По всей стране трагедия в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» аукнулась массовыми проверками развлекательных, торговых комплексов. А также клубов, театров — всех зданий, предназначенных для посещения большим количеством людей.
Гибель более 60 человек показала: требования пожарной безопасности написаны не для того, чтобы кому-то усложнить жизни. Имеет значение каждая «мелочь»: от готовности персонала к ЧП до доступа к запасным выходам и материалам, использованным при строительстве зданий. Количество выявленных пост-фактум нарушений в той самой «Зимней вишне» шокирует. Впрочем, первая же серия проверок в Крыму показала, что на полуострове тоже есть над чем работать.
До поры, до времени
К концу мая на соблюдение пожарной безопасности было проверено на 90% объектов с массовым пребыванием людей. Начальник отдела нормативно-технического лицензирования и сертификации управления надзорной деятельности главка МЧС России по Крыму Александр Козинец привел такие данные: 253 объекта проверены, выявлено около 5 тысяч нарушений; грубые нарушения вылились в 52 судебных иска и 26 объектов временно приостановили деятельность.
«Работа проведена колоссальная и те объекты, которые приостанавливали деятельность и были открыты, сейчас отвечают требованиям пожарной безопасности, и угрозы не представляют, — сообщил Александр Козинец. — Некоторые до месяца были закрыты и навели порядок в системе противопожарной защиты. Более 85% нарушений уже устранено. Предприниматели, владельцы объектов, закончив эту работу, сразу же обращались с подтверждающими материалами к нам и в органы прокуратуры. Проводилась совместная проверка и в судебном порядке снимался запрет».
Справка - 1980 объектов массового пребывания людей стоит на учёте в органах государственного пожарного надзора. - 557 учреждений культурно-досуговой деятельности и 27 торгово-развлекательных центров насчитывается в республике.
Даже резонансное закрытие Крымского академического русского драматического театра им. Горького в центре Симферополя, по его словам, нашло благополучное разрешение — некая подрядная организация готова выполнить работы, в том числе по оборудованию здания театра системами противопожарной защиты.
В тоже время представитель МЧС не смог объяснить, как указанные объекты работали много лет с грубейшими нарушениями, подвергая жизнь посетителей опасности. Видимо, действовало правило «русского авось»: пока ничего не случилось, никто не считал нужным что-либо делать. Хотя, пояснил Александр Козинец, Крым находился в исключительном положении — проверки объектов были, в том числе и с массовым пребыванием людей. И их руководство, и собственники знали об имеющихся замечаниях. Поэтому несколько крупных торговых центров оказались «во всеоружии», они вообще не приостанавливали свою деятельность. Остальные же, пока действовал мораторий на проверки, просто не реагировали на предписания. Экономили деньги и силы.
Уже с 1 сентября этого года вступят в силу изменения в законе о техрегламенте требований пожарной безопасности. Для Крыма это означает, что все объекты, которые были сданы в эксплуатацию до воссоединения Крыма с Россией, и имеют экспертные заключения украинского образца, должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по законодательству РФ. И под угрозой закрытия могут оказаться все построенные при украинской юрисдикции объекты. Ведь с 2008 года сотрудники Госпожнадзора не привлекались при проектировании, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений. Вернуть пожарной инспекции такую функцию законодатель планирует не раньше 2019 года. Но штрафы за нарушения требований выписывают уже сейчас.
Другая сторона медали
Оборотная сторона массовых проверок — затрещавший по швам бизнес. На начало этого года в Крыму, по данным Минэкономразвития РК, было зарегистрировано более 87,7 тысяч субъектов среднего и мелкого предпринимательства. Большая часть их связана с торговлей и оказанием услуг. Нужно ли говорить, что места для своего бизнеса все эти организации и частные предприятия выбирали вовсе не с оглядкой на безопасность? Их интересовали, прежде всего, арендная плата и то, насколько «проходное», популярное само место.
Когда закрывается крупный комплекс, работы враз лишаются сотни людей, от продавцов до аниматоров детских комнат, охранников и уборщиков. Так, закрытие накануне майских праздников трёх торгово-развлекательных центров в Ялте оставило без работы свыше тысячи человек. Убытки уже исчисляются даже не миллионами — десятками.
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Республики Крым Артем Коноваленко сообщил, что никто из предпринимателей по проверкам Госпожнадзора с заявлением не обращался. И виноват, безусловно, собственник комплекса, который не обеспечил пожарную безопасность, чем лишил многих предпринимателей-арендаторов заработка. Именно он должен сам нести ответственность за свое бездействие. Это как раз повод судиться с ним: арендодатель предоставил съёмное помещение, не соответствующее требованиям пожарной безопасности. В конце концов, время было — с 2014 года.
Если нарушение выявлено впервые и его размер не создает угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, то первое предписание, как правило, обходится без штрафа. Прокуратура опротестовывает такие штрафы, и в этом году органы контроля уже это учитывают. Но предприниматели должны понимать, что там, где есть риски безопасности и несчастных случаев, проверки проводить можно и нужно.
Очевидно, что крымские предприниматели взяли курс на исправление всего, что можно — чтобы поскорей вернуться к работе. Есть обращения из симферопольского торгового центра FM — многие предприниматели держали магазин и там же склад, и теперь не знают, куда вывозить товар до «выяснения обстоятельств».
Но в соседнем административном образовании, Севастополе, закрытие около недели тому назад одного из крупных торговых центров — «Муссон», стало поводом для громких акций. За отведённый на устранение нарушений месяц исправить ситуацию руководству центра не удалось. «Из 10 торговых центров 9 активно приступили к наведению порядка, и лишь один не только не выполнил предписания контрольных надзорных органов, а поставил под сомнения сами правила пожарной безопасности, — обрисовал ситуацию и. о. заместителя губернатора Севастополя Владимир Татарчук. — Что остаётся в этой ситуации делать органам власти? Прокурор пошел в суд, его решение известно — деятельность «Муссона» приостановлена, опять таки до устранения выявленных нарушений».
Между тем, уже в первые дни после закрытия центра, стали раздаваться призывы к организации массовых акций «в его защиту». С одной стороны, очевидно, какие чувства испытывают потерявшие работу люди и севастопольцы, привыкшие делать здесь покупки, ходить в кино, отдыхать. С другой — протесты в адрес местной администрации явно не по адресу. Ей можно «предъявить» разве то, что она не решилась смягчить удар для самих арендаторов — например, ходатайствовать об увеличении срока на устранение нарушений. Хотя, впрочем, и не была обязана. А вот почему не «ускорились» владельцы ТЦ?
Кстати, в закрытом центре работало довольно много детских секций и кружков. Сейчас власти Севастополя опубликовали информацию о спортивных объектах, в которых дети могут пока заниматься. Например, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова может предложить универсальные спортзалы для занятий волейболом, баскетболом, футболом. То же предлагает спортивный центр ФАУ МО РФ ЦСКА. В «Спортивно-оздоровительном комплексе им. 200-летия Севастополя» открыты для посещения многофункциональные спортивные залы. В спортшколе №7 есть возможность заниматься различными боевыми искусствами, теннисом, волейболом, спортивной гимнастикой. Открыт сейчас стадион спортивной школы №6.
Самые распространенные нарушения Отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; неработоспособность систем противодымной вентиляции; неукомплектованность противопожарным инвентарем пожарных кранов системы внутреннего противопожарного водопровода; заужение ширины основных эвакуационных проходов и лестничных клеток, их загромождение горючими материалами; не оборудование зданий автоматическими установками пожаротушения, пожарной сигнализации; отсутствие в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, аварийного освещения; закрытие на глухие запоры дверей эвакуационных выходов в лестничные клетки.