Команда: Воздух! - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Команда: Воздух! - «Культура Крыма»




Алексей Герман-младший. Фото Олеся КУРПЯЕВА/РГ.


Алексей Герман - о своей новой кинокартине


- Наверное, актрисам непросто было погрузиться в военную среду.


- Очень непросто. Кому-то было и вовсе тяжело отвыкать от сериальности и перестраиваться на другой ритм съёмки, другой подход к работе. Я уже не говорю о том дискомфорте на съёмочной площадке, когда постоянно дождь, ветер и так далее. Но они справились. Я горжусь каждой ролью в нашем фильме.


- Работая над сценарием, ориентировались на истории конкретных фронтовиков?


- Нет, я не очень верю в совпадение фотографии и человека. И мы вообще не претендуем на документальность конкретной истории. Для нас важна правда чувств, эмоций, быта, слов, подвига.


- А вы готовы к тому, что найдутся люди, которые упрекнут вас: мол, есть масса забытых реальных подвигов, а вы снимаете выдуманную историю?


- Послушайте, у нас очень много фильмов, которые претендуют на то, что они основаны на реальных событиях. Часто смотрятся эти фильмы комично. У нас другая ситуация, нам важно было создать собирательный образ войны, а не реконструировать обстоятельства какого-то конкретного подвига, потому что «Воздух» - это кино про взросление, про то, как новобранец становится воином.
И герои наши все очень разные - образованные, необразованные, весёлые, не очень, смелые и не всегда смелые. Но все они оказались в условиях войны, и все они защищают Родину.


И, наконец, это история обыденности подвига, когда из череды, казалось бы, ежедневных на фронте поступков и сложилась наша победа. Затасканный штамп, но ведь и в самом деле победа - это личный подвиг каждого.  Есть точная фраза: «Что такое народ? Это общая судьба». Об этом я и хотел снять фильм.


- Опять же, когда вы начинали съёмки, разговоры о войне были или чем-то из области истории, или абстракцией. Теперь всё иначе. Как вы думаете, эта сверхактуальность «Воздуха» привлечёт или отпугнёт нашего зрителя?


- Увидим, когда выйдет в прокат. Но в любом случае «Воздух» - самое сложное с точки зрения технологии российское авиационное кино за десятки лет. На мой взгляд, самое правдоподобное.


- Это был вызов самому себе?


- Да, сделать технологически не хуже, чем «у них», но, к счас-
тью, всё получилось. Мы разрабатывали новые технологии специально под фильм, придумывали свой способ воздушных съёмок, короче, клали жизнь на этом фильме. Мы хотели создать фотореалистичные воздушные бои, гравитацию в кабине, живые глаза девушек, которые сражаются.


- Сборы российского кино в 2023 году превысили годовые показатели последних восьми лет, можно радоваться: с «импортозамещением» в киноиндустрии всё отлично. Но всё ли так хорошо? Каким вам видится отечественное кино?


- Есть несколько тенденций в нашем кинематографе, которые мне не по душе. Во-первых, это некое чванливое презрение к русскому человеку, которое час-
то возникает в нашем умозрительном кино, которое почему-то нравится части критиков.


Да, я понимаю, в нашей стране и нашем народе много чего намешано - и удаль, и жестокость, чего скрывать, в том числе. Но не надо наивно думать, что условный европеец умнее, чище и лучше нас. Везде есть подлецы и есть порядочные люди, есть дураки и есть умницы. Нет никаких прекрасных европейцев и нет никаких ужасных русских - это же очевидно.


Но есть и другая грань, когда наши фильмы делаются для галочки или без души, со штампованными героями, эмоциями, видимостью правды, но всё прикрывается показным патриотизмом. А это неверно. Это путь в никуда. Вообще, современный ключевой русский вопрос в этом и заключается - в принятии своей страны со всеми её сложностями и заслугами, но искренне, сопереживая, стараясь сделать её лучше.


- Некоторые считают: почему бы и в самом деле не разделиться на множество «Бельгий»…


- Но я даже не знаю, как сегодня говорить на эту тему, потому что сразу попадаешь в какую-то конъюнктуру. Коммуникация сейчас невозможна, она умерла. Если пытаешься отстаивать какую-то свою точку зрения, тут же получаешь: «Всё понятно, тебя купили». И уже неважно, кто купил. А если нет диалога, то зачем тогда разговаривать, что-то доказывать?


