Пустеть сёла начали давно: люди массово покидали их, чтобы трудоустроиться на завод или поступить в институт, пополняя ряды пролетариев или интеллигенции. В современном Крыму люди чаще всего покидают «родное гнездо», чтобы подзаработать.
Куда путь держите?
В крупнейших российских мегаполисах — новое веяние: активно меняется население элитных центральных районов. Купить квартиру в них могут только богачи, людям же среднего достатка снять или взять жильё в ипотеку сегодня гораздо проще подальше от шумного центра, на окраине, а то и в ближайшем пригороде. Представители «творческих» профессий и вовсе обживают «эко-поселения» за десятки километров от городов – Интернет есть везде, а на автомобиле или электричке добраться до офиса можно за час.
До Крыма такая мода пока что не добралась, и, как говорят социологи, дело не только в отсутствии на полуострове мегаполисов. Основным критерием выбора места жительства у нас остаётся наличие работы: где трудоустроился, там и пригодился. И, по словам директора республиканского «Центра занятости населения» Сергея Бродовского, одни из самых востребованных вакансий — те, к которым прилагается жильё. «Прямо сейчас в Крыму есть больше тысячи свободных рабочих мест с предоставлением жилья, — говорит он. – Чаще всего его предлагают в торговой, санаторно-курортной сфере и строительстве. Такие вакансии долго не «живут»: как показывает практика, около 500 из них закроется в течение месяца».
По наличию таких вакансий можно составить примерную карту переселения крымчан из одного населенного пункта в другой. Больше всего работы в Симферополе, на ЮБК, а после начала строительства Крымского моста появился неплохой спрос на рабочие руки в Керчи. В эти регионы переезжают токари, фрезеровщики, экскаваторщики, бухгалтеры, а также представители более «возвышенных» профессий — например, карусельщики и рекламные менеджеры. А вот в Джанкой ехать не хотят, хотя там ждут, например, оперативного уполномоченного, которому предоставляется жильё.
По информации Центра занятости, самые «негостеприимные» крымские регионы, которые не только «койко-мест» не предлагают, но и самих вакансий — это Красноперекопск и Ленинский район. Там, говорит Сергей Бродовский, работы практически нет. Эти данные подтверждает и Крымстат, правда, у статистиков — свои критерии подсчёта.
«Больше всего людей сегодня уезжают из Армянска и Красноперекопска, а также Джанкойского и Ленинского районов, — говорит начальник отдела статистики населения и здравоохранения «Крымстата» Александра Корниенко. — Отрицательная миграционная динамика наблюдается в Нижнегорском, Первомайском, Раздольненском и Советском районах. В остальные регионы люди, наоборот, приезжают. Наибольший приток населения фиксируется в Симферопольском районе и Большой Ялте».
Этот процесс, по прогнозам статистиков, может привести к серьёзным демографическим изменениям на полуострове. Под угрозой исчезновения с административной карты – целые населенные пункты. Согласно переписи населения 2016 года, в Крыму насчитывалось около трёхсот деревень с населением меньше 200 человек. Вряд ли за прошедшее время туда кто-то «понаехал», скорее всего, наоборот, сбежали, кто мог.
Привыкли перебиваться
Впрочем, социологи считают, что интенсивность перераспределения рабочей силы внутри Крыма в последние годы падает. «И в Советском Союзе, и при Украине молодежь массово перемещалась в город, сейчас же начинается процесс оптимизации расселения, — говорит доктор социологических наук Павел Хриенко. — Люди пытаются найти возможности реализовать себя в месте проживания. Например, программисту сегодня необязательно переезжать в город. Конечно, этот процесс в Крыму сейчас в зачаточном состоянии, первые плоды этой оптимизации мы увидим года через два-три, а пока что мы наблюдаем инерцию привычного уклада жизни — хорошо там, где нас нет! Туда и едут».
Пока что открытие для полуострова огромного российского рынка рабочей силы только тормозит процесс оптимизации расселения местных жителей, уверен Павел Хриенко. По его словам, в Крыму за долгие годы сформировался особый тип работника обслуживающего плана, который сегодня не может конкурировать с «понаехавшими» с материка. «И промышленность, и сельское хозяйство в Крыму и на Украине планомерно «убивались», специалистов требовалось всё меньше, вот люди и привыкли перебиваться случайными заработками, — поясняет социолог. — Наиболее активные и амбициозные уехали в Киев, Москву или в Европу. Поэтому, когда здесь начали строить мост, трассу «Таврида» и терминал аэропорта, местное население оказалось неконкурентоспособным и невостребованным: у него нет нужной квалификации. Вместо них работу получили приезжие».
Если учесть, что российские законы позволяют работать в Крыму и гастарбайтерам из стран СНГ, то может показаться, что перспективы для местных и вовсе печальны. Однако, оживление экономики, говорит Павел Хриенко, в будущем даст равные возможности для всех. «Нельзя постоянно нанимать вахтовиков, в конце концов, это перестанет быть выгодным. «Стройки века» завершатся, начнёт развиваться собственная экономика, и тогда появится устойчивый спрос на местные рабочие руки. Хочешь не хочешь, а придётся развивать систему профтехобразования, а там, глядишь, и внутренняя миграция оживится, но уже в другом качестве. Если сейчас житель села селится в городе, чтобы подзаработать в туристический сезон, то завтра он поедет, чтобы выучится на крановщика или комбайнёра».