Валентина Титова: Из сказки в жизнь не сказочную, но прекрасную! - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Валентина Титова: Из сказки в жизнь не сказочную, но прекрасную! - «Культура Крыма»




Фото из открытого источника.


Жизнь красивой актрисы всегда обрастает слухами. Один из закрепившихся - неприступная. Может, где-то, в каких-то ситуациях, но не в Крыму, куда Валентина Антиповна приехала нынешней осенью по приглашению организаторов кинофестиваля «Человек, познающий мир» поработать в жюри. Не просто согласилась - обрадовалась возможности пообщаться с коллегами и со зрителями. И делала это с удовольствием, подтвердив постулат, что неприступность - удел людей внутренне несвободных. Её природные самодос­таточность и мудрость наделили независимостью от обстоятельств и окружающих.


Зрителям всегда хочется узнать секреты успешности, а значит, то, как из обыденности - в жизнь, которая со стороны кажется сказочно безоблачной. 


Как оказалось, сценичес­кая жизнь одной из самых красивых российских актрис началась со сказки, но в жизнь привела совсем не сказочную. Да и где она - такая? 


- Увидев меня, совсем юную, режиссёр Свердловского ТЮЗа воскликнул - Джульетта! И тут же сделал героиней сказки «Аленький цветочек», - с улыбкой вспоминает актриса. - Из сказки сразу в жизнь. Меня, студентку второго курса студии при драматическом театре, назначили на роль жены Пушкина Натали. Страшно было: в главной роли ведущий артист, а тут я, девчонка. Пьеса в стихах, шестистопный ямб. Сыграла бы, конечно. Но тут началось такое… Какой-то студенточке главную роль, а мы - в стороне - возмутились опытные актрисы, и стали слухи распространять о наших отношениях с режиссёром. Несуществующих, конечно. Не нашла ничего лучше, как продать единственное нарядное платье и махнуть в неизвестность, в Ленинград. Набор в студию при Большом драматическом театре уже закончился, но главный режиссёр, великий Георгий Товстоногов принял меня. На втором курсе получила роль в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского. Всё бы хорошо, если бы не влюбилась, дурёха. 


- Замуж выскочили?


- До этого не дошло, к счас­тью. Но объект жил в Москве, и я только о том и думала, как бы туда вырваться. Запрет не только сниматься, но и киностудии посещать не остановил. В столице отправилась на киностудию имени Горького на кинопробы ради десяти рублей на обратную дорогу, а сниматься вовсе не собиралась. Пробовалась у Абрама Роома на главную роль в «Гранатовом браслете» по повести Куприна. Подошла, но мне же нельзя. Эту роль потом сыграла Ариадна Шенгелая. Со студии сбежать не успела, подхватили ассистентки режиссёра Эльдара Рязанова, познакомилась с прекрасными актёрами Анатолием Кузнецовым и Олегом Борисовым, с которыми пробы прошла, но удалось убедить, что сниматься не могу. Вышла в коридор, а тут другие ассистентки налетели и к Владимиру Басову отвели. Мои робкие попытки объяснить, что сниматься я не собираюсь, не остановили. Басов сразу, без всяких проб: «Будешь сниматься». Удалось и от него сбежать. Но, как оказалось, не навсегда. Мне потом рассказали, что он съёмочной группе заявил: «Женюсь на ней». 


- И добился-таки своего?


- Это же Басов! Товстоногов зная, где я была, чем занималась в Москве, спросил «И что будем делать?». Услышав ответ «учиться», Георгий Александ­рович телеграмму протянул. Басов, пока я ехала в поезде, добился, не знаю как, что в театр утром за подписью министра культуры Екатерины Фурцевой пришло предписание не просто отпустить, а прислать артистку Титову на съёмку. Басов есть Басов. Аферист. Каким и должен быть в хорошем смысле режиссёр, прекрасно понимаю­щий, что успех фильма - в выбранном на главную роль артисте. Басов умел «поймать» свою героиню. Влюбился, не влюбился, это для режиссёра неважно. На период съёмок мы все влюблены. Режиссёр в выбранного артиста, артист в режиссёра, потому что он в это время и царь, и Бог. Он должен сделать так, чтобы я точной и очаровательной вошла в сердца зрителей. Работа непростая. Удаётся только талантливым. У меня первый муж - гениальный кинорежиссёр Владимир Басов, второй - гениальный кинооператор Григорий Рерберг. Я теперь профессионалка по режиссуре и по операторскому искусству, надеюсь, и по актёрскому тоже.


- В мечтах осталась какая-то несыгранная роль?


- Теперь уже мечтай, не мечтай, а не получишь. Но в своё время мне очень хотелось сыграть королеву Английскую Елизавету. Некрасивую, трагической судьбы. Товстоногов же считал, что я - Мария Стюарт, мне совершенно неинтересная. Что не сыграно, жалеть не стоит. Ролей достаточно. Я рабочая лошадка, без дела никогда не сидела, снималась и в эпизодических ролях, и в не самых известных фильмах. Потому и не мучилась, как считающие себя великими, только для главных ролей созданными. 


- А какие из сыгранных особо выделяете?


- Елена в «Днях Турбиных», по одному из лучших, считаю, произведений русской литературы, самое грамотное о прошедшем веке. О настоящих людях. Я многое поняла из него о характере русском, об отношениях людей в трагичес­кие моменты. Сколько сейчас мнений о нынешних военных действиях, а суть можно понять, вникнув в историю. В ней - истоки того, что происходит. 


- Наверное, не раз слышали: повезло - родилась красоткой, замуж за режиссёра вышла. Жизнь - это везение?


- Жизнь - это работа. О везении говорят те, кто этого не понимает и завидует другим. Бог дал внешность. И только. А дальше всё от тебя. Кто бы вам ни покровительствовал, ни помогал. Мастерство, как правило, приходит к тридцати годам. Каждый шаг несёт пользу, даже неудачный. Быть артистом кино - большое испытание. Кино - это подсматривание чужой жизни, как через скважину в двери. Зрителя можно увлечь тайной, которую открыли вы и передали другим. Раньше фильмы делали так, что зритель вместе с артистом проживал целый кусок жизни и чужой, и своей. Благодаря волшебному мастерству режиссуры, операторской и актёрской работы. Басов жену снимал, потому что Комитет по кинематографии утверждал. Тогда без этого никак. А я соглашалась, если понимала - моя роль. Басов никогда в этом не ошибался. Другие - случалось. Пытались из меня Китти сделать для «Анны Карениной». Носик подтянули, грим наложили, но у меня же другой характер. Как я, внешне лирическая, а на самом деле баба железная, буду чувствовать себя в образе воздушного существа? 


- Съёмки для вас счастливые мгновения?


- Счастье вообще в каждом мгновении жизни. А на съёмках мне было не так-то просто. Басов орал на артистов, а я не выношу хамства. Перевоспитание подействовало, стал другим. Сейчас все сказки рассказывают, какой он замечательный, какой у него хороший вкус. Вкус был всегда у меня. Я при­учила мужа дважды в день менять рубашки и туфли. Галантным мужчину делает женщина. Она и дом обихаживает, у меня, кстати, никогда не было домработницы, всё сама. От усталости к вечеру с ног валюсь, а надо в Дом кино идти. А там сапоги на туфли поменять сил нет, нагнусь - упаду. Наклоняется и меняет муж. Окружающие: вот же повезло Титовой! Везёт, когда баба везёт. Сапоги легко снять, а вымыть пятикомнатную квартиру, постирать, еды наготовить - вот труд. У мужа только творческая жизнь. А у тебя труд с утра до утра, потому что вечером приём товарищей мужа, коллег до рассвета. У Ост­ровского в гениальных пьесах купцы-миллионеры, кстати, в отличие от нынешних олигархов, тремя-четырьмя иностранными языками владевшие, жену владычицей называли. Она ничего не делала. А нам, чтобы владычицей стать, ой как потрудиться надо. Мои мужья чуть что, сразу на меня стрелки переводили: Титова скажет. Приходилось выкручиваться, не готовясь, без бумажки. А они довольны: вот как жену воспитал. Они великие. А ты никто за его спиной. Но ты - спина.


- Бывают неожиданные и очень приятные встречи?


- Конечно. И в Крыму такая случилась во время беседы со студентами. Девушка, будущий режиссёр, показала фотографию, на которой я и её дедушка, да не где-нибудь, а на Шпицбергене. Я туда к шахтёрам с Толей Кузнецовым и Лёвой Дуровым приезжала, а дедушка Валерии Кисловой работал там во Дворце культуры. Фотографию такую и я храню.


- С чем бы сравнили киноискусство? 


- С тонкой работой плетения кружева. И большого полотна, и маленького. 


 


Досье


Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в Калининграде Московской области, жила в Свердловске, первые профессиональные шаги сделала в Театре юного зрителя. Окончила студию при Ленинградском Большом драматическом театре. Переехав в Москву, стала служить в Театре - студии киноактёра. Самые известные роли - в фильмах: «Метель», «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Отец Сергий», «Петровка, 38», «Завещание профессора Доуэля», «Женщин обижать не рекомендуется», «Любить по-русски». Не имея официальных почётных званий, получила поистине всенародное признание. 


Фото из открытого источника. Жизнь красивой актрисы всегда обрастает слухами. Один из закрепившихся - неприступная. Может, где-то, в каких-то ситуациях, но не в Крыму, куда Валентина Антиповна приехала нынешней осенью по приглашению организаторов кинофестиваля «Человек, познающий мир» поработать в жюри. Не просто согласилась - обрадовалась возможности пообщаться с коллегами и со зрителями. И делала это с удовольствием, подтвердив постулат, что неприступность - удел людей внутренне несвободных. Её природные самодос­таточность и мудрость наделили независимостью от обстоятельств и окружающих. Зрителям всегда хочется узнать секреты успешности, а значит, то, как из обыденности - в жизнь, которая со стороны кажется сказочно безоблачной. Как оказалось, сценичес­кая жизнь одной из самых красивых российских актрис началась со сказки, но в жизнь привела совсем не сказочную. Да и где она - такая? - Увидев меня, совсем юную, режиссёр Свердловского ТЮЗа воскликнул - Джульетта! И тут же сделал героиней сказки «Аленький цветочек», - с улыбкой вспоминает актриса. - Из сказки сразу в жизнь. Меня, студентку второго курса студии при драматическом театре, назначили на роль жены Пушкина Натали. Страшно было: в главной роли ведущий артист, а тут я, девчонка. Пьеса в стихах, шестистопный ямб. Сыграла бы, конечно. Но тут началось такое… Какой-то студенточке главную роль, а мы - в стороне - возмутились опытные актрисы, и стали слухи распространять о наших отношениях с режиссёром. Несуществующих, конечно. Не нашла ничего лучше, как продать единственное нарядное платье и махнуть в неизвестность, в Ленинград. Набор в студию при Большом драматическом театре уже закончился, но главный режиссёр, великий Георгий Товстоногов принял меня. На втором курсе получила роль в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского. Всё бы хорошо, если бы не влюбилась, дурёха. - Замуж выскочили? - До этого не дошло, к счас­тью. Но объект жил в Москве, и я только о том и думала, как бы туда вырваться. Запрет не только сниматься, но и киностудии посещать не остановил. В столице отправилась на киностудию имени Горького на кинопробы ради десяти рублей на обратную дорогу, а сниматься вовсе не собиралась. Пробовалась у Абрама Роома на главную роль в «Гранатовом браслете» по повести Куприна. Подошла, но мне же нельзя. Эту роль потом сыграла Ариадна Шенгелая. Со студии сбежать не успела, подхватили ассистентки режиссёра Эльдара Рязанова, познакомилась с прекрасными актёрами Анатолием Кузнецовым и Олегом Борисовым, с которыми пробы прошла, но удалось убедить, что сниматься не могу. Вышла в коридор, а тут другие ассистентки налетели и к Владимиру Басову отвели. Мои робкие попытки объяснить, что сниматься я не собираюсь, не остановили. Басов сразу, без всяких проб: «Будешь сниматься». Удалось и от него сбежать. Но, как оказалось, не навсегда. Мне потом рассказали, что он съёмочной группе заявил: «Женюсь на ней». - И добился-таки своего? - Это же Басов! Товстоногов зная, где я была, чем занималась в Москве, спросил «И что будем делать?». Услышав ответ «учиться», Георгий Александ­рович телеграмму протянул. Басов, пока я ехала в поезде, добился, не знаю как, что в театр утром за подписью министра культуры Екатерины Фурцевой пришло предписание не просто отпустить, а прислать артистку Титову на съёмку. Басов есть Басов. Аферист. Каким и должен быть в хорошем смысле режиссёр, прекрасно понимаю­щий, что успех фильма - в выбранном на главную роль артисте. Басов умел «поймать» свою героиню. Влюбился, не влюбился, это для режиссёра неважно. На период съёмок мы все влюблены. Режиссёр в выбранного артиста, артист в режиссёра, потому что он в это время и царь, и Бог. Он должен сделать так, чтобы я точной и очаровательной вошла в сердца зрителей. Работа непростая. Удаётся только талантливым. У меня первый муж - гениальный кинорежиссёр Владимир Басов, второй - гениальный кинооператор Григорий Рерберг. Я теперь профессионалка по режиссуре и по операторскому искусству, надеюсь, и по актёрскому тоже. - В мечтах осталась какая-то несыгранная роль? - Теперь уже мечтай, не мечтай, а не получишь. Но в своё время мне очень хотелось сыграть королеву Английскую Елизавету. Некрасивую, трагической судьбы. Товстоногов же считал, что я - Мария Стюарт, мне совершенно неинтересная. Что не сыграно, жалеть не стоит. Ролей достаточно. Я рабочая лошадка, без дела никогда не сидела, снималась и в эпизодических ролях, и в не самых известных фильмах. Потому и не мучилась, как считающие себя великими, только для главных ролей созданными. - А какие из сыгранных особо выделяете? - Елена в «Днях Турбиных», по одному из лучших, считаю, произведений русской литературы, самое грамотное о прошедшем веке. О настоящих людях. Я многое поняла из него о характере русском, об отношениях людей в трагичес­кие моменты. Сколько сейчас мнений о нынешних военных действиях, а суть можно понять, вникнув в историю. В ней - истоки того, что происходит. - Наверное, не раз слышали: повезло - родилась красоткой, замуж за режиссёра вышла. Жизнь - это везение? - Жизнь - это работа. О везении говорят те, кто этого не понимает и завидует другим. Бог дал внешность. И только. А дальше всё от тебя. Кто бы вам ни покровительствовал, ни помогал. Мастерство, как правило, приходит к тридцати годам. Каждый шаг несёт пользу, даже неудачный. Быть артистом кино - большое испытание. Кино - это подсматривание чужой жизни, как через скважину в двери. Зрителя можно увлечь тайной, которую открыли вы и передали другим. Раньше фильмы делали так, что зритель вместе с артистом проживал целый кусок жизни и чужой, и своей. Благодаря волшебному мастерству режиссуры, операторской и актёрской работы. Басов жену снимал, потому что Комитет по кинематографии утверждал. Тогда без этого никак. А я соглашалась, если понимала - моя роль. Басов никогда в этом не ошибался. Другие - случалось. Пытались из меня Китти сделать для «Анны Карениной». Носик подтянули, грим наложили, но у меня же другой характер. Как я, внешне лирическая, а на самом деле баба железная, буду чувствовать себя в образе воздушного существа? - Съёмки для вас счастливые мгновения? - Счастье вообще в каждом мгновении жизни. А на съёмках мне было не так-то просто. Басов орал на артистов, а я не выношу хамства. Перевоспитание подействовало, стал другим. Сейчас все сказки рассказывают, какой он замечательный, какой у него хороший вкус. Вкус был всегда у меня. Я при­учила мужа дважды в день менять рубашки и туфли. Галантным мужчину делает женщина. Она и дом обихаживает, у меня, кстати, никогда не было домработницы, всё сама. От усталости к вечеру с ног валюсь, а надо в Дом кино идти. А там сапоги на туфли поменять сил нет, нагнусь - упаду. Наклоняется и меняет муж. Окружающие: вот же повезло Титовой! Везёт, когда баба везёт. Сапоги легко снять, а вымыть пятикомнатную квартиру, постирать, еды наготовить - вот труд. У мужа только творческая жизнь. А у тебя труд с утра до утра, потому что вечером приём товарищей мужа, коллег до рассвета. У Ост­ровского в гениальных пьесах купцы-миллионеры, кстати, в отличие от нынешних олигархов, тремя-четырьмя иностранными языками владевшие, жену владычицей называли. Она ничего не делала. А нам, чтобы владычицей стать, ой как потрудиться надо. Мои мужья чуть что, сразу на меня стрелки переводили: Титова скажет. Приходилось выкручиваться, не готовясь, без бумажки. А они довольны: вот как жену воспитал. Они великие. А ты никто за его спиной. Но ты - спина. - Бывают неожиданные и очень приятные встречи? - Конечно. И в Крыму такая случилась во время беседы со студентами. Девушка, будущий режиссёр, показала фотографию, на которой я и её дедушка, да не где-нибудь, а на Шпицбергене. Я туда к шахтёрам с Толей Кузнецовым и Лёвой Дуровым приезжала, а дедушка Валерии Кисловой работал там во Дворце культуры. Фотографию такую и я храню. - С чем бы сравнили киноискусство? - С тонкой работой плетения кружева. И большого полотна, и маленького. Досье Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в Калининграде Московской области, жила в Свердловске, первые профессиональные шаги сделала в Театре юного зрителя. Окончила студию при Ленинградском Большом драматическом театре. Переехав в Москву, стала служить в Театре - студии киноактёра. Самые известные роли - в фильмах: «Метель», «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбиных», «Отец Сергий», «Петровка, 38», «Завещание профессора Доуэля», «Женщин обижать не рекомендуется», «Любить по-русски». Не имея официальных почётных званий, получила поистине всенародное признание.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»