
Учебный год для студентов четвертого курса и магистрантов географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского начался не с лекций. Четверокурсники отправились в школы, где они в течение сентября осваивали профессию учителя. А перед этим – путешествовали по Кавказским горам, где смогли не только отдохнуть, но и изучить местность.
Педагогическую практику студенты геофака прошли в 25 школах Крыма в Симферополе, Феодосии и Джанкое, в Симферопольском, Бахчисарайском, Сакском, Красногвардейском и Джанкойском районах, а также в Севастополе. Руководитель практики, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Людмила Ожегова уверена, что работа «в полях» – важный этап профессиональной подготовки студентов.
«Студенты попали в реальную педагогическую среду, где им пришлось выполнять новые для себя функции – учителя, воспитателя. А наша задача, задача преподавателей, – подготовить их к этому важному этапу профессиональной подготовки, вооружив необходимыми знаниями и умениями», – сказала она Крыминформу.
Директор Таврической академии, профессор Игорь Воронин назвал опыт педагогической практики бесценным – приобрести его, кроме как в школе, невозможно.
«Я всегда советую нашим студентам поработать в школе. Хотя бы 3-4 года. И независимо от того, по какому направлению подготовки они обучались и какие перспективы они себе определили. Работа в школе прививает навыки работы с большими аудиториями. Никакой тренинг, никакой коучер не научит тому, что дает школа. Учитель своими навыками способен толпу остановить! И не только остановить, но и развернуть ее в противоположную сторону!» – сказал он.
Магистрам второго курса также предстояло вернуться в школу в октябре. В сентябре же они преподавали студентам младших курсов предмет, который сами слушали буквально два года назад. Студенты, которые провели свои первые уроки, поделились с Крыминформом впечатлениями, а имеющие некоторый опыт магистранты рассказали об особенностях учительства.
Призвание, а не профессия
Прошедшие педагогическую практику студенты все чаще приходят к мысли, что быть учителем – не просто профессия, это образ жизни. Кого-то привлекает, а кого-то отпугивает тот факт, что стать учителем – означает посвятить этому все свое время. Магистрант второго года магистратуры географического факультета Таврической академии Даниил Кривоносов провел в симферопольской школе №13 классный час и поделился своими рассуждениями о том, что значит быть учителем.
«К работе учителем должна лежать душа на самом деле. Здесь не подойдет, если ты просто хочешь заработать. Это требует полной выкладки, в том числе и подготовки материалов дома. Это время и ответственность, потому что знания должны доходить до детей. Урок не должен быть простым сотрясанием воздуха», – считает магистрант.
В ходе практики студенты, как правило, приходят к выводу, что учительству надо отдаться полностью, отдать этому свое свободное время и измениться самому. Они убеждены, что работать учителем должны лишь те, кому это нравится. Педагогическая практика позволяет студентам понять, подойдет ли им такая работа.
«Быть учителем – это значит возложить на себя большую ответственность, при этом существенно меняется сам человек. Если человек работает учителем более пяти, а уж тем более десяти лет, это уже своеобразный тип людей, я в этом убежден, поскольку достаточно общаюсь с учителями, – сказал Ярослав Ковалюк. – Если ты чувствуешь, что это не твое, то не стоит заставлять себя. Вот в этом плюс этой практики – мы на деле понимаем, подходит нам это или нет».
К подобному мнению пришла и Альбина Асанова после первого урока в восьмом классе школы №8.
«В первый урок я сильно нервничала, в первые три минуты у меня дико билось сердце, потом уже, когда я раздала детям тестовые задания, они начали спокойно писать, уже более-менее успокоилась, – поделилась она. – За каждого ребенка по-особому переживаешь. Важно не просто отговорить на уроке, а сделать так, чтобы ребенок понял. К каждому нужно искать особый подход и доходчиво все объяснять».
Учитель-методист с 33-летним стажем Наталья Григоренко преподает географию в школе №8. По ее словам, любовь к детям – определяющий фактор при выборе учительской профессии.
«Быть учителем – это призвание и образ жизни. Детей нужно очень любить и относиться к ним и строго, и по-доброму, потому что если это просто работа, то ты отбываешь наказание в школе, а если ты детей любишь и к ним относишься как к своим детям, то это призвание. Ты даешь свою любовь, свою доброту детям, и тогда и дети тебя любят, и работа у тебя складывается, и предмет твой любят», – сказала она.
Учитель географии симферопольской школы №31, педагог в третьем поколении Ирина Кичанова подтвердила, что учительская профессия требует изменений в себе. Если начинающий учитель понимает, что ему это не подходит, то лучше не заставлять себя, поскольку это может навредить детям, уверена она. Профессиональное кредо педагога: «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать».
Архив новостей