Возвращение Александра Гауша - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Возвращение Александра Гауша - «Культура Крыма»




Каталог представляет автор-составитель Сергей Пушкарёв. Фото Владимира Петрова.


Оно началось много лет назад и завершилось выходом иллюстрированного каталога произведений художника, незаслуженно оказавшегося далеко не в первом «эшелоне» представителей российского и крымского изобразительного искусства. Имя живописца, отнесённого в разряд мастеров кисти «второго ряда», мало что говорило большинству наших земляков. Хотя в художественном мировом сообществе это известное и почитаемое имя. Исправить несправедливость взялся искусствовед Сергей Пушкарёв.


- С 1935 года и до конца жизни Александра Фёдоровича наш полуостров был для него пристанищем, местом, где расцвёл его талант, - рассказал Сергей Николаевич. - Много лет назад я начал изучать его творчество. Трудность заключалась в том, что картины Гауша разбросаны по музеям разных стран. Самыми доступными были коллекции в художественных музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Саратова, Одессы, Донецка, Симферополя и Севастополя. Большое собрание картин было у известного крымского коллекционера Виталия Голубева, которое он незадолго до ухода в мир иной передал в Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Работа была кропотливая, но очень интересная. Мне удалось установить, что в 27 музеях России, Латвии, Армении и Узбекистана хранятся 160 живописных полотен, рисунков и графических произведений. В фондах Симферопольского художественного музея обнаружил 72 музейных предмета, связанных с жизнью и творчест­вом художника.


Завершилось многолетнее исследование выходом иллюстрированного каталога «Произведения Александра Фёдоровича Гауша в музеях постсоветского пространства и в личных коллекциях», изданного на бюджетные деньги. Общественность проявила к нему большой интерес, на презентации в Симферопольском художественном музее собрались издатели, художники, коллекционеры, искусствоведы, музейщики и библиотекари. 


 - Популяризация творчес­кого наследия замечательного художника необходима и важна, - отметил заместитель министра внутренней политики, информации и связи Александр Дяченко. - Именно эту цель преследовал составитель каталога Сергей Пушкарёв. Благодаря ему мы держим в руках замечательное издание, восхищаемся мастерством художника и целеустремлённостью исследователя его творчества.


В каталог вошли не только 36 репродукций картин, копии эскизов к театральным постановкам, но и уникальные архивные фотографии, впервые опубликованные, а также документальные свидетельства жизни мастера. 


 - Материалы собирал буквально по крупицам, - признался составитель каталога Сергей Пушкарёв. - Поддержку и помощь оказывали музеи, среди которых Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который предоставил фотографии, и мы теперь имеем представление о театральных работах Гауша. Первые авторские экземпляры отправлены в музеи России, Узбекистана, Казахстана и Армении, помогавшие осущест­вить мою задумку. Конечно, без поддержки Министерства внутренней политики, информации и связи, Министерства культуры республики мой план не был бы реализован. Так что это наш общий итог проделанного. 


Каталог поступит во все государственные библиотеки республики, где с ним сможет поработать каждый желающий. 


P. S. Александр Фёдорович Гауш (1873-1947) - живописец, график, сценограф, педагог, профессор живописи, преподавал в Севастополе в 1925 году, а с 1935 года жил в Симферополе, где трагически погиб в 1947 году, похоронен на старом городском кладбище. Стоял у истоков создания Союза крымских художников, в котором был единственным профессором живописи, преподавал в школе академика Николая Самокиша. Гауш не сделал ярких открытий в русском искусстве, но овладел языком обобщения простых форм, глубокой смысловой ёмкостью, разными техниками. Его ценили ведущие русские живописцы Илья Репин и Игорь Грабарь. Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый объединил Александра Гауша, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского и Владимира Яновского как художников «пересечённых жизней, деформированных внешним давлением творческого пути». Его московский коллега Сергей Маковский назвал Гауша «жрецом культа красок и самодов­леющей живописи, характерной для всего искусства первого десятилетия XX века». Среди самых известных картин живописца - «Новая Ялта. Сквер Калинина», «Немецкая колония в Судаке», «Городской сад в Ялте», «Камыш-Бурун», триптих «Колхоз «Красная звезда», «Потёмкин на пути в Одессу», «Виноградник». В 2013 году, в год 140-летия со дня рождения художника, на симферопольском доме, где он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска.


Каталог представляет автор-составитель Сергей Пушкарёв. Фото Владимира Петрова. Оно началось много лет назад и завершилось выходом иллюстрированного каталога произведений художника, незаслуженно оказавшегося далеко не в первом «эшелоне» представителей российского и крымского изобразительного искусства. Имя живописца, отнесённого в разряд мастеров кисти «второго ряда», мало что говорило большинству наших земляков. Хотя в художественном мировом сообществе это известное и почитаемое имя. Исправить несправедливость взялся искусствовед Сергей Пушкарёв. - С 1935 года и до конца жизни Александра Фёдоровича наш полуостров был для него пристанищем, местом, где расцвёл его талант, - рассказал Сергей Николаевич. - Много лет назад я начал изучать его творчество. Трудность заключалась в том, что картины Гауша разбросаны по музеям разных стран. Самыми доступными были коллекции в художественных музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Саратова, Одессы, Донецка, Симферополя и Севастополя. Большое собрание картин было у известного крымского коллекционера Виталия Голубева, которое он незадолго до ухода в мир иной передал в Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Работа была кропотливая, но очень интересная. Мне удалось установить, что в 27 музеях России, Латвии, Армении и Узбекистана хранятся 160 живописных полотен, рисунков и графических произведений. В фондах Симферопольского художественного музея обнаружил 72 музейных предмета, связанных с жизнью и творчест­вом художника. Завершилось многолетнее исследование выходом иллюстрированного каталога «Произведения Александра Фёдоровича Гауша в музеях постсоветского пространства и в личных коллекциях», изданного на бюджетные деньги. Общественность проявила к нему большой интерес, на презентации в Симферопольском художественном музее собрались издатели, художники, коллекционеры, искусствоведы, музейщики и библиотекари. - Популяризация творчес­кого наследия замечательного художника необходима и важна, - отметил заместитель министра внутренней политики, информации и связи Александр Дяченко. - Именно эту цель преследовал составитель каталога Сергей Пушкарёв. Благодаря ему мы держим в руках замечательное издание, восхищаемся мастерством художника и целеустремлённостью исследователя его творчества. В каталог вошли не только 36 репродукций картин, копии эскизов к театральным постановкам, но и уникальные архивные фотографии, впервые опубликованные, а также документальные свидетельства жизни мастера. - Материалы собирал буквально по крупицам, - признался составитель каталога Сергей Пушкарёв. - Поддержку и помощь оказывали музеи, среди которых Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который предоставил фотографии, и мы теперь имеем представление о театральных работах Гауша. Первые авторские экземпляры отправлены в музеи России, Узбекистана, Казахстана и Армении, помогавшие осущест­вить мою задумку. Конечно, без поддержки Министерства внутренней политики, информации и связи, Министерства культуры республики мой план не был бы реализован. Так что это наш общий итог проделанного. Каталог поступит во все государственные библиотеки республики, где с ним сможет поработать каждый желающий. P. S. Александр Фёдорович Гауш (1873-1947) - живописец, график, сценограф, педагог, профессор живописи, преподавал в Севастополе в 1925 году, а с 1935 года жил в Симферополе, где трагически погиб в 1947 году, похоронен на старом городском кладбище. Стоял у истоков создания Союза крымских художников, в котором был единственным профессором живописи, преподавал в школе академика Николая Самокиша. Гауш не сделал ярких открытий в русском искусстве, но овладел языком обобщения простых форм, глубокой смысловой ёмкостью, разными техниками. Его ценили ведущие русские живописцы Илья Репин и Игорь Грабарь. Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый объединил Александра Гауша, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского и Владимира Яновского как художников «пересечённых жизней, деформированных внешним давлением творческого пути». Его московский коллега Сергей Маковский назвал Гауша «жрецом культа красок и самодов­леющей живописи, характерной для всего искусства первого десятилетия XX века». Среди самых известных картин живописца - «Новая Ялта. Сквер Калинина», «Немецкая колония в Судаке», «Городской сад в Ялте», «Камыш-Бурун», триптих «Колхоз «Красная звезда», «Потёмкин на пути в Одессу», «Виноградник». В 2013 году, в год 140-летия со дня рождения художника, на симферопольском доме, где он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика