, там в июле 1919-го бабушка нашла истерзанное тело дочки, недавно ставшей комсомолкой, Ани, что вместе с отцом была в одной из подпольных групп, борясь, как говорил дедушка, с «изменниками родной земле». Кто-то их выдал, арест, пытки. Бабушка ходила в тюрьму, чтобы узнать об их судьбе, но её просто вышвырнули…. Дочь нашла, а о муже так и не знала, где покоится. Ночью тайком с соседкой, также не знавшей ничего о судьбе схваченных белогвардейцами сыновей-близнецов, похоронили девушку на старом кладбище, в могиле бабушкиных родителей, сами яму рыли. А через неделю там же оставили и маленькую Любочку, от голода погибшую». В сентябре 1920-го в Крым отступали из Северной Таврии теснимые большевиками остатки Русской армии Петра Врангеля, вместе с ними вернулся домой дядя читательницы, Николай. Но, когда с 14 по 16 ноября (даты окончательного занятия полуострова Красной Армией) из Крыма, Севастополя, Евпатории, Ялты, Феодосии, Керчи отплывали суда, на которых в неизвестность эвакуации отбывали «военнослужащие Русской армии, чины гражданского ведомства с их семьями и отдельные лица, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага», он остался в Крыму, как и многие. «Здесь родной дом, мама, сестра, брат, в этой земле лежали погибшие в безумной Гражданской войне от рук его бывших товарищей отец и две сестрёнки. Он разочаровался в войне и белых идеях. Когда появился приказ Реввоенсовета о регистрации служивших во врангелевской армии, добровольно пришёл. Больше родные его не видели. Настала очередь красных уничтожать тех, кто служил белым или был из дворянской, зажиточной семьи. Дядю расстреляли в Воронцовском парке. Где именно - неизвестно. Бабушке, как жене и матери погибших «красных патриотов», какой-то чекист назвал лишь общее место, где казнён её сын «белый изменник»… Каждая новая власть, белые, красные, уничтожали своих идейных противников, пусть даже земляков, пусть даже родню. Гражданская война, в которой нет победителей. Есть только побеждённые, погибшие за свою правду. И молитва, свеча, одна на всех… Помним! Чтобы не повторилось! Но одного памятника в Крыму всё же так и нет, в Севастополе нет - детям, защищавшим Отечество, погибшим во имя него…


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»