Поэтому я почти не появляюсь в соцсетях - уже невозможно терпеть все эти подозрения, ссоры, споры, истерические выкрики. Лучше всего просто делать своё дело. Ключевой вопрос один: ты уехал или остался? Я не уехал. Здесь мои истоки, мои воспоминания, мой язык. Здесь всё - моё. Уезжая куда-то, я распадаюсь, как личность, становлюсь непонятно кем.


…А что касается людей, которые желают стране распасться на части, я их не понимаю. Не надо быть политологом, чтобы не осознавать, к чему это приведёт - к хаосу, к десятилетиям страшных гражданских войн с миллионами жертв. И вообще, желать болезни, распада и гибели своей стране - это вне пределов моего сознания. Как и презрение к своему народу.


Всё настоящее русское искусство размышляло о России, соощущало себя с Россией. Страдало за Россию, переживало за Россию. Это и есть содержание русского искусства - мучительно желать, чтобы в стране всё было хорошо, и в то же время обращать внимание на очень важные проблемы, бороться с несправедливостью. Кто мы, зачем, почему - вот эти вопросы волновали русских классиков. Но никто из них не желал её распада и гибели…


- Если всё же говорить о кино, то мне, например, не хватает шукшинских «чудиков». Или таких, как шукшинский же Пашка Колокольников в фильме «Живёт такой парень», которого сыграл Куравлёв.


- Так и нового Куравлёва нет. Это ещё одна тенденция в нашем кино, которая мне не нравится - некая абстрактность. Снимают абстрактные фильмы про войну, абстрактные фильмы про молодых людей. Мне говорят: «Появилось столько хороших наших сериалов». Появилось. Не буду спорить. Но вопрос, насколько они соответствуют энергии момента, а ещё вопрос, а могут ли они выйти за пределы наших границ.


Мы должны говорить с миром. В наше время мы должны понимать, что российское кино по многим причинам перестало быть катализатором диалога. Но кино осталось инструментом узнавания друг друга. И через кино придётся снова изучать алфавит отношений между цивилизациями.


В мире, где снова популярно расчеловечение, именно искусство должно с этим бороться самим своим существованием.


- А что у вас принято за сис-
тему координат в кино? Какой кинематограф - «эталонный»?


- Советское кино не обсуждаем, было много великолепных картин. Для меня великое кино и американское 70-х годов, когда начинали Спилберг, Лукас, Коппола, Скорсезе, Боб Фосс…


- Но Спилберг однажды признался, что «похоронил» кино своими «Челюстями», после этого искусство в кинематографе уступило аттракциону.


- Возможно, так и есть. Но все, кого я назвал, были тем не менее визионерами, которые мечтали создать новый кино-
язык и создавали его. На пределе здоровья, безумия, таланта. Всё, что они делали, было на крайних значениях интенсивности и на невероятной вере в своё дело. У нас, кстати, было то же самое. Сейчас очень много снимается, а увлечённости такой нет. Потому что, если бы была, мы бы уже смотрели новые «Челюсти», условно говоря…


Режиссёры во многом превратились в «журналистов», которым важно не художественное удивление, а социальное. Снято огромное количество хороших фильмов про беженцев, детей, живущих на Ближнем Востоке. И это правильно. Но эти фильмы далеко не всегда становятся актом искусства. Они не развивают киноязык, не вызывают восхищения тем, как это сделано. И это не может не огорчать.


Всё-таки кино - это не газеты, не журналы, не копирование жизни, а художественное её преломление. «Ночи Кабирии» Феллини с точки зрения правды - фильм сомнительный. Наверное, жизнь проститутки можно было бы показать в разных проявлениях, присущих её работе. Но Феллини творил искусство. Поэтому то, что мы видим в этой картине, стало большей правдой, чем сама правда.


И вот это бесконечное обсуждение - во сколько обошёлся тот фильм, во сколько этот, дорого или дешёво. Конечно, деньги важны в кинопроизводстве, но не они первичны, когда мы говорим о том или ином фильме. Какое имеет значение, сколько стоили, условно, «Последний киносеанс» Питера Богдановича или «Звёздные войны» Лукаса? Фильм может стоить и недорого, и дорого - не это имеет значение, важен результат.


Елена БОБРОВА.


Источник: rg.ru




Алексей Герман-младший. Фото Олеся КУРПЯЕВА/РГ. Алексей Герман - о своей новой кинокартине - Наверное, актрисам непросто было погрузиться в военную среду. - Очень непросто. Кому-то было и вовсе тяжело отвыкать от сериальности и перестраиваться на другой ритм съёмки, другой подход к работе. Я уже не говорю о том дискомфорте на съёмочной площадке, когда постоянно дождь, ветер и так далее. Но они справились. Я горжусь каждой ролью в нашем фильме. - Работая над сценарием, ориентировались на истории конкретных фронтовиков? - Нет, я не очень верю в совпадение фотографии и человека. И мы вообще не претендуем на документальность конкретной истории. Для нас важна правда чувств, эмоций, быта, слов, подвига. - А вы готовы к тому, что найдутся люди, которые упрекнут вас: мол, есть масса забытых реальных подвигов, а вы снимаете выдуманную историю? - Послушайте, у нас очень много фильмов, которые претендуют на то, что они основаны на реальных событиях. Часто смотрятся эти фильмы комично. У нас другая ситуация, нам важно было создать собирательный образ войны, а не реконструировать обстоятельства какого-то конкретного подвига, потому что «Воздух» - это кино про взросление, про то, как новобранец становится воином. И герои наши все очень разные - образованные, необразованные, весёлые, не очень, смелые и не всегда смелые. Но все они оказались в условиях войны, и все они защищают Родину. И, наконец, это история обыденности подвига, когда из череды, казалось бы, ежедневных на фронте поступков и сложилась наша победа. Затасканный штамп, но ведь и в самом деле победа - это личный подвиг каждого. Есть точная фраза: «Что такое народ? Это общая судьба». Об этом я и хотел снять фильм. - Опять же, когда вы начинали съёмки, разговоры о войне были или чем-то из области истории, или абстракцией. Теперь всё иначе. Как вы думаете, эта сверхактуальность «Воздуха» привлечёт или отпугнёт нашего зрителя? - Увидим, когда выйдет в прокат. Но в любом случае «Воздух» - самое сложное с точки зрения технологии российское авиационное кино за десятки лет. На мой взгляд, самое правдоподобное. - Это был вызов самому себе? - Да, сделать технологически не хуже, чем «у них», но, к счас- тью, всё получилось. Мы разрабатывали новые технологии специально под фильм, придумывали свой способ воздушных съёмок, короче, клали жизнь на этом фильме. Мы хотели создать фотореалистичные воздушные бои, гравитацию в кабине, живые глаза девушек, которые сражаются. - Сборы российского кино в 2023 году превысили годовые показатели последних восьми лет, можно радоваться: с «импортозамещением» в киноиндустрии всё отлично. Но всё ли так хорошо? Каким вам видится отечественное кино? - Есть несколько тенденций в нашем кинематографе, которые мне не по душе. Во-первых, это некое чванливое презрение к русскому человеку, которое час- то возникает в нашем умозрительном кино, которое почему-то нравится части критиков. Да, я понимаю, в нашей стране и нашем народе много чего намешано - и удаль, и жестокость, чего скрывать, в том числе. Но не надо наивно думать, что условный европеец умнее, чище и лучше нас. Везде есть подлецы и есть порядочные люди, есть дураки и есть умницы. Нет никаких прекрасных европейцев и нет никаких ужасных русских - это же очевидно. Но есть и другая грань, когда наши фильмы делаются для галочки или без души, со штампованными героями, эмоциями, видимостью правды, но всё прикрывается показным патриотизмом. А это неверно. Это путь в никуда. Вообще, современный ключевой русский вопрос в этом и заключается - в принятии своей страны со всеми её сложностями и заслугами, но искренне, сопереживая, стараясь сделать её лучше. - Некоторые считают: почему бы и в самом деле не разделиться на множество «Бельгий»… - Но я даже не знаю, как сегодня говорить на эту тему, потому что сразу попадаешь в какую-то конъюнктуру. Коммуникация сейчас невозможна, она умерла. Если пытаешься отстаивать какую-то свою точку зрения, тут же получаешь: «Всё понятно, тебя купили». И уже неважно, кто купил. А если нет диалога, то зачем тогда разговаривать, что-то доказывать? Поэтому я почти не появляюсь в соцсетях - уже невозможно терпеть все эти подозрения, ссоры, споры, истерические выкрики. Лучше всего просто делать своё дело. Ключевой вопрос один: ты уехал или остался? Я не уехал. Здесь мои истоки, мои воспоминания, мой язык. Здесь всё - моё. Уезжая куда-то, я распадаюсь, как личность, становлюсь непонятно кем. …А что касается людей, которые желают стране распасться на части, я их не понимаю. Не надо быть политологом, чтобы не осознавать, к чему это приведёт - к хаосу, к десятилетиям страшных гражданских войн с миллионами жертв. И вообще, желать болезни, распада и гибели своей стране - это вне пределов моего сознания. Как и презрение к своему народу. Всё настоящее русское искусство размышляло о России, соощущало себя с Россией. Страдало за Россию, переживало за Россию. Это и есть содержание русского искусства - мучительно желать, чтобы в стране всё было хорошо, и в то же время обращать внимание на очень важные проблемы, бороться с несправедливостью. Кто мы, зачем, почему - вот эти вопросы волновали русских классиков. Но никто из них не желал её распада и гибели… - Если всё же говорить о кино, то мне, например, не хватает шукшинских «чудиков». Или таких, как шукшинский же Пашка Колокольников в фильме «Живёт такой парень», которого сыграл Куравлёв. - Так и нового Куравлёва нет. Это ещё одна тенденция в нашем кино, которая мне не нравится - некая абстрактность. Снимают абстрактные фильмы про войну, абстрактные фильмы про молодых людей. Мне говорят: «Появилось столько хороших наших сериалов». Появилось. Не буду спорить. Но вопрос, насколько они соответствуют энергии момента, а ещё вопрос, а могут ли они выйти за пределы наших границ. Мы должны говорить с миром. В наше время мы должны понимать, что российское кино по многим причинам перестало быть катализатором диалога. Но кино осталось инструментом узнавания друг друга. И через кино придётся снова изучать алфавит отношений между цивилизациями. В мире, где снова популярно расчеловечение, именно искусство должно с этим бороться самим своим существованием. - А что у вас принято за сис- тему координат в кино? Какой кинематограф - «эталонный»? - Советское кино не обсуждаем, было много великолепных картин. Для меня великое кино и американское 70-х годов, когда начинали Спилберг, Лукас, Коппола, Скорсезе, Боб Фосс… - Но Спилберг однажды признался, что «похоронил» кино своими «Челюстями», после этого искусство в кинематографе уступило аттракциону. - Возможно, так и есть. Но все, кого я назвал, были тем не менее визионерами, которые мечтали создать новый кино- язык и создавали его. На пределе здоровья, безумия, таланта. Всё, что они делали, было на крайних значениях интенсивности и на невероятной вере в своё дело. У нас, кстати, было то же самое. Сейчас очень много снимается, а увлечённости такой нет. Потому что, если бы была, мы бы уже смотрели новые «Челюсти», условно говоря… Режиссёры во многом превратились в «журналистов», которым важно не художественное удивление, а социальное. Снято огромное количество хороших фильмов про беженцев, детей, живущих на Ближнем Востоке. И это правильно. Но эти фильмы далеко не всегда становятся актом искусства. Они не развивают киноязык, не вызывают восхищения тем, как это сделано. И это не может не огорчать. Всё-таки кино - это не газеты, не журналы, не копирование жизни, а художественное её преломление. «Ночи Кабирии» Феллини с точки зрения правды - фильм сомнительный. Наверное, жизнь проститутки можно было бы показать в разных проявлениях, присущих её работе. Но Феллини творил искусство. Поэтому то, что мы видим в этой картине, стало большей правдой, чем сама правда. И вот это бесконечное обсуждение - во сколько обошёлся тот фильм, во сколько этот, дорого или дешёво. Конечно, деньги важны в кинопроизводстве, но не они первичны, когда мы говорим о том или ином фильме. Какое имеет значение, сколько стоили, условно, «Последний киносеанс» Питера Богдановича или «Звёздные войны» Лукаса? Фильм может стоить и недорого, и дорого - не это имеет значение, важен результат. Елена БОБРОВА. Источник: rg.ru


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика