✔ Николай Бурляев: Кино для возвышения души - «Культура Крыма»
MacDonald 04-авг, 00:55 193 Новости АРК / Культура - Крыма.
Это убеждение и принцип президента фестиваля «Золотой Витязь», который вот уже два года устраивает встречи с хорошим кино в крымском Севастополе. Кинофестиваль, которому исполнилось двадцать пять лет, изначально задуман как славянский. Было это в начале девяностых годов прошлого века. Вспоминая то время, народный артист России, председатель Славянского творческого союза, член Патриаршего совета по культуре Николай Бурляев рассказывает:
- Кинофорум родился в 1992 году вопреки наступавшей эре культурного умопомрачения. Мы последовательно делали своё дело, и случилось так, что дух «Золотого Витязя», его девиз легли в основу новой государственной культурной политики. Когда в декабре 2014 года был издан указ президента Владимира Путина о новой культурной политике, либералы забеспокоились - снова цензура? Напрасно. Я первым выступил бы против: из 70 моих фильмов 20 пролежали на полке в общей сложности 250 лет. Путин ввёл во всех министерствах общественные советы, которые регулируют их работу. В результативности общественного совета Минкульта все убедились на примере разборок со скандальной оперой «Тангейзер» в Новосибирске. Если раньше дети, приходя в зрительные залы, не были защищены от пошлости и провокаций некоторых так называемых «режиссёров», то ситуация стала меняться.
Если говорить о достижениях «Золотого витязя» - в нашей коллекции около 7700 фильмов, прошедших строгий отбор. Ежегодно добавляется 200 новых названий. Первый фестиваль провели в Москве, затем в Тирасполе и Минске и в югославском Нови Саде. На кинофорум «Золотой Витязь» приезжают кинематографисты из 60 стран мира. Наш «Золотой Витязь» открыт всей планете. Но только хорошему. Тому, что соответствует нашему девизу: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека!». Мы работаем во имя яркой, самобытной, духовной культуры славянского, христианского мира в сфере кинематографа, театра, литературы, музыки, живописи, экологии.
- Как ни странно, на государственных телеканалах до сих пор никакой информации о «Золотом Витязе» нет. Вас это огорчает?
- Что ж тут странного? Наступило время забвения великого советского кинематографа, который для нас – эталон. Все повернулись в сторону западного кино, далёкого от наших идеалов. Посмотрите, что рекламируется с экрана: комедии с полным отсутствием мысли. Даже профессионально сделанные, из-за их полной смысловой пустоты смотреть просто невозможно. Хорошие картины, конечно, есть. Но на них телевидение внимания не обращает. Да они и не потрясают так, как потрясли зрителей в своё время ленты Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Ивана Пырьева, Сергея Герасимова, Льва Кулиджанова, Григория Чухрая, Станислава Ростоцкого, Сергея Бондарчука, Василия Шукшина, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Андрея Тарковского. Нынче умное кино с жизненным сюжетом, блистательной игрой актёров, осмысленной режиссурой - «неформат». Поэтому главная задача нашего фестиваля - вовлечение в единое движение всех, кто не желает растворяться в безнравственном, бездуховном потоке глобальной массовой «культуры», кто хочет сохранить самобытность свою личную и радеет за самобытность своего народа. Хочет передать своим детям традиции культуры предков и высокие нравственные идеалы.
- Ваш сын Иван стал композитором и пишет музыку к кинофильмам. Как вы отнеслись к его работе в фильме Фёдора Бондарчука «9 рота», в котором звучит нецензурная брань?
- К работе Ивана - хорошо. К нецензурщине - плохо. Отец режиссёра Сергей Фёдорович Бондарчук приходится Ивану дедом. Когда я прочитал сценарий фильма, сказал сыну: «Вань, твой дед, отец Фёдора, делал фильмы и о войне 1812 года, и о войне 1941 года по Толстому и по Шолохову. И в те времена русские солдаты тоже могли выразиться крепким словцом. Но ни у Толстого, ни у Шолохова, ни у Бондарчука-старшего нет этой грязи. Сделайте фильм таким, чтобы я мог показать его своим младшим детям». Но композитор не отвечает за весь фильм. Музыка мне нравится, а картину я не показал своим младшим детям. Фёдор - среди кинорежиссёров, которые не согласны с законом о недопустимости матов, они обратились с просьбой не запрещать его в кино. Давно, видно, не обращались к Евангелию от Иоанна, которое начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Каждое наше слово - это посыл в вечность. А туда нужно отправлять позитив, иначе ты будешь корчиться в непотребстве, когда придёт твой час. Поэтому я категорически против того, чтобы с экрана звучала ненормативная лексика. Категорически не согласен с авторами письма в Госдуму, утверждающими, что это может усилить диалоги. Неправда! Произведения эмоциональнее «Войны и мира» Толстого и «Они сражались за Родину» Шолохова трудно представить. Но их авторы обошлись без сквернословия. Диалоги их героев столь выразительны, что «усиливать» их не надо.
- После фильма «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, где сыграли Иешуа Га Ноцри, вы перестали появляться на экране. Почему?
- Потому что, во-первых, отказываюсь от предложений, которые мне не подходят с принципиальных позиций или по художественному уровню сценариев. Во-вторых, и предложений не так уж много нынче. Сейчас самые востребованные артисты - способные играть киллеров, ментов, олигархов. Вы можете представить меня в таких ролях? Мне и в страшном сне не приснится…
- Но ведь вы и сами снимали совсем недавно.
- Снимал… Но вот один пример. Пришёл я в Министерство культуры с просьбой поддержать создание фильма о Сергии Радонежском. И услышал соответствующий времени рыночный ответ: «Сделайте блокбастер или экшн, вот тогда, быть может, и поддержим». Главным мерилом и здесь стала касса, запланированная успешность фильма в первый уик-энд. Но это заблуждение. Фильм «Андрей Рублёв» Тарковского не имел успеха в первый уик-энд. Более того, он был положен на полку на целых семь лет. А когда прорвался к людям, побил все кассовые рекорды. И продолжает быть востребованным. Я видел очереди на этот фильм в Париже, Лос-Анджелесе, Венесуэле. Потому что такие фильмы поднимают душу человека. Сейчас в России самые необходимые фильмы - поднимающие дух нации. И задача кинематографистов именно такие снимать, а не блокбастеры лепить.
- И всё же есть режиссёры, которые противостоят общей направленности современного российского кинематографа. И вы наверняка их знаете.
- В первую очередь назову документалистов, которые создают шедевры без всякой финансовой поддержки. К ним относятся Борис Лизнёв, Татьяна Карпова, Валерий Терещенко, Валентина Гуркаленко, Валентина Матвеева, Сергей Мирниченко… Список можно продолжить, потому что документалистов, которых лично я уважаю, гораздо больше, чем в игровом кино. Безусловные лидеры художественных кинолент, которые показывают, что экран может быть полноценным, и что можно творить так же, как в прошлом веке, с такой же ответственностью и на таком же техническом уровне, это, безусловно, Никита Михалков, Александр Сокуров, Владимир Хотиненко, Павел Лунгин. Если говорить о театре, то главные награды «Золотого Витязя» получают, как правило, провинциальные режиссёры и театры. Они служат высокому искусству в Омске, Иркутске, Владивостоке, Красноярске, Саратове, Самаре, Вологде. Это настоящие подвижники, имена которых в Москве знают, но их не пропагандирует центральная пресса. А эти люди живут по принципу, который провозгласил великий русский православный артист Михаил Щепкин: «Театр - это храм. Священнодействуй или убирайся вон!». Это закон, которым надо руководствоваться каждому русскому режиссёру и актёру - и театральному, и работающему в кино.
Досье
Народный артист России Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Окончил актёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина и режиссёрский факультет ВГИКа. Работал в театрах им. Моссовета, им. Ленинского комсомола. Снимался в фильмах «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Служили два товарища», «Проверка на дорогах», «Маленькие трагедии», «Военно-полевой роман», «Лермонтов», «Мастер и Маргарита», «Адмиралъ». Режиссёр-постановщик фильмов «Пошехонская старина», «Лермонтов», «Всё впереди». Первый приз - Бронзового Льва Венецианского фестиваля - получил в 13 лет за роль в картине «Мальчик и голубь». Картина «Иваново детство» Тарковского, в которой юный Бурляев сыграл главную роль, получила главный приз на кинофестивале в Венеции. Среди многочисленных наград Бурляева - Орден Почёта, Ордена Святого Саввы и Святого Петра Сербской Православной церкви. В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Николай Бурляев открывает «Золотой Витязь» в Севастополе. Это убеждение и принцип президента фестиваля «Золотой Витязь», который вот уже два года устраивает встречи с хорошим кино в крымском Севастополе. Кинофестиваль, которому исполнилось двадцать пять лет, изначально задуман как славянский. Было это в начале девяностых годов прошлого века. Вспоминая то время, народный артист России, председатель Славянского творческого союза, член Патриаршего совета по культуре Николай Бурляев рассказывает: - Кинофорум родился в 1992 году вопреки наступавшей эре культурного умопомрачения. Мы последовательно делали своё дело, и случилось так, что дух «Золотого Витязя», его девиз легли в основу новой государственной культурной политики. Когда в декабре 2014 года был издан указ президента Владимира Путина о новой культурной политике, либералы забеспокоились - снова цензура? Напрасно. Я первым выступил бы против: из 70 моих фильмов 20 пролежали на полке в общей сложности 250 лет. Путин ввёл во всех министерствах общественные советы, которые регулируют их работу. В результативности общественного совета Минкульта все убедились на примере разборок со скандальной оперой «Тангейзер» в Новосибирске. Если раньше дети, приходя в зрительные залы, не были защищены от пошлости и провокаций некоторых так называемых «режиссёров», то ситуация стала меняться. Если говорить о достижениях «Золотого витязя» - в нашей коллекции около 7700 фильмов, прошедших строгий отбор. Ежегодно добавляется 200 новых названий. Первый фестиваль провели в Москве, затем в Тирасполе и Минске и в югославском Нови Саде. На кинофорум «Золотой Витязь» приезжают кинематографисты из 60 стран мира. Наш «Золотой Витязь» открыт всей планете. Но только хорошему. Тому, что соответствует нашему девизу: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека!». Мы работаем во имя яркой, самобытной, духовной культуры славянского, христианского мира в сфере кинематографа, театра, литературы, музыки, живописи, экологии. - Как ни странно, на государственных телеканалах до сих пор никакой информации о «Золотом Витязе» нет. Вас это огорчает? - Что ж тут странного? Наступило время забвения великого советского кинематографа, который для нас – эталон. Все повернулись в сторону западного кино, далёкого от наших идеалов. Посмотрите, что рекламируется с экрана: комедии с полным отсутствием мысли. Даже профессионально сделанные, из-за их полной смысловой пустоты смотреть просто невозможно. Хорошие картины, конечно, есть. Но на них телевидение внимания не обращает. Да они и не потрясают так, как потрясли зрителей в своё время ленты Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Ивана Пырьева, Сергея Герасимова, Льва Кулиджанова, Григория Чухрая, Станислава Ростоцкого, Сергея Бондарчука, Василия Шукшина, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Андрея Тарковского. Нынче умное кино с жизненным сюжетом, блистательной игрой актёров, осмысленной режиссурой - «неформат». Поэтому главная задача нашего фестиваля - вовлечение в единое движение всех, кто не желает растворяться в безнравственном, бездуховном потоке глобальной массовой «культуры», кто хочет сохранить самобытность свою личную и радеет за самобытность своего народа. Хочет передать своим детям традиции культуры предков и высокие нравственные идеалы. - Ваш сын Иван стал композитором и пишет музыку к кинофильмам. Как вы отнеслись к его работе в фильме Фёдора Бондарчука «9 рота», в котором звучит нецензурная брань? - К работе Ивана - хорошо. К нецензурщине - плохо. Отец режиссёра Сергей Фёдорович Бондарчук приходится Ивану дедом. Когда я прочитал сценарий фильма, сказал сыну: «Вань, твой дед, отец Фёдора, делал фильмы и о войне 1812 года, и о войне 1941 года по Толстому и по Шолохову. И в те времена русские солдаты тоже могли выразиться крепким словцом. Но ни у Толстого, ни у Шолохова, ни у Бондарчука-старшего нет этой грязи. Сделайте фильм таким, чтобы я мог показать его своим младшим детям». Но композитор не отвечает за весь фильм. Музыка мне нравится, а картину я не показал своим младшим детям. Фёдор - среди кинорежиссёров, которые не согласны с законом о недопустимости матов, они обратились с просьбой не запрещать его в кино. Давно, видно, не обращались к Евангелию от Иоанна, которое начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Каждое наше слово - это посыл в вечность. А туда нужно отправлять позитив, иначе ты будешь корчиться в непотребстве, когда придёт твой час. Поэтому я категорически против того, чтобы с экрана звучала ненормативная лексика. Категорически не согласен с авторами письма в Госдуму, утверждающими, что это может усилить диалоги. Неправда! Произведения эмоциональнее «Войны и мира» Толстого и «Они сражались за Родину» Шолохова трудно представить. Но их авторы обошлись без сквернословия. Диалоги их героев столь выразительны, что «усиливать» их не надо. - После фильма «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, где сыграли Иешуа Га Ноцри, вы перестали появляться на экране. Почему? - Потому что, во-первых, отказываюсь от предложений, которые мне не подходят с принципиальных позиций или по художественному уровню сценариев. Во-вторых, и предложений не так уж много нынче. Сейчас самые востребованные артисты - способные играть киллеров, ментов, олигархов. Вы можете представить меня в таких ролях? Мне и в страшном сне не приснится… - Но ведь вы и сами снимали совсем недавно. - Снимал… Но вот один пример. Пришёл я в Министерство культуры с просьбой поддержать создание фильма о Сергии Радонежском. И услышал соответствующий времени рыночный ответ: «Сделайте блокбастер или экшн, вот тогда, быть может, и поддержим». Главным мерилом и здесь стала касса, запланированная успешность фильма в первый уик-энд. Но это заблуждение. Фильм «Андрей Рублёв» Тарковского не имел успеха в первый уик-энд. Более того, он был положен на полку на целых семь лет. А когда прорвался к людям, побил все кассовые рекорды. И продолжает быть востребованным. Я видел очереди на этот фильм в Париже, Лос-Анджелесе, Венесуэле. Потому что такие фильмы поднимают душу человека. Сейчас в России самые необходимые фильмы - поднимающие дух нации. И задача кинематографистов именно такие снимать, а не блокбастеры лепить. - И всё же есть режиссёры, которые противостоят общей направленности современного российского кинематографа. И вы наверняка их знаете. - В первую очередь назову документалистов, которые создают шедевры без всякой финансовой поддержки. К ним относятся Борис Лизнёв, Татьяна Карпова, Валерий Терещенко, Валентина Гуркаленко, Валентина Матвеева, Сергей Мирниченко… Список можно продолжить, потому что документалистов, которых лично я уважаю, гораздо больше, чем в игровом кино. Безусловные лидеры художественных кинолент, которые показывают, что экран может быть полноценным, и что можно творить так же, как в прошлом веке, с такой же ответственностью и на таком же техническом уровне, это, безусловно, Никита Михалков, Александр Сокуров, Владимир Хотиненко, Павел Лунгин. Если говорить о театре, то главные награды «Золотого Витязя» получают, как правило, провинциальные режиссёры и театры. Они служат высокому искусству в Омске, Иркутске, Владивостоке, Красноярске, Саратове, Самаре, Вологде. Это настоящие подвижники, имена которых в Москве знают, но их не пропагандирует центральная пресса. А эти люди живут по принципу, который провозгласил великий русский православный артист Михаил Щепкин: «Театр - это храм. Священнодействуй или убирайся вон!». Это закон, которым надо руководствоваться каждому русскому режиссёру и актёру - и театральному, и работающему в кино. Досье Народный артист России Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Окончил актёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина и режиссёрский факультет ВГИКа. Работал в театрах им. Моссовета, им. Ленинского комсомола. Снимался в фильмах «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Служили два товарища», «Проверка на дорогах», «Маленькие трагедии», «Военно-полевой роман», «Лермонтов», «Мастер и Маргарита», «Адмиралъ». Режиссёр-постановщик фильмов «Пошехонская старина», «Лермонтов», «Всё впереди». Первый приз - Бронзового Льва Венецианского фестиваля - получил в 13 лет за роль в картине «Мальчик и голубь». Картина «Иваново детство» Тарковского, в которой юный Бурляев сыграл главную роль, получила главный приз на кинофестивале в Венеции. Среди многочисленных наград Бурляева - Орден Почёта, Ордена Святого Саввы и Святого Петра Сербской Православной церкви. В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru