В Гурзуфе отметили 135-летие советского литературоведа, переводчика, исследователя творчества Пушкина, писателя Бориса Томашевского.
Жизнь и творчество автора более двухсот работ о Пушкине, превратившего пушкиноведение в точную филологическую науку, тесно связаны в Крымом. Его глубокие исследования стали фундаментальными для филологов. Трудами были наполнены пять лет его яркой жизни в Гурзуфе, здесь он нашёл и последний земной приют на местном кладбище.
Искать следы Пушкина в Крыму Томашевский начал до войны. Благодаря ему в 1927 году на доме Ришелье, в котором поэт в 1820 году провёл, по его признанию, «счастливейшие минуты жизни», вернувшие ему вдохновение, была установлена первая мемориальная доска.
А в 1937 году, к столетию со дня смерти писателя, при значительной помощи Бориса Викторовича открылся музей имени А. С. Пушкина. Экспозиция просуществовала всего четыре года: с началом войны экспонаты эвакуировали.
В Гурзуфе семья Томашевских поселилась в 1947 году по соседству с дачей Антона Павловича Чехова. Рядом с Генуэзской скалой, на которую поднимался Александр Пушкин, описавший с большой точностью башни крепости и греческое кладбище на северном склоне скалы в черновых строфах стихотворения «Кто знает край, где роскошью природы…». Музей в Гурзуфе станет самым достойным памятником крымчанину по духу, пушкинисту по призванию, проводнику Пушкина по всем грядущим векам. В доме Томашевского в разные времена находили приют Анна Ахматова и Святослав Рихтер, Александр Солженицын, Валентин Каверин, Николай Заболоцкий и другие выдающиеся деятели культуры.
Внучка Бориса Томашевского Мария Николаевна передала в Гурзуфский музей Пушкина книги учёного, предметы быта, мебель, записные книжки, письма академика Дмитрия Лихачёва его жене Ирине Медведевой-Томашевской, фотографии из семейного архива.
В 2016 году мемориальный дом внесли в Единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Но музея в нём до сих пор нет. А он стал бы достойным памятником крымчанину по духу, пушкинисту по призванию.
Памятная дата должна напомнить, что мало уже возложить цветы на могилу, сфотографироваться у мемориальной доски, послушать в музее Пушкина сообщения о личности Томашевского и его роли в увековечении памяти Пушкина в Крыму, на том и считать свой долг перед выдающимся человеком выполненным. Переходивший в разные времена в разные руки дом его изменён внутри, ждёт возвращения вида, который комнаты имели при хозяевах, чтобы сделать достояние достоянием не только на бумаге. Пока это уникальное во всех отношениях место вызывает лишь грусть. А у лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского оно вызывало восторг. И его слова о доме Томашевского в Петербурге - «письменный стол Европы» с полным на то основанием можно отнести к Гурзуфской обители: и в её стенах трудился человек, чьё имя по праву стало знаковым и определяющим в русской литературе и культуре.

Архив новостей