Станции-вокзалы, рельсы-поезда, «на первый прибывает, с пятого пути отправляется»… Привычное для полуострова явление - железная дорога. А ведь пришла она в Крым с материка всего 150 лет назад, хотя, если быть точными - впервые появилась здесь, в Инкермане, 178 лет назад, правда, без паровоза, а в Балаклаве с ним - 169 лет назад, но не своя, вражеская.
Для груза и раненых
О том, что неплохо бы пустить поезда в Крым, задумались в сороковых годах XIX века, но полуостров тогда не особо был популярен как курорт, разве что сакские грязи, исследованные ещё в 1807-м химиком Феликсом Дессера, спросом пользовались. Южнобережье активно начнёт использоваться лишь с шестидесятых годов того века, в 1861-м император Александр II купит для супруги Марии Александровны земли в Ливадии, принадлежавшие ранее графу Льву Потоцкому. Но железной дороги в Крым в тот год ещё не было, морем императорская семья и прочие туристы прибывали, или, как ещё Екатерина II в 1787-м, в экипажах по суше, через Перекоп. Все предлагаемые проекты крымской «железки» были затратными и трудоёмкими, в том числе и тот, что вместе с другими авторами предложил горный инженер Константин Владимирович Чевкин, будущий главуправляющий путей сообщения России. Он, проинспектировав все шоссе и грунтовки полуострова, особенно горные, предложил идею соединения горных железных дорог с равнинными, от портов к крупным городам - даже переговоры вёл с английскими инженерами, тогда первыми спецами по железным дорогам.
Но России стало не до проектов - началась Крымская война, зато англичане идею ухватили: был у британцев, высадившихся с союзниками на полуостров в сентябре 1854-го, специальный инженерный корпус, железнодорожники, горные инженеры в нём служили. Один из ведущих строителей путей сообщения в Англии Сэмюэл Мортон Пето предложил построить железную дорогу для перевозки британских грузов из Балаклавского порта под Севастополь - просто так, без личной выгоды, интересно было, как тот русский Константин Чевкин предполагал покорить горы. Коллега из железнодорожной газеты «Гудок» Владимир Максаков рассказывает, что англичане проложили дорогу от самого причала в Балаклаве, куда доставляли морем вначале рельсы, шпалы, и сразу пускали на строительство. «Инженер Дональд Кэмпбелл, соратник Сэмюэла Пето, планировал, что трасса пройдёт посередине главной улицы города, через ущелье к северу от Балаклавы, недалеко от побережья, и по болотистой местности дойдёт до деревни Кадикой (Подгорное)». Далее подъём на более чем 150 метров до вершины плато, где были склад и штаб-квартира одного из командующих английскими войсками. «На плато установили стационарный двигатель с тросами, чтобы подтягивать железнодорожные вагоны по склону.

Архив новостей