✔ Недоступная среда - «Жизнь»
Fisher 07-дек, 18:40 193 Новости АРК / Общество - Крыма.Несмотря на то и дело всплывающие в головах чиновников идеи о велодорожках или пешеходных зонах в центре города, повседневная городская среда остается для жителей Севастополя полосой препятствий. Когда улицы, тротуары, подъезды к дому, в котором живешь, — становятся в прямом смысле слова недоступной средой.
Алёна Олина
Из-за пандуса для инвалидов на пр.Октябрьской революции, 42, невозможно пройти по тротуару
Пелагея Поленок
Проблема доступности актуальна не только для инвалидов
Андрей Сурков
Тротуар с изюминкой
Некоторые аптеки понимают проблемы инвалидов
Алёна Олина
Пандус на ул.Коммунистической используется подростками для паркура
Кнопка вызова может решить проблему отсутствия пандуса
Несмотря на то и дело всплывающие в головах чиновников идеи о велодорожках или пешеходных зонах в центре города, повседневная городская среда остается для жителей Севастополя полосой препятствий. Когда улицы, тротуары, подъезды к дому, в котором живешь, — становятся в прямом смысле слова недоступной средой.
Строим как не для себя
В Севастополе при всех проблемах дефицита благословенной земли не настолько мало места, чтобы нельзя было создавать удобные для пешеходов дорожки, пологие пандусы, широкие тротуары.
По адресу: пр.Октябрьской революции, 42, есть примечательный магазин, пандус к которому построен несколько лет назад и являет собой образец полета архитектурной мысли, оторванной от логики.
Этот район, в общем, довольно густонаселен: многоквартирные дома здесь стоят близко друг к другу, дороги между ними плотно заставлены транспортом, первые этажи зданий сплошь заняты магазинчиками и другими поставщиками бытовых услуг. Эта территория — изначально не рай для пешеходов, однако при увеличении населения и водителей и до того узкие тротуары, дорожки и высокие бордюры стали по-настоящему трудно проходимы. Особенно, как в случае с пандусом на ПОР, 42, где даже конструкции, призванные делать городскую среду доступной, перегораживают тротуары и создают препятствия для передвижений.
Есть в Севастополе и другие места транспортной инфраструктуры, после ознакомления с которыми возникает резонный, но, видимо, риторический вопрос: для кого все это делалось? Например, пандус к аптеке по ул.Коммунистической настолько крут и непродолжителен, что пользуются им не мамочки с колясками или, тем более, инвалиды-колясочники, а подростки, упражняющиеся в паркуре. Такая ситуация повсеместна — пешеходная среда в Севастополе рассчитана на очень здоровых и молодых людей.
О в прямом смысле недоступности городской среды рассказывает жительница Севастополя Марина, человек с ограниченными возможностями, передвигающийся на инвалидной коляске. Таких в Севастополе, к слову, на 1 января 2016 года зарегистрирован 631 человек.
— Если оценивать доступность городской среды в Севастополе в процентах, то это, наверное, 10-15. Такая ситуация везде: нельзя попасть в администрацию, например… Я говорю только про свой район, Гагаринский. Общая проблема: есть заезды в здания, но нет заездов к кабинетам, там ступеньки! Та же ситуация в больницах, в женской консультации. Видимо, считается, женщинам на инвалидных колясках это не нужно. Про школу я молчу, там есть заезды мало-мальские. Хотя где эти заезды есть, они страшные и опасные. Все эти заезды, в основном, старше пяти лет. В последнее время ничего не делается для улучшения такой инфраструктуры. Во многие аптеки и магазины нет заездов, на нашей почте нет тоже. А если и есть, то двери настолько узкие, что туда никак не попасть. Я ни в один театр не могу попасть, кроме детского, — и снова по причине отсутствия заездов.
По информации общественных организаций инвалидов Севастополя, наиболее востребованы для посещения инвалидами 22 объекта, относящиеся к сфере культуры, в том числе: шесть театров и культурных центров, один музей, три библиотеки. Правительство отчитывается, что в подобных учреждениях есть приказы «в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями», но при этом власти признают, что в зданиях «не обеспечена комплексная доступность для инвалидов и детей-инвалидов», то есть попасть на первый этаж еще можно, дальше — проблема.
Что можно сделать на 2,5 млн?
На программу «Доступная среда» в Севастополе в 2016 году заложено 2,5 млн рублей, 5% из них — деньги из городского бюджета, остальное — федеральные средства.
На эти деньги было запланировано увеличить долю доступных для маломобильных групп граждан соцобъектов до 50% в среднем, а также увеличить количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к их проблемам, до 20%.
Вопрос не праздный в этом перечне: сколько обычных горожан что-либо знают о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями? Сколько тех, кто готов участвовать в социализации инвалидов и признавать их право на полноценную жизнь в Севастополе?
Согласно городской программе, доступность транспортно-пешеходной инфраструктуры запланировали довести аж до 46%. А доступность профессиональных образовательных учреждений, например, должны обеспечить только в пятой части из них.
Практические меры по обеспечению «Доступной среды» в этом году предполагают дооборудование следующих объектов: горбольницы №5 (пр.Генерала Острякова, 211-А), Центра социальной и постинтернатной адаптации (ул.Генерала Коломийца, 3), культурного комплекса «Корабел» (ул.Рабочая, 2), Севастопольского профессионального художественного колледжа (ул.Адмирала Макарова, 33), клуба «Лидер» (ул.Генерала Коломийца, 7), остановочного комплекса в районе здания ул.Гоголя, 30.
Дооборудование — это ремонтные работы в санузлах, строительство пандусов и установка подъемных устройств, переоборудование входных групп, размещение справочной информации.
О том, будет ли обеспечен подъем на этаж или к кабинету — в красивой и многословной программе правительства не сообщается.
Когда обычное такси лучше социального
— Как справляетесь с такими сложностями городской среды? — спрашиваю у Марины.
— Приходится просить посторонних людей помочь, заранее созваниваться. Вчера ходила на собрание в школу к сыну, созванивалась с охраной школы утром, чтобы быть уверенной, что вечером мне помогут с доступом в школу. Скажу, что в Севастополе много добрых людей. Бывает, просто стоишь, ждешь кого-нибудь, люди подходят, спрашивают: «Вам помощь не нужна?» Это очень приятно, что люди такие отзывчивые, добрые. Вот бы еще городскую среду улучшили для ее настоящей доступности.
— А как вы оцените удобство самих дорог?
— Дороги — это по-настоящему слезная тема. Приходится очень далеко объезжать, иногда целый район, чтобы попасть куда нужно. Просто по тротуару, напрямую, сама я не доеду — слишком высокие бордюры, которые не могу преодолеть. Приходится стоять, ждать посторонней помощи либо объезжать очень далеко. Особенно когда холодно и дождь, это действительно тяжело. Единственное, спасибо водителям троллейбусов — они всегда помогают, останавливаются, подбирают, если видят, что едет инвалид на коляске, — рассказывает Марина.
Недостижимой высотой для Севастополя остается и служба специализированного такси для инвалидов. В ругаемых нами США, к примеру, существует отдельное такси, в которое обращаются по телефону — приедет оборудованная машина, в которую можно загрузить инвалида прямо в коляске, и дополнительных денег такое такси стоить не будет. Кроме того, существуют городские программы, когда вызывать машину надо за день до поездки, но стоимость такой перевозки будет на уровне цены билета на автобус или метро.
А теперь о том, как подобные программы работают в Севастополе. С мая 2016 года в городе был определен победитель на оказание услуг «Социального такси», им стал ГУП «Севавтотранс». Департамент труда и соцзащиты населения отчитался, что вышедшие на вызовы два (!) оборудованных микроавтобуса полностью обеспечивают севастопольских инвалидов (20 тысяч человек, или 5% всего населения) услугами перевозок.
На таких машинах люди, имеющие ограничения в способности к передвижению, имеют право добраться до медучреждений, вокзалов, аэропортов, учреждений соцзащиты, Пенсионного фонда, нотариусов, судов, на почту, отделения ЖКХ или юрслужбы. Подобный проект действует в Москве уже около 20 лет.
В Севастополе пятьдесят процентов стоимости таких поездок оплачивает город. Однако, по всей видимости, стоимость эта настолько высока, что 50%, остающиеся для оплаты инвалиду, как раз равны обычной цене на такси.
— Социальное такси не заказываю, потому что нужно заранее делать заказ (примерно за неделю или две) и цена у них такая же, как и у обычного такси. В чем его социальность, мы пока не поняли, но из моих знакомых инвалидов этим соцтакси никто не пользовался. Были попытки вызвать, но все они закончились неудачей, — говорит колясочница Марина.
При этом женщина отмечает, что обычным такси пользуется без проблем — главное, при заказе предупредить, что поедет инвалид и нужна будет помощь. Причем повышенный тариф за такие неудобства такси не выставляют.
Отдельная тема — низкопольные троллейбусы (их в городе 36 штук на семи маршрутах) и автобусы (42 штуки). Их, конечно, закупают и пускают по линиям, но даже если тебе повезло такой дождаться, не факт, что его низкопольность сыграет какую-то роль в удобстве погрузки в него. Мамы с колясками и инвалиды-колясочники отмечают, что такие автобусы далеко не всегда могут близко подъехать к тротуару на остановке из-за неправильной конструкции остановочного кармана. В итоге в такой низкопольный автобус также приходится подниматься с асфальта проезжей части, предварительно спустившись туда с бордюра.
Из-за самозахватов нет и тротуаров
Говоря о доступности городской среды в Севастополе, нельзя не вспомнить еще об одном биче местных улиц — жадных застройщиках и хозяйственных домовладельцах — когда тротуары, дорожки и газоны без всякой жалости съедаются заборами вокруг частных владений или больших строительных площадок.
При этом, согласно законодательству, даже если домовладельцу принадлежит участок земли до проезжей части (что вряд ли), установка забора вокруг этого участка не должна мешать движению транспорта и пешеходов. У нас же зачастую не только не соблюдается данное требование, а имеют место случаи самовольного захвата земли, так называемая прирезка участка в неудержимом желании стать более успешным землевладельцем, чем это прописано в плане межевания.
В таких случаях, изобилующих в центральной части города, пешеход вынужден идти по проезжей части, иногда по грязи, уворачиваясь от машин и луж. В общем, для Управления земельного контроля на улицах Севастополя работы — непочатый край.
Кому нужна «Доступная среда»?
Маломобильная группа населения (МГН) в Севастополе гораздо шире, чем группа инвалидов. Сюда относятся и граждане престарелого возраста, и люди, имеющие хронические заболевания или травмы, беременные женщины и граждане с детьми. Программа «Доступная среда» предназначена для них всех, а численность этой группы севастопольцев сегодня, только по официальным данным, составляет 120 тысяч человек.
Скоро будут принимать бюджет на 2017 год, и хорошо, если для обеспечения удобства жизни жителей Севастополя там будет предусмотрено хотя бы столько же денег, сколько было запланировано на новогодние лампочки — а это уже в 10 раз больше, чем бюджет «Доступной среды», который осваивают в 2016 году.
Несмотря на то и дело всплывающие в головах чиновников идеи о велодорожках или пешеходных зонах в центре города, повседневная городская среда остается для жителей Севастополя полосой препятствий. Когда улицы, тротуары, подъезды к дому, в котором живешь, — становятся в прямом смысле слова недоступной средой. Алёна Олина Из-за пандуса для инвалидов на пр.Октябрьской революции, 42, невозможно пройти по тротуару Пелагея Поленок Проблема доступности актуальна не только для инвалидов Андрей Сурков Тротуар с изюминкой Некоторые аптеки понимают проблемы инвалидов Алёна Олина Пандус на ул.Коммунистической используется подростками для паркура Кнопка вызова может решить проблему отсутствия пандуса Несмотря на то и дело всплывающие в головах чиновников идеи о велодорожках или пешеходных зонах в центре города, повседневная городская среда остается для жителей Севастополя полосой препятствий. Когда улицы, тротуары, подъезды к дому, в котором живешь, — становятся в прямом смысле слова недоступной средой. Строим как не для себя В Севастополе при всех проблемах дефицита благословенной земли не настолько мало места, чтобы нельзя было создавать удобные для пешеходов дорожки, пологие пандусы, широкие тротуары. По адресу: пр.Октябрьской революции, 42, есть примечательный магазин, пандус к которому построен несколько лет назад и являет собой образец полета архитектурной мысли, оторванной от логики. Этот район, в общем, довольно густонаселен: многоквартирные дома здесь стоят близко друг к другу, дороги между ними плотно заставлены транспортом, первые этажи зданий сплошь заняты магазинчиками и другими поставщиками бытовых услуг. Эта территория — изначально не рай для пешеходов, однако при увеличении населения и водителей и до того узкие тротуары, дорожки и высокие бордюры стали по-настоящему трудно проходимы. Особенно, как в случае с пандусом на ПОР, 42, где даже конструкции, призванные делать городскую среду доступной, перегораживают тротуары и создают препятствия для передвижений. Есть в Севастополе и другие места транспортной инфраструктуры, после ознакомления с которыми возникает резонный, но, видимо, риторический вопрос: для кого все это делалось? Например, пандус к аптеке по ул.Коммунистической настолько крут и непродолжителен, что пользуются им не мамочки с колясками или, тем более, инвалиды-колясочники, а подростки, упражняющиеся в паркуре. Такая ситуация повсеместна — пешеходная среда в Севастополе рассчитана на очень здоровых и молодых людей. О в прямом смысле недоступности городской среды рассказывает жительница Севастополя Марина, человек с ограниченными возможностями, передвигающийся на инвалидной коляске. Таких в Севастополе, к слову, на 1 января 2016 года зарегистрирован 631 человек. — Если оценивать доступность городской среды в Севастополе в процентах, то это, наверное, 10-15. Такая ситуация везде: нельзя попасть в администрацию, например… Я говорю только про свой район, Гагаринский. Общая проблема: есть заезды в здания, но нет заездов к кабинетам, там ступеньки! Та же ситуация в больницах, в женской консультации. Видимо, считается, женщинам на инвалидных колясках это не нужно. Про школу я молчу, там есть заезды мало-мальские. Хотя где эти заезды есть, они страшные и опасные. Все эти заезды, в основном, старше пяти лет. В последнее время ничего не делается для улучшения такой инфраструктуры. Во многие аптеки и магазины нет заездов, на нашей почте нет тоже. А если и есть, то двери настолько узкие, что туда никак не попасть. Я ни в один театр не могу попасть, кроме детского, — и снова по причине отсутствия заездов. По информации общественных организаций инвалидов Севастополя, наиболее востребованы для посещения инвалидами 22 объекта, относящиеся к сфере культуры, в том числе: шесть театров и культурных центров, один музей, три библиотеки. Правительство отчитывается, что в подобных учреждениях есть приказы «в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями», но при этом власти признают, что в зданиях «не обеспечена комплексная доступность для инвалидов и детей-инвалидов», то есть попасть на первый этаж еще можно, дальше — проблема. Что можно сделать на 2,5 млн? На программу «Доступная среда» в Севастополе в 2016 году заложено 2,5 млн рублей, 5% из них — деньги из городского бюджета, остальное — федеральные средства. На эти деньги было запланировано увеличить долю доступных для маломобильных групп граждан соцобъектов до 50% в среднем, а также увеличить количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к их проблемам, до 20%. Вопрос не праздный в этом перечне: сколько обычных горожан что-либо знают о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями? Сколько тех, кто готов участвовать в социализации инвалидов и признавать их право на полноценную жизнь в Севастополе? Согласно городской программе, доступность транспортно-пешеходной инфраструктуры запланировали довести аж до 46%. А доступность профессиональных образовательных учреждений, например, должны обеспечить только в пятой части из них. Практические меры по обеспечению «Доступной среды» в этом году предполагают дооборудование следующих объектов: горбольницы №5 (пр.Генерала Острякова, 211-А), Центра социальной и постинтернатной адаптации (ул.Генерала Коломийца, 3), культурного комплекса «Корабел» (ул.Рабочая, 2), Севастопольского профессионального художественного колледжа (ул.Адмирала Макарова, 33), клуба «Лидер» (ул.Генерала Коломийца, 7), остановочного комплекса в районе здания ул.Гоголя, 30. Дооборудование — это ремонтные работы в санузлах, строительство пандусов и установка подъемных устройств, переоборудование входных групп, размещение справочной информации. О том, будет ли обеспечен подъем на этаж или к кабинету — в красивой и многословной программе правительства не сообщается. Когда обычное такси лучше социального — Как справляетесь с такими сложностями городской среды? — спрашиваю у Марины. — Приходится просить посторонних людей помочь, заранее созваниваться. Вчера ходила на собрание в школу к сыну, созванивалась с охраной школы утром, чтобы быть уверенной, что вечером мне помогут с доступом в школу. Скажу, что в Севастополе много добрых людей. Бывает, просто стоишь, ждешь кого-нибудь, люди подходят, спрашивают: «Вам помощь не нужна?» Это очень приятно, что люди такие отзывчивые, добрые. Вот бы еще городскую среду улучшили для ее настоящей доступности. — А как вы оцените удобство самих дорог? — Дороги — это по-настоящему слезная тема. Приходится очень далеко объезжать, иногда целый район, чтобы попасть куда нужно. Просто по тротуару, напрямую, сама я не доеду — слишком высокие бордюры, которые не могу преодолеть. Приходится стоять, ждать посторонней помощи либо объезжать очень далеко. Особенно когда холодно и дождь, это действительно тяжело. Единственное, спасибо водителям троллейбусов — они всегда помогают, останавливаются, подбирают, если видят, что едет инвалид на коляске, — рассказывает Марина. Недостижимой высотой для Севастополя остается и служба специализированного такси для инвалидов. В ругаемых нами США, к примеру, существует отдельное такси, в которое обращаются по телефону — приедет оборудованная машина, в которую можно загрузить инвалида прямо в коляске, и дополнительных денег такое такси стоить не будет. Кроме того, существуют городские программы, когда вызывать машину надо за день до поездки, но стоимость такой перевозки будет на уровне цены билета на автобус или метро. А теперь о том, как подобные программы работают в Севастополе. С мая 2016 года в городе был определен победитель на оказание услуг «Социального такси», им стал ГУП «Севавтотранс». Департамент труда и соцзащиты населения отчитался, что вышедшие на вызовы два (!) оборудованных микроавтобуса полностью обеспечивают севастопольских инвалидов (20 тысяч человек, или 5% всего населения) услугами перевозок. На таких машинах люди, имеющие ограничения в способности к передвижению, имеют право добраться до медучреждений, вокзалов, аэропортов, учреждений соцзащиты, Пенсионного фонда, нотариусов, судов, на почту, отделения ЖКХ или юрслужбы. Подобный проект действует в Москве уже около 20 лет. В Севастополе пятьдесят процентов стоимости таких поездок оплачивает город. Однако, по всей видимости, стоимость эта настолько высока, что 50%, остающиеся для оплаты инвалиду, как раз равны обычной цене на такси. — Социальное такси не заказываю, потому что нужно заранее делать заказ (примерно за неделю или две) и цена у них такая же, как и у обычного такси. В чем его социальность, мы пока не поняли, но из моих знакомых инвалидов этим соцтакси никто не пользовался. Были попытки вызвать, но все они закончились неудачей, — говорит колясочница Марина. При этом женщина отмечает, что обычным такси пользуется без проблем — главное, при заказе предупредить, что поедет инвалид и нужна будет помощь. Причем повышенный тариф за такие неудобства такси не выставляют. Отдельная тема — низкопольные троллейбусы (их в городе 36 штук на семи маршрутах) и автобусы (42 штуки). Их, конечно, закупают и пускают по линиям, но даже если тебе повезло такой дождаться, не факт, что его низкопольность сыграет какую-то роль в удобстве погрузки в него. Мамы с колясками и инвалиды-колясочники отмечают, что такие автобусы далеко не всегда могут близко подъехать к тротуару на остановке из-за неправильной конструкции остановочного кармана. В итоге в такой низкопольный автобус также приходится подниматься с асфальта проезжей части, предварительно спустившись туда с бордюра. Из-за самозахватов нет и тротуаров Говоря о доступности городской среды в Севастополе, нельзя не вспомнить еще об одном биче местных улиц — жадных застройщиках и хозяйственных домовладельцах — когда тротуары, дорожки и газоны без всякой жалости съедаются заборами вокруг частных владений или больших строительных площадок. При этом, согласно законодательству, даже если домовладельцу принадлежит участок земли до проезжей части (что вряд ли), установка забора вокруг этого участка не должна мешать движению
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru