Элегантный и старинный Кыз-Аульский маяк - «Туризм Крыма» » Новости Крыма

✔ Элегантный и старинный Кыз-Аульский маяк - «Туризм Крыма»




Маяк возвышается над морем, его хорошо видно, если ехать от села Яковенково по грунтовой дороге. Фото автора.


Почти 150 лет на косогоре, недалеко от села Яковенково, возвышается Кыз-Аульский маяк. Построенный в 1875 году, он дарит свет путешественникам, торговцам и романтикам. Именно этот маяк встречает первым корабли, когда они приближаются к Керченскому проливу.


История на века


Почти два столетия тому назад император Александр I, путешествуя по Крыму, посетил Керчь. Он посмотрел на Керченскую бухту, задумался и изрёк: «Жаль, что эти моря не оживлены торговыми кораб­лями». Всего через три года был подписан указ об открытии нового торгового порта в Керчи. Спустя ещё десяток лет в порт ежегодно начали заходить сотни судов. Конечно, вопрос навигационного обеспечения безопасности мореплавания стал особенно важным. Тогда работал только Еникальский маяк на мысе Фонарь, его было недостаточно. 


Для строительства нового сооружения в итоге выбрали мыс Такиль. Было возведено каменное сооружение несколько десятков метров в высоту. Его окружали одноэтажные строения с зубами бойниц и боковыми дозорными башнями в виде шахматной ладьи. Кому-то он напоминал скорее оборонительное сооружение, но моряки остались довольны - свет подсказывал путь.


К слову, как и сейчас, путь к маяку по суше был нелёгким. Во время дождей и в холода добраться было крайне трудно. Никаких тебе внедорожников или «Нив». Поэтому многие смотрители жили словно отшельники, чем-то даже напоминали монахов.


Однако природа решила проверить строение на прочность. Случился береговой оползень, который привёл к обрушению. Тогда примерно в километре от воды возвели круглую каменную башню почти 16 метров в высоту. Путь морякам указывала масляная лампа, чего, конечно, было мало. Чиновники раздумывали недолго. Было решено строить новый маяк. 


После тщательного изучения местности, её особенностей, приоритет был отдан мысу Кыз-Аул. И вот в 1875 году в 180 мет­рах от уреза воды из местного камня построена 30-метровая маячная башня. Восьмигранная колонна с капителями и другими деталями многим пришлась по душе. Само сооружение красивое, вокруг него только море и крымская степь - услада для глаз. Служителям поставили двухэтажный дом, чтобы они могли жить с комфортом. 


Маяк исправно показывал путь до начала Великой Оте­чественной войны. Затем всё ценное отсюда вывезли, чтобы врагу ничего не досталось. Когда Керченский полуостров освободили, маяк снова начала свою работу, однако первые несколько лет моряки видели свет только от временного фонаря.


Красота внутри и вокруг


Попасть на сам маяк удаётся далеко не всегда. Однако есть множество описаний, в которых счастливчики рассказывают о винтовой ажурной лестнице, четырёх ярусах окон и панелях орехового дерева в служебном помещении. Уверены, если бы сюда пускали фотографов - не было бы отбоя от желающих сделать эпичные снимки. Причём речь идёт не только о порт­ретах на фоне старинных стен, пролётов, самого маяка. Вокруг так красиво, что хочется сесть посреди поля и любоваться умиротворением природы.




Останки железобетонного плавдока, на котором могли перевозить по морю даже вагоны. Фото автора.

 


Кстати, многие задаются вопросом, что за странная конструкция находится почти под маяком. Это будто остовы огромных бетонных прямо­угольников. Версии есть разные. Одни говорят, что тут была база военных, другие утверждают, что это следы чуть ли не древних скифов, просто похожи на современные конструкции. Обе версии неправильные. 


Когда-то у смотрителей маяка было своё хозяйство. Представьте, каково провести, к примеру, всю зиму вдали от цивилизации. Однако всё разрушилось после лихих 90-х… как и вся огромная страна.


Вторая загадка под маяком - странные тёмные конструкции на пляже рядом. Издалека кажется, будто это следы камней, которые почему-то рассыпались здесь. На них сидит множество птиц, которые крайне недоверчиво смотрят на проплывающих мимо любопытных людей. 


На самом деле, это плавучий железобетонный док, уникальный в своём роде. Он вёз груз Камыш-Бурунского завода, шёл на буксире ледокола «Торос» из Керчи в Новороссийск в 1941 году. Внезапно его атаковала фашистская авиация. Прямое попадание бомбы не оставило шансов - плавдок затонул. 


Местные жители уверяют, что на плавдоке также перево­зили эвакуируемые ценности из промтоварных магазинов (посуда, швейные машинки и т. п.). Говорят, что были и беженцы, которые хотели скрыться от немецких войск и спасти свои жизни. Удар разломил плавдок на две части, одна из которых затонула, а вторая оказалась на отмели. Поэтому ошибочно думать, что то, что видят отдыхающие, это весь док.


Уже в наше время, в 1997 году, была выполнена экспедиция тольяттинским клубом «Нептун-Про». Исследователи, вероятно, нашли вторую часть судна примерно на глубине 13 метров. В 2013 году в центральной части плавдока удалось обнаружить шесть грузовиков ГАЗ-АА (многим знакомая «полуторка»).


Подплыть к затонувшему судну может любой. Но делать это мы не советуем - видны остатки железобетонных конст­рукций. Волна может кинуть на них, что чревато не только травмами, но и смертью. Что касается маяка, то его посетить просто так не получится. Нужно особое разрешение. А вот любоваться им со стороны может любой. И, поверьте, Кыз-Аульский маяк стоит того, чтобы сделать возле него остановку.


Маяк возвышается над морем, его хорошо видно, если ехать от села Яковенково по грунтовой дороге. Фото автора. Почти 150 лет на косогоре, недалеко от села Яковенково, возвышается Кыз-Аульский маяк. Построенный в 1875 году, он дарит свет путешественникам, торговцам и романтикам. Именно этот маяк встречает первым корабли, когда они приближаются к Керченскому проливу. История на века Почти два столетия тому назад император Александр I, путешествуя по Крыму, посетил Керчь. Он посмотрел на Керченскую бухту, задумался и изрёк: «Жаль, что эти моря не оживлены торговыми кораб­лями». Всего через три года был подписан указ об открытии нового торгового порта в Керчи. Спустя ещё десяток лет в порт ежегодно начали заходить сотни судов. Конечно, вопрос навигационного обеспечения безопасности мореплавания стал особенно важным. Тогда работал только Еникальский маяк на мысе Фонарь, его было недостаточно. Для строительства нового сооружения в итоге выбрали мыс Такиль. Было возведено каменное сооружение несколько десятков метров в высоту. Его окружали одноэтажные строения с зубами бойниц и боковыми дозорными башнями в виде шахматной ладьи. Кому-то он напоминал скорее оборонительное сооружение, но моряки остались довольны - свет подсказывал путь. К слову, как и сейчас, путь к маяку по суше был нелёгким. Во время дождей и в холода добраться было крайне трудно. Никаких тебе внедорожников или «Нив». Поэтому многие смотрители жили словно отшельники, чем-то даже напоминали монахов. Однако природа решила проверить строение на прочность. Случился береговой оползень, который привёл к обрушению. Тогда примерно в километре от воды возвели круглую каменную башню почти 16 метров в высоту. Путь морякам указывала масляная лампа, чего, конечно, было мало. Чиновники раздумывали недолго. Было решено строить новый маяк. После тщательного изучения местности, её особенностей, приоритет был отдан мысу Кыз-Аул. И вот в 1875 году в 180 мет­рах от уреза воды из местного камня построена 30-метровая маячная башня. Восьмигранная колонна с капителями и другими деталями многим пришлась по душе. Само сооружение красивое, вокруг него только море и крымская степь - услада для глаз. Служителям поставили двухэтажный дом, чтобы они могли жить с комфортом. Маяк исправно показывал путь до начала Великой Оте­чественной войны. Затем всё ценное отсюда вывезли, чтобы врагу ничего не досталось. Когда Керченский полуостров освободили, маяк снова начала свою работу, однако первые несколько лет моряки видели свет только от временного фонаря. Красота внутри и вокруг Попасть на сам маяк удаётся далеко не всегда. Однако есть множество описаний, в которых счастливчики рассказывают о винтовой ажурной лестнице, четырёх ярусах окон и панелях орехового дерева в служебном помещении. Уверены, если бы сюда пускали фотографов - не было бы отбоя от желающих сделать эпичные снимки. Причём речь идёт не только о порт­ретах на фоне старинных стен, пролётов, самого маяка. Вокруг так красиво, что хочется сесть посреди поля и любоваться умиротворением природы. Останки железобетонного плавдока, на котором могли перевозить по морю даже вагоны. Фото автора. Кстати, многие задаются вопросом, что за странная конструкция находится почти под маяком. Это будто остовы огромных бетонных прямо­угольников. Версии есть разные. Одни говорят, что тут была база военных, другие утверждают, что это следы чуть ли не древних скифов, просто похожи на современные конструкции. Обе версии неправильные. Когда-то у смотрителей маяка было своё хозяйство. Представьте, каково провести, к примеру, всю зиму вдали от цивилизации. Однако всё разрушилось после лихих 90-х… как и вся огромная страна. Вторая загадка под маяком - странные тёмные конструкции на пляже рядом. Издалека кажется, будто это следы камней, которые почему-то рассыпались здесь. На них сидит множество птиц, которые крайне недоверчиво смотрят на проплывающих мимо любопытных людей. На самом деле, это плавучий железобетонный док, уникальный в своём роде. Он вёз груз Камыш-Бурунского завода, шёл на буксире ледокола «Торос» из Керчи в Новороссийск в 1941 году. Внезапно его атаковала фашистская авиация. Прямое попадание бомбы не оставило шансов - плавдок затонул. Местные жители уверяют, что на плавдоке также перево­зили эвакуируемые ценности из промтоварных магазинов (посуда, швейные машинки и т. п.). Говорят, что были и беженцы, которые хотели скрыться от немецких войск и спасти свои жизни. Удар разломил плавдок на две части, одна из которых затонула, а вторая оказалась на отмели. Поэтому ошибочно думать, что то, что видят отдыхающие, это весь док. Уже в наше время, в 1997 году, была выполнена экспедиция тольяттинским клубом «Нептун-Про». Исследователи, вероятно, нашли вторую часть судна примерно на глубине 13 метров. В 2013 году в центральной части плавдока удалось обнаружить шесть грузовиков ГАЗ-АА (многим знакомая «полуторка»). Подплыть к затонувшему судну может любой. Но делать это мы не советуем - видны остатки железобетонных конст­рукций. Волна может кинуть на них, что чревато не только травмами, но и смертью. Что касается маяка, то его посетить просто так не получится. Нужно особое разрешение. А вот любоваться им со стороны может любой. И, поверьте, Кыз-Аульский маяк стоит того, чтобы сделать возле него остановку.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»