Военфельдшер - филолог - «История» » Новости Крыма

✔ Военфельдшер - филолог - «История»




Пётр Киричек. Фото с портала «Память народа».


Наступивший год в России объявлен Годом защитника Отечества - в честь, во славу, в благодарность всем патриотам, сберёгшим и берегущим страну в разные времена. Это справедливо, ведь год - 80-летия Великой Победы, добытой вместе. Объединяться в трудную минуту, защищать, спасать - это так по-российски. И тогда, в 1945-м, 80 лет назад, наше старшее поколение, рождённое ещё в Российской империи и уже в Советском Союзе, смогли вместе дать отпор врагам, стремившимся и даже покорившим многие страны. Наш многонациональный народ не покорился, боролся, смог: две Победы, в мае и в сентябре 1945-го, над германскими фашис­тами и их приспешниками, над японскими милитаристами. Наша страна - Родина героев, а мы - потомки, наследники победителей. И не вправе забывать тех, кому обязаны жизнью. «Крымская правда» продолжает проект во славу и память наших героев. Давайте, земляки, вместе не забывать: ждём ваши рассказы о родных и близких в войне. Пусть памятью нашей герои живут! В мирное время он стал филологом, литературоведом, учил нас в институте классической украинской литературе, культуре. А на фронте Пётр Киричек спасал жизни, военфельдшер, участник обороны Ленинграда и штурма Кенигсберга, кавалер ордена Красной Звезды. Быть может, несколько ранений и контузия не позволили дальше продолжать армейскую и медицинскую службы - врачом стал его сын Сергей. А может, Пётр Максимович воплотил детскую мечту сельского паренька - стать учителем. Мы теперь не узнаем этого, просто благодарны и не забываем.


Мудрый учитель


Если честно, то мы, студенты факультета журналистики одного из крымских вузов начала двухтысячных прош­лого века, очень виноваты перед нашими преподавателями за незнания и прогулы, за безразличие и частенько бесчеловечность. Простите, простите, уважаемые, за всё; жаль, что-то изменить уже не получится… Вот и с Пет­ром Максимовичем, очень мудрым, скромным, справедливым, добрым так вышло. Его лекции по украинской литературе были в расписании то первой парой, то последней и постоянно из немаленькой группы студентов, на них ходили только двое. Даже возраст преподавателя не уважали, а ведь ему тогда уже много лет было, и труднее, конечно, чем нам, ездить на пары, подниматься на этажи. Он, заходя в аудиторию, грустно оглядывал пустые парты, как-то сжимался на миг, садился за стол, раскрывал журнал группы… И преображался, начиная рассказ о своих любимых писателях - о Марко Кропивницком, актёре и драматурге, о Степане Руданском, что врачевал ялтинцев... Тихий голос, интонационные всплески, слушать, действительно, было интересно, легко. Пётр Максимович не давал домашних заданий, не заставлял вести конспекты, он просто рассказывал, увлечённо, душевно, веря, хоть что-то студенты запомнят. Никогда ни одного «н» («не был») не появлялось в журнале. Настоящий Учитель ждал и надеялся, что взрослые молодые люди сами разберутся и поймут, что важно, а что… И вот понимаешь теперь: расспрашивать его тогда надо было не только о литературе, культуре, а о жизни, о войне, которую прошёл Пётр Киричек от первого до последнего дня. Понимаешь, что, конечно, как и все фронтовики, был бы скуп на эти рассказы, о себе вообще ни слова - о товарищах только, но хоть как-то, хоть что-то. Это ведь так важно и нужно - узнавать историю, правду от тех, кто её создавал. Теперь уже не расспросишь, 11 лет назад, 6 января 2014-го, в 92 года с небольшим, вечностью стал Пётр Максимович, только в военном архиве немного о боевом пути читаем.


Фронтовые пути


Увы, о детстве, родителях, возможных братьях-сёстрах, Петра Максимовича не знаем ничего, только имя папы и что родился мальчик в ныне почти исчезнувшем селе Червонное на Екатеринославщине (с 1932-го - Днепропетровская область). Даже с датой рождения путаница получается: в одних, гражданских, документах значится 7 июля, в военном архиве - 27 декабря, только год совпадает - 1921-й. В Красную Армию парня призвали в 1939-м, за два года до начала Великой Отечественной, а демобилизовался лишь в 1946-м, после расформирования дивизии. Его 313-й артиллерийский полк в составе 115-й стрелковой (полное наименование на конец войны - Холмская Краснознамённая) дивизия начало сражений встретил в Кирву (ныне посёлок Свободное, в Ленинградской области). Тяжелейшие бои, выход из окружения, Выборг, Невская Дубровка (печально известный плацдарм «Невский Пятачок», о выживших там говорили, «второй раз рождён»), форсирование Невы, оборона Ленинграда… У Петра Максимовича, лейтенанта медицинской службы, военфельдшера, медаль за то под номером 10120, по приказу подразделения от 12 сентября 1943-го. А 18 апреля 1944-го появился приказ о награждении военфельдшера 313-го артиллерийского полка орденом Красной Звезды. В сохранившемся в Центральном архиве Министерства обороны страны наградном листе на лейтенанта медицинской службы командир полка подполковник Тимофей Емельянович Олефиренко (погиб в августе 1944-го при освобождении Латвийской ССР) писал: «За время службы в полку товарищ Киричек показал себя мужественным и бесстрашным медработником, добросовестно относящимся к своим обязаннос­тям. В наступательных боях в районе деревни Подкужье, станции Пустошка, в октябре-ноябре 1943-го, выдвинувшись на передовые позиции вместе с наблюдательным пунк­том полка и подразделениями, быстро и умело оказывал первую помощь раненым бойцам и командирам, своевременно эвакуировал их с поля боя. В этих боях, под деревней Подкужье, он вынес с поля боя 11 раненых бойцов и офицеров. В районе станции Пустошка, когда противник превосходящими силами теснил наши части, под беспрерывным артиллерийско-миномётным огнём вынес с поля боя 9 раненых бойцов. В наступательных боях в районе станции Маево 1-2 февраля 1944-го, находясь так же на передовых позициях полка, оказывал своевременную первую помощь раненым, вынес с поля боя 7 раненых бойцов и офицеров. Впоследствии в этих боях был сам тяжело контужен, но, после излечения в медсанбате, обратно возвратился в строй. В данное время товарищ Киричек один исполняет обязанности врача полка, так как последние вышли из строя. Достоин награждения правительственной наградой орденом Красная Звезда». Потом будут медали «За взятие Кенигсберга», ныне Калининграда, где и окончится вой­на для Петра Максимовича, «За Победу над Германией». В 1985-м, в честь 40-летия Великой Победы награждён наш преподаватель, Учитель орденом Отечественной вой­ны первой степени.


После демобилизации поступил на филологический факультет Криворожского пединститута, в 1953-м в Одесском университете имени Ивана Мечникова защитил кандидатскую диссертацию, получив учёную степень кандидата филологических наук, служил деканом филфака родного пединститута в Кривом Роге, а с 1955-го оказался в Крыму. Заведовал кафедрой украинского языка и литературы историко-филологичес­кого факультета Крымского педагогического института (позже - Симферопольского государственного университета) имени Михаила Фрунзе, был заместителем декана филологического факультета. Защитил докторскую диссертацию, получив учёное звание профессора, автор нескольких сотен научных работ, награждён знаком «Отличник высшего образования СССР»; уже пожилым преподавал и в Таврическом экологическом институте… А ещё один из тех, благодаря кому в 1991-м появилась Конституция Крымской АССР - член комиссии по её разработке.


Пётр Максимович Киричек никогда не рассказывал о вой­не - как и все, выстоявшие в ней, всегда хранил те события, имена и лики товарищей в памяти, в душе. Мы, студенты, даже не догадывались о его бое­вом пути, о наградах. Другие преподаватели, наверное, знали, но не принято было о том разговаривать как-то. Их очень много было среди работавших в институте - фронтовиков, участников войны; тех, кто детьми пережил её… Вуз и создавался такими людьми, понимающими «воинский приказ», знающими о долге, чести, мужестве. Они никогда не рассказывали о том, а мы не спрашивали почему-то. Простите. Помним!


Пётр Киричек. Фото с портала «Память народа». Наступивший год в России объявлен Годом защитника Отечества - в честь, во славу, в благодарность всем патриотам, сберёгшим и берегущим страну в разные времена. Это справедливо, ведь год - 80-летия Великой Победы, добытой вместе. Объединяться в трудную минуту, защищать, спасать - это так по-российски. И тогда, в 1945-м, 80 лет назад, наше старшее поколение, рождённое ещё в Российской империи и уже в Советском Союзе, смогли вместе дать отпор врагам, стремившимся и даже покорившим многие страны. Наш многонациональный народ не покорился, боролся, смог: две Победы, в мае и в сентябре 1945-го, над германскими фашис­тами и их приспешниками, над японскими милитаристами. Наша страна - Родина героев, а мы - потомки, наследники победителей. И не вправе забывать тех, кому обязаны жизнью. «Крымская правда» продолжает проект во славу и память наших героев. Давайте, земляки, вместе не забывать: ждём ваши рассказы о родных и близких в войне. Пусть памятью нашей герои живут! В мирное время он стал филологом, литературоведом, учил нас в институте классической украинской литературе, культуре. А на фронте Пётр Киричек спасал жизни, военфельдшер, участник обороны Ленинграда и штурма Кенигсберга, кавалер ордена Красной Звезды. Быть может, несколько ранений и контузия не позволили дальше продолжать армейскую и медицинскую службы - врачом стал его сын Сергей. А может, Пётр Максимович воплотил детскую мечту сельского паренька - стать учителем. Мы теперь не узнаем этого, просто благодарны и не забываем. Мудрый учитель Если честно, то мы, студенты факультета журналистики одного из крымских вузов начала двухтысячных прош­лого века, очень виноваты перед нашими преподавателями за незнания и прогулы, за безразличие и частенько бесчеловечность. Простите, простите, уважаемые, за всё; жаль, что-то изменить уже не получится… Вот и с Пет­ром Максимовичем, очень мудрым, скромным, справедливым, добрым так вышло. Его лекции по украинской литературе были в расписании то первой парой, то последней и постоянно из немаленькой группы студентов, на них ходили только двое. Даже возраст преподавателя не уважали, а ведь ему тогда уже много лет было, и труднее, конечно, чем нам, ездить на пары, подниматься на этажи. Он, заходя в аудиторию, грустно оглядывал пустые парты, как-то сжимался на миг, садился за стол, раскрывал журнал группы… И преображался, начиная рассказ о своих любимых писателях - о Марко Кропивницком, актёре и драматурге, о Степане Руданском, что врачевал ялтинцев. Тихий голос, интонационные всплески, слушать, действительно, было интересно, легко. Пётр Максимович не давал домашних заданий, не заставлял вести конспекты, он просто рассказывал, увлечённо, душевно, веря, хоть что-то студенты запомнят. Никогда ни одного «н» («не был») не появлялось в журнале. Настоящий Учитель ждал и надеялся, что взрослые молодые люди сами разберутся и поймут, что важно, а что… И вот понимаешь теперь: расспрашивать его тогда надо было не только о литературе, культуре, а о жизни, о войне, которую прошёл Пётр Киричек от первого до последнего дня. Понимаешь, что, конечно, как и все фронтовики, был бы скуп на эти рассказы, о себе вообще ни слова - о товарищах только, но хоть как-то, хоть что-то. Это ведь так важно и нужно - узнавать историю, правду от тех, кто её создавал. Теперь уже не расспросишь, 11 лет назад, 6 января 2014-го, в 92 года с небольшим, вечностью стал Пётр Максимович, только в военном архиве немного о боевом пути читаем. Фронтовые пути Увы, о детстве, родителях, возможных братьях-сёстрах, Петра Максимовича не знаем ничего, только имя папы и что родился мальчик в ныне почти исчезнувшем селе Червонное на Екатеринославщине (с 1932-го - Днепропетровская область). Даже с датой рождения путаница получается: в одних, гражданских, документах значится 7 июля, в военном архиве - 27 декабря, только год совпадает - 1921-й. В Красную Армию парня призвали в 1939-м, за два года до начала Великой Отечественной, а демобилизовался лишь в 1946-м, после расформирования дивизии. Его 313-й артиллерийский полк в составе 115-й стрелковой (полное наименование на конец войны - Холмская Краснознамённая) дивизия начало сражений встретил в Кирву (ныне посёлок Свободное, в Ленинградской области). Тяжелейшие бои, выход из окружения, Выборг, Невская Дубровка (печально известный плацдарм «Невский Пятачок», о выживших там говорили, «второй раз рождён»), форсирование Невы, оборона Ленинграда… У Петра Максимовича, лейтенанта медицинской службы, военфельдшера, медаль за то под номером 10120, по приказу подразделения от 12 сентября 1943-го. А 18 апреля 1944-го появился приказ о награждении военфельдшера 313-го артиллерийского полка орденом Красной Звезды. В сохранившемся в Центральном архиве Министерства обороны страны наградном листе на лейтенанта медицинской службы командир полка подполковник Тимофей Емельянович Олефиренко (погиб в августе 1944-го при освобождении Латвийской ССР) писал: «За время службы в полку товарищ Киричек показал себя мужественным и бесстрашным медработником, добросовестно относящимся к своим обязаннос­тям. В наступательных боях в районе деревни Подкужье, станции Пустошка, в октябре-ноябре 1943-го, выдвинувшись на передовые позиции вместе с наблюдательным пунк­том полка и подразделениями, быстро и умело оказывал первую помощь раненым бойцам и командирам, своевременно эвакуировал их с поля боя. В этих боях, под деревней Подкужье, он вынес с поля боя 11 раненых бойцов и офицеров. В районе станции Пустошка, когда противник превосходящими силами теснил наши части, под беспрерывным артиллерийско-миномётным огнём вынес с поля боя 9 раненых бойцов. В наступательных боях в районе станции Маево 1-2 февраля 1944-го, находясь так же на передовых позициях полка, оказывал своевременную первую помощь раненым, вынес с поля боя 7 раненых бойцов и офицеров. Впоследствии в этих боях был сам тяжело контужен, но, после излечения в медсанбате, обратно возвратился в строй. В данное время товарищ Киричек один исполняет обязанности врача полка, так как последние вышли из строя. Достоин награждения правительственной наградой орденом Красная Звезда». Потом будут медали «За взятие Кенигсберга», ныне Калининграда, где и окончится вой­на для Петра Максимовича, «За Победу над Германией». В 1985-м, в честь 40-летия Великой Победы награждён наш преподаватель, Учитель орденом Отечественной вой­ны первой степени. После демобилизации поступил на филологический факультет Криворожского пединститута, в 1953-м в Одесском университете имени Ивана Мечникова защитил кандидатскую диссертацию, получив учёную степень кандидата филологических наук, служил деканом филфака родного пединститута в Кривом Роге, а с 1955-го оказался в Крыму. Заведовал кафедрой украинского языка и литературы историко-филологичес­кого факультета Крымского педагогического института (позже - Симферопольского государственного университета) имени Михаила Фрунзе, был заместителем декана филологического факультета. Защитил докторскую диссертацию, получив учёное звание профессора, автор нескольких сотен научных работ, награждён знаком «Отличник высшего образования СССР»; уже пожилым преподавал и в Таврическом экологическом институте… А ещё один из тех, благодаря кому в 1991-м появилась Конституция Крымской АССР - член комиссии по её разработке. Пётр Максимович Киричек никогда не рассказывал о вой­не - как и все, выстоявшие в ней, всегда хранил те события, имена и лики товарищей в памяти, в душе. Мы, студенты, даже не догадывались о его бое­вом пути, о наградах. Другие преподаватели, наверное, знали, но не принято было о том разговаривать как-то. Их очень много было среди работавших в институте - фронтовиков, участников войны; тех, кто детьми пережил её… Вуз и создавался такими людьми, понимающими «воинский приказ», знающими о долге, чести, мужестве. Они никогда не рассказывали о том, а мы не спрашивали почему-то. Простите. Помним!


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»