Андрей Осипов: В жизни и творчестве стремлюсь к гармонии и совершенству - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Андрей Осипов: В жизни и творчестве стремлюсь к гармонии и совершенству - «Культура Крыма»




Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий «Евразийского моста». Фото автора.


Известный российский режиссёр документального кино Андрей Владимирович Осипов после окончания Одесского политехнического института работал инженером на строившейся в Крыму атомной станции. В 1995 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Одна из его первых лент - «Максимилиан Волошин. Голоса» получила несколько наград, в том числе на международном фестивале в Берлине. Не меньший успех имели картины «Et cetera», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Страсти по Марине», «Коктебельские камешки», «Забытые полёты» цикла «Легенды Серебряного века». Четырежды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», дважды - Национальной премии «Лавровая ветвь». Лауреат Национальной кинематографической премии «Золотой Орёл», Международной Волошинской премии «За вклад в культуру» и премии Правительства РФ. Среди многочисленных наград - Гран-при международного Ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост», призы кинофестивалей «КрымДок» и «Человек, познающий мир».


- Андрей Владимирович, первые ваши фильмы связаны с Коктебелем. Почему?


- Потому что именно здесь я понял, чем хочу всю жизнь заниматься, влюбившись в это место, в поэзию и в поэтов Серебряного века. И захотел, чтобы вслед за мной все полюбили таинственную Киммерию, искренних, необыкновенно талантливых людей, творчество которых - наше счастье и наша гордость. У каждого из них - уникальная судьба. У большинства - трагическая. Но у всех - достойная быть запечатлённой визуальными средствами.


- «Коктебельские камешки» - о тех, кто открыл и прославил «страну голубых вершин», Киммерию, как вершину творческого духа, животворный родник русской культуры. В создании многоликого «портрета» вам помогла пианистка, певица Мария Николаевна Изергина. Как нашли такого замечательного собеседника?


- Мы познакомились в 1996 году, когда задумали со сценаристом Одельшой Агишевым фильм о Волошине. Девяностолетняя Мария Николаевна обладала незаурядной памятью и обаянием. Очень живо рассказывала о событиях в доме Волошина в двадцатые годы, о знакомстве с Андреем Белым, Александром Грином, Осипом Мандельштамом. Её лучезарность, открытость, желание и жажда жить, что-то создавать, делиться воспоминаниями не отпускали меня многие годы. Интервью с ней помогает не просто заглянуть в прошлое, а найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. В «ленте смутных отражений» возникают лица и голоса Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого.


- Своеобразным продолжением темы стали «Забытые полёты», в которых тоже есть прекрасный рассказчик - Ольга Сергеевна Северцева - москвичка из плеяды «старых коктебельцев»?


- Можно так считать. В «Коктебельских камешках» есть новелла небольшая, связанная с людьми, в семье которых воспитывалась Ольга Северцева. Это искусствовед, литературовед Александр Габричевский и его супруга художница Наталья Северцева. Ольга Сергеевна поддержала наш замысел снять отдельный фильм о выдающихся людях, незаслуженно забытых, с незаслуженно трагической судьбой. Человека науки, искусства, культуры, друга Максимилиана Волошина Александра Габричевского сажали три раза, отправляли в ссылку как космополита, за работу над Большим немецко-русским словарём. Ему и его коллеге - филологу, историку литературы Борису Ярхо повезло - вышли живыми из мясорубки. А работавшего с ними философа, теоретика искусства Густава Шпета расстреляли в 1937-м «за участие в антисоветской организации». Недавно ушедшая в мир иной Ольга Северцева была хранительницей памяти о них, именно благодаря ей удалось снять фильм не просто о замечательных личностях, а о полёте души, духа, творчества, об открытии Человеком самого себя.


- Отступлением от темы Серебряного века стал фильм об Исмаиле Гаспринском. Что подвигло на его создание?


- Заинтересовала личность человека космического мышления, соединившего культуру востока и запада. Его откровения, среди которых: «Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России...». Снятый в Бахчисарае, в Ялте, в Симферополе «Дом на главной улице» шёл на канале «Культура», есть в интернете. Получил приз Севастопольского фестиваля «Победили вместе».


- В последнее время вы стали осваивать историческую тему. Один из первых фильмов - «Спасти и сохранить». Что в его основе?


- Это картина о созданной императором Александром III после убийства террористами его отца императора Александра II ведомства по охране первых лиц государства. Удалось открыть неизвестные факты и свидетельства о важных событиях истории России. Для меня это важно - открыть то, что ещё никому не известно. Одна из новелл, кстати, - о морской охране - снималась в Ливадии. Так что Крым от меня не отдаляется.


- За поэтическое киноэссе «Параджанов, Тарковский, Антипенко. Светотени» вы получили 23 приза! Как родилась эта картина, в которой, кстати, тоже есть рассказчик, как связующее звено между персонажами?


- Я был давно знаком с выдающимся оператором Александром Ивановичем Антипенко, который снимал с Абуладзе фильм «Мольба», работал с Параджановым на студии имени Довженко над «Киевскими фресками». Интервью с ним стало отправной точкой для разговора о сущностных вещах. Это фильм не о биографиях и не о поворотах судеб персонажей, а о тайне творчества. Он не только о трёх выдающихся персонажах, а о каждом из нас. Хочется всегда делать кино с буквальным, анагогическим смыслом, эмоциями. И стараюсь следовать принципу Андрея Тарковского: «Главное, чтобы фильмы не расходились с жизнью». То есть, чтобы кино было продолжением контакта с жизнью. Это относится и к литературе: драматургии, прозе, поэзии. К искусству. Тогда произведения трогают и волнуют зрителей. А режиссёру дают импульс двигаться дальше в плане чувствования, ощущений, переживаний. А это самое главное в любых видах творчества. Как в самой жизни.


- Неожиданностью стал ваш фильм «Восточный фронт» - война глазами захватчиков. Что здесь для вас было главным?


- Немецкая кинохроника позволила показать, какую мощь мы победили. Этот фильм - о ценности человеческой жизни и цене нашей Победы. Мы привыкли думать, что гуманистическое начало входит в культурную идентичность нации. И вдруг стали свидетелями того, как высококультурная нация Гёте, Шиллера, Баха, Бетховена превратилась в убийцу. Стала убивать миллионы людей самыми зверскими способами. Это фильм-размышление. О прошлом, о нынешнем. Как видим, от трагических событий не застраховано и наше время, мы с вами. От того, что совсем недавно казалось неповторимым.


- Кино - это нас возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин, о котором говорил Пушкин?


- Для меня кино - это моё отношение с жизнью. В книге «Запечатлённое время» Андрей Тарковский называет искусство тоской по идеалу. А что такое идеал - гармония, красота, совершенство. К ним я и стремлюсь в жизни, в творчестве. Для меня ещё очень важно, чтобы фильм наводил на размышления, на поиски ответов на вечные вопросы: кто мы такие, чего хотим?


Людмила ОБУХОВСКАЯ.


Фото автора.


Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий «Евразийского моста». Фото автора. Известный российский режиссёр документального кино Андрей Владимирович Осипов после окончания Одесского политехнического института работал инженером на строившейся в Крыму атомной станции. В 1995 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Одна из его первых лент - «Максимилиан Волошин. Голоса» получила несколько наград, в том числе на международном фестивале в Берлине. Не меньший успех имели картины «Et cetera», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Страсти по Марине», «Коктебельские камешки», «Забытые полёты» цикла «Легенды Серебряного века». Четырежды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», дважды - Национальной премии «Лавровая ветвь». Лауреат Национальной кинематографической премии «Золотой Орёл», Международной Волошинской премии «За вклад в культуру» и премии Правительства РФ. Среди многочисленных наград - Гран-при международного Ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост», призы кинофестивалей «КрымДок» и «Человек, познающий мир». - Андрей Владимирович, первые ваши фильмы связаны с Коктебелем. Почему? - Потому что именно здесь я понял, чем хочу всю жизнь заниматься, влюбившись в это место, в поэзию и в поэтов Серебряного века. И захотел, чтобы вслед за мной все полюбили таинственную Киммерию, искренних, необыкновенно талантливых людей, творчество которых - наше счастье и наша гордость. У каждого из них - уникальная судьба. У большинства - трагическая. Но у всех - достойная быть запечатлённой визуальными средствами. - «Коктебельские камешки» - о тех, кто открыл и прославил «страну голубых вершин», Киммерию, как вершину творческого духа, животворный родник русской культуры. В создании многоликого «портрета» вам помогла пианистка, певица Мария Николаевна Изергина. Как нашли такого замечательного собеседника? - Мы познакомились в 1996 году, когда задумали со сценаристом Одельшой Агишевым фильм о Волошине. Девяностолетняя Мария Николаевна обладала незаурядной памятью и обаянием. Очень живо рассказывала о событиях в доме Волошина в двадцатые годы, о знакомстве с Андреем Белым, Александром Грином, Осипом Мандельштамом. Её лучезарность, открытость, желание и жажда жить, что-то создавать, делиться воспоминаниями не отпускали меня многие годы. Интервью с ней помогает не просто заглянуть в прошлое, а найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. В «ленте смутных отражений» возникают лица и голоса Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого. - Своеобразным продолжением темы стали «Забытые полёты», в которых тоже есть прекрасный рассказчик - Ольга Сергеевна Северцева - москвичка из плеяды «старых коктебельцев»? - Можно так считать. В «Коктебельских камешках» есть новелла небольшая, связанная с людьми, в семье которых воспитывалась Ольга Северцева. Это искусствовед, литературовед Александр Габричевский и его супруга художница Наталья Северцева. Ольга Сергеевна поддержала наш замысел снять отдельный фильм о выдающихся людях, незаслуженно забытых, с незаслуженно трагической судьбой. Человека науки, искусства, культуры, друга Максимилиана Волошина Александра Габричевского сажали три раза, отправляли в ссылку как космополита, за работу над Большим немецко-русским словарём. Ему и его коллеге - филологу, историку литературы Борису Ярхо повезло - вышли живыми из мясорубки. А работавшего с ними философа, теоретика искусства Густава Шпета расстреляли в 1937-м «за участие в антисоветской организации». Недавно ушедшая в мир иной Ольга Северцева была хранительницей памяти о них, именно благодаря ей удалось снять фильм не просто о замечательных личностях, а о полёте души, духа, творчества, об открытии Человеком самого себя. - Отступлением от темы Серебряного века стал фильм об Исмаиле Гаспринском. Что подвигло на его создание? - Заинтересовала личность человека космического мышления, соединившего культуру востока и запада. Его откровения, среди которых: «Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России.». Снятый в Бахчисарае, в Ялте, в Симферополе «Дом на главной улице» шёл на канале «Культура», есть в интернете. Получил приз Севастопольского фестиваля «Победили вместе». - В последнее время вы стали осваивать историческую тему. Один из первых фильмов - «Спасти и сохранить». Что в его основе? - Это картина о созданной императором Александром III после убийства террористами его отца императора Александра II ведомства по охране первых лиц государства. Удалось открыть неизвестные факты и свидетельства о важных событиях истории России. Для меня это важно - открыть то, что ещё никому не известно. Одна из новелл, кстати, - о морской охране - снималась в Ливадии. Так что Крым от меня не отдаляется. - За поэтическое киноэссе «Параджанов, Тарковский, Антипенко. Светотени» вы получили 23 приза! Как родилась эта картина, в которой, кстати, тоже есть рассказчик, как связующее звено между персонажами? - Я был давно знаком с выдающимся оператором Александром Ивановичем Антипенко, который снимал с Абуладзе фильм «Мольба», работал с Параджановым на студии имени Довженко над «Киевскими фресками». Интервью с ним стало отправной точкой для разговора о сущностных вещах. Это фильм не о биографиях и не о поворотах судеб персонажей, а о тайне творчества. Он не только о трёх выдающихся персонажах, а о каждом из нас. Хочется всегда делать кино с буквальным, анагогическим смыслом, эмоциями. И стараюсь следовать принципу Андрея Тарковского: «Главное, чтобы фильмы не расходились с жизнью». То есть, чтобы кино было продолжением контакта с жизнью. Это относится и к литературе: драматургии, прозе, поэзии. К искусству. Тогда произведения трогают и волнуют зрителей. А режиссёру дают импульс двигаться дальше в плане чувствования, ощущений, переживаний. А это самое главное в любых видах творчества. Как в самой жизни. - Неожиданностью стал ваш фильм «Восточный фронт» - война глазами захватчиков. Что здесь для вас было главным? - Немецкая кинохроника позволила показать, какую мощь мы победили. Этот фильм - о ценности человеческой жизни и цене нашей Победы. Мы привыкли думать, что гуманистическое начало входит в культурную идентичность нации. И вдруг стали свидетелями того, как высококультурная нация Гёте, Шиллера, Баха, Бетховена превратилась в убийцу. Стала убивать миллионы людей самыми зверскими способами. Это фильм-размышление. О прошлом, о нынешнем. Как видим, от трагических событий не застраховано и наше время, мы с вами. От того, что совсем недавно казалось неповторимым. - Кино - это нас возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин, о котором говорил Пушкин? - Для меня кино - это моё отношение с жизнью. В книге «Запечатлённое время» Андрей Тарковский называет искусство тоской по идеалу. А что такое идеал - гармония, красота, совершенство. К ним я и стремлюсь в жизни, в творчестве. Для меня ещё очень важно, чтобы фильм наводил на размышления, на поиски ответов на вечные вопросы: кто мы такие, чего хотим? Людмила ОБУХОВСКАЯ. Фото автора.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика