
Геннадий Шалюгин и его Крымская Русь.
Много лет Геннадий Шалюгин занимал кабинет, окна которого выходят в чеховский сад. Работа директором Ялтинского Дома-музея Антона Павловича Чехова была для него не обязанностью, а служением. Не случай, а судьба привела сюда и сделала одним из ведущих чеховедов ныне известного поэта, прозаика, учёного, лауреата многочисленных литературных премий, кавалера ордена Дружбы, почётного гражданина Ялты, достигнувшего солидного 70-летнего возраста. Юбилей - повод остановиться, оглянуться, осмыслить и оценить пройденное, чтобы двигаться дальше по реке жизни.
- Геннадий Александрович, обычно творческие склонности проявляются в детстве под влиянием каких-то ярких событий, впечатлений. У вас такие были?
- Думаю, некое сакральное значение имеет и место появления на свет. Я родился неподалёку от пушкинского Болдино. В усадьбе поэта впервые побывал года в четыре-пять с отцом. Потом, конечно, не раз посещал все пушкинские места в Москве и Подмосковье, в Петербурге. Самую первую поэму пытался сочинить именно про Пушкина в Болдине. У меня есть несколько научных статей о поэте, много стихотворений, эссе. В своё время родилось понимание того, что Пушкин - это ключевой ген в хромосоме русской культуры.
- С чего началось увлечение Чеховым?
- С младых лет моим кумиром был русский интеллигент, выходец из народа, который поставил свою жизнь на службу народу. Все эти качества соединились в великом русском писателе. В 70-е годы прошлого века я учился в аспирантуре Московского педагогического института. Тогда познакомился с племянницей писателя Евгенией Михайловной Чеховой - дочкой младшего брата Антона Павловича. По примеру своего батюшки она вела своего рода летопись чеховской семьи, написала великолепные мемуары, которые начинались с того момента, когда в Ялте стало известно о смерти Антона Павловича. Дядя Антоша - её крестный отец. В квартире Евгении Михайловны на Пятницкой улице собирался литературный и театральный бомонд. Тут бывали режиссёр Олег Ефремов, писатель Владимир Лакшин, актёр Вячеслав Невинный, чеховеды Зиновий Паперный, Эмма Полоцкая, Екатерина Сахарова. Дружила с Евгенией Михайловной и Майя Водовозова, аккомпаниатор Ивана Козловского. Она, кстати, из крымской семьи Водовозовых-Токмаковых, которые были близко знакомы с Чеховым. Тогда я уже вёл дневники, и многие впечатления потом отразились в моей мемуарной эссеистике «Записки музейного человека»
- Как же вы, учёный, вузовский педагог оказались «музейным человеком»?
- Главную роль в этом сыграла Евгения Чехова. Она очень переживала за судьбу Белой дачи в Ялте, которая построена на краю оползня, и дом приходилось ремонтировать каждые 5-7 лет, потому что трещины в стенах расходились на сантиметр-два. Надо было создавать современную литературную экспозицию, чтобы перенести туда основную экскурсионную нагрузку: посещаемость тогда была - по 130-150 тысяч в год! Кому-то надо было этим заниматься.
И по рекомендации племянницы Чехова я получил направление Министерства культуры СССР на работу в Ялтинский Дом-музей. Было это в 1981 году. Через три года была открыта литературная экспозиция, и я получил должность директора. Началась новая жизнь, в которой мне удавалось совмещать административную, научную и творческую работу. Проводил международные научные конференции. Собирал уникальные экспонаты. Редактировал сборники. Устраивал Чеховские фестивали, на которые приезжали российские и зарубежные театры с чеховскими спектаклями. Создавал филиалы музея в Ялте и Гурзуфе. Издал шесть книг о Чехове.
- Жизнь по-прежнему - окнами в сад?
- И в прямом, и в переносном смысле. Летом мы с женой живём на даче: поработаешь на грядках - попишешь стихи.
У меня целый цикл поэтический так и называется: «Окнами в сад». Зимой живём в Ялте. Это время наполнено активным участием в общественной жизни: заседания литературного общества имени Чехова, встречи и общение с коллегами, которых безмерно люблю и уважаю. Сохранились связи с Чеховским музеем - продолжаю выступать с докладами на ежегодных научных чтениях. Публикую научные статьи и в сборниках по конференциям, и в российских изданиях. В этом году занялся подготовкой популярной книги об истории Гурзуфского музея Чехова - это совместная работа с заведующим музеем Алексеем Костюченко. Часто выступаю в ялтинских и симферопольсих библиотеках перед молодёжной аудиторией со стихами, с рассказами о творчестве Чехова и Пушкина. В этом году страна отмечала 125-летие со дня рождения Михаила Булгакова. Оказался к этому событию причастен и я: когда-то, в середине 90-х годов прошлого века, начинал писательскую карьеру с книги «Михаил Булгаков и Крым». Подготовил историческую справку о пребывании Булгакова в Ялте, обозначил здания, где он бывал, предложил повесить на них памятные доски. И накануне дня рождения писателя памятная доска появилась на здании гостиницы «Крым», в котором автор «Мастера и Маргариты» останавливался в 1927 году. Хотим создать в Ялте музей писателя, который может быть посвящён трагическим событиям Гражданской войны, отражённым в романах Михаила Афанасьевича и его знаменитой крымской пьесе «Бег»…
- А положенное в юбилеи подведение некоторых итогов?
- Как же без этого! Собрал свои произведения в две книги. В одну вошли избранные стихотворения о Крыме - около 300, во второй проза: рассказы, очерки, эссе… Книги вышли в Симферополе под говорящим заглавием - «Крымская Русь». Особенно дорог мне стихо
Архив новостей