Александр Могилевский: Ни одна отрасль в Крыму не пострадала так, как медицина - «Интервью» » Новости Крыма

✔ Александр Могилевский: Ни одна отрасль в Крыму не пострадала так, как медицина - «Интервью»




Александр Могилевский: Ни одна отрасль в Крыму не пострадала так, как медицина - «Интервью»


Если первый год после возвращения Крыма в Россию, по вполне понятным причинам, прошел для местных жителей в очередях в Федеральную миграционную службу, пенсионный фонд, территориальные социальные центры и прочие структуры, то 2015 стал годом очередей в медицинские учреждения. Даже сотрудники скорой помощи отмечают резкий рост количества обращений.


Внедрение совершенно новой для крымских медиков системы обязательного медицинского страхования совпало с реформированием отрасли во всей стране, обнажив многие болезненные вопросы. О насущных проблемах и будущих перспективах корреспонденты Крыминформа побеседовали с министром здравоохранения Республики Крым Александром Могилевским.


Оцените, пожалуйста, как руководитель всей медицинской отрасли республики, насколько медучреждения Крыма уже адаптированы к системе ОМС?


Система обязательного медицинского страхования в России действует уже больше 20 лет. Но все еще остаются болезненные вопросы – и очереди, и неразбериха. Мы же в этой системе работаем 5 месяцев. И конечно, за это время мы сделали титаническую работу: во-первых, организационную, связанную с тем, чтобы каждый гражданин нашей республики по желанию мог получить страховой полис – за это время полисы, дающие право на бесплатную медицинскую помощь, получили 1,7 млн крымчан.


В настоящее время 85 медицинских учреждений, подведомственных минздраву Республики Крым, работают в системе ОМС. При том, что у нас было всего полгода, чтобы научить врачей правильно оформлять документы по системе ОМС. И если есть трудности – это вопрос и к министру, и к обществу. Менталитет нашего общества таков, что, какую бы работу мы ни проводили, и она и сами нововведения воспринимаются по-разному – кто-то действует, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то отвергает любые изменения.
В начале года, в январе, когда мы начали запускать программу ОМС, конечно, она сильно буксовала, но на сегодняшний день законченные случаи лечения выполняются медицинскими организациями, работающими по ОМС, на 99%.


Сейчас я вижу значительные улучшения в работе этой системы, хотя много есть и недостатков, связанных с огромным количеством документации и теми требованиями, которые предъявляет система ОМС. Мы совместно с территориальным фондом ОМС предпринимаем комплексные меры, чтобы выровнять все временные перекосы. Пытаемся сейчас всё выровнять, но это очень сложно.


Тем не менее, до сих пор отмечаются случаи, когда гражданам отказывают в оказании медицинской помощи на основании того, что у них нет при себе оригинала полиса или он был оформлен в другом субъекте федерации. Об этом, в частности, говорят туристы и командировочные. С чем это связано?


Что касается приезжих из других субъектов россиян, да – они имеют право получать медицинскую помощь, как и все граждане РФ.


Для иностранных граждан бесплатна только экстренная медицинская помощь. Она вообще всем оказывается безоплатно. Есть у человека полис или нет, есть паспорт или нет, отказать в этом виде помощи не имеет права никто – это международное право. А вот что касается отсроченной и плановой помощи – тут действуют уже те законодательные акты, которые разработаны для оказания помощи по ОМС. При оказании помощи по системе ОМС человек должен иметь полис, паспорт и все необходимые документы.
Если необоснованные отказы и происходят, несмотря на нашу разъяснительную работу и контроль качества, они не носят системный характер – это, скорее всего, недоработки персонала на местах.


Большая часть недовольств и претензий со стороны крымчан в адрес системы здравоохранения связаны с очередями практически во все медучреждения – поликлиники, лаборатории, на плановые обследования. В чем их причина и какое решение видите Вы?


Действительно, раньше было совершенно по-другому: человек пришел, записался в регистратуре к специалисту и получил к нему талончик. Теперь, чтобы попасть, например, к онкологу, пациент проходит все бюрократические проволочки, что порой невыносимо для больного человека, однако система требует четкой организации маршрута пациента.
Она требует, чтобы прежде, чем человек попадет к специалисту, он получил талон, прошел главного «диспетчера» системы – терапевта или семейного врача, что в дальнейшем даст возможность оплатить законченный случай лечения за счет средств ОМС, потом сдал анализы с определенным периодом ожидания, и только потом он попадает к «узкому специалисту». Сейчас так везде – по всей Российской Федерации. Усилия, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, предпринимаются, и у нас есть результаты организационных мер – мы сократили количество очередей по всем лечебным учреждениям за счет организации столов справок, выделения из очереди потока льготников, увеличения количества регистраторов и т.д.


Что касается работы лабораторий, решение проблемы, по моему мнению, в укрупнении лечебных учреждений и создании мощных централизованных лабораторий, которые будут проводить не только простые, но и сложнейшие исследования. С помощью такого укрупнения можно будет увеличить мощности и возможности лабораторий, повысить доступность для населения, снизить емкость затрат. Сейчас у медицины есть возможность развиваться на основе государственно-частного партнерства.


Какая цель преследуется при укрупнении, о котором вы говорили ранее?


Централизация управления и ресурсов в решении проблем. Многое зависит от самого руководителя, а не от системы здравоохранения, и здесь присутствует некоторая инертность. Что делать до тех пор? Я не отвечу вам предметно. Сейчас распорядителями средств являются главные врачи. Считает главный врач необходимым в пределах бюджета, он закупает пробирки, хочет – бинты, и так далее. Министерство здравоохранения – орган управления, координирует и контролирует работу по всем направлениям в отрасли, в том числе, сюда относится и проведение организационных мероприятий – собраний, совещаний, круглых столов по разным проблемам и так далее.


Оцените, пожалуйста, объемы документооборота, с которым приходится сталкиваться работникам медучреждений и самим пациентам?


Я могу сказать о себе! В прошлом году министр за первый квартал подписал 782 документа, а я в этом году подписал 3 тысячи! Вот так же документооборот увеличился и в лечебных учреждениях. Это отражается на всем – на очередях, на времени. Решение проблемы мы видим в информатизации и радикальной перестройке оказания медицинской помощи населению. Я думаю, что не только технически, но и в сознании как медиков, так и пациентов, это будет не раньше, чем через три-пять лет.


Можно ли ввести в систему отдельного обученного человека, который будет правильно заполнять документы, пока врач будет лечить, а не писать?


Это требование Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы всю документацию вел лечащий врач. Кроме того, имеет место дефицит кадров, в частности, помощников врача, мероприятия по увеличению численности которых мы сможем предпринять по результатам анализа работы в системе ОМС, хотя бы через один год.


Тогда почему наши участковые из десяти минут приема семь отводят на заполнение документов и только три – на постановку диагноза и назначения?


Я бы хотел, чтобы эти вопросы вы задали своему участковому врачу. Эти вопросы в ведении главного врача лечебного учреждения. Чем я могу помочь? Только вместе с вами ожидать итогов информатизации и внедрения электронного документооборота.


То есть вы на главных врачей влияния не имеете?


Имеем. Огромная подготовительная работа проведена с руководителями лечебных учреждений. Но влиять на то, чтобы они взяли в штат человека, который будет заполнять документацию, мы не можем. Почему так происходит? Идет борьба за денежные средства, и меньшим количеством персонала нужно выполнить большой объем работы – с системе ОМС деньги зарабатывают, а не получают.


Сколько нормативно-правовых актов подготовило министерство под вашим руководством? И каким образом руководители медицинских учреждений узнают об изменениях в профильном законодательстве?


За последние полгода министерством здравоохранения на правах законодательной инициативы было подготовлено и подано на рассмотрение 4 нормативно-правовых акта (законопроекта). Кроме этого, с начала 2015 года наше ведомство подготовило около 25 распоряжений и постановлений Совета министров Республики Крым и около полутора тысяч ведомственных приказов.


В частности, министерством подготовлен и подан на рассмотрение проект закона Республики Крым «О здравоохранении в Республике Крым», инициировано внесение изменений в республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения», предусматривающие механизм перечисления средств на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и другие.


Все нормативно-правовые акты, которые принимает министерство, доводятся до сведения подведомственных учреждений на электронных и бумажных носителях. Множество разъяснительных документов, касающихся работы министерства здравоохранения, размещено на сайте министерства.


Одна из проблем республиканской системы здравоохранения, которую вы озвучивали ранее, – кадровый голод. С чем связана такая нехватка специалистов?


Когда у нас было выездное заседание Совета министров в Красноперекопске, мне, как министру, задали такой же вопрос. Я говорю: а сколько вы выделили жилья, чтобы поселить докторов? Вы дали хоть одну квартиру в течение последних 5 лет? Не дали. Ну а кто туда поедет? Мы же все живые люди. И такая ситуация у нас в Красноперекопске, в Кировском районе, Первомайском и так далее.


Первомайский и Раздольненский районы делят одного окулиста между собой. Какое качество может быть? Но специалистов физически нет. Потому что дети, выпускники медицинского вуза, не хотят туда ехать, а заставить их мы, по международному праву, не можем. Если раньше было распределение, то сейчас человек выбирает себе место сам. И у нас эти перекосы везде. В Симферополе укомплектованность врачами около 70-80 процентов. А выпускников медвуза, во-первых, недостаточно, а во-вторых, качество подготовки очень слабое. Вместе с тем, одним из залогов решения этой проблемы является целевое направление на учебу по заявкам непосредственно учреждений.


Те трудности, которые мы уже обсудили – очереди, нехватка специалистов и сложности с прохождением лабораторных исследований, заставляют людей все чаще обращаться в частные клиники…


Я министр – я представляю интересы государственные. Задача – сделать государственные учреждения здравоохранения конкурентоспособными. А частные клиники нам даже не подчиняются, по сути, - только в вопросах реализации лицензионных требований и все. Что касается диагностики, рассматривается вопрос реорганизации одной из поликлиник, вероятно, городской поликлиники №2 на ул. Лермонтова, 3 в Симферополе, в диагностический центр. Чтобы человек мог прийти и получить полностью все необходимые медицинские услуги, провести диспансеризацию.


Почему сегодня медицине тяжело? Потому что никто в нее ничего не вкладывал последние 20 лет. Ни одна отрасль жизнедеятельности не пострадала так, как пострадало здравоохранение. Поэтому тяжело сейчас без разгона запрыгнуть в давно разогнавшийся поезд российского здравоохранения, но колоссальная работа уже проведена, и на положительные результаты мы рассчитываем к концу этого года.


Если первый год после возвращения Крыма в Россию, по вполне понятным причинам, прошел для местных жителей в очередях в Федеральную миграционную службу, пенсионный фонд, территориальные социальные центры и прочие структуры, то 2015 стал годом очередей в медицинские учреждения. Даже сотрудники скорой помощи отмечают резкий рост количества обращений. Внедрение совершенно новой для крымских медиков системы обязательного медицинского страхования совпало с реформированием отрасли во всей стране, обнажив многие болезненные вопросы. О насущных проблемах и будущих перспективах корреспонденты Крыминформа побеседовали с министром здравоохранения Республики Крым Александром Могилевским. Оцените, пожалуйста, как руководитель всей медицинской отрасли республики, насколько медучреждения Крыма уже адаптированы к системе ОМС? Система обязательного медицинского страхования в России действует уже больше 20 лет. Но все еще остаются болезненные вопросы – и очереди, и неразбериха. Мы же в этой системе работаем 5 месяцев. И конечно, за это время мы сделали титаническую работу: во-первых, организационную, связанную с тем, чтобы каждый гражданин нашей республики по желанию мог получить страховой полис – за это время полисы, дающие право на бесплатную медицинскую помощь, получили 1,7 млн крымчан. В настоящее время 85 медицинских учреждений, подведомственных минздраву Республики Крым, работают в системе ОМС. При том, что у нас было всего полгода, чтобы научить врачей правильно оформлять документы по системе ОМС. И если есть трудности – это вопрос и к министру, и к обществу. Менталитет нашего общества таков, что, какую бы работу мы ни проводили, и она и сами нововведения воспринимаются по-разному – кто-то действует, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то отвергает любые изменения. В начале года, в январе, когда мы начали запускать программу ОМС, конечно, она сильно буксовала, но на сегодняшний день законченные случаи лечения выполняются медицинскими организациями, работающими по ОМС, на 99%. Сейчас я вижу значительные улучшения в работе этой системы, хотя много есть и недостатков, связанных с огромным количеством документации и теми требованиями, которые предъявляет система ОМС. Мы совместно с территориальным фондом ОМС предпринимаем комплексные меры, чтобы выровнять все временные перекосы. Пытаемся сейчас всё выровнять, но это очень сложно. Тем не менее, до сих пор отмечаются случаи, когда гражданам отказывают в оказании медицинской помощи на основании того, что у них нет при себе оригинала полиса или он был оформлен в другом субъекте федерации. Об этом, в частности, говорят туристы и командировочные. С чем это связано? Что касается приезжих из других субъектов россиян, да – они имеют право получать медицинскую помощь, как и все граждане РФ. Для иностранных граждан бесплатна только экстренная медицинская помощь. Она вообще всем оказывается безоплатно. Есть у человека полис или нет, есть паспорт или нет, отказать в этом виде помощи не имеет права никто – это международное право. А вот что касается отсроченной и плановой помощи – тут действуют уже те законодательные акты, которые разработаны для оказания помощи по ОМС. При оказании помощи по системе ОМС человек должен иметь полис, паспорт и все необходимые документы. Если необоснованные отказы и происходят, несмотря на нашу разъяснительную работу и контроль качества, они не носят системный характер – это, скорее всего, недоработки персонала на местах. Большая часть недовольств и претензий со стороны крымчан в адрес системы здравоохранения связаны с очередями практически во все медучреждения – поликлиники, лаборатории, на плановые обследования. В чем их причина и какое решение видите Вы? Действительно, раньше было совершенно по-другому: человек пришел, записался в регистратуре к специалисту и получил к нему талончик. Теперь, чтобы попасть, например, к онкологу, пациент проходит все бюрократические проволочки, что порой невыносимо для больного человека, однако система требует четкой организации маршрута пациента. Она требует, чтобы прежде, чем человек попадет к специалисту, он получил талон, прошел главного «диспетчера» системы – терапевта или семейного врача, что в дальнейшем даст возможность оплатить законченный случай лечения за счет средств ОМС, потом сдал анализы с определенным периодом ожидания, и только потом он попадает к «узкому специалисту». Сейчас так везде – по всей Российской Федерации. Усилия, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, предпринимаются, и у нас есть результаты организационных мер – мы сократили количество очередей по всем лечебным учреждениям за счет организации столов справок, выделения из очереди потока льготников, увеличения количества регистраторов и т.д. Что касается работы лабораторий, решение проблемы, по моему мнению, в укрупнении лечебных учреждений и создании мощных централизованных лабораторий, которые будут проводить не только простые, но и сложнейшие исследования. С помощью такого укрупнения можно будет увеличить мощности и возможности лабораторий, повысить доступность для населения, снизить емкость затрат. Сейчас у медицины есть возможность развиваться на основе государственно-частного партнерства. Какая цель преследуется при укрупнении, о котором вы говорили ранее? Централизация управления и ресурсов в решении проблем. Многое зависит от самого руководителя, а не от системы здравоохранения, и здесь присутствует некоторая инертность. Что делать до тех пор? Я не отвечу вам предметно. Сейчас распорядителями средств являются главные врачи. Считает главный врач необходимым в пределах бюджета, он закупает пробирки, хочет – бинты, и так далее. Министерство здравоохранения – орган управления, координирует и контролирует работу по всем направлениям в отрасли, в том числе, сюда относится и проведение организационных мероприятий – собраний, совещаний, круглых столов по разным проблемам и так далее. Оцените, пожалуйста, объемы документооборота, с которым приходится сталкиваться работникам медучреждений и самим пациентам? Я могу сказать о себе! В прошлом году министр за первый квартал подписал 782 документа, а я в этом году подписал 3 тысячи! Вот так же документооборот увеличился и в лечебных учреждениях. Это отражается на всем – на очередях, на времени. Решение проблемы мы видим в информатизации и радикальной перестройке оказания медицинской помощи населению. Я думаю, что не только технически, но и в сознании как медиков, так и пациентов, это будет не раньше, чем через три-пять лет. Можно ли ввести в систему отдельного обученного человека, который будет правильно заполнять документы, пока врач будет лечить, а не писать? Это требование Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы всю документацию вел лечащий врач. Кроме того, имеет место дефицит кадров, в частности, помощников врача, мероприятия по увеличению численности которых мы сможем предпринять по результатам анализа работы в системе ОМС, хотя бы через один год. Тогда почему наши участковые из десяти минут приема семь отводят на заполнение документов и только три – на постановку диагноза и назначения? Я бы хотел, чтобы эти вопросы вы задали своему участковому врачу. Эти вопросы в ведении главного врача лечебного учреждения. Чем я могу помочь? Только вместе с вами ожидать итогов информатизации и внедрения электронного документооборота. То есть вы на главных врачей влияния не имеете? Имеем. Огромная подготовительная работа проведена с руководителями лечебных учреждений. Но влиять на то, чтобы они взяли в штат человека, который будет заполнять документацию, мы не можем. Почему так происходит? Идет борьба за денежные средства, и меньшим количеством персонала нужно выполнить большой объем работы – с системе ОМС деньги зарабатывают, а не получают. Сколько нормативно-правовых актов подготовило министерство под вашим руководством? И каким образом руководители медицинских учреждений узнают об изменениях в профильном законодательстве? За последние полгода министерством здравоохранения на правах законодательной инициативы было подготовлено и подано на рассмотрение 4 нормативно-правовых акта (законопроекта). Кроме этого, с начала 2015 года наше ведомство подготовило около 25 распоряжений и постановлений Совета министров Республики Крым и около полутора тысяч ведомственных приказов. В частности, министерством подготовлен и подан на рассмотрение проект закона Республики Крым «О здравоохранении в Республике Крым», инициировано внесение изменений в республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения», предусматривающие механизм перечисления средств на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и другие. Все нормативно-правовые акты, которые принимает министерство, доводятся до сведения подведомственных учреждений на электронных и бумажных носителях. Множество разъяснительных документов, касающихся работы министерства здравоохранения, размещено на сайте министерства. Одна из проблем республиканской системы здравоохранения, которую вы озвучивали ранее, – кадровый голод. С чем связана такая нехватка специалистов? Когда у нас было выездное заседание Совета министров в Красноперекопске, мне, как министру, задали такой же вопрос. Я говорю: а сколько вы выделили жилья, чтобы поселить докторов? Вы дали хоть одну квартиру в течение последних 5 лет? Не дали. Ну а кто туда поедет? Мы же все живые люди. И такая ситуация у нас в Красноперекопске, в Кировском районе, Первомайском и так далее. Первомайский и Раздольненский районы делят одного окулиста между собой. Какое качество может быть? Но специалистов физически нет. Потому что дети, выпускники медицинского вуза, не хотят туда ехать, а заставить их мы, по международному праву, не можем. Если раньше было распределение, то сейчас человек выбирает себе место сам. И у нас эти перекосы везде. В Симферополе укомплектованность врачами около 70-80 процентов. А выпускников медвуза, во-первых, недостаточно, а во-вторых, качество


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика