✔ Актриса и актёр - «История»
Надежда 01-дек, 00:00 193 Новости АРКОна мечтала стать актрисой, училась в театральном институте, у народного артиста страны Михаила Тарханова, и стала бы, как мама, тёти Ольга и Августа… Сыграла бы свою любимую дочь Мороза и Весны - Снегурочку в пьесе Николая Островского, и ещё множество ролей и в театре, и в кино… Но потом война, Великая Отечественная, и она стала санинструктором. Оборвалась мечта, жизнь. А он с детства мечтал об авиации, в аэроклубе занимался. На войне тоже повезло - стал лётчиком-штурмовиком, выжил, но многочисленные ранения и контузия помешали летать после Победы. Он стал актёром - жизнь продолжалась.
Последняя граната
Её имя теперь носят улицы нескольких городов страны и открытая крымскими астрономами малая планета. И в кино она «снялась» фотографиями, памятью - в документальных «Я буду жить долго» и «Планета «Наташа». Лишь в конце девяностых прошлого века она посмертно награждена медалью «За отвагу» и Золотой Звездой Героя России - мама, выжившие одноклассники-однокурсники добились… Наташа, родившаяся 22 февраля 1922 года в московской семье Александра Лебединского и актрисы оперетты Александры Спировой, с малых лет мечтала о сцене, но, как и все ребята того времени, сдавала нормы «Готов к труду и обороне», заслужила значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к санитарной обороне» - комсорг школы не могла иначе. В 1940-м, после десятилетки, поступила в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), там тоже была секретарём комсомольской организации. И сразу, когда оглушила страну весть о начале войны, пошла в военкомат, «добровольцем на фронт». Но не направили тогда, стала девушка строить оборонительные сооружения вокруг столицы, вместе с мамой и однокурсниками участвовала во фронтовых концертных бригадах, в госпитале помогала. Там, в госпитале, и встретила любовь 23-летнего Пал Палыча, как уважительно называли товарищи командира партизанского отряда Павла Качуевского. Весной 1942-го
они поженились. Наташа Качуевская мечтала служить с мужем в отряде, но в штабе партизанского движения не позволили - группа Павла отправлялась на особое задание в тыл врага… Наташа так и не узнала о гибели любимого, чувствовала, ведь весточек давно не было, но…. Знала её мама, Александра Леонидовна, взявшая телефонную трубку, из которой раздалась страшная весть. Не смогла сказать дочери о том. По некоторым данным, в марте 1942-го погиб и отец девушки, Александр Лебединский, без вести пропал при обороне Ленинграда.
А они с мамой выступали в концертных бригадах на передовой и в госпиталях, дежурили на крышах, чтобы вовремя гасить фашистские бомбы-зажигалки. В августе 1942-го Наташа, всё осаждавшая военкомат, добилась, чтобы зачислили в медсанбат авиадесантной бригады, что стала вскоре 34-й гвардейской стрелковой дивизией на Сталинградском фронте, служила девушка санинструктором в 105-м гвардейском стрелковом полку. И раненых на себе из-под огня вытаскивала, и перевязывала под обстрелами… Более 70 раненых бойцов и командиров она спасла с поля боя 19 ноября 1942-го у калмыцкого посёлка Хулхута, наши войска, продолжая наступление, двинулись вперёд, а сестрёнка Наташа, как звали раненые, осталась с ними, помогать и ждать машину для отправки в медсанбат. Но следующим утром внезапно появились фашисты. Понимая, что раненые для врага слишком лёгкая мишень, «сестрёнка» положила в санитарную сумку запасные диски к ППШ (пистолет-пулемёт конструкции Георгия Шпагина), гранату, оружие взяла у раненого и рванулась в сторону ближней высотки, отстреливаясь, отводя врага от блиндажа, где укрыла раненых. Вражеская пуля и её настигла, но всё равно продолжала отстреливаться. Когда кончились патроны, подпустила врага близко и, выдернув чеку, уронила гранату им под руки - бросить сил уже не было… «Сестрёнка» ещё была в сознании, когда наши бойцы спешно вернулись на выстрелы, но помочь ей уже было нельзя. Последние строки из записной книжки Натальи Качуевской: «Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: «Вперёд!». Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую…».
Мама Наташи, Александра Леонидовна, о гибели дочери узнала из газеты, когда вместе с фронтовым театром оказалась в расположении армии, которой подчинялась дивизия Наташи. Так и осталась женщина служить в штабе той армии, до Берлина дошли…
Сцена - небо
В его актёрском списке более 70 ролей, помните, лейтенант Володя, что курировал Семён Семёныча (тоже фронтовика Юрия Никулина) в «Бриллиантовой руке», шофёр Юрка из «Весны на Заречной улице»… Актёром он стал почти случайно, когда в 20 лет по ранениям комиссовали из армии, запретив летать, вспомнил, что в редкие минуты затишья однополчане хвалили его юмор и песни под гитару, а ещё в детстве стихи писал… Подал документы во ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии, известные режиссёры Михаил Ромм и Сергей Юткевич взяли его на курс, почти не раздумывая. И стал он тем, о ком и не мечталось - после института актёр театра-студии киноактёра при «Мосфильме», потом первая кинороль, завхоз в «Сельском враче» Сергея Герасимова…. А ночами, наверняка, снились полёты.
Он родился 100 лет назад в Свердловске, 30 октября 1924-го, в семье военного Леонида Михайловича и учителя Марии Алексеевны Гуляевых, назвавших сына Володей. «Я буду лётчиком достойным/ Страны Советской дорогой…/ Моя священная работа -/ Стеречь Отчизну от врагов». Написал паренёк в седьмом классе, когда приняли в аэроклуб. А вот на фронт с началом Великой Отечественной сразу не взяли, как ни рвался. Устроился слесарем в авиамастерскую, а весной 1942-го - курсантом Молотовской (Пермской) военной авиационной школы пилотов. Окончил с отличием, в ноябре 1943-го получив новенькие погоны младшего лейтенанта и назначение на фронт, лётчик штурмового «Ил-2» 335-й штурмовой авиадивизии, 826-й авиаполк. Самый молодой лётчик-штурмовик, позывной «Уралец», в годы войны сражался в небе над Белорусской ССР и Прибалтикой. 60 боевых вылетов (до Золотой Звезды Героя Советского Союза не хватало 20 вылетов, 80 успешных установили с 1943-го, а у Владимира раны сказывались), несколько раз их самолёты сбивали, но Владимир умудрялся и задание выполнить, и машину всё же посадить, спасая жизнь и себе, и воздушному стрелку Евгению Виниченко, что был старше на шесть лет. «А было ли мне страшно?» - подумал я. И не мог себе ответить на этот вопрос. Наверное, нет, - писал потом лётчик-актёр в книге «В воздухе «Илы». - Некогда было страшиться, надо было все время действовать, маневрировать, управлять самолётом, стрелять, бомбить и опять стрелять, маневрировать, управлять...». И два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны первой степени. Представляя к первому, комполка Герой Советского Союза Василий Болтов описывал подвиги младшего лейтенанта: «С 29 апреля 1944-го находится на 1-м Прибалтийском фронте, произвёл 19 боевых самолётовылетов. Над целью работает смело, решительно и умело. За каждый боевой вылет расстреливает весь боезапас. 18 июня 1944-го, летая на штурмовку железнодорожной станции Оболь в группе 6 Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, товарищ Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались три взрыва с чёрным дымом; огнём пушек и пулемётов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично. При прорыве сильно укреплённого Витебского района товарищ Гуляев летал в день 2-3 раза на штурмовку отходящих войск противника, нанося большие потери врагу. За 23-26 июня 1944-го им уничтожено до 20 автомашин с грузами. Умело маневрирует в зоне сильного зенитного огня, чем не раз спасал самолёт и жизнь экипажа».
После ранений ему запрещали летать на штурмовку, оставляли посыльным при штабе, но война ещё продолжалась, добивался - летал.
И на Параде Победы 24 июня 1945-го прошагал по Москве в строю своего 1-го Прибалтийского. Потом уже садиться за штурвал самолёта запретили окончательно, и появился актёр, что играл почти до ухода 3 ноября 1997-го…
Наталья Качуевская, Владимир Гуляев - у них разные даты и место рождения, разные мечты, разная судьба, но одна на всех Родина - ради которой они не жалели свою молодость. Помним!
Наталья Качуевская и Владимир Гуляев. Фото из открытого источника. Она мечтала стать актрисой, училась в театральном институте, у народного артиста страны Михаила Тарханова, и стала бы, как мама, тёти Ольга и Августа… Сыграла бы свою любимую дочь Мороза и Весны - Снегурочку в пьесе Николая Островского, и ещё множество ролей и в театре, и в кино… Но потом война, Великая Отечественная, и она стала санинструктором. Оборвалась мечта, жизнь. А он с детства мечтал об авиации, в аэроклубе занимался. На войне тоже повезло - стал лётчиком-штурмовиком, выжил, но многочисленные ранения и контузия помешали летать после Победы. Он стал актёром - жизнь продолжалась. Последняя граната Её имя теперь носят улицы нескольких городов страны и открытая крымскими астрономами малая планета. И в кино она «снялась» фотографиями, памятью - в документальных «Я буду жить долго» и «Планета «Наташа». Лишь в конце девяностых прошлого века она посмертно награждена медалью «За отвагу» и Золотой Звездой Героя России - мама, выжившие одноклассники-однокурсники добились… Наташа, родившаяся 22 февраля 1922 года в московской семье Александра Лебединского и актрисы оперетты Александры Спировой, с малых лет мечтала о сцене, но, как и все ребята того времени, сдавала нормы «Готов к труду и обороне», заслужила значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к санитарной обороне» - комсорг школы не могла иначе. В 1940-м, после десятилетки, поступила в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), там тоже была секретарём комсомольской организации. И сразу, когда оглушила страну весть о начале войны, пошла в военкомат, «добровольцем на фронт». Но не направили тогда, стала девушка строить оборонительные сооружения вокруг столицы, вместе с мамой и однокурсниками участвовала во фронтовых концертных бригадах, в госпитале помогала. Там, в госпитале, и встретила любовь 23-летнего Пал Палыча, как уважительно называли товарищи командира партизанского отряда Павла Качуевского. Весной 1942-го они поженились. Наташа Качуевская мечтала служить с мужем в отряде, но в штабе партизанского движения не позволили - группа Павла отправлялась на особое задание в тыл врага… Наташа так и не узнала о гибели любимого, чувствовала, ведь весточек давно не было, но…. Знала её мама, Александра Леонидовна, взявшая телефонную трубку, из которой раздалась страшная весть. Не смогла сказать дочери о том. По некоторым данным, в марте 1942-го погиб и отец девушки, Александр Лебединский, без вести пропал при обороне Ленинграда. А они с мамой выступали в концертных бригадах на передовой и в госпиталях, дежурили на крышах, чтобы вовремя гасить фашистские бомбы-зажигалки. В августе 1942-го Наташа, всё осаждавшая военкомат, добилась, чтобы зачислили в медсанбат авиадесантной бригады, что стала вскоре 34-й гвардейской стрелковой дивизией на Сталинградском фронте, служила девушка санинструктором в 105-м гвардейском стрелковом полку. И раненых на себе из-под огня вытаскивала, и перевязывала под обстрелами… Более 70 раненых бойцов и командиров она спасла с поля боя 19 ноября 1942-го у калмыцкого посёлка Хулхута, наши войска, продолжая наступление, двинулись вперёд, а сестрёнка Наташа, как звали раненые, осталась с ними, помогать и ждать машину для отправки в медсанбат. Но следующим утром внезапно появились фашисты. Понимая, что раненые для врага слишком лёгкая мишень, «сестрёнка» положила в санитарную сумку запасные диски к ППШ (пистолет-пулемёт конструкции Георгия Шпагина), гранату, оружие взяла у раненого и рванулась в сторону ближней высотки, отстреливаясь, отводя врага от блиндажа, где укрыла раненых. Вражеская пуля и её настигла, но всё равно продолжала отстреливаться. Когда кончились патроны, подпустила врага близко и, выдернув чеку, уронила гранату им под руки - бросить сил уже не было… «Сестрёнка» ещё была в сознании, когда наши бойцы спешно вернулись на выстрелы, но помочь ей уже было нельзя. Последние строки из записной книжки Натальи Качуевской: «Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: «Вперёд!». Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую…». Мама Наташи, Александра Леонидовна, о гибели дочери узнала из газеты, когда вместе с фронтовым театром оказалась в расположении армии, которой подчинялась дивизия Наташи. Так и осталась женщина служить в штабе той армии, до Берлина дошли… Сцена - небо В его актёрском списке более 70 ролей, помните, лейтенант Володя, что курировал Семён Семёныча (тоже фронтовика Юрия Никулина) в «Бриллиантовой руке», шофёр Юрка из «Весны на Заречной улице»… Актёром он стал почти случайно, когда в 20 лет по ранениям комиссовали из армии, запретив летать, вспомнил, что в редкие минуты затишья однополчане хвалили его юмор и песни под гитару, а ещё в детстве стихи писал… Подал документы во ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии, известные режиссёры Михаил Ромм и Сергей Юткевич взяли его на курс, почти не раздумывая. И стал он тем, о ком и не мечталось - после института актёр театра-студии киноактёра при «Мосфильме», потом первая кинороль, завхоз в «Сельском враче» Сергея Герасимова…. А ночами, наверняка, снились полёты. Он родился 100 лет назад в Свердловске, 30 октября 1924-го, в семье военного Леонида Михайловича и учителя Марии Алексеевны Гуляевых, назвавших сына Володей. «Я буду лётчиком достойным/ Страны Советской дорогой…/ Моя священная работа -/ Стеречь Отчизну от врагов». Написал паренёк в седьмом классе, когда приняли в аэроклуб. А вот на фронт с началом Великой Отечественной сразу не взяли, как ни рвался. Устроился слесарем в авиамастерскую, а весной 1942-го - курсантом Молотовской (Пермской) военной авиационной школы пилотов. Окончил с отличием, в ноябре 1943-го получив новенькие погоны младшего лейтенанта и назначение на фронт, лётчик штурмового «Ил-2» 335-й штурмовой авиадивизии, 826-й авиаполк. Самый молодой лётчик-штурмовик, позывной «Уралец», в годы войны сражался в небе над Белорусской ССР и Прибалтикой. 60 боевых вылетов (до Золотой Звезды Героя Советского Союза не хватало 20 вылетов, 80 успешных установили с 1943-го, а у Владимира раны сказывались), несколько раз их самолёты сбивали, но Владимир умудрялся и задание выполнить, и машину всё же посадить, спасая жизнь и себе, и воздушному стрелку Евгению Виниченко, что был старше на шесть лет. «А было ли мне страшно?» - подумал я. И не мог себе ответить на этот вопрос. Наверное, нет, - писал потом лётчик-актёр в книге «В воздухе «Илы». - Некогда было страшиться, надо было все время действовать, маневрировать, управлять самолётом, стрелять, бомбить и опять стрелять, маневрировать, управлять.». И два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны первой степени. Представляя к первому, комполка Герой Советского Союза Василий Болтов описывал подвиги младшего лейтенанта: «С 29 апреля 1944-го находится на 1-м Прибалтийском фронте, произвёл 19 боевых самолётовылетов. Над целью работает смело, решительно и умело. За каждый боевой вылет расстреливает весь боезапас. 18 июня 1944-го, летая на штурмовку железнодорожной станции Оболь в группе 6 Ил-2, сделав 3 захода, несмотря на сильный зенитный огонь противника, товарищ Гуляев сбросил бомбы в эшелон, наблюдались три взрыва с чёрным дымом; огнём пушек и пулемётов расстреливал живую силу противника. Задание выполнил отлично. При прорыве сильно укреплённого Витебского района товарищ Гуляев летал в день 2-3 раза на штурмовку отходящих войск противника, нанося большие потери врагу. За 23-26 июня 1944-го им уничтожено до 20 автомашин с грузами. Умело маневрирует в зоне сильного зенитного огня, чем не раз спасал самолёт и жизнь экипажа». После ранений ему запрещали летать на штурмовку, оставляли посыльным при штабе, но война ещё продолжалась, добивался - летал. И на Параде Победы 24 июня 1945-го прошагал по Москве в строю своего 1-го Прибалтийского. Потом уже садиться за штурвал самолёта запретили окончательно, и появился актёр, что играл почти до ухода 3 ноября 1997-го… Наталья Качуевская, Владимир Гуляев - у них разные даты и место рождения, разные мечты, разная судьба, но одна на всех Родина - ради которой они не жалели свою молодость. Помним!
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru