Вадим Абдрашитов. Реалист с душой романтика - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Вадим Абдрашитов. Реалист с душой романтика - «Культура Крыма»




Вадим Абдрашитов. Фото из открытого источника.


Выдающийся кинорежиссёр и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель многочисленных наград и регалий остался с нами яркими фильмами, глубокими мыслями. Его размышления и высказывания не только о кино, но и о литературе, искусстве, о жизни вообще, всегда шли в унисон с тем, что волновало его собеседников, да и всех неравнодушных современников.


Фильмы Абдрашитова - зеркальное отражение нашего быта и бытования. И зеркало это не кривое, без трещин и сколов. Кому-то авторские высказывания с экрана помогали вытравить в себе рабский дух, кому-то понять, как оторваться от сиюминутности, не «утонуть» в закрывающем перспективы потоке общепринятости, за которой можно спрятаться и жить припеваючи. Мятущаяся душа талантливого человека не давала покоя ни ему, ни другим. Счастье его было в том, что единомышленников было больше, чем хулителей создаваемых им «неудобных» произведений киноискусства. И в том, что, по его словам, «рука» провидения привела его в непростую публичную профессию, вытащив из сгоряча выбранной - техничес­кой, и ввела во ВГИК. Да ещё в то время, когда там набирал курс выдающийся режиссёр и педагог Михаил Ильич Ромм. 


В своё время слово за слово, мы с Вадимом Юсуповичем перелистали в Крыму странички его киножизни, протекавшей не под бравурные марши, а под тихие мелодии не для громкого голоса, а для чуткого сердца. 


- Мне повезло, - признался режиссёр, когда речь зашла о переломе в судьбе. - В 25 лет стал студентом самого престижного в киносфере вуза. Оставив за плечами работу на заводе электровакуумных приборов, где я всего через три года, как пришёл со студенчес­кой скамьи, стал начальником большого цеха. И имея солидный опыт кинолюбителя.


- Без страха и сомнений резко поменяли жизнь, вновь сев на студенческую скамью? 


- Переживал только по поводу возраста: как это буду самым старшим, дядькой, среди молодёжи? Но «белой вороной» не стал - оказался средним. Были среди нас профессиональные писатель, актёр, мастер спорта по боксу, лётчик-испытатель реактивных самолётов. И всего-то два выпускника средней школы.  


- Ромм был доволен таким раскладом?


- Михаил Ильич любил смешивать совершенно разных людей по опыту, по творчес­ким интересам. У него учились Шукшин и Тарковский, Кончаловский и Соловьёв - совершенно разные люди, разные художники, пришедшие в кино не со школьной скамьи. От них можно было многое почерпнуть. 


- С поступлением проблем не было. А дальше? 


- И с учёбой никаких не возникло. На Михаила Ильича Ромма мы все смотрели, как на кинобога. Не было предела радости, когда учитель высоко оценил мою первую студенчес­кую работу - документальный шестиминутный этюд «Репортаж с асфальта», и даже включил его в свой документальный фильм «Мир сегодня», который был закончен после его ухода из жизни под названием «И всё-таки я верю» Элемом Климовым, Марленом Хуцие­вым и Германом Лавровым. Вторым моим педагогом стал великий Лев Кулиджанов. Благодарен судьбе, что именно эти люди были у истоков моего становления, говоря высоким слогом. А попроще - были настоящими наставниками-друзьями. Доверяющими своим студентам, помогающими раскрыться каждому в своём естестве.


- Среди ваших верных соратников - Александр Миндадзе. Как с ним судьба свела? 


- На первый взгляд - случай. А на самом деле, опять же, вмешательство провидения. Ещё когда заканчивал учёбу, пригласили на «Мосфильм» снимать полнометражную картину. Был к этому готов, вот только? Мои идеи редактура сходу отвергла. Взялся за чужие сценарии, почти две сотни одолел, среди которых были вполне достойные, и из них у других получились заметные картины. Но не моё это было. Но вот среди этого обилия попадается «Кто-то должен защищать» молодого сценариста, тогда никому не известного Александра Миндадзе, окончившего ВГИК на два года раньше меня. На четвёртой странице понял, что буду снимать. В прокат картина вышла как «Слово для защиты» с молодыми Мариной Неёловой и Олегом Янковским. С Сашей так подружились, что сняли одиннадцать картин.


Жизнь режиссёра Абдрашитова в кинематографе была не безоблачной, а частенько и драматичной. «Охота на лис» стала причиной увольнения с «Мосфильма». Правда, всего на три дня. «Парад планет» сдавал худсовету целых девять месяцев. «Остановился поезд» сразу же уложили на полку, хорошо, что ненадолго - пылью покрыться не успела. Когда напомнила об этом собеседнику, он признался: 


- Я не то чтобы горжусь, но доволен, что сумел сохранить все фильмы в том виде, в каком сделал. На компромиссы не шёл. 


Для многих режиссёров Вадим Юсупович стал наставником. Часто ездил по регионам в поисках потенциальных студентов. Многие в Крыму вспоминают встречи с талантливым, обаятельным человеком. Среди волновавших его тогда вопросов было школьное образование. Сетовал: 


- К нам приходят выпускники, за плечами которых нет ни хорошего образования, ни опыта жизненного. Надо вернуть былое: чтобы люди с высшим образованием имели возможность поступать на общих основаниях на бюджетные места в творческие вузы. И гарантировать выпускникам работу по специальности, как было при «страшной» советской власти. Сейчас в кино очень сложно пробиваться. Единицы из моих учеников сделали это: Пётр Буслов, Алексей Мизгирёв, Егор Анашкин, Игорь Хомский. А могло бы быть и больше.


- Что, на ваш взгляд, делает фильм убедительным и актуальным на все времена? 


- Человек, выражающий время, в котором ему довелось жить. Размышляющий, находящий ответы на самые сложные вопросы, понимающий и чувствующий, пытающийся быть счастливым, подчас, не благодаря, а вопреки. Экран очень нагляден для пробуждения мысли. А за мыслью всегда следует дело.


Нельзя было не задать воп­рос режиссёру, который много снимал в Крыму, что он думает о возрождении Ялтинской киностудии, и в каком качестве: предоставляющей услуги, или создающей фильмы. Ответ был исчерпывающим: 


- Если услуги в Крыму будут дешевле, чем в Марокко, Египте, Турции, естественно, продюсеры устремятся сюда. Если будут дороже - не ждите. А для производства надо сначала подготовить людей. Киностудия - это, прежде всего, штат специалистов и, конечно, современная техническая оснащённость. Будет это - наступит вторая плодотворная жизнь. 


Все, кто встречался с выдающимся режиссёром, ещё не раз вспомнят его, обдумают его умные и точные суждения, оставшиеся в талантливых эпохальных фильмах, навсегда вошедших в сокровищницу оте­чественного кино. Реалистичных, но снятых романтиком. 


Вадим Абдрашитов. Фото из открытого источника. Выдающийся кинорежиссёр и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель многочисленных наград и регалий остался с нами яркими фильмами, глубокими мыслями. Его размышления и высказывания не только о кино, но и о литературе, искусстве, о жизни вообще, всегда шли в унисон с тем, что волновало его собеседников, да и всех неравнодушных современников. Фильмы Абдрашитова - зеркальное отражение нашего быта и бытования. И зеркало это не кривое, без трещин и сколов. Кому-то авторские высказывания с экрана помогали вытравить в себе рабский дух, кому-то понять, как оторваться от сиюминутности, не «утонуть» в закрывающем перспективы потоке общепринятости, за которой можно спрятаться и жить припеваючи. Мятущаяся душа талантливого человека не давала покоя ни ему, ни другим. Счастье его было в том, что единомышленников было больше, чем хулителей создаваемых им «неудобных» произведений киноискусства. И в том, что, по его словам, «рука» провидения привела его в непростую публичную профессию, вытащив из сгоряча выбранной - техничес­кой, и ввела во ВГИК. Да ещё в то время, когда там набирал курс выдающийся режиссёр и педагог Михаил Ильич Ромм. В своё время слово за слово, мы с Вадимом Юсуповичем перелистали в Крыму странички его киножизни, протекавшей не под бравурные марши, а под тихие мелодии не для громкого голоса, а для чуткого сердца. - Мне повезло, - признался режиссёр, когда речь зашла о переломе в судьбе. - В 25 лет стал студентом самого престижного в киносфере вуза. Оставив за плечами работу на заводе электровакуумных приборов, где я всего через три года, как пришёл со студенчес­кой скамьи, стал начальником большого цеха. И имея солидный опыт кинолюбителя. - Без страха и сомнений резко поменяли жизнь, вновь сев на студенческую скамью? - Переживал только по поводу возраста: как это буду самым старшим, дядькой, среди молодёжи? Но «белой вороной» не стал - оказался средним. Были среди нас профессиональные писатель, актёр, мастер спорта по боксу, лётчик-испытатель реактивных самолётов. И всего-то два выпускника средней школы. - Ромм был доволен таким раскладом? - Михаил Ильич любил смешивать совершенно разных людей по опыту, по творчес­ким интересам. У него учились Шукшин и Тарковский, Кончаловский и Соловьёв - совершенно разные люди, разные художники, пришедшие в кино не со школьной скамьи. От них можно было многое почерпнуть. - С поступлением проблем не было. А дальше? - И с учёбой никаких не возникло. На Михаила Ильича Ромма мы все смотрели, как на кинобога. Не было предела радости, когда учитель высоко оценил мою первую студенчес­кую работу - документальный шестиминутный этюд «Репортаж с асфальта», и даже включил его в свой документальный фильм «Мир сегодня», который был закончен после его ухода из жизни под названием «И всё-таки я верю» Элемом Климовым, Марленом Хуцие­вым и Германом Лавровым. Вторым моим педагогом стал великий Лев Кулиджанов. Благодарен судьбе, что именно эти люди были у истоков моего становления, говоря высоким слогом. А попроще - были настоящими наставниками-друзьями. Доверяющими своим студентам, помогающими раскрыться каждому в своём естестве. - Среди ваших верных соратников - Александр Миндадзе. Как с ним судьба свела? - На первый взгляд - случай. А на самом деле, опять же, вмешательство провидения. Ещё когда заканчивал учёбу, пригласили на «Мосфильм» снимать полнометражную картину. Был к этому готов, вот только? Мои идеи редактура сходу отвергла. Взялся за чужие сценарии, почти две сотни одолел, среди которых были вполне достойные, и из них у других получились заметные картины. Но не моё это было. Но вот среди этого обилия попадается «Кто-то должен защищать» молодого сценариста, тогда никому не известного Александра Миндадзе, окончившего ВГИК на два года раньше меня. На четвёртой странице понял, что буду снимать. В прокат картина вышла как «Слово для защиты» с молодыми Мариной Неёловой и Олегом Янковским. С Сашей так подружились, что сняли одиннадцать картин. Жизнь режиссёра Абдрашитова в кинематографе была не безоблачной, а частенько и драматичной. «Охота на лис» стала причиной увольнения с «Мосфильма». Правда, всего на три дня. «Парад планет» сдавал худсовету целых девять месяцев. «Остановился поезд» сразу же уложили на полку, хорошо, что ненадолго - пылью покрыться не успела. Когда напомнила об этом собеседнику, он признался: - Я не то чтобы горжусь, но доволен, что сумел сохранить все фильмы в том виде, в каком сделал. На компромиссы не шёл. Для многих режиссёров Вадим Юсупович стал наставником. Часто ездил по регионам в поисках потенциальных студентов. Многие в Крыму вспоминают встречи с талантливым, обаятельным человеком. Среди волновавших его тогда вопросов было школьное образование. Сетовал: - К нам приходят выпускники, за плечами которых нет ни хорошего образования, ни опыта жизненного. Надо вернуть былое: чтобы люди с высшим образованием имели возможность поступать на общих основаниях на бюджетные места в творческие вузы. И гарантировать выпускникам работу по специальности, как было при «страшной» советской власти. Сейчас в кино очень сложно пробиваться. Единицы из моих учеников сделали это: Пётр Буслов, Алексей Мизгирёв, Егор Анашкин, Игорь Хомский. А могло бы быть и больше. - Что, на ваш взгляд, делает фильм убедительным и актуальным на все времена? - Человек, выражающий время, в котором ему довелось жить. Размышляющий, находящий ответы на самые сложные вопросы, понимающий и чувствующий, пытающийся быть счастливым, подчас, не благодаря, а вопреки. Экран очень нагляден для пробуждения мысли. А за мыслью всегда следует дело. Нельзя было не задать воп­рос режиссёру, который много снимал в Крыму, что он думает о возрождении Ялтинской киностудии, и в каком качестве: предоставляющей услуги, или создающей фильмы. Ответ был исчерпывающим: - Если услуги в Крыму будут дешевле, чем в Марокко, Египте, Турции, естественно, продюсеры устремятся сюда. Если будут дороже - не ждите. А для производства надо сначала подготовить людей. Киностудия - это, прежде всего, штат специалистов и, конечно, современная техническая оснащённость. Будет это - наступит вторая плодотворная жизнь. Все, кто встречался с выдающимся режиссёром, ещё не раз вспомнят его, обдумают его умные и точные суждения, оставшиеся в талантливых эпохальных фильмах, навсегда вошедших в сокровищницу оте­чественного кино. Реалистичных, но снятых романтиком.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика