✔ Дядя. Батя... - «История»
Andrews 28-фев, 00:00 193 Новости АРКНаше старшее поколение, героическое и искреннее, те, кто рождён ещё в Российской империи и уже в Советском Союзе, сумевшее победить 80 лет назад, в Великой Отечественной, во Второй мировой, одолеть врагов, которым, казалось никто не может дать отпор. Наши люди, жители Советского Союза, многонациональной и большой страны, смогли. И наш долг - не забывать, не предавать. «Крымская правда» продолжает проект во славу и память наших героев, ждём ваши рассказы о родных и близких. Пусть памятью нашей они живут, знают, что потомки благодарны, помнят. Как помнит, хранит письма, документы, фотокарточки, военный билет, награды отца Евгения Пикалова его сын Александр из Джанкоя.
Парень из Таганаша
Евгению Самсоновичу через два года исполнилось бы сто лет. Он, родившийся 30 октября 1927-го в селе Таганаш (ныне Солёное Озеро) Джанкойского района Крымской АССР, был седьмым ребёнком у Пелагеи и Самсона Пикаловых, после, в 1936-м, родился Валерий.
А вот другие братики, постарше, ушли от болезней и голода ещё грудничками, в 1920-м и 1923-м.
- Начало Великой Отечественной мой будущий папа встретил 13-летним пацаном, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Старший из братьев, Илья, 1914 года рождения, служил секретарём Сейтлерского (Нижнегорского) райкома партии, несколько раз открытками и письмами уговаривал семью эвакуироваться. Но бабушка решила остаться, ведь младшему и пяти лет не было, она боялась его потерять, как тех сыночков.
Илья Самсонович ушёл на фронт добровольцем, служил политруком сапёрной роты 869-го стрелкового полка 271-й стрелковой дивизии, погиб 12 октября 1941-го на Перекопе, в семье племянника хранят фото, похоронку. Ещё одного брата Анатолия, 1922 года, фашисты угнали в Германию, он, к счастью, выжил в концлагере. А подросток Женя вместе с друзьями старался сопротивляться врагу, вредить немцам и румынам, занявшим село: гвозди на дорогах рассыпали, воду из радиаторов машин сливали тайком, бензин из бензобаков - рано повзрослевшие мальчишки, юные народные мстители.
- В 14 лет моего будущего отца со сверстниками отправили в Джанкойский концлагерь, что был на территории ныне разрушенного консервного завода, - говорит сын фронтовика. - Гоняли на работы на военный аэродром Джанкоя - строить взлётную полосу и огораживать колючей проволокой. Дважды с другом Николаем Козловым они сбегали из лагеря. Домой! Вдоль железной дороги пробирались украдкой, представляя, как мамы обрадуются. Рассказывал: приходят усталые, мокрые, грязные, а дома уже сидят два румына с оружием. Забрали в комендатуру, били сильно, об стену, волосы с головы клоками вырывали… Но выстояли ребята.
В апреле 1944-го, когда Таганаш освободили, Евгений пошёл в село Ястребки, стал бойцом истребительного батальона: охраняли военные и гражданские объекты, ловили предателей. В конце лета ребят отправили на Перекоп, в район Литовского полуострова, растаскивать и хоронить тысячи погибших - тела наших бойцов, а также трупы противника. После этих труднейших во всех смыслах работ взвод бойцов истребительного батальона отправили в военкомат, 17-летних сразу забирали в Красную Армию. Евгению было меньше, но он написал, что 1925 года рождения, два года прибавил - хотел воевать по-настоящему, защищать Родину, отомстить за братьев.
Позади школа снайперов, 30-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки в Харькове, и их второй запасной стрелковый полк в январе 1945-го отправили на передовую. Освобождал крымчанин Западную Польшу, Восточную Германию. Брал Берлин. И на гимнастёрке появились боевые медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», позже, к 40-летию Победы наградят и орденом Отечественной войны. Но и после неё бои ещё продолжались, немало фанатиков войны было, прятались по хуторам и лесам. Их выявлением и уничтожением и занималась группа, в которую входил снайпер Евгений Пикалов, успешно справлялся, даже, получив ранение и контузию, остался в строю - приказ, надо закрепить победу. Два осколка так и остались в теле воина, один под сердцем, второй у сонной артерии в шеи - удалять опасно. После Великой Отечественной - новая война, с японскими милитаристами, выполнение долга СССР перед союзниками, окончание Второй мировой. На Дальний Восток полк отправили, почти месяц шёл воинский эшелон через всю страну. И вновь бои, до Победы, и снова зачистка врагов - от Сахалина до Камчатки на баржах, на каждый остров Курильской гряды, уничтожать японских фанатов, забирать и актировать оружие и боеприпасы. Через три месяца их воинская часть обосновалась на острове Парамушир Курильской гряды, и ещё на пять лет растянулась служба крымчанина. Он несколько раз подавал рапорты о демобилизации, но слишком необходим был старшина роты с боевым опытом, «отец солдатам». Решился Евгений Самсонович в Кремль написать, Иосифу Сталину, ведь дома ждут, помогать надо. И пришёл ответ, «старшину Пикалова демобилизовать в 24 часа».
Мирный труд
Вернувшись в родной Таганаш (точнее, уже Солёное Озеро - переименовали в 1945-м), Евгений отремонтировал родительский дом, повреждённый при бомбёжке; окончил седьмой класс и курсы преподавателей - стал в родной школе учителем физкультуры. По словам сына фронтовика, село тогда славилось на весь полуостров: паровозное депо, первая машинно-тракторная станция, просторный клуб, большой стадион. На нём наш герой играл в футбол, который полюбил ещё с воинской службы, капитан команды, что организовали они с вернувшимся братом Анатолием. И долгое время ДСО «Урожай» был чемпионом Крыма.
- Команду дважды премировали поездкой в Москву, на ВДНХ, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Там они тоже играли, четыре игры с чемпионами иных регионов, все выиграли. В семейном архиве у нас есть большой фотокалендарь парада Всесоюзной сельхозвыставки, подпись: «Первыми идут футболисты команды ЦДКА (ЦСКА), вторыми - команда Озёрной МТС Джанкойского района Крымской АССР, капитан Евгений Пикалов». Гордые, с развёрнутыми знамёнами ДСО «Урожай». Смотрю на них, молодых, целеустремлённых, на отца, прошедшего войну и сумевшего сохранить человечность, горжусь. Знаете, на памятнике отцу нанесли строки, что сложились у нас с сестрой Татьяной, памятные, отражающие, как мне кажется, сущность родного человека. «И мой отец прошёл войну - на фронт призыва сам добился./ Пройдя, познал войны цену, и мир им, как любовь ценился./ Он защищал наш Крым, тот край, в котором жил он и родился./ Пройдя войну, сказал: «Жизнь - рай» и Родиной всегда гордился./ Был честен, справедлив и смел, таким он в памяти остался,/ Так много в жизни он умел, героем мне всегда казался./ Давно ушёл он, много лет, а я им до сих пор горжусь!/ Рыбак, охотник, футболист, что сын его я не стыжусь!».
Первенец Александр стал счастливым подарком мужу и уже отцу от любимой жены к празднику 23 февраля, Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, родившись в этот день в 1956-м. Супруги поженились в 1955-м, Евгений Пикалов тогда поступил в Уманский сельскохозяйственный техникум механизации. Жили трудно, но искренне, любя, сын рассказывает, что, перечитывая сохранившиеся тогдашние письма родителей, с трудом сдерживает слёзы, столько в них теплоты и воспоминаний. После работал Евгений Пикалов инженером в совхозе «Завет Ленина», а когда переехали с семьёй в Джанкой, то шофёром, дом построил своими руками - мастеровой очень, трудолюбивый. И учёбу продолжал, заочно в Мелитопольском институте механизации - позже много лет трудился старшим инспектором Госсельтехнадзора, знакомые, труженики того времени до сих пор с улыбкой вспоминают о «Самсоновиче», какой порядок при нём был. А сын с гордостью и теплом вспоминает, как «батя» приехал к нему в Североморск, когда он, служивший срочную на Северном флоте, вернулся с экипажем корабля с боевого задания в Средиземном море. «Специально отпуск взял в феврале, чтобы приехать, поздравить меня с 20-летием. И с командованием встречался, рад был его благодарности за сына. Тоже гордился мной, знаю и чувствую его любовь и сейчас».
Выйдя на пенсию, Евгений Самсонович по мере сил продолжал работать на насосной станции Северо-Крымского канала, оператором газовых котельных, но давно отгремевшая война, два осколка в теле, давняя контузия сказались, увы, - ушёл в конце 2003-го. Ушёл из жизни, но не из памяти родных. Дети, внуки, уже правнуки помнят, чтят, с гордостью, когда шествие «Бессмертного полка» было по улицам, несли его портрет, а теперь портрет и стихи об отце сын Александр перед 9 Мая крепит на стекло автомобиля и ездит так по полуострову, от Дня Победы до Дня ВМФ. Уверен Александр Евгеньевич, «в том, что мы, потомки, стали нормальными людьми, патриотами Крыма и России, есть большая заслуга отца, патриота, фронтовика, мужественного гвардии старшины снайпера Евгения Пикалова». А сам он, как и все выстоявшие в битве, был очень скромным, никогда не кичился боевыми путями, ранениями, наградами: «Я просто участник войны - там таких тысячи были, мы просто за Родину сражались». Помним!
Илья и Евгений Пикаловы - дядя и отец читателя, фронтовики. Фото из семейного архива ПИКАЛОВЫХ. Наше старшее поколение, героическое и искреннее, те, кто рождён ещё в Российской империи и уже в Советском Союзе, сумевшее победить 80 лет назад, в Великой Отечественной, во Второй мировой, одолеть врагов, которым, казалось никто не может дать отпор. Наши люди, жители Советского Союза, многонациональной и большой страны, смогли. И наш долг - не забывать, не предавать. «Крымская правда» продолжает проект во славу и память наших героев, ждём ваши рассказы о родных и близких. Пусть памятью нашей они живут, знают, что потомки благодарны, помнят. Как помнит, хранит письма, документы, фотокарточки, военный билет, награды отца Евгения Пикалова его сын Александр из Джанкоя. Парень из Таганаша Евгению Самсоновичу через два года исполнилось бы сто лет. Он, родившийся 30 октября 1927-го в селе Таганаш (ныне Солёное Озеро) Джанкойского района Крымской АССР, был седьмым ребёнком у Пелагеи и Самсона Пикаловых, после, в 1936-м, родился Валерий. А вот другие братики, постарше, ушли от болезней и голода ещё грудничками, в 1920-м и 1923-м. - Начало Великой Отечественной мой будущий папа встретил 13-летним пацаном, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Старший из братьев, Илья, 1914 года рождения, служил секретарём Сейтлерского (Нижнегорского) райкома партии, несколько раз открытками и письмами уговаривал семью эвакуироваться. Но бабушка решила остаться, ведь младшему и пяти лет не было, она боялась его потерять, как тех сыночков. Илья Самсонович ушёл на фронт добровольцем, служил политруком сапёрной роты 869-го стрелкового полка 271-й стрелковой дивизии, погиб 12 октября 1941-го на Перекопе, в семье племянника хранят фото, похоронку. Ещё одного брата Анатолия, 1922 года, фашисты угнали в Германию, он, к счастью, выжил в концлагере. А подросток Женя вместе с друзьями старался сопротивляться врагу, вредить немцам и румынам, занявшим село: гвозди на дорогах рассыпали, воду из радиаторов машин сливали тайком, бензин из бензобаков - рано повзрослевшие мальчишки, юные народные мстители. - В 14 лет моего будущего отца со сверстниками отправили в Джанкойский концлагерь, что был на территории ныне разрушенного консервного завода, - говорит сын фронтовика. - Гоняли на работы на военный аэродром Джанкоя - строить взлётную полосу и огораживать колючей проволокой. Дважды с другом Николаем Козловым они сбегали из лагеря. Домой! Вдоль железной дороги пробирались украдкой, представляя, как мамы обрадуются. Рассказывал: приходят усталые, мокрые, грязные, а дома уже сидят два румына с оружием. Забрали в комендатуру, били сильно, об стену, волосы с головы клоками вырывали… Но выстояли ребята. В апреле 1944-го, когда Таганаш освободили, Евгений пошёл в село Ястребки, стал бойцом истребительного батальона: охраняли военные и гражданские объекты, ловили предателей. В конце лета ребят отправили на Перекоп, в район Литовского полуострова, растаскивать и хоронить тысячи погибших - тела наших бойцов, а также трупы противника. После этих труднейших во всех смыслах работ взвод бойцов истребительного батальона отправили в военкомат, 17-летних сразу забирали в Красную Армию. Евгению было меньше, но он написал, что 1925 года рождения, два года прибавил - хотел воевать по-настоящему, защищать Родину, отомстить за братьев. Позади школа снайперов, 30-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки в Харькове, и их второй запасной стрелковый полк в январе 1945-го отправили на передовую. Освобождал крымчанин Западную Польшу, Восточную Германию. Брал Берлин. И на гимнастёрке появились боевые медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», позже, к 40-летию Победы наградят и орденом Отечественной войны. Но и после неё бои ещё продолжались, немало фанатиков войны было, прятались по хуторам и лесам. Их выявлением и уничтожением и занималась группа, в которую входил снайпер Евгений Пикалов, успешно справлялся, даже, получив ранение и контузию, остался в строю - приказ, надо закрепить победу. Два осколка так и остались в теле воина, один под сердцем, второй у сонной артерии в шеи - удалять опасно. После Великой Отечественной - новая война, с японскими милитаристами, выполнение долга СССР перед союзниками, окончание Второй мировой. На Дальний Восток полк отправили, почти месяц шёл воинский эшелон через всю страну. И вновь бои, до Победы, и снова зачистка врагов - от Сахалина до Камчатки на баржах, на каждый остров Курильской гряды, уничтожать японских фанатов, забирать и актировать оружие и боеприпасы. Через три месяца их воинская часть обосновалась на острове Парамушир Курильской гряды, и ещё на пять лет растянулась служба крымчанина. Он несколько раз подавал рапорты о демобилизации, но слишком необходим был старшина роты с боевым опытом, «отец солдатам». Решился Евгений Самсонович в Кремль написать, Иосифу Сталину, ведь дома ждут, помогать надо. И пришёл ответ, «старшину Пикалова демобилизовать в 24 часа». Мирный труд Вернувшись в родной Таганаш (точнее, уже Солёное Озеро - переименовали в 1945-м), Евгений отремонтировал родительский дом, повреждённый при бомбёжке; окончил седьмой класс и курсы преподавателей - стал в родной школе учителем физкультуры. По словам сына фронтовика, село тогда славилось на весь полуостров: паровозное депо, первая машинно-тракторная станция, просторный клуб, большой стадион. На нём наш герой играл в футбол, который полюбил ещё с воинской службы, капитан команды, что организовали они с вернувшимся братом Анатолием. И долгое время ДСО «Урожай» был чемпионом Крыма. - Команду дважды премировали поездкой в Москву, на ВДНХ, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Там они тоже играли, четыре игры с чемпионами иных регионов, все выиграли. В семейном архиве у нас есть большой фотокалендарь парада Всесоюзной сельхозвыставки, подпись: «Первыми идут футболисты команды ЦДКА (ЦСКА), вторыми - команда Озёрной МТС Джанкойского района Крымской АССР, капитан Евгений Пикалов». Гордые, с развёрнутыми знамёнами ДСО «Урожай». Смотрю на них, молодых, целеустремлённых, на отца, прошедшего войну и сумевшего сохранить человечность, горжусь. Знаете, на памятнике отцу нанесли строки, что сложились у нас с сестрой Татьяной, памятные, отражающие, как мне кажется, сущность родного человека. «И мой отец прошёл войну - на фронт призыва сам добился./ Пройдя, познал войны цену, и мир им, как любовь ценился./ Он защищал наш Крым, тот край, в котором жил он и родился./ Пройдя войну, сказал: «Жизнь - рай» и Родиной всегда гордился./ Был честен, справедлив и смел, таким он в памяти остался,/ Так много в жизни он умел, героем мне всегда казался./ Давно ушёл он, много лет, а я им до сих пор горжусь!/ Рыбак, охотник, футболист, что сын его я не стыжусь!». Первенец Александр стал счастливым подарком мужу и уже отцу от любимой жены к празднику 23 февраля, Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, родившись в этот день в 1956-м. Супруги поженились в 1955-м, Евгений Пикалов тогда поступил в Уманский сельскохозяйственный техникум механизации. Жили трудно, но искренне, любя, сын рассказывает, что, перечитывая сохранившиеся тогдашние письма родителей, с трудом сдерживает слёзы, столько в них теплоты и воспоминаний. После работал Евгений Пикалов инженером в совхозе «Завет Ленина», а когда переехали с семьёй в Джанкой, то шофёром, дом построил своими руками - мастеровой очень, трудолюбивый. И учёбу продолжал, заочно в Мелитопольском институте механизации - позже много лет трудился старшим инспектором Госсельтехнадзора, знакомые, труженики того времени до сих пор с улыбкой вспоминают о «Самсоновиче», какой порядок при нём был. А сын с гордостью и теплом вспоминает, как «батя» приехал к нему в Североморск, когда он, служивший срочную на Северном флоте, вернулся с экипажем корабля с боевого задания в Средиземном море. «Специально отпуск взял в феврале, чтобы приехать, поздравить меня с 20-летием. И с командованием встречался, рад был его благодарности за сына. Тоже гордился мной, знаю и чувствую его любовь и сейчас». Выйдя на пенсию, Евгений Самсонович по мере сил продолжал работать на насосной станции Северо-Крымского канала, оператором газовых котельных, но давно отгремевшая война, два осколка в теле, давняя контузия сказались, увы, - ушёл в конце 2003-го. Ушёл из жизни, но не из памяти родных. Дети, внуки, уже правнуки помнят, чтят, с гордостью, когда шествие «Бессмертного полка» было по улицам, несли его портрет, а теперь портрет и стихи об отце сын Александр перед 9 Мая крепит на стекло автомобиля и ездит так по полуострову, от Дня Победы до Дня ВМФ. Уверен Александр Евгеньевич, «в том, что мы, потомки, стали нормальными людьми, патриотами Крыма и России, есть большая заслуга отца, патриота, фронтовика, мужественного гвардии старшины снайпера Евгения Пикалова». А сам он, как и все выстоявшие в битве, был очень скромным, никогда не кичился боевыми путями, ранениями, наградами: «Я просто участник войны - там таких тысячи были, мы просто за Родину сражались». Помним!
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru