Солдаты неба - «История» » Новости Крыма

✔ Солдаты неба - «История»




Александр Цурцумия и Александр Горбылёв (слева направо). Фото с портала «Память народа».


Победа, восьмидесятилетие которой, в Великой Отечественной - с германскими фашистами и их приспешниками, и во Второй мировой - с японскими милитаристами, ознаменовало этот год, далась очень тяжёлой ценой. И часть её заплатили те, кто отрывался от земли, поднимаясь в небо и никогда не зная, вернётся ли назад. Экипажи лёгких «кукурузников», стремительных истребителей, мощных бомбардировщиков - красные звёзды на крыльях - воздушные рабочие войны. Для врага они несли на крыльях гибель, а для своих - надежду. Добавляя аккорды мужества и постепенно вплетая в грозную мелодию войны победные ноты. С какой тревогой вслушивались в приближающийся самолётный гул женщины, но, заметив алые звёзды на крыльях, облегчённо вздыхали - «наши». «Бомбардировщики на задание пошли, теперь фрицам конец», - авторитетно говорили ребятишки, давно и практически безошибочно научившиеся по звуку определять тип крылатых машин. Как ждали в партизанских лесах самолёт с Большой земли, что привозил весточки, боеприпасы, продовольствие, забирал раненых. Как аккуратно на фюзеляже рисовали звёздочки - по количеству сбитых самолётов врага, не для баловства, не гордыни ради, это был авиационный счёт войны, знак того, что наши лётчики умеют сражаться, не умеют отступать, в лобовую атаку в последнем рывке, в последний миг бросаясь с горящей машиной на колонны вражеской техники. Солдаты неба.


Один из невернувшихся


Есть в Севастополе памятник крымским авиаторам - на проспекте имени погибшего в январе 1944-го генерал-майора авиации Николая Острякова, лётчика, Героя Советского Сою­за ещё за войну с белофиннами (вторую Золотую Звезду заменили в 1942-м на орден Красного Знамени), коман­дующего минно-торпедной авиадивизией Черноморского флота. Почти тысяча имён - лётчики, штурманы, радисты, воздушные стрелки Военно-Воздушных сил Черноморского флота, погибшие в войну, за Отечество, и не имеющие земных захоронений. Как в песне - погибшие в небе за Родину становятся небом над ней. Из почти тысячи имён - 61 Героев Советского Союза, и Александра Цурцумии тоже, родившегося 117 лет назад, 25 ноября 1908-го. Уже вечером первого дня Великой Отечест­венной, 22 июня 1941-го, он повёл звено наших самолётов на бомбардировку румынских аэродромов - фашистских союзников, именно оттуда взлетали на нашу страну бомбардировщики гитлеровцев. Во многих местах приграничья фашистам с помощью диверсантов удалось вывести из строя наши самолёты, а вот авиация Военно-Воздушных сил Черноморского флота, базировавшаяся на крымских аэродромах, сохранилась - в битву вступила с первого дня войны, защищали Перекоп, поддерживая ударами с воздуха 51-ю армию, потом Приморскую - за Севастополь, поддерживали партизан, а при освобождении полуострова поддерживали эти армии, 51-ю в составе 4-го Украинского фронта, Отдельную Приморскую, проводили бое­вые операции на морских коммуникациях фашистов от наших до румынских портов. Именами многих невернувшихся из полётов названы улицы в крымских регионах, вот и в Октябрьском Красно­гвардейского района есть улица имени Александра Цурцумии, командира эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка, позднее 943-го морского ракетоносного Краснознамённого Констанцского.


Он родился в большой крестьянской семье в грузинском селе Голаскурия, труд с детства познал, местную школу-пятилетку окончил, а потом добровольцем ушёл комсомолец на службу, направили в Борисоглебскую школу военных лётчиков, в 1934-м окончил, назначение получив в 43-ю эскадрилью ВВС Черноморского флота, там учили его признанные асы - Михаил Самохин, Иван Борзов, Николай Токарев, позднее именно он и формировал на аэродроме Сарабуз (Гвардейское) 40-й бомбардировочный авиаполк, пятой эскадрильей в нём коман­довал Александр Цурцумия, очень быстро сумевший добиться уважения и признания авиаторов. В начале июня 1941-го авиаполк, только накануне успешно справившийся с учениями, расположился на полевых аэродромах вдоль железной дороги - Евпатория, Сарабуз, Биюк-Онлар (Октябрьское), Курман-Кемельчи (Красногрвардейское), Владиславовка. Вечером, 22 июня, из Сарабуза, Биюк-Онлара и Курман-Кемельчи взлетели первые краснозвёздные самолёты, чтобы нанести ответный удар по фашистским военно-морским базам, на митинге комэск Александр Цурцумия призвал авиаторов защитить Родину от врага и с честью выполнить долг. Через пять дней в бой вылетел и он, на новых скоростных Пе-2, что первыми на флоте получила его эскадрилья. Самолёты, разработанные конструкторским бюро Владимира Петлякова, внешне немного схожи с теми, что для германской авиации создал Вилли Мессершмитт, на сходстве и решил сыграть командир эскадрильи. Предложил Александр Цурцумия днём нанести групповой удар по Плоешти, нефтяному цент­ру Румынии, откуда горючим снабжались враги. Два звена, шесть самолётов, Александра Цурцумии и Ивана Корзунова вылетели с одного из аэродромов Молдавии, куда перелетели из Крыма накануне - ближе до врага. Герой Советского Союза Иван Корзунов потом вспоминал, как удалось прорваться к цели: «Осуществил Цурцумия самый блестящий манёвр полёта. Он прошёл в сторону от Плоешти, довольно далеко на запад, затем мы развернулись и пошли к городу от Карпат, иначе говоря, из глубокого немецкого тыла, откуда враги, конечно, не могли ждать появления советских самолётов. У самого Плоешти мы прошли мимо аэродрома, Цурцумия даже крыльями покачал - идём, мол, на посадку. Нигде не обнаруживалось никаких признаков тревоги. Штурманы Александр Горбылёв, Пётр Карташёв, Иван Филатов, Владимир Василевский, Пётр Родионов и Иван Резников спокойно прицелились и сбросили на нефтезаводы 48 фугасных и зажигательных бомб, уничтожив два заводских корпуса, два нефтесклада и два нефтеперегонных завода, более 220 тысяч тонн нефти загорелось - трое суток тушили «огненное море». На обратном пути наших лётчиков атаковали фашистские истребители, два из них сбиты, благодаря штурману Ивану Филатову и стрелку-радисту Александру Алексееву, но и у нас - потери, погиб экипаж Алексея Александрова». Тот удар был одним из самых дерзких в истории авиации флота, иностранцы писали, что в нём участвовало не менее сотни самолётов, а их было только шесть, вернулось лишь пять. Первая награда Александра Цурцумии - орден Красного Знамени.


Только в цель


Он учил членов эскадрильи: «Каждая бомба - в цель! Таким должен быть наш девиз», принимая бой даже при численном преимуществе врага и сильном огне зенитной артиллерии. «Надо сделать больше, чем возможно. Выжать из самолёта всё до предела» - учил своим примером.
И изобретательность поддерживал, к примеру, его штурман Александр Горбылёв первым применил метод пологого пикирования при ударах по танкам противника: лётчики не только бомбардировали войска, но и эффективно штурмовали их, такой вариант применения Пе-2 придумал Иван Корзунов. Осенью 1941-го 40-й бомбардировочный авиаполк одновременно сражался под Одессой, на Днепре, на Перекопе. Перекоп это уже оборона Крыма, как и Ишунь, там лётчики полка выполнили 420 боевых вылетов. Основная нагрузка была на эскадрильи Александра Цурцумии и Ивана Морковкина. 10 октября авиаэскадрилья уничтожила группу танков, вкопанных в землю на Перекопе, по инициативе двух Александров, Цурцумии и Горбылёва, применили тот самый удар с пикированием, в результате шесть Пе-2 за вылет уничтожили 18 танков, но положение наших войск на Ишуни это не спасло, позиции враг прорвал там в ночь на 30 октября, чуть раньше пал Перекоп. К тому времени полк уже перебазировался на Кавказ, последними с аэродрома Сарабуз вечером, 29 октября 1941-го, взлетели шесть самолётов - эскадрилья Александра Цурцумии, они видели горящие города и сёла, поклялись вернуться в родной Крым, победителями. Вернулись не все и не сразу, вначале в январе 1942-го - в Севастополь, потом вновь на Кавказ, а уж весной 1944-го, как и обещали - победителями, освободителями. Только без Александра Цурцумии - он погиб 29 декабря 1941-го, 87 боевой вылет.


В районе станицы Крымской его экипаж возвращался с боевого задания, посадочную полосу перегородили сугробы, убирать не успевали - опасно садиться, но топливо на исходе. Лётчик мог посадить самолёт, но, едва коснувшись, земли, тот перевернулся. Два Александра, лётчик Цурцумия и штурман Горбылёв (рождённый 10 октября 1912-го в Татарстане) погибли, посмертно награждены орденами Отечественной войны первой степени, также у обоих ордена Красного Знамени. Александр Цурцумия посмертно в феврале 1944-го награждён медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза - в наградном уже комполка Иван Корзунов писал о друге: «Бесконечно храбрый, мужественный, самоотверженно сражался на фронте <> за период боевых действий его авиаэскадрилья произвела 1746 вылетов и уничтожила 176 танков, 1215 автомашин с пехотой и грузами, 21 орудие, уничтожено самолётов на земле - 17, сбито в воздушных боях - 9 <> имя Цурцумии произносится в 40-м авиаполку как символ гордости и славы, как традиция, зовущая к непримиримой борьбе с немецкими захватчиками». В честь лётчика вначале негласно, а потом и официально называли его пятую эскадрилью. Помним!



Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Александр Цурцумия и Александр Горбылёв (слева направо). Фото с портала «Память народа». Победа, восьмидесятилетие которой, в Великой Отечественной - с германскими фашистами и их приспешниками, и во Второй мировой - с японскими милитаристами, ознаменовало этот год, далась очень тяжёлой ценой. И часть её заплатили те, кто отрывался от земли, поднимаясь в небо и никогда не зная, вернётся ли назад. Экипажи лёгких «кукурузников», стремительных истребителей, мощных бомбардировщиков - красные звёзды на крыльях - воздушные рабочие войны. Для врага они несли на крыльях гибель, а для своих - надежду. Добавляя аккорды мужества и постепенно вплетая в грозную мелодию войны победные ноты. С какой тревогой вслушивались в приближающийся самолётный гул женщины, но, заметив алые звёзды на крыльях, облегчённо вздыхали - «наши». «Бомбардировщики на задание пошли, теперь фрицам конец», - авторитетно говорили ребятишки, давно и практически безошибочно научившиеся по звуку определять тип крылатых машин. Как ждали в партизанских лесах самолёт с Большой земли, что привозил весточки, боеприпасы, продовольствие, забирал раненых. Как аккуратно на фюзеляже рисовали звёздочки - по количеству сбитых самолётов врага, не для баловства, не гордыни ради, это был авиационный счёт войны, знак того, что наши лётчики умеют сражаться, не умеют отступать, в лобовую атаку в последнем рывке, в последний миг бросаясь с горящей машиной на колонны вражеской техники. Солдаты неба. Один из невернувшихся Есть в Севастополе памятник крымским авиаторам - на проспекте имени погибшего в январе 1944-го генерал-майора авиации Николая Острякова, лётчика, Героя Советского Сою­за ещё за войну с белофиннами (вторую Золотую Звезду заменили в 1942-м на орден Красного Знамени), коман­дующего минно-торпедной авиадивизией Черноморского флота. Почти тысяча имён - лётчики, штурманы, радисты, воздушные стрелки Военно-Воздушных сил Черноморского флота, погибшие в войну, за Отечество, и не имеющие земных захоронений. Как в песне - погибшие в небе за Родину становятся небом над ней. Из почти тысячи имён - 61 Героев Советского Союза, и Александра Цурцумии тоже, родившегося 117 лет назад, 25 ноября 1908-го. Уже вечером первого дня Великой Отечест­венной, 22 июня 1941-го, он повёл звено наших самолётов на бомбардировку румынских аэродромов - фашистских союзников, именно оттуда взлетали на нашу страну бомбардировщики гитлеровцев. Во многих местах приграничья фашистам с помощью диверсантов удалось вывести из строя наши самолёты, а вот авиация Военно-Воздушных сил Черноморского флота, базировавшаяся на крымских аэродромах, сохранилась - в битву вступила с первого дня войны, защищали Перекоп, поддерживая ударами с воздуха 51-ю армию, потом Приморскую - за Севастополь, поддерживали партизан, а при освобождении полуострова поддерживали эти армии, 51-ю в составе 4-го Украинского фронта, Отдельную Приморскую, проводили бое­вые операции на морских коммуникациях фашистов от наших до румынских портов. Именами многих невернувшихся из полётов названы улицы в крымских регионах, вот и в Октябрьском Красно­гвардейского района есть улица имени Александра Цурцумии, командира эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка, позднее 943-го морского ракетоносного Краснознамённого Констанцского. Он родился в большой крестьянской семье в грузинском селе Голаскурия, труд с детства познал, местную школу-пятилетку окончил, а потом добровольцем ушёл комсомолец на службу, направили в Борисоглебскую школу военных лётчиков, в 1934-м окончил, назначение получив в 43-ю эскадрилью ВВС Черноморского флота, там учили его признанные асы - Михаил Самохин, Иван Борзов, Николай Токарев, позднее именно он и формировал на аэродроме Сарабуз (Гвардейское) 40-й бомбардировочный авиаполк, пятой эскадрильей в нём коман­довал Александр Цурцумия, очень быстро сумевший добиться уважения и признания авиаторов. В начале июня 1941-го авиаполк, только накануне успешно справившийся с учениями, расположился на полевых аэродромах вдоль железной дороги - Евпатория, Сарабуз, Биюк-Онлар (Октябрьское), Курман-Кемельчи (Красногрвардейское), Владиславовка. Вечером, 22 июня, из Сарабуза, Биюк-Онлара и Курман-Кемельчи взлетели первые краснозвёздные самолёты, чтобы нанести ответный удар по фашистским военно-морским базам, на митинге комэск Александр Цурцумия призвал авиаторов защитить Родину от врага и с честью выполнить долг. Через пять дней в бой вылетел и он, на новых скоростных Пе-2, что первыми на флоте получила его эскадрилья. Самолёты, разработанные конструкторским бюро Владимира Петлякова, внешне немного схожи с теми, что для германской авиации создал Вилли Мессершмитт, на сходстве и решил сыграть командир эскадрильи. Предложил Александр Цурцумия днём нанести групповой удар по Плоешти, нефтяному цент­ру Румынии, откуда горючим снабжались враги. Два звена, шесть самолётов, Александра Цурцумии и Ивана Корзунова вылетели с одного из аэродромов Молдавии, куда перелетели из Крыма накануне - ближе до врага. Герой Советского Союза Иван Корзунов потом вспоминал, как удалось прорваться к цели: «Осуществил Цурцумия самый блестящий манёвр полёта. Он прошёл в сторону от Плоешти, довольно далеко на запад, затем мы развернулись и пошли к городу от Карпат, иначе говоря, из глубокого немецкого тыла, откуда враги, конечно, не могли ждать появления советских самолётов. У самого Плоешти мы прошли мимо аэродрома, Цурцумия даже крыльями покачал - идём, мол, на посадку. Нигде не обнаруживалось никаких признаков тревоги. Штурманы Александр Горбылёв, Пётр Карташёв, Иван Филатов, Владимир Василевский, Пётр Родионов и Иван Резников спокойно прицелились и сбросили на нефтезаводы 48 фугасных и зажигательных бомб, уничтожив два заводских корпуса, два нефтесклада и два нефтеперегонных завода, более 220 тысяч тонн нефти загорелось - трое суток тушили «огненное море». На обратном пути наших лётчиков атаковали фашистские истребители, два из них сбиты, благодаря штурману Ивану Филатову и стрелку-радисту Александру Алексееву, но и у нас - потери, погиб экипаж Алексея Александрова». Тот удар был одним из самых дерзких в истории авиации флота, иностранцы писали, что в нём участвовало не менее сотни самолётов, а их было только шесть, вернулось лишь пять. Первая награда Александра Цурцумии - орден Красного Знамени. Только в цель Он учил членов эскадрильи: «Каждая бомба - в цель! Таким должен быть наш девиз», принимая бой даже при численном преимуществе врага и сильном огне зенитной артиллерии. «Надо сделать больше, чем возможно. Выжать из самолёта всё до предела» - учил своим примером. И изобретательность поддерживал, к примеру, его штурман Александр Горбылёв первым применил метод пологого пикирования при ударах по танкам противника: лётчики не только бомбардировали войска, но и эффективно штурмовали их, такой вариант применения Пе-2 придумал Иван Корзунов. Осенью 1941-го 40-й бомбардировочный авиаполк одновременно сражался под Одессой, на Днепре, на Перекопе. Перекоп это уже оборона Крыма, как и Ишунь, там лётчики полка выполнили 420 боевых вылетов. Основная нагрузка была на эскадрильи Александра Цурцумии и Ивана Морковкина. 10 октября авиаэскадрилья уничтожила группу танков, вкопанных в землю на Перекопе, по инициативе двух Александров, Цурцумии и Горбылёва, применили тот самый удар с пикированием, в результате шесть Пе-2 за вылет уничтожили 18 танков, но положение наших войск на Ишуни это не спасло, позиции враг прорвал там в ночь на 30 октября, чуть раньше пал Перекоп. К тому времени полк уже перебазировался на Кавказ, последними с аэродрома Сарабуз вечером, 29 октября 1941-го, взлетели шесть самолётов - эскадрилья Александра Цурцумии, они видели горящие города и сёла, поклялись вернуться в родной Крым, победителями. Вернулись не все и не сразу, вначале в январе 1942-го - в Севастополь, потом вновь на Кавказ, а уж весной 1944-го, как и обещали - победителями, освободителями. Только без Александра Цурцумии - он погиб 29 декабря 1941-го, 87 боевой вылет. В районе станицы Крымской его экипаж возвращался с боевого задания, посадочную полосу перегородили сугробы, убирать не успевали - опасно садиться, но топливо на исходе. Лётчик мог посадить самолёт, но, едва коснувшись, земли, тот перевернулся. Два Александра, лётчик Цурцумия и штурман Горбылёв (рождённый 10 октября 1912-го в Татарстане) погибли, посмертно награждены орденами Отечественной войны первой степени, также у обоих ордена Красного Знамени. Александр Цурцумия посмертно в феврале 1944-го награждён медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза - в наградном уже комполка Иван Корзунов писал о друге: «Бесконечно храбрый, мужественный, самоотверженно сражался на фронте

Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»