Полуостров «нарисован» в космосе. Крымские имена получили многие астероиды - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Полуостров «нарисован» в космосе. Крымские имена получили многие астероиды - «Культура Крыма»

[/i]Статья из газеты:

Далеко-далеко в космосе, где-то между Марсом и Юпитером, летит Крымия. Особа, возможно, не слишком большая, но крепкая. Можно сказать, кремень — поскольку относится к классу кремниевых астероидов. Имя своё Крымия получила, конечно, в честь Крыма. Так решил астроном Григорий Неуймин, открывший её во время работы в Симеизской обсерватории в 1929 году.

Взгляд с полуострова, между прочим, оказался острым и чрезвычайно полезным для науки. Крымские астрономы открыли немало малых космических тел, в том числе и астероидов. «-Крым» решили вспомнить об этом накануне 30 июня — Международного дня астероида.

Звезде подобный

«Само слово «астероид» можно перевести как «звёздоподобный», — объясняет младший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров. — Физически астероидом является глыба, скала, которая находится за пределами земной атмосферы. Если астероид содержит в себе большое количество льда, то, разогревшись на солнце становится кометой. Метеоритом можно назвать тело, которое уже упало на землю — прошило атмосферу и застряло в грунте. Если «камень» не приземлился, но все же горел в атмосфере — это метеор. Гореть может все что угодно: даже если обломилась обшивка МКС и мчится к земле, но не достигает её. Яркие метеоры, ярче, чем Венера — это болиды».

Один из первых астероидов крымскими астрономами был открыт 9 февраля 1912 года в Симеизе, и назван он был уже после 1922 года в честь Американской администрации помощи — АRА. Она помогала Советской России во время голода, столовые от ARA открывались и в Крыму, и спасли немало жизней.

Среди астероидов есть тёзки крымских городов — Севастополь, Симферополь, Ялта, Керчь. Есть Симеиза, Таврида, Скифия, КрАО (Крымская астрофизическая обсерватория).

Интересен астероид Гаспра, открытый в далёком 1916 году Григорием Неуйминым. Подробнее его удалось изучить только в начале 90-х годов, во время пролета межпланетной станции «Галилео». Камеры на космическом аппарате запечатлели множество кратеров на нём. И каждый кратер получил название… какого-нибудь курорта мира. По размеру «Гаспра» схожа на спутник Марса Деймос, что в диаметре составляет около 12 километров.

«В нашей обсерватории зарегистрировали около 1300 астероидов, из них чуть больше сотни нашли, благодаря метровому телескопу в Симеизе, — рассказывает Сергей Назаров. — Первые исследования в этом направлении начались ещё до революции. Они очень важны, поскольку дают нам информацию про то, как тела находящиеся в Солнечной системе взаимодействуют: сталкиваются, разваливаются, притягиваются. Они могут даже рассказать, как была устроена Солнечная система в юности, они сохранили часть первичного вещества из которого сформировались планеты».

И что с них взять?

Практическая наука рассматривает астероиды тоже практично: источник ресурсов таких редкоземельных металлов как платина, иридий, рений и много других. Второй ресурс, как ни странно — вода. Астероиды, как и кометы, содержат огромное количество льда. Можно запустить космический аппарат, чтобы он приземлился на поверхность и добывал необходимую руду. При всей фантастичности этого сценария, он уже активного реализуется. Уже осуществлялись запуски космических аппаратов к астероидам, где первые взаимодействовали с поверхностью.

Второй вариант добыть чего-нибудь полезного более сложный: можно изменить траекторию полета ударным или гравитационным способом, чтобы астероид попал в нужную нам область, где космические рудокопы могут его исследовать и добывать полезные ископаемые. Таких областей несколько: орбита вокруг Земли, Луны, точки Лагранжа (там, где гравитация Солнца и планет не перетягивает тело ни в одну из сторон). Ну, или просто «ударить» астероид об Луну и изучать его там.

«Это довольно реалистичный вариант, ведь есть астероиды которые пролетают рядом с Землёй, и, немного подкорректировав их движение, можно перевести их орбит на Луну, — не сомневается Сергей Назаров. — Земная орбита — дело рискованное, опасность ошибки велика, можно посбивать свои спутники или уронить его на землю».

Кстати, сценарий падения астероида на землю не раз описывался в литературе и кино. Опасность заключается в кинетической энергии астероида, всё дело в скорости — 11-70 километров в секунду. Достаточно и совсем небольшого, метрового, астероида, чтобы вызвать переполох.

Опасными для Земли считаются астероиды размерами свыше 100 метров. Например, Челябинский метеорит был диаметром 17 метров. Он наделал много шума, но никого не убил. Размеры выше 20 -50 метров, могут привести к жертвам, если упадут в населённых местах.

Небольшие шансы

«Самые опасные астероиды — со стометровыми диаметрами. Они часто встречаются в Солнечной системе, их трудно обнаружить — для телескопов они малы. Как правило, падение астероида с диаметром 100 метров эквивалентно взрыву бомбы мощностью в тысячу мегатонн.

Кстати 400-метровый астероид 2013 TV135, открытый пять лет назад сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Геннадием Борисовым, был сначала классифицирован как потенциально опасный. Учёные оценивали риск столкновения его с Землёй как один шанс на 63 тысячи. Но, спустя несколько месяцев, снизили его до одного шанса на 345 тысяч и его исключили из числа потенциально опасных для нашей планеты объектов. То есть, вероятность его «встречи» с Землёй близка к нулю. Сейчас известны 2000 потенциально опасных для Земли астероидов. Они пересекают орбиту нашей планеты часто: в пределах человеческой жизни могут сделать это пару раз. Значит, в теории, рано или поздно могут столкнуться с Землей. Вероятность этого выше нуля — значительная, но не обязательная. Мало ли что в космосе случится? Астероид может «перехватить» другая планета — скажем, огромный Юпитер, тогда до Земли просто ничего долетит. И потом, 70% поверхности планеты занимают океаны, вероятность падения или взрыва над ними выше. Значительная часть планеты — пустые незаселённые территории.

«Астрономы открывают приблизительно один потенциально опасный астероид в месяц, — поясняет Сергей Назаров. — Среди них есть астероиды мелкие, в пару метров диаметром. Бывают крупные — в километр или несколько, но таких очень мало. Конечно, вероятность падения метрового астероида выше, чем километрового. За последние десять лет, зарегистрировали множество падений «мелочи»: на Мадагаскаре, в пустыне в Судане, в Атлантическом океане, в Челябинске. И при этом — ни одной человеческой жертвы. «Мелочь» взрывается в земной атмосфере и сгорает».

Если же всё-таки будет известно, что крупный астероид направляется к земле, с этим ничего не поделать. В арсенале человечества нет ракет, которые бы двигались быстрее пяти километров в секунду. Перехват возможен, если астероид обнаружили вне атмосферы. Можно ударить ракетой в попытке изменить траекторию, но спрогнозировать поведение астероида после взрыва ещё сложнее.

«В защите от астероида главное — открыть его как можно раньше, — подтверждает Сергей Назаров. — Тогда можно попытаться сдвинуть его ракетами. Если есть время — год или три, можно попытаться запустить гравитационную ловушку — тяжелую болванку, которая двигается вокруг астероида, смещая его центр тяжести, уводя в другую сторону. Если он представляет реальную опасность, тогда его лучше стукнуть о поверхность Луны».

_