✔ Неля Глузман: научить быть учителем – почетная и ответственная миссия - «Общество Крыма»
Христина 30-июл, 02:40 193 Новости АРК / Общество - Крыма.Существует мнение, что с каждым годом все меньше выпускников школ поступают в педагогические вузы и средне-специальные учебные заведения. Евпаторийский институт социальных наук Крымского федерального университета ежегодно опровергает это утверждение. Директор института Неля Глузман в интервью Крыминформу раскрыла секрет привлекательности педагогики среди нынешней молодежи. По ее мнению, современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог.
Ваш вуз является единственным государственным вузом Западного региона Крыма, ведущим подготовку специалистов гуманитарного профиля. Расскажите немного об институте, его прошлом и настоящем.
Евпаторийский институт социальных наук – филиал федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» был создан 4 августа 2014 года. Ранее это было структурное подразделение республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (Ялта).
История Евпаторийского института социальных наук достаточно динамичная, старт которой взят с педагогических классов, созданных в 1980 году на базе Евпаторийской средней школы №8. Потом появилось Евпаторийское отделение Симферопольского педагогического училища. А в 1999 на базе Ялтинского и Евпаторийского педагогического училища был создан Крымский государственный гуманитарный институт, который был реорганизован в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет». В его состав вошел и Евпаторийский педагогический факультет. Прошло еще пять лет и в Евпатории появилось первое государственное высшее педагогическое заведение – Евпаторийский институт социальных наук, структурное подразделение РВУЗ «Крымский гуманитарный университет».
Воссоединение Крыма с Россией и начало периода «встраивания» системы высшего профессионального образования Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации вывело высшее учебное заведение на новую ступень развития – Евпаторийский институт социальных наук стал филиалом Крымского федерального университета.
Институт в 2015 году получил лицензию и на сегодняшний день уверенно сохраняет позицию единственного государственный вуза Западного региона Крыма, ведущего подготовку и переподготовку региональных педагогических кадров по образовательным программам высшего образования: бакалавриата, магистратуры по направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «История». Также институт осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования.
В институте обучается 815 человек из них 445 студентов – на заочном отделении и 370 студентов – на очном отделении. В сравнении с прошлым годом увеличение численности студентов произошло на 158 человек (24%). При этом количество магистрантов очной формы увеличилось на 48%, а заочной на 67%. Выпуск 2015-2016 учебного года составил 150 выпускников. Исключительными являются выпускники, которые получили красные дипломы. Их в этом году 24.
Каковы самые популярные направления? На каком факультете наибольший конкурс?
Если говорить про популярные направления, то следует вспомнить про истоки Евпаторийского института социальных наук, а именно про педагогические классы, созданные в 1980 году, которые готовили воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Закономерно, что и абитуриенты в ходе нынешней приемной кампании отдают предпочтение именно этим специальностям. На 18 июля 2016 года по программам бакалавриата на профиль «Начальное образование» конкурс 5 человек на одно бюджетное место, а на профиль «Дошкольное образование» – 4 человека на место.
Важно и то, что западный регион Крыма, являясь рекреационной зоной, испытывает потребность в специалистах, способных обеспечить эффективность не только образовательной и досуговой деятельности, но и умеющих организовать реабилитационные мероприятия, социальную поддержку, предоставить широкий спектр социальных услуг. Поэтому последние два года наблюдается повышенный спрос на специалистов психолого-педагогического направления (конкурс 5 человек на бюджетное место), а именно профили подготовки: «Психология и социальная педагогика», «Практическая психология образования», «Психологическое сопровождение образовательного процесса».
Как обстоит ситуация с прохождением практики и трудоустройством выпускников вуза? Есть ли у вуза базовые кафедры?
Учебная и производственная практика студентов Евпаторийского института социальных наук начинается со 2 курса и организована в ведущих образовательных, социальных и оздоровительных учреждениях Евпатории и других регионов Крыма. Для этого заключено более 130 договоров с руководителями школ, детских садов, социальных служб, детских лагерей. Руководители практик высоко оценивают работу наших студентов, выражают благодарности институту, приглашают будущих выпускников на работу.
Что касается вопросов трудоустройства, то они всегда являются сложными и противоречивыми. Но среди выпускников нашего вуза безработных практически не бывает, даже, если и не все связывают в дальнейшем свою жизнь с учебными заведениями. Секрет этого в том, что в институте их готовят к будущей жизни с точки зрения трудолюбия, дисциплины и ответственности. И это – очень важный момент. Наши студенты хорошо профессионально и практически ориентированы. Образовательный процесс построен так, что наряду с теоретическими знаниями им сразу же стараются дать и практические навыки, привлекая к этому лучших работодателей Евпатории.
В связи с проблемами трудоустройства, не могу ни коснуться программ магистратуры и дополнительного образования, функционирующих в Евпаторийском институте социальных наук в контексте образовательных проблем Запада Крыма. Так, особая категория, остро нуждающаяся в педагогических кадрах, это учреждения дополнительного (внешкольного) образования детей. Это центры детско-юношеского творчества, спортивные школы, станции юного техника, музыкальные школы. На сегодняшний день эти практически забытые формы работы с молодежью функционируют в основном на общественных началах и энтузиазме отдельных педагогов. Кроме того, разнообразные типы общеобразовательных учреждений, санатории, пансионаты, дома отдыха, летние лагеря Западного региона Крыма требуют определенных видов профессиональной подготовки педагогов, особенно в рамках магистерских программ и программ переподготовки и повышения квалификации педагогических и социальных работников. В Евпаторийском институте социальных наук предлагается широкий спектр различных магистерских программ и программ дополнительного образования, которые могут значительно повысить шансы выпускников на рынке трудоустройства.
С 1 сентября 2016 года начинает свою работу базовая кафедра Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и педагогических инноваций на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс «Интеграл». «Интеграл» согласно рейтингу Московского центра непрерывного математического образования вошел в ТОП-500 лучших общеобразовательных организаций России. Совместная деятельность позволит создать инновационную среду, позволяющую эффективно реализовывать индивидуальные образовательные запросы обучающихся и направленную на выявление, развитие, поддержку и успешную социализацию высокомотивированных и одаренных детей. Также базовая кафедра станет экспериментальной площадкой для организации психолого-педагогических исследований одаренных детей, включающие психолого-педагогический мониторинг с последующей реализацией индивидуальных образовательных маршрутов.
Что изменилось в вузе после включения в структуру КФУ? Появились ли новые специальности подготовки?
По нашему мнению критериев улучшения всего четыре, но они самые важные и весомые, так как по этим критериям обычно выбирают вуз абитуриенты.
Критерий первый – это история Евпаторийского института социальных наук. Она продолжается – мы получили более высокий статус – стали филиалом КФУ. Вне всякого сомнения, это решение воспринимается мной, и моими коллегами как серьезный аванс. Нам предстоит много работать в первую очередь, чтобы осознать, что институт представляет собой, какую роль играет, какую хочет играть в Республике Крым и, что не менее важно, вне региона. Ведь понятно, что нужно уходить от образа типичного гуманитарного вуза, инфраструктура которого отстала на десятилетия. Мы уже начали над этим трудиться. Очень важным показателем того, что мы движемся верным курсом, причем делаем это в сложной ситуации, стал выигрыш в 2015 году четырех проектов образовательного направления Программы развития КФУ имени В.И.Вернадского:
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования»;
Подготовка магистерской программы «Психологическое сопровождение образовательного процесса»;
Программа дополнительного профессионального образования «Управление образовательными организациями»;
«Профессиональное самоопределение».
Тогда мы впервые получили серьезные деньги на ремонт пяти аудиторий и научное оборудование. А это уже позитивное влияние на второй критерий – улучшение социальной и материальной базы института. Отмечу также, что с 1 января 2015 года в состав Евпаторийского института социальных наук вошел Евпаторийский филиал КрымНИИпроекта, что также укрепляет материальную базу института.
Что вы считаете главным критерием успешности вуза?
Самым важным критерием успешности любого вуза является расширение спектра специальностей подготовки. Мы выбрали приоритетные направления развития института. Это профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров, развертывание системы непрерывного образования педагогов на базе филиала как составной части региональной системы повышения квалификации педагогических кадров Республики Крым, выявление, поддержка и продвижение одаренных детей и талантливой крымской молодежи. В результате выполнена очень важная задача. В сравнении с 2014 годом, нам удалось расширить спектр магистерских программ на пять новых программ. Теперь каждый пятый студент нашего вуза является магистром.
В 2016 году совместно с Южным и Северо-Кавказским федеральными университетами разработана сетевая образовательная программа магистратуры «Практическая психология образования», которая позволит улучшить качество образования за счет интеграции ресурсов всех образовательных организаций – партнеров и подготовить специалистов с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда.
Получение лицензий на дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование открыло новые перспективы создания на базе вуза Центра непрерывного образования для педагогов Западного Крыма. На сегодняшний день в институте ведется обучение слушателей по 5 программам дополнительного образования – программам переподготовки и повышения квалификации.
Но дополнительные программы нашего института направлены не только на взрослых, но и на школьников. Подтверждением этого является создание Центра сопровождения одаренных детей «ДАР» КФУ имени Вернадского в Евпатории. Деятельность нашего центра заключается в предоставлении дополнительных возможностей для одаренных и высокомотивированных к обучению детей. Уверена, что этот центр принесет большую пользу Крыму, т.к. для создаваемых в регионе новых кластеров и инновационных предприятий, необходимы высококлассные специалисты. В нем будут it-, робото-, био-, космо-, и геоквантумы.
Важно понимать, что знание становится все более молодым. Это очевидно не только на уровне студентов, но и старшеклассников. Работать со школьниками сегодня одно удовольствие. Будущее Евпаторийского института социальных наук связано с созданием центра одаренных детей «Дар». Надо заниматься собственными талантами. Надо работать с одаренными детьми и давать им возможность раскрываться, надо их беречь, потому что природа к таланту относится достаточно осторожно и дает его весьма редко.
Заключительный критерий, характеризующий развитие Евпаторийского института социальных наук – это трудоустройство его выпускников. Я уже говорила про востребованность наших педагогов в Крыму. Могу добавить только одно, что по крайней мере, в последние два года мы становимся все более нужными городу и районам Западного Крыма. Подтверждением этому является целевой набор в этом году. Только на этот год с Евпаторийским институтом социальных наук 24 организации заключили целевые договора. А это говорит о том, что наши выпускники лучшие в Западном регионе Крыма и одни из лучших в республике.
Сложно ли это – учить других быть хорошими учителями?
Бесспорно, институт «делают» именно преподаватели. В Евпаторийском институте социальных наук квалифицированные преподаватели с практическим опытом и глубокими профессиональными знаниями, своими правильными воспитательными традициями. К тому же благодаря тому, что институт не переполнен студентами, у нас есть возможность уделять внимание каждому студенту. Кроме того наш вуз постепенно становится вузом непрерывного образования. В нем можно учиться всю жизнь, можно приводить сюда друзей, родители могут приводить детей, дети могут приводить, и это довольно часто сейчас бывает, родителей – на дополнительное образование или переподготовку, например. По-моему это замечательные возможности для студентов.
И в завершение хотелось бы сказать, что все годы Евпаторийский институт социальных наук активно развивался, переименовывался, прирастая новыми направлениями подготовки и повышая свой статус. Мы гордимся, что являемся филиалом Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского и с оптимизмом смотрим в будущее!
Существует мнение, что с каждым годом все меньше выпускников школ поступают в педагогические вузы и средне-специальные учебные заведения. Евпаторийский институт социальных наук Крымского федерального университета ежегодно опровергает это утверждение. Директор института Неля Глузман в интервью Крыминформу раскрыла секрет привлекательности педагогики среди нынешней молодежи. По ее мнению, современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог. Ваш вуз является единственным государственным вузом Западного региона Крыма, ведущим подготовку специалистов гуманитарного профиля. Расскажите немного об институте, его прошлом и настоящем. Евпаторийский институт социальных наук – филиал федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» был создан 4 августа 2014 года. Ранее это было структурное подразделение республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (Ялта). История Евпаторийского института социальных наук достаточно динамичная, старт которой взят с педагогических классов, созданных в 1980 году на базе Евпаторийской средней школы №8. Потом появилось Евпаторийское отделение Симферопольского педагогического училища. А в 1999 на базе Ялтинского и Евпаторийского педагогического училища был создан Крымский государственный гуманитарный институт, который был реорганизован в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет». В его состав вошел и Евпаторийский педагогический факультет. Прошло еще пять лет и в Евпатории появилось первое государственное высшее педагогическое заведение – Евпаторийский институт социальных наук, структурное подразделение РВУЗ «Крымский гуманитарный университет». Воссоединение Крыма с Россией и начало периода «встраивания» системы высшего профессионального образования Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации вывело высшее учебное заведение на новую ступень развития – Евпаторийский институт социальных наук стал филиалом Крымского федерального университета. Институт в 2015 году получил лицензию и на сегодняшний день уверенно сохраняет позицию единственного государственный вуза Западного региона Крыма, ведущего подготовку и переподготовку региональных педагогических кадров по образовательным программам высшего образования: бакалавриата, магистратуры по направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Филология», «История». Также институт осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования. В институте обучается 815 человек из них 445 студентов – на заочном отделении и 370 студентов – на очном отделении. В сравнении с прошлым годом увеличение численности студентов произошло на 158 человек (24%). При этом количество магистрантов очной формы увеличилось на 48%, а заочной на 67%. Выпуск 2015-2016 учебного года составил 150 выпускников. Исключительными являются выпускники, которые получили красные дипломы. Их в этом году 24. Каковы самые популярные направления? На каком факультете наибольший конкурс? Если говорить про популярные направления, то следует вспомнить про истоки Евпаторийского института социальных наук, а именно про педагогические классы, созданные в 1980 году, которые готовили воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Закономерно, что и абитуриенты в ходе нынешней приемной кампании отдают предпочтение именно этим специальностям. На 18 июля 2016 года по программам бакалавриата на профиль «Начальное образование» конкурс 5 человек на одно бюджетное место, а на профиль «Дошкольное образование» – 4 человека на место. Важно и то, что западный регион Крыма, являясь рекреационной зоной, испытывает потребность в специалистах, способных обеспечить эффективность не только образовательной и досуговой деятельности, но и умеющих организовать реабилитационные мероприятия, социальную поддержку, предоставить широкий спектр социальных услуг. Поэтому последние два года наблюдается повышенный спрос на специалистов психолого-педагогического направления (конкурс 5 человек на бюджетное место), а именно профили подготовки: «Психология и социальная педагогика», «Практическая психология образования», «Психологическое сопровождение образовательного процесса». Как обстоит ситуация с прохождением практики и трудоустройством выпускников вуза? Есть ли у вуза базовые кафедры? Учебная и производственная практика студентов Евпаторийского института социальных наук начинается со 2 курса и организована в ведущих образовательных, социальных и оздоровительных учреждениях Евпатории и других регионов Крыма. Для этого заключено более 130 договоров с руководителями школ, детских садов, социальных служб, детских лагерей. Руководители практик высоко оценивают работу наших студентов, выражают благодарности институту, приглашают будущих выпускников на работу. Что касается вопросов трудоустройства, то они всегда являются сложными и противоречивыми. Но среди выпускников нашего вуза безработных практически не бывает, даже, если и не все связывают в дальнейшем свою жизнь с учебными заведениями. Секрет этого в том, что в институте их готовят к будущей жизни с точки зрения трудолюбия, дисциплины и ответственности. И это – очень важный момент. Наши студенты хорошо профессионально и практически ориентированы. Образовательный процесс построен так, что наряду с теоретическими знаниями им сразу же стараются дать и практические навыки, привлекая к этому лучших работодателей Евпатории. В связи с проблемами трудоустройства, не могу ни коснуться программ магистратуры и дополнительного образования, функционирующих в Евпаторийском институте социальных наук в контексте образовательных проблем Запада Крыма. Так, особая категория, остро нуждающаяся в педагогических кадрах, это учреждения дополнительного (внешкольного) образования детей. Это центры детско-юношеского творчества, спортивные школы, станции юного техника, музыкальные школы. На сегодняшний день эти практически забытые формы работы с молодежью функционируют в основном на общественных началах и энтузиазме отдельных педагогов. Кроме того, разнообразные типы общеобразовательных учреждений, санатории, пансионаты, дома отдыха, летние лагеря Западного региона Крыма требуют определенных видов профессиональной подготовки педагогов, особенно в рамках магистерских программ и программ переподготовки и повышения квалификации педагогических и социальных работников. В Евпаторийском институте социальных наук предлагается широкий спектр различных магистерских программ и программ дополнительного образования, которые могут значительно повысить шансы выпускников на рынке трудоустройства. С 1 сентября 2016 года начинает свою работу базовая кафедра Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и педагогических инноваций на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс «Интеграл». «Интеграл» согласно рейтингу Московского центра непрерывного математического образования вошел в ТОП-500 лучших общеобразовательных организаций России. Совместная деятельность позволит создать инновационную среду, позволяющую эффективно реализовывать индивидуальные образовательные запросы обучающихся и направленную на выявление, развитие, поддержку и успешную социализацию высокомотивированных и одаренных детей. Также базовая кафедра станет экспериментальной площадкой для организации психолого-педагогических исследований одаренных детей, включающие психолого-педагогический мониторинг с последующей реализацией индивидуальных образовательных маршрутов. Что изменилось в вузе после включения в структуру КФУ? Появились ли новые специальности подготовки? По нашему мнению критериев улучшения всего четыре, но они самые важные и весомые, так как по этим критериям обычно выбирают вуз абитуриенты. Критерий первый – это история Евпаторийского института социальных наук. Она продолжается – мы получили более высокий статус – стали филиалом КФУ. Вне всякого сомнения, это решение воспринимается мной, и моими коллегами как серьезный аванс. Нам предстоит много работать в первую очередь, чтобы осознать, что институт представляет собой, какую роль играет, какую хочет играть в Республике Крым и, что не менее важно, вне региона. Ведь понятно, что нужно уходить от образа типичного гуманитарного вуза, инфраструктура которого отстала на десятилетия. Мы уже начали над этим трудиться. Очень важным показателем того, что мы движемся верным курсом, причем делаем это в сложной ситуации, стал выигрыш в 2015 году четырех проектов образовательного направления Программы развития КФУ имени В.И.Вернадского: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования»; Подготовка магистерской программы «Психологическое сопровождение образовательного процесса»; Программа дополнительного профессионального образования «Управление образовательными организациями»; «Профессиональное самоопределение». Тогда мы впервые получили серьезные деньги на ремонт пяти аудиторий и научное оборудование. А это уже позитивное влияние на второй критерий – улучшение социальной и материальной базы института. Отмечу также, что с 1 января 2015 года в состав Евпаторийского института социальных наук вошел Евпаторийский филиал КрымНИИпроекта, что также укрепляет материальную базу института. Что вы считаете главным критерием успешности вуза? Самым важным критерием успешности любого вуза является расширение спектра специальностей подготовки. Мы выбрали приоритетные направления развития института. Это профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров, развертывание системы непрерывного образования педагогов на базе филиала как составной части региональной системы повышения квалификации педагогических кадров Республики Крым, выявление, поддержка и продвижение одаренных детей и талантливой крымской молодежи. В результате выполнена очень важная задача. В сравнении с 2014 годом, нам удалось расширить спектр
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru