Одаривший нас мечтой - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Одаривший нас мечтой - «Культура Крыма»






Так отозвался о Василии Жуковском, 240-летие которого не может пройти незамеченным, Александр Блок: «Жуковский одарил нас мечтой, действительно прошедшей через страду жизни. Оттого он наш - родной, близкий». А выдающийся русский писатель Борис Зайцев, написавший о Жуковском целую книгу, назвал его «первым интеллигентом русской литературы».


Как же и нам не вспомнить об одном из основоположников русского романтизма, наставника и близкого друга Александра Пушкина, учителя русского языка императрицы  Александры Фёдоровны, автора слов государственного гимна Российской империи.


Во времена былые молодёжь зачитывалась произведениями поэта-мечтателя: любовной лирикой, балладами «Эолова арфа» и «Вадим», стихами «Торжество победителей», «Жалоба Цереры», «Цвет завета» и «Море», сказками «О царе Берендее» и «Спящая царевна». О ны-
нешнем времени этого не скажешь. «Не в тренде», как сейчас говорят, его литературное творчество. И уж совсем мало кому известен Жуковский-художник. Может быть, знаменательная дата всколыхнёт интерес к выдающемуся человеку, не миновавшему Крым.


На наш полуостров он приехал в середине сентября 1837 года. Его привела сюда и память о друге любезном Пушкине, и интерес к культуре тюркского народа, с которой был связан через мать-турчанку Сальху, получившую в крещении имя Елизаветы Турчаниновой. Наложница помещика Афанасия Бунина родила хозяину сына Василия, восприемником которого стал при крещении мальчика проживавший у Буниных обедневший помещик Андрей Жуковский. Он и усыновил мальчика, передав ему фамилию и отчество, которые тот прославил на века. 


В память о днях, проведённых Жуковским в Симферополе, его именем названа улица. Та, на которой, в доме 13, он жил в семье члена городской управы, надворного советника Михаила Петрова в сентябре 1937 года. Четыре дня были насыщенными: наносил визиты сановным людям, среди которых Таврический губернатор Матвей Матвеевич Муромцев и уездный врач Андрей Фёдорович Арендт. Но сановному гостю не терпелось отправиться по следам Пушкина. В спутники ему дали грамотного татарина, с которым и отправился в «земли полуденной волшебные края», чтобы потом, как заметил Виссарион Белинский, «живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь».


И везде, как признался Жуковский отцу Пушкина Сергею Львовичу: «...ещё по привычке продолжаешь искать его...».


Наиболее яркие впечатления записывал в дневник. Среди них эпизоды пребывания в Бахчисарае, где он хотел дышать тем же воздухом, каким дышал Пушкин, смотреть на то, что того восхищало. Встретивший путника ночью городничий по просьбе гостя сразу же отвёл его в ханский дворец, чтобы тот увидел «чудо гения, чудо искусства» - опоэтизированный Пушкиным Бахчисарайский фонтан. Освещённый фонарём «фонтан любви, фонтан живой», как он потом отметит, эмоций не вызвал. А вот утром, придя к нему уже без посторонних, увидел настоящий Сельсебиль - райский источник, шедевр восточной мудрости, залитый ярким светом, в лучах которого было видно, как плачет камень. 


Не прошёл мимо пещерного родового гнезда караимов Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) и Успенского скита, поразившего художника Жуковского живописностью, вызвавшего восторг: «Это одно из величественных мест Крыма». В Бахчисарае и его окрестностях он со всей свойственной ему пытливостью проникал в крымскотатарский мир, стремясь понять его сущность. Впечатления выразил коротко: «Татарская гостеприимность. Честность без всякого доброжелательства», отметив тем самым, что гостеприимность эта распространяется не только на круг близких людей, к которым расположен душевно, но и на каждого входящего в дом гостя. 


Далее - Севастополь. Его писатель посетил вместе со своим воспитанником, будущим царём Александром II, которого нарекут «освободителем» - после отмены им в 1861 году крепостного права. 


Особый интерес Жуковского - Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, уютная Балаклава, гомеровская «славная гавань», которую художники и поэты возвели в «Русскую Ривьеру».


Конечно, не выпускал из рук перо и карандаш. Стихами и рисунками заполнял странички дневника. Особенно вдохновенно работалось в «подлинной восхитительной Тавриде» - Алупке, ошеломившей красотой природы и величественностью Воронцовского дворца. 


Кореиз, Ялту, Массандру, Никиту, Ай-Даниль, Гурзуф проехал верхом. Дом Ришелье, в котором Пушкин провёл счастливые дни, вернувшие поэту вдохновение, к этому времени новым владельцем был перестроен. Не найдя сходства с описаниями Александра Сергеевича, Жуковский так разочаровался, что не сделал о нём в дневнике даже короткой записи. 


Сделанные на полуострове путевые зарисовки стали «Крымским альбомом», который автор подарил своему воспитаннику - великому князю Александру Николаевичу. Среди них - «Саблы. Вид на Бешуй», «Шума. Ключ Кутузова», «Переход от Мердвена к Симеизу», «Георгиевский монастырь в Крыму».


Поэтических строк о Крыме Жуковский не оставил нам. Но этот пробел восполняет блестящий перевод гомеровской «Одиссеи»:


…В славную пристань вошли мы: 


её образуют утёсы,


Круто с обеих сторон подымаясь 


и сдвинувшись подле


Устья великими, друг против друга 


из тёмныя бездны


Моря торчащими камнями, 


вход и исход заграждая.


Люди мои, с кораблями 


в просторную пристань проникнув,


Их утвердили в её глубине и связали, 


у берега тесным


Рядом поставив: там волн никогда 


ни великих, ни малых


Нет, там равниною гладкою лоно морское сияет.


Я же свой чёрный корабль 


поместил в отдаленье от прочих,


Около устья, канатом его привязав под утёсом.


После взошёл на утёс и стоял там, 


кругом озираясь...


Читая эти строки, представляешь себе не только добравшегося до Крыма царя Итаки, но и слепого поэта, наделённого внутренним видением, и проникшего в его строки, и душу переводчика, словно воспарившего над сушей и морем, чтобы воспеть благословенный край.


Да и вчитываясь внимательно в написанные после посещения Крыма поэтические строки, легко уловить мысли и чувства, навеянные благословенным краем-вдохновителем, древней землёй, напитанной горестями и радостями, разноголосицей людей, стремившихся к обретению смысла жизни и гармонии в обыденном и возвышенном. 


Дневники Жуковского до сих пор - лакуна, окунувшись в которую, можно осознать не только его творческую и духовную эволюцию, но и все тонкости общественно-культурной жизни России первой половины XIX века. Написанное в сентябрьском Крыму и после его посещения 186 лет назад должно занять подобающее место в русской культуре, в том числе и как биографический источник Крыма. 


Так отозвался о Василии Жуковском, 240-летие которого не может пройти незамеченным, Александр Блок: «Жуковский одарил нас мечтой, действительно прошедшей через страду жизни. Оттого он наш - родной, близкий». А выдающийся русский писатель Борис Зайцев, написавший о Жуковском целую книгу, назвал его «первым интеллигентом русской литературы». Как же и нам не вспомнить об одном из основоположников русского романтизма, наставника и близкого друга Александра Пушкина, учителя русского языка императрицы Александры Фёдоровны, автора слов государственного гимна Российской империи. Во времена былые молодёжь зачитывалась произведениями поэта-мечтателя: любовной лирикой, балладами «Эолова арфа» и «Вадим», стихами «Торжество победителей», «Жалоба Цереры», «Цвет завета» и «Море», сказками «О царе Берендее» и «Спящая царевна». О ны- нешнем времени этого не скажешь. «Не в тренде», как сейчас говорят, его литературное творчество. И уж совсем мало кому известен Жуковский-художник. Может быть, знаменательная дата всколыхнёт интерес к выдающемуся человеку, не миновавшему Крым. На наш полуостров он приехал в середине сентября 1837 года. Его привела сюда и память о друге любезном Пушкине, и интерес к культуре тюркского народа, с которой был связан через мать-турчанку Сальху, получившую в крещении имя Елизаветы Турчаниновой. Наложница помещика Афанасия Бунина родила хозяину сына Василия, восприемником которого стал при крещении мальчика проживавший у Буниных обедневший помещик Андрей Жуковский. Он и усыновил мальчика, передав ему фамилию и отчество, которые тот прославил на века. В память о днях, проведённых Жуковским в Симферополе, его именем названа улица. Та, на которой, в доме 13, он жил в семье члена городской управы, надворного советника Михаила Петрова в сентябре 1937 года. Четыре дня были насыщенными: наносил визиты сановным людям, среди которых Таврический губернатор Матвей Матвеевич Муромцев и уездный врач Андрей Фёдорович Арендт. Но сановному гостю не терпелось отправиться по следам Пушкина. В спутники ему дали грамотного татарина, с которым и отправился в «земли полуденной волшебные края», чтобы потом, как заметил Виссарион Белинский, «живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь». И везде, как признался Жуковский отцу Пушкина Сергею Львовичу: «.ещё по привычке продолжаешь искать его.». Наиболее яркие впечатления записывал в дневник. Среди них эпизоды пребывания в Бахчисарае, где он хотел дышать тем же воздухом, каким дышал Пушкин, смотреть на то, что того восхищало. Встретивший путника ночью городничий по просьбе гостя сразу же отвёл его в ханский дворец, чтобы тот увидел «чудо гения, чудо искусства» - опоэтизированный Пушкиным Бахчисарайский фонтан. Освещённый фонарём «фонтан любви, фонтан живой», как он потом отметит, эмоций не вызвал. А вот утром, придя к нему уже без посторонних, увидел настоящий Сельсебиль - райский источник, шедевр восточной мудрости, залитый ярким светом, в лучах которого было видно, как плачет камень. Не прошёл мимо пещерного родового гнезда караимов Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) и Успенского скита, поразившего художника Жуковского живописностью, вызвавшего восторг: «Это одно из величественных мест Крыма». В Бахчисарае и его окрестностях он со всей свойственной ему пытливостью проникал в крымскотатарский мир, стремясь понять его сущность. Впечатления выразил коротко: «Татарская гостеприимность. Честность без всякого доброжелательства», отметив тем самым, что гостеприимность эта распространяется не только на круг близких людей, к которым расположен душевно, но и на каждого входящего в дом гостя. Далее - Севастополь. Его писатель посетил вместе со своим воспитанником, будущим царём Александром II, которого нарекут «освободителем» - после отмены им в 1861 году крепостного права. Особый интерес Жуковского - Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, уютная Балаклава, гомеровская «славная гавань», которую художники и поэты возвели в «Русскую Ривьеру». Конечно, не выпускал из рук перо и карандаш. Стихами и рисунками заполнял странички дневника. Особенно вдохновенно работалось в «подлинной восхитительной Тавриде» - Алупке, ошеломившей красотой природы и величественностью Воронцовского дворца. Кореиз, Ялту, Массандру, Никиту, Ай-Даниль, Гурзуф проехал верхом. Дом Ришелье, в котором Пушкин провёл счастливые дни, вернувшие поэту вдохновение, к этому времени новым владельцем был перестроен. Не найдя сходства с описаниями Александра Сергеевича, Жуковский так разочаровался, что не сделал о нём в дневнике даже короткой записи. Сделанные на полуострове путевые зарисовки стали «Крымским альбомом», который автор подарил своему воспитаннику - великому князю Александру Николаевичу. Среди них - «Саблы. Вид на Бешуй», «Шума. Ключ Кутузова», «Переход от Мердвена к Симеизу», «Георгиевский монастырь в Крыму». Поэтических строк о Крыме Жуковский не оставил нам. Но этот пробел восполняет блестящий перевод гомеровской «Одиссеи»: …В славную пристань вошли мы: её образуют утёсы, Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле Устья великими, друг против друга из тёмныя бездны Моря торчащими камнями, вход и исход заграждая. Люди мои, с кораблями в просторную пристань проникнув, Их утвердили в её глубине и связали, у берега тесным Рядом поставив: там волн никогда ни великих, ни малых Нет, там равниною гладкою лоно морское сияет. Я же свой чёрный корабль поместил в отдаленье от прочих, Около устья, канатом его привязав под утёсом. После взошёл на утёс и стоял там, кругом озираясь. Читая эти строки, представляешь себе не только добравшегося до Крыма царя Итаки, но и слепого поэта, наделённого внутренним видением, и проникшего в его строки, и душу переводчика, словно воспарившего над сушей и морем, чтобы воспеть благословенный край. Да и вчитываясь внимательно в написанные после посещения Крыма поэтические строки, легко уловить мысли и чувства, навеянные благословенным краем-вдохновителем, древней землёй, напитанной горестями и радостями, разноголосицей людей, стремившихся к обретению смысла жизни и гармонии в обыденном и возвышенном. Дневники Жуковского до сих пор - лакуна, окунувшись в которую, можно осознать не только его творческую и духовную эволюцию, но и все тонкости общественно-культурной жизни России первой половины XIX века. Написанное в сентябрьском Крыму и после его посещения 186 лет назад должно занять подобающее место в русской культуре, в том числе и как биографический источник Крыма.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика