✔ Виктор Сухоруков: «Никогда не делил Крым на свой и чужой» - «70 лет Победы»
Bradberry 26-янв, 01:42 193 70 лет ПобедыКрымские поклонники Мельпомены очень тепло приняли антрепризный спектакль «Старший сын» по культовой одноименной пьесе Александра Вампилова, показанный на сцене Государственного академического музыкального театра в Симферополе. Несмотря на достаточно прохладный воздух в зале и избалованность публики гастролями знаменитых театральных коллективов, свободные места можно было пересчитать по пальцам. И немалая заслуга в этом – блистательная игра любимца миллионов зрителей, по-настоящему народного артиста России Виктора Сухорукова, представшего в ведущей роли главы семьи Сарафановых. Корреспонденту Крыминформа удалось побеседовать с популярным актером буквально за несколько минут до открытия занавеса, и хотя время поджимало, а организаторы спектакля из-за этого заметно нервничали, Сухоруков, заранее давший согласие на интервью, от своего слова не отступил и заверил: «Будем общаться до последней минуты!»
Насколько видение героев Вампилова в вашей постановке отличается от «классического», к которому мы привыкли по фильму Виталия Мельникова с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским?
Фильм видела вся страна, причем не однажды. Но все же это пьеса, и ее одно время ставили в театрах по всему Советскому Союзу и даже в национальных республиках. И меня попытались сравнивать с Евгением Леоновым, блистательно исполнившим в кино роль Сарафанова-старшего: мол, не боишься, что будет хуже? На что я отвечаю: «Не боюсь. У меня будет лучше, потому что будет по-другому!» И у меня решение действительно совершенно другое: Леонов делал пьющего человека, немножко рыхлого, неряшливого, потерянного, а мой Сарафанов – одержимый! Он – Эйнштейн, Бетховен!
В сюжете пьесы упоминаются две черты его биографии или даже характера. Во-первых, жена когда-то оставила с ним двоих детей. Но разве с пьяницей она оставила бы четырехлетнюю дочку и годовалого мальчика?! И второй момент: он всю жизнь писал кантату «Признание любви к человечеству», мечтая когда-нибудь сыграть ее вместе с оркестром. Вот такого мечтателя мы и сочинили! Так что хотя картина «Старший сын» замечательная, но мы не только не соревновались, но даже не думали о ней, когда сочиняли свою историю. Кстати, вот судьба: именно ее режиссер Виталий Мельников снял меня в фильме «Бедный, бедный Павел!»
Мой друг – кстати, ваш тезка, в одном из питерских театров тоже сейчас играет роль старшего Сарафанова. По его словам, после каждого спектакля режиссер его целует в лоб и говорит: «Витя, ты гениален!»
Я тоже! Мы, Викторы, все гениальные!
Два месяца назад Вы отметили свое 65-летие. Праздновали бурно или, как и хотели, в чем признавались в одном из интервью, «заперлись от всех и спали – ели»?
Получилось отдохнуть. Я был один дома, не подходил к телефону, не отвечал ни на какие поздравления, хотя звонков действительно было много. Кто-то обиделся, кто-то промолчал, кто-то укорил... Но это не блажь, не дурь и не каприз, а всего лишь день отдыха для меня! Потому что в это время, в ноябре, я снимался в 16-серийном фильме – четвертом сезоне сериала «Физрук», где я играю отца героя Дмитрия Нагиева, выпускал главную роль в спектакле «Встречайте, мы уходим!» вместе с моим напарником, актером Большого Драматического театра им. Товстоногова Андреем Шарковым, помимо этого играл в спектаклях как актер театра им. Моссовета, Тартюфа – в театре на Малой Бронной, в спектакле «Улыбнись нам, Господи!» в Вахтанговском театре; готовил «Старшего сына» – это хотя и антреприза, но сделанная на очень высоком уровне. Так что я востребованный, весь занятой, весь из себя деловой и поэтому мне еще и устраивать какие-то гульбища ни к чему.
Есть и вторая причина, которая состоит в том, что я вообще не сторонник дней рождения и не поклонник юбилеев. Потому что в жизни день рождения – это обычная природная метка, которая никуда от тебя не уйдет, даже когда человеку исполняется 150 или 250 лет. Вот, например, говорят: сегодня исполняется 175 лет со дня рождения такого-то! Ну при чем тут день его рождения, если он давно умер! Мне кажется, это звучит странно, хотя в жизни у нас у каждого день рождения никто не отнимет. Ну, разве что у тех, кто вообще не помнит, когда родился... А все остальное – это реальность, неинтересно, скучно, обыденно. Зато сколько событий и явлений, мимо которых мы проходим, порой не замечая, происходит внутри – между этих дней рождения! 9 сентября у меня произошел уникальный случай: в моем городе Орехово-Зуево Московской области состоялось открытие бронзовой скульптуры Виктора Сухорукова. В полный рост я сижу на скамейке, весь из бронзы. Вот это – событие!!!
И как вам это?
Иронично, смешно, но – горжусь. А чем плохо, что тебе поставили памятник? И теперь все туда приходят, фотографируются, обнимают, садятся рядом. А морозы начались – так шапочку надели и шарфик повязали!
В последние годы в разных городах появляются памятники культовым литературным и киногероям. Как бы вы отнеслись к тому, что в Севастополе установили бы памятник вашему персонажу из фильма «Брат-2» с пистолетом и подписью: «За Севастополь ответили»?
Уже предлагали! И с пулеметом, и с ботинком в руке, учитывая, что я еще и Хрущева играл. Но я, конечно, отказался, потому что это всего лишь персонаж, некая роль, а не я сам. А память «ответу за Севастополь» – возвращению Крыма и Севастополя в Россию как событию – можно увековечить в каких-то более масштабных образах, нежели в виде персонажа Вити Багрова. Тем более, не забывайте, что он все-таки был киллер, убийца! Как бы гордо и пророчески ни звучала эта фраза, сочиненная режиссером Алексеем Балабановым в 1999 году, но все равно надо понимать, что это случилось в реальности. Когда история вдруг включила некий механизм, который провернул шестеренки свои мощные, необузданные, несмазанные, и произошло чудо – Крым обрел свой новый статус. Хотя, по-моему, вернулся к своему статусу, и лично я горжусь этим обстоятельством. Но при этом ставить ради киношного героя памятник, конечно, ни к чему. Потому что Крым уже сам себе памятник! А лично я лично никогда не делил Крым на свой или чужой, украинский, и даже в мыслях такого не было.
Кстати, в том же фильме «Брат-2» , раз уж вы о нем вспомнили, есть кадры, когда я иду в Чикаго по «Украинской деревне», и там мелькнула церковь – новая, вся в золоте, красавица. Этот храм был сооружен современниками примерно как раз в те годы, и мне Балабанов говорит: посмотри, там на бронзовой табличке написано: «Сей храм сооружен в честь 1000-летия крещения...» Продолжайте!
Руси?
Счас! Украины!!! 1999 год! И Леша Балабанов на это сразу обратил внимание!
Виктор Иванович, принято считать, что Ваше возвращение в кино состоялось с фильмом «Бакенбарды», где Вы исполнили очень жесткую и даже в чем-то пророческую роль. Но мне Вы почему-то больше запомнились по фильму «Комедия строгого режима», вышедшему тремя годами позже, где ваш персонаж, заключенный уголовник, вживается для тюремного спектакля в роль Ленина. Вам не показалось, что роль вождя мирового пролетариата в таком гротесковом виде Вам удалась лучше, нежели тем, кто ее исполнял в серьезном кино времен СССР?
Еще как удалась! Я вам расскажу дальше на эту тему! Через несколько лет после «Комедии строго режима», в 1998 году эстонский кинорежиссер Харди Волмер пригласил меня в Таллин» сняться в фильме «Все мои Ленины» – истории школы двойников вождя мирового пролетариата. В Эстонии в то время кино практически не снимали, но это был редкий случай. Более того, в этой картине, где я играл и Ленина, и его двойника, я был единственным русским, а остальные – эстонцы. Вот это был высший пилотаж «ленинизма»! Я очень жалею, что широкий зритель эту картину не увидел, хотя она появлялась на дисках в России. И как бы тогда к нам, русским, плохо ни относились, в конце года эстонцы пригласили меня на серьезную национальную премию «Полярная звезда», где они вручали награды лучшему архитектору, строителю, художнику, актеру и так далее. И я получил главный приз за лучшую роль в этой национальной эстонской номинации! И денег мне дали, и вином напоили, и в карете возили по Таллину!
Ныне очень популярный актер Сергей Селин, который снялся в «Комедии...» в небольшом эпизоде, мне о Вас в роли Ленина-зэка как-то сказал: «Сухоруков – это глыба!»
Сережка и сам сейчас – глыба, хотя тогда еще был студентом.
А вы случайно не в курсе, почему в титрах «Комедии..» нет указания Сергея Довлатова, по мотивам произведений которого снят фильм?
Когда картина уже была готова, родственники писателя запросили дополнительно очень большие деньги – поступили немножко нечестно, нарушив ранее достигнутые договоренности. В общем, нашла коса на камень, а создатели фильма решили найти антиматериал и таки нашли его. Тем более, что если браться жестоко за эту тему, то и Довлатова можно было обвинить в плагиате, потому что тема представления спектаклей в тюрьме не нова – она использовалась и у Достоевского, и у Горького. То есть тему классиков Сергей Довлатов просто перепел на современный тюремный лад. Поэтому в итоге его фамилию из титров убрали, но картина, к сожалению, получила только республиканский прокат.
Виктор Иванович, а где вы предпочитаете отдыхать?
У себя на даче в Подмосковье, где у меня есть огород. И в Крым зовут в замечательные места – у меня здесь есть, где остановиться, покупаться... Я люблю Крым, обожаю его и преклоняюсь перед этой землей, считаю, что это земля Богов, за которую стоит биться. И для меня Крым – это не географическое или политическое понятие, а священное, божественное! Вы в Крыму просто к этому привыкли и многого не замечаете, но здесь происходят очень интересные вещи!
Фото Павла Миленина
Крымские поклонники Мельпомены очень тепло приняли антрепризный спектакль «Старший сын» по культовой одноименной пьесе Александра Вампилова, показанный на сцене Государственного академического музыкального театра в Симферополе. Несмотря на достаточно прохладный воздух в зале и избалованность публики гастролями знаменитых театральных коллективов, свободные места можно было пересчитать по пальцам. И немалая заслуга в этом – блистательная игра любимца миллионов зрителей, по-настоящему народного артиста России Виктора Сухорукова, представшего в ведущей роли главы семьи Сарафановых. Корреспонденту Крыминформа удалось побеседовать с популярным актером буквально за несколько минут до открытия занавеса, и хотя время поджимало, а организаторы спектакля из-за этого заметно нервничали, Сухоруков, заранее давший согласие на интервью, от своего слова не отступил и заверил: «Будем общаться до последней минуты!» Насколько видение героев Вампилова в вашей постановке отличается от «классического», к которому мы привыкли по фильму Виталия Мельникова с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским? Фильм видела вся страна, причем не однажды. Но все же это пьеса, и ее одно время ставили в театрах по всему Советскому Союзу и даже в национальных республиках. И меня попытались сравнивать с Евгением Леоновым, блистательно исполнившим в кино роль Сарафанова-старшего: мол, не боишься, что будет хуже? На что я отвечаю: «Не боюсь. У меня будет лучше, потому что будет по-другому!» И у меня решение действительно совершенно другое: Леонов делал пьющего человека, немножко рыхлого, неряшливого, потерянного, а мой Сарафанов – одержимый! Он – Эйнштейн, Бетховен! В сюжете пьесы упоминаются две черты его биографии или даже характера. Во-первых, жена когда-то оставила с ним двоих детей. Но разве с пьяницей она оставила бы четырехлетнюю дочку и годовалого мальчика?! И второй момент: он всю жизнь писал кантату «Признание любви к человечеству», мечтая когда-нибудь сыграть ее вместе с оркестром. Вот такого мечтателя мы и сочинили! Так что хотя картина «Старший сын» замечательная, но мы не только не соревновались, но даже не думали о ней, когда сочиняли свою историю. Кстати, вот судьба: именно ее режиссер Виталий Мельников снял меня в фильме «Бедный, бедный Павел!» Мой друг – кстати, ваш тезка, в одном из питерских театров тоже сейчас играет роль старшего Сарафанова. По его словам, после каждого спектакля режиссер его целует в лоб и говорит: «Витя, ты гениален!» Я тоже! Мы, Викторы, все гениальные! Два месяца назад Вы отметили свое 65-летие. Праздновали бурно или, как и хотели, в чем признавались в одном из интервью, «заперлись от всех и спали – ели»? Получилось отдохнуть. Я был один дома, не подходил к телефону, не отвечал ни на какие поздравления, хотя звонков действительно было много. Кто-то обиделся, кто-то промолчал, кто-то укорил. Но это не блажь, не дурь и не каприз, а всего лишь день отдыха для меня! Потому что в это время, в ноябре, я снимался в 16-серийном фильме – четвертом сезоне сериала «Физрук», где я играю отца героя Дмитрия Нагиева, выпускал главную роль в спектакле «Встречайте, мы уходим!» вместе с моим напарником, актером Большого Драматического театра им. Товстоногова Андреем Шарковым, помимо этого играл в спектаклях как актер театра им. Моссовета, Тартюфа – в театре на Малой Бронной, в спектакле «Улыбнись нам, Господи!» в Вахтанговском театре; готовил «Старшего сына» – это хотя и антреприза, но сделанная на очень высоком уровне. Так что я востребованный, весь занятой, весь из себя деловой и поэтому мне еще и устраивать какие-то гульбища ни к чему. Есть и вторая причина, которая состоит в том, что я вообще не сторонник дней рождения и не поклонник юбилеев. Потому что в жизни день рождения – это обычная природная метка, которая никуда от тебя не уйдет, даже когда человеку исполняется 150 или 250 лет. Вот, например, говорят: сегодня исполняется 175 лет со дня рождения такого-то! Ну при чем тут день его рождения, если он давно умер! Мне кажется, это звучит странно, хотя в жизни у нас у каждого день рождения никто не отнимет. Ну, разве что у тех, кто вообще не помнит, когда родился. А все остальное – это реальность, неинтересно, скучно, обыденно. Зато сколько событий и явлений, мимо которых мы проходим, порой не замечая, происходит внутри – между этих дней рождения! 9 сентября у меня произошел уникальный случай: в моем городе Орехово-Зуево Московской области состоялось открытие бронзовой скульптуры Виктора Сухорукова. В полный рост я сижу на скамейке, весь из бронзы. Вот это – событие!!! И как вам это? Иронично, смешно, но – горжусь. А чем плохо, что тебе поставили памятник? И теперь все туда приходят, фотографируются, обнимают, садятся рядом. А морозы начались – так шапочку надели и шарфик повязали! В последние годы в разных городах появляются памятники культовым литературным и киногероям. Как бы вы отнеслись к тому, что в Севастополе установили бы памятник вашему персонажу из фильма «Брат-2» с пистолетом и подписью: «За Севастополь ответили»? Уже предлагали! И с пулеметом, и с ботинком в руке, учитывая, что я еще и Хрущева играл. Но я, конечно, отказался, потому что это всего лишь персонаж, некая роль, а не я сам. А память «ответу за Севастополь» – возвращению Крыма и Севастополя в Россию как событию – можно увековечить в каких-то более масштабных образах, нежели в виде персонажа Вити Багрова. Тем более, не забывайте, что он все-таки был киллер, убийца! Как бы гордо и пророчески ни звучала эта фраза, сочиненная режиссером Алексеем Балабановым в 1999 году, но все равно надо понимать, что это случилось в реальности. Когда история вдруг включила некий механизм, который провернул шестеренки свои мощные, необузданные, несмазанные, и произошло чудо – Крым обрел свой новый статус. Хотя, по-моему, вернулся к своему статусу, и лично я горжусь этим обстоятельством. Но при этом ставить ради киношного героя памятник, конечно, ни к чему. Потому что Крым уже сам себе памятник! А лично я лично никогда не делил Крым на свой или чужой, украинский, и даже в мыслях такого не было. Кстати, в том же фильме «Брат-2» , раз уж вы о нем вспомнили, есть кадры, когда я иду в Чикаго по «Украинской деревне», и там мелькнула церковь – новая, вся в золоте, красавица. Этот храм был сооружен современниками примерно как раз в те годы, и мне Балабанов говорит: посмотри, там на бронзовой табличке написано: «Сей храм сооружен в честь 1000-летия крещения.» Продолжайте! Руси? Счас! Украины!!! 1999 год! И Леша Балабанов на это сразу обратил внимание! Виктор Иванович, принято считать, что Ваше возвращение в кино состоялось с фильмом «Бакенбарды», где Вы исполнили очень жесткую и даже в чем-то пророческую роль. Но мне Вы почему-то больше запомнились по фильму «Комедия строгого режима», вышедшему тремя годами позже, где ваш персонаж, заключенный уголовник, вживается для тюремного спектакля в роль Ленина. Вам не показалось, что роль вождя мирового пролетариата в таком гротесковом виде Вам удалась лучше, нежели тем, кто ее исполнял в серьезном кино времен СССР? Еще как удалась! Я вам расскажу дальше на эту тему! Через несколько лет после «Комедии строго режима», в 1998 году эстонский кинорежиссер Харди Волмер пригласил меня в Таллин» сняться в фильме «Все мои Ленины» – истории школы двойников вождя мирового пролетариата. В Эстонии в то время кино практически не снимали, но это был редкий случай. Более того, в этой картине, где я играл и Ленина, и его двойника, я был единственным русским, а остальные – эстонцы. Вот это был высший пилотаж «ленинизма»! Я очень жалею, что широкий зритель эту картину не увидел, хотя она появлялась на дисках в России. И как бы тогда к нам, русским, плохо ни относились, в конце года эстонцы пригласили меня на серьезную национальную премию «Полярная звезда», где они вручали награды лучшему архитектору, строителю, художнику, актеру и так далее. И я получил главный приз за лучшую роль в этой национальной эстонской номинации! И денег мне дали, и вином напоили, и в карете возили по Таллину! Ныне очень популярный актер Сергей Селин, который снялся в «Комедии.» в небольшом эпизоде, мне о Вас в роли Ленина-зэка как-то сказал: «Сухоруков – это глыба!» Сережка и сам сейчас – глыба, хотя тогда еще был студентом. А вы случайно не в курсе, почему в титрах «Комедии» нет указания Сергея Довлатова, по мотивам произведений которого снят фильм? Когда картина уже была готова, родственники писателя запросили дополнительно очень большие деньги – поступили немножко нечестно, нарушив ранее достигнутые договоренности. В общем, нашла коса на камень, а создатели фильма решили найти антиматериал и таки нашли его. Тем более, что если браться жестоко за эту тему, то и Довлатова можно было обвинить в плагиате, потому что тема представления спектаклей в тюрьме не нова – она использовалась и у Достоевского, и у Горького. То есть тему классиков Сергей Довлатов просто перепел на современный тюремный лад. Поэтому в итоге его фамилию из титров убрали, но картина, к сожалению, получила только республиканский прокат. Виктор Иванович, а где вы предпочитаете отдыхать? У себя на даче в Подмосковье, где у меня есть огород. И в Крым зовут в замечательные места – у меня здесь есть, где остановиться, покупаться. Я люблю Крым, обожаю его и преклоняюсь перед этой землей, считаю, что это земля Богов, за которую стоит биться. И для меня Крым – это не географическое или политическое понятие, а священное, божественное! Вы в Крыму просто к этому привыкли и многого не замечаете, но здесь происходят очень интересные вещи! Фото Павла Миленина
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru