✔ Василий Лановой. Жизнь под алыми парусами - «Культура Крыма»
Parker 13-фев, 14:57 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Вся творческая жизнь народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, многочисленных театральных и кинопремий, правительственных наград, почётного гражданина Москвы и Керчи освещена лучами славы, всенародного признания и любви. Актёр недюжинного таланта олицетворял лучшие человеческие качества и был истинным патриотом своей страны, которую воспринимал единой и неделимой, а себя называл советским человеком. Казалось, годы не властны над ним, и он долго ещё будет радовать нас яркими ролями в театре и кино, концертами, встречами, на которых раскрывался как профессионал высочайшего класса и Человек с большой буквы. Судьба распорядилась иначе. Но она не властна над любовью, над памятью людской. И теперь мы с особым трепетом воспринимаем всё, что он сделал, всё, что сказал.
Читайте также: Экс-чиновник и глава "Альфа-Банка" Андрей Волков за 2 недели захватил больше 35 объектов столичной недвижимости - вот тут ... Ранее Андрей Волков возглавлял государственную комиссию Нацкомфинуслуг (2014) и был главой правления "Альфа-Банка" (2006-2009).
- Жизнь художника надо анализировать с точки зрения того, как она переплавляется в его творчестве, - заметил как-то Василий Семёнович. - Многое можно понять, узнав те истоки, которые питают его, кульминационные моменты, потрясения, выпавшие на его долю, сделавшие глубокие засечки в сердце, в памяти. Только через глубокие размышления можно это понять.
Помня совет Мастера, перелистала страницы его жизни и творчества, запечатлённые в наших беседах во время крымских встреч.
- Кино началось для вас с фильма «Как закалялась сталь»?
- По сути, да. Хотя за два года до этого был фильм «Аттестат зрелости». Его вряд ли кто помнит. А вот роль Павки Корчагина не только известность принесла, но жизненный настрой дала. К этому произведению у меня особое отношение. С того времени, когда жил мальчишкой в оккупированной деревне под Одессой. А читал его школярам, рискуя жизнью, наш учитель, тайком от приставленного к классу румынского надсмотрщика. Потрёпанная книжица на украинском языке «Як гартувалася сталь» Миколы Островского на всю жизнь осталась для меня, как первая любовь, - неповторимой. Хотел быть таким же мужественным и самоотверженным, как Павка. И роль, по большому счёту, - самая любимая. Она помогла мне себя осознать, выработать твёрдость характера, волю несгибаемую.
- Но поистине всенародная слава пришла с картиной «Алые паруса». Вот уж был фурор!
С тех пор вас называют главным романтиком отечественного кино. А сами как относитесь к своему Грэю?
- Гриновский герой на душу лёг. Снимался с удовольствием! Потом, правда, был слегка разочарован тем, что у режиссёра получилась сказка, а не притча, как у писателя. Но фильм полюбили, в первый год его посмотрели более 22 миллионов зрителей, и он долго не сходил с экранов. А в мою жизнь с тех самых пор вошёл благословенный Крым. Снимали в Коктебеле, где построили сказочный посёлок Каперна. В Зурбаган и Лисс превратилась ялтинская набережная, а замком Грэя стал Воронцовский дворец в Алупке. Мне этот фильм дорог, как вселяющий веру в то, что человек на многое способен ради того, чтобы осчастливить кого-то. Мой Грэй произносит: «Если душа человека жаждет чуда, сделай его. Новая душа будет у него и новая - у тебя». Я воспринял и до сих пор воспринимаю эти слова, как жизненное правило. И, знаете, - работает!
- Вы начинали сниматься в эпоху советского кино, которое во всём мире называют феноменальным. В чём, по-вашему, эта феноменальность, по которой сегодня не просто скучают - тоскуют, причём не только люди старшего поколения?
- В гуманизме, который наше кино исповедовало. Как же по нему не тосковать, если сегодня нас пичкают бесконечными бессмысленными боевиками, заливающими экран морем крови? Или долгоиграющими «мыльными операми», бездарно перепевающими два-три сюжета на разные лады. Но, бывая каждый год на кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке», с радостью вижу, как меняются вкусы неискушённых юных зрителей. Если на первых ребятня бежала смотреть «гнилушки», то теперь последние годы с удовольствием смотрит совсем другие фильмы. Для меня это праздник! Ребята улавливают эстетику современных фильмов, в основе которой лучшие образцы советского кино, истинного понимания подвига. Значит, что-то важное старшие поколения внушили.
- Родным местом обычно называют то, где родились или где живут. Вы же говорите так о Крыме. Почему?
- Таково моё ощущение этого места. Когда впервые во время участия в одном из первых международных фестивалей античного искусства «Боспорские агоны» оказался