Вятич по рождению, крымчанин по жизни - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Вятич по рождению, крымчанин по жизни - «Культура Крыма»


23 августа все, кто сроднился с героями выдающегося русского писателя, великого романтика, автора философско-психологических, наполненных символической фантастикой произведений, отмечали 140-летие Александра Грина, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом.




Александр Грин. 1924 г. Фотография Оцупа.


В 1903 г. в Севастополе он вёл революционную работу среди матросов и солдат. Был арестован, два года провёл в севастопольской тюрьме. В 2010 году в здании тюрьмы открыта Музейная комната писателя. В городе-герое есть библиотека его имени и улица в Балаклавском районе.
Наверное, нет на всём постсоветском пространстве человека, не читавшего гриновские «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотую цепь», «Бегущую по волнам» - напоённые тоской по совершенству человеческих отношений произведения. Многие вспомнят слова о нём собратьев по перу, среди которых признание Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и блекнут краски, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве».
Крым стал пристанищем для вятича по рождению с сентября 1924 года. Юного жителя скромного провинциального городка неудержимо тянуло к морю. Его не устраивала вялотекущая провинциальная жизнь. Он видел себя путешест-венником, устремлённым не только в неведомые дальние страны, но и в жизнь, наполненную светом, любовью, теплотой и добротой. Бессребреник и анахорет хотел жить в мире без зла, ненависти, зависти, без фетиша золотого тельца. Это было состоянием его тонкой души, понять которую суждено не каждому. Те, кто стремится это сделать, перелистывают «Автобиографическую повесть», в которой он раскрывается сполна, не стесняясь, не сомневаясь, что найдутся люди, которым будут близки его мысли. В ней - о жажде приключений, которую испытывал после знакомства с книгой, которую увлечённо читали и мы: «…первая прочитанная мной, ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествия Гулливера в страну лилипутов» - детское издание Сытина с раскрашенными картинками или стремление в далёкие страны было врождённым, но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет».
Книги вошли в его жизнь рано: складывать буквы в слова научился в четыре года. Подростком знал всю русскую классику, зарубежную приключенческую литературу, в которой особенно выделял книги Жюля Верна, Фенимора Купера, Густава Эмара, Эдгара По.
Летом 1896 года шестнадцатилетний Саша Гриневский отправляется в Одессу, чтобы «проникнуть за золотые ворота моря». 18 июня он поднялся на борт парохода в соломенной шляпе, в высоких охотничьих сапогах, с ивовой корзиной в руках, где под сменой белья лежали краски, которыми он собирался воспользоваться где-нибудь в Индии, на берегах таинственного Ганга. Ему грезилось море, трепещущие на ветру паруса.
Сдать документы в мореходку он опоздал, и ничего не оставалось, как устроиться юнгой на пароход «Платон», который отправлялся в каботажное плавание вдоль берегов Крыма и Кавказа. Судно заходило почти во все портовые города. Благодаря этому Грин впервые побродил по улочкам Феодосии, Севастополя, Ялты, которая особенно поразила его: «Огни порта сливались с огнями невидимого города. Пароход приближался к молу при ясных звуках оркестра в саду. Пролетел запах цветов, тёплые порывы ветра; слышались далеко голоса и смех».
Полученные в это время навыки нелёгкой морской жизни Грин опишет во всех подробностях, ярко и живо, в «Алых парусах». Потом было путешествие в Александрию на пароходе «Цесаревич» через Стамбул и Смирну. Александ-рия стала единственным заграничным портом, в котором ему довелось побывать. После ничем не примечательной прогулки по пыльным улицам он рассказал товарищам романтическую историю о том, как в него стрелял бедуин, который, к счастью, промахнулся.
О том, как красавица-арабка подарила ему алую розу, но он её не донёс, передарив другой красавице.
О ссоре с капитаном, списании на берег в Одессе, возвращении в Вятку он не любил вспоминать. Оживлялся, рассказывая о поездке в Баку летом 1898 года, где надеялся обрести счастье. Но надежды не оправдались: год, проведённый на берегах Каспия, был самым трудным в его судьбе. Вместо «живописного труда плаваний» была работа грузчиком, пожарным. Голодал, ночевал под открытым небом, в пароходных котлах и под опрокинутыми лодками. В родной город вернулся с приступами малярии, измождённым, но не отчаявшимся. Перебился зиму случайными заработками и в феврале 1901 года отправился пешком на Урал. Об этом путешествии поведал в «Автобиографической повести» с присущей ему самоиронией: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора - одним словом, я всё ещё был под влиянием Райдера Хаггарда и Густава Эмара». Подробно он опишет работу на Шуваловских золотоносных приисках в очерке «Урал».
Пришлось ему испытать и все «прелести» армейской жизни, которая, по его признанию, «прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия». Половину срока армейской службы Гриневский провёл в карцере. Завершилась эта эпопея побегом, который ему помогли совершить революционеры. Под их влиянием он начал читать запрещённую литературу, посещать тайные собрания, вникать в идеи бунтарей. В 1903 году по заданию революционной организации приехал в Севастополь. Стояла золотая осень, поразившая Александра Степановича неземной красотой. Город стал для него таинственным Зурбаганом. Севастополь узнаётся в созданных его воображением городах Лиссе, Гель-Гью, Гертоне. Грин талантливо вёл пропагандистскую работу против властей среди солдат и матросов под подпольной кличкой Студент. Прочитав одну из его прокламаций, товарищ по революционной работе Быховский заметил: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы получиться писатель». Грин позже скажет: «Это было как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это единственное, что сделало бы меня счастливым. Зерно пало в душу и стало расти. Я нашёл своё место в жизни».
«Литературный» дебют состоялся в 1906 году беллетризованной агиткой, предназначенной для распространения среди солдат. Заслужил ссылку в один из отдалённых уездов Тобольской губернии. Было ему в ту пору двадцать шесть лет. Бежав из мест ссылки, Александр отправляется в Петербург, где пишет первые литературные произведения - рассказы «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и издан как агитброшюра для солдат-карателей с описанием бесчинств в армии. Весь тираж был конфискован в типографии и сожжён. Писатель долгое время считал это произведение навсегда утраченным. Его обнаружили только в 1961 году в архиве отдела вещественных доказательств Московской жандармерии. Такая же участь постигла беллетризованную агитку «Слон и Моська», которую обнаружили в 1966 году в отделе редких книг Российской государственной библиотеки.
Первым дошедшим до читателей произведением стал рассказ «В Италию» в «Биржевых ведомостях» за подписью
«А. А. М-въ» (под именем Алексей Мальгинов он скрывался от полиции). Временная чужая фамилия сменилась псевдонимом «А. С. Грин», которым был подписан рассказ «Случай» в газете «Товарищ» в 1907 году.
Грин своей революционной деятельности значения не придавал, несмотря на то, что именно она дала материалы для первых рассказов и, по сути, сделала его писателем.
В 1908 году вышла первая книга писателя «Шапка-невидимка», в которую вошли десять рассказов.
Преддверием гриновского романтизма стали рассказы «Она» и «Воздушный корабль». В 1909 году в рассказах «Пролив бурь», «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури», напечатанных в «Новом журнале для всех», очерчивались границы его страны-миража Гринландии, определялись её законы. «Остров Рено» приведёт к позднему Грину, которого мы хорошо знаем.
Романтическое творчество стало выражением мироощущения писателя с неповторимым стилем. На смену произведениям с героем-одиночкой, ищущим счастья для себя, приходят новые, в которых герои - люди, дарящие счастье другим. В 1918 году был написан широко известный рассказ «Корабли в Лиссе», имевший в одной из журнальных публикаций название «Битт-Бой, приносящий счастье». В этот творческий период Грин пишет глубоко символические произведения, в которых отражаются реальные события, происходившие в России, в числе которых «Дикая роза». В них Грин проявляется не только как яркий художник, но и как мыслитель с даром исторического предвидения.
Названная выдающимся критиком современности Виктором Шкловским «пленительной сказкой русской литературы» повесть «Алые паруса» вынашивалась писателем пять лет, завершена и впервые прочитана в московском Доме искусств
8 декабря 1920 года. Константин Паустовский написал об этом программном произведении, напомнившем о высоких духовных возможностях каждого человека: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Вслед за «Алыми парусами» появился роман «Блистающий мир», которым зачитывается уже не одно поколение. Наверное, потому, что, как заметил автор, «это не фантастический роман, а символический, это не человек летает, это парение духа».
Получив гонорар за журнальную публикацию «Блистающего мира», Грин смог осуществить давно задуманное путешествие к морю: весной 1923 года он отправляется в Крым, посещает Ялту, Алупку, Балаклаву и Севастополь. Именно эта поездка и привела писателя к мысли навсегда поселиться в пленившей его в юности Феодосии. Его привлекла провинциальная тишина и, конечно, море. Идею переезда одобрила его верная спутница Нина Николаевна.
В стенах дома номер восемь, на улице Галерейной написаны роман «Золотая цепь», рассказы «Возвращение», «Фанданго», «Посидели на берегу», романы «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». Здесь зародился замысел одного из самых глубоких и поэтических произведений - «Бегущая по волнам». В ноябре 1930 года Грин и Нина Николаевна переезжают в Старый Крым, поселяются на улице Карла Либкнехта, где писатель умирает тихим летним вечером, 8 июля 1932 года, не дожив до пятидесяти двух лет, оставив многочисленные наброски сюжетов, рукопись последнего романа «Недотрога», завершить который не успел. Его похоронили на городском кладбище и посадили на могиле маленькое деревце, превратившееся со временем в раскидистую красавицу-алычу. К столетию со дня рождения писателя на могиле установили скульптуру работы феодосийки Татьяны Гагариной: бронзовую фигурку Фрэзи Грант. Тропа к этому месту не зарастает. Книги Александра Грина переиздаются и читаются. Значит, он с нами. Великий романтик и мечтатель.
Огромной популярностью пользуются музеи писателя в феодосийском и старокрымском домах, где начинается путь в блистательный гриновский мир.


23 августа все, кто сроднился с героями выдающегося русского писателя, великого романтика, автора философско-психологических, наполненных символической фантастикой произведений, отмечали 140-летие Александра Грина, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом. Александр Грин. 1924 г. Фотография Оцупа. В 1903 г. в Севастополе он вёл революционную работу среди матросов и солдат. Был арестован, два года провёл в севастопольской тюрьме. В 2010 году в здании тюрьмы открыта Музейная комната писателя. В городе-герое есть библиотека его имени и улица в Балаклавском районе. Наверное, нет на всём постсоветском пространстве человека, не читавшего гриновские «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотую цепь», «Бегущую по волнам» - напоённые тоской по совершенству человеческих отношений произведения. Многие вспомнят слова о нём собратьев по перу, среди которых признание Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и блекнут краски, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве». Крым стал пристанищем для вятича по рождению с сентября 1924 года. Юного жителя скромного провинциального городка неудержимо тянуло к морю. Его не устраивала вялотекущая провинциальная жизнь. Он видел себя путешест-венником, устремлённым не только в неведомые дальние страны, но и в жизнь, наполненную светом, любовью, теплотой и добротой. Бессребреник и анахорет хотел жить в мире без зла, ненависти, зависти, без фетиша золотого тельца. Это было состоянием его тонкой души, понять которую суждено не каждому. Те, кто стремится это сделать, перелистывают «Автобиографическую повесть», в которой он раскрывается сполна, не стесняясь, не сомневаясь, что найдутся люди, которым будут близки его мысли. В ней - о жажде приключений, которую испытывал после знакомства с книгой, которую увлечённо читали и мы: «…первая прочитанная мной, ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествия Гулливера в страну лилипутов» - детское издание Сытина с раскрашенными картинками или стремление в далёкие страны было врождённым, но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет». Книги вошли в его жизнь рано: складывать буквы в слова научился в четыре года. Подростком знал всю русскую классику, зарубежную приключенческую литературу, в которой особенно выделял книги Жюля Верна, Фенимора Купера, Густава Эмара, Эдгара По. Летом 1896 года шестнадцатилетний Саша Гриневский отправляется в Одессу, чтобы «проникнуть за золотые ворота моря». 18 июня он поднялся на борт парохода в соломенной шляпе, в высоких охотничьих сапогах, с ивовой корзиной в руках, где под сменой белья лежали краски, которыми он собирался воспользоваться где-нибудь в Индии, на берегах таинственного Ганга. Ему грезилось море, трепещущие на ветру паруса. Сдать документы в мореходку он опоздал, и ничего не оставалось, как устроиться юнгой на пароход «Платон», который отправлялся в каботажное плавание вдоль берегов Крыма и Кавказа. Судно заходило почти во все портовые города. Благодаря этому Грин впервые побродил по улочкам Феодосии, Севастополя, Ялты, которая особенно поразила его: «Огни порта сливались с огнями невидимого города. Пароход приближался к молу при ясных звуках оркестра в саду. Пролетел запах цветов, тёплые порывы ветра; слышались далеко голоса и смех». Полученные в это время навыки нелёгкой морской жизни Грин опишет во всех подробностях, ярко и живо, в «Алых парусах». Потом было путешествие в Александрию на пароходе «Цесаревич» через Стамбул и Смирну. Александ-рия стала единственным заграничным портом, в котором ему довелось побывать. После ничем не примечательной прогулки по пыльным улицам он рассказал товарищам романтическую историю о том, как в него стрелял бедуин, который, к счастью, промахнулся. О том, как красавица-арабка подарила ему алую розу, но он её не донёс, передарив другой красавице. О ссоре с капитаном, списании на берег в Одессе, возвращении в Вятку он не любил вспоминать. Оживлялся, рассказывая о поездке в Баку летом 1898 года, где надеялся обрести счастье. Но надежды не оправдались: год, проведённый на берегах Каспия, был самым трудным в его судьбе. Вместо «живописного труда плаваний» была работа грузчиком, пожарным. Голодал, ночевал под открытым небом, в пароходных котлах и под опрокинутыми лодками. В родной город вернулся с приступами малярии, измождённым, но не отчаявшимся. Перебился зиму случайными заработками и в феврале 1901 года отправился пешком на Урал. Об этом путешествии поведал в «Автобиографической повести» с присущей ему самоиронией: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора - одним словом, я всё ещё был под влиянием Райдера Хаггарда и Густава Эмара». Подробно он опишет работу на Шуваловских золотоносных приисках в очерке «Урал». Пришлось ему испытать и все «прелести» армейской жизни, которая, по его признанию, «прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия». Половину срока армейской службы Гриневский провёл в карцере. Завершилась эта эпопея побегом, который ему помогли совершить революционеры. Под их влиянием он начал читать запрещённую литературу, посещать тайные собрания, вникать в идеи бунтарей. В 1903 году по заданию революционной организации приехал в Севастополь. Стояла золотая осень, поразившая Александра Степановича неземной красотой. Город стал для него таинственным Зурбаганом. Севастополь узнаётся в созданных его воображением городах Лиссе, Гель-Гью, Гертоне. Грин талантливо вёл пропагандистскую работу против властей среди солдат и матросов под подпольной кличкой Студент. Прочитав одну из его прокламаций, товарищ по революционной работе Быховский заметил: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы получиться писатель». Грин позже скажет: «Это было как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это единственное, что сделало бы меня счастливым. Зерно пало в душу и стало расти. Я нашёл своё место в жизни». «Литературный» дебют состоялся в 1906 году беллетризованной агиткой, предназначенной для распространения среди солдат. Заслужил ссылку в один из отдалённых уездов Тобольской губернии. Было ему в ту пору двадцать шесть лет. Бежав из мест ссылки, Александр отправляется в Петербург, где пишет первые литературные произведения - рассказы «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и издан как агитброшюра для солдат-карателей с описанием бесчинств в армии. Весь тираж был конфискован в типографии и сожжён. Писатель долгое время считал это произведение навсегда утраченным. Его обнаружили только в 1961 году в архиве отдела вещественных доказательств Московской жандармерии. Такая же участь постигла беллетризованную агитку «Слон и Моська», которую обнаружили в 1966 году в отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Первым дошедшим до читателей произведением стал рассказ «В Италию» в «Биржевых ведомостях» за подписью «А. А. М-въ» (под именем Алексей Мальгинов он скрывался от полиции). Временная чужая фамилия сменилась псевдонимом «А. С. Грин», которым был подписан рассказ «Случай» в газете «Товарищ» в 1907 году. Грин своей революционной деятельности значения не придавал, несмотря на то, что именно она дала материалы для первых рассказов и, по сути, сделала его писателем. В 1908 году вышла первая книга писателя «Шапка-невидимка», в которую вошли десять рассказов. Преддверием гриновского романтизма стали рассказы «Она» и «Воздушный корабль». В 1909 году в рассказах «Пролив бурь», «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури», напечатанных в «Новом журнале для всех», очерчивались границы его страны-миража Гринландии, определялись её законы. «Остров Рено» приведёт к позднему Грину, которого мы хорошо знаем. Романтическое творчество стало выражением мироощущения писателя с неповторимым стилем. На смену произведениям с героем-одиночкой, ищущим счастья для себя, приходят новые, в которых герои - люди, дарящие счастье другим. В 1918 году был написан широко известный рассказ «Корабли в Лиссе», имевший в одной из журнальных публикаций название «Битт-Бой, приносящий счастье». В этот творческий период Грин пишет глубоко символические произведения, в которых отражаются реальные события, происходившие в России, в числе которых «Дикая роза». В них Грин проявляется не только как яркий художник, но и как мыслитель с даром исторического предвидения. Названная выдающимся критиком современности Виктором Шкловским «пленительной сказкой русской литературы» повесть «Алые паруса» вынашивалась писателем пять лет, завершена и впервые прочитана в московском Доме искусств 8 декабря 1920 года. Константин Паустовский написал об этом программном произведении, напомнившем о высоких духовных возможностях каждого человека: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Вслед за «Алыми парусами» появился роман «Блистающий мир», которым зачитывается уже не одно поколение. Наверное, потому, что, как заметил автор, «это не фантастический роман, а символический, это не человек летает, это парение духа». Получив гонорар за журнальную публикацию «Блистающего мира», Грин смог осуществить давно задуманное путешествие к морю: весной 1923 года он отправляется в Крым, посещает Ялту, Алупку, Балаклаву и Севастополь. Именно эта поездка и привела писателя к мысли навсегда поселиться в пленившей его в юности Феодосии. Его привлекла провинциальная тишина и, конечно, море. Идею переезда одобрила его верная спутница Нина Николаевна. В стенах дома номер восемь, на улице Галерейной написаны роман «Золотая цепь», рассказы «Возвращение», «Фанданго», «Посидели на берегу», романы «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». Здесь зародился замысел одного из самых глубоких и поэтических произведений - «Бегущая по волнам». В ноябре 1930 года Грин и Нина Николаевна переезжают в Старый Крым, поселяются на улице Карла


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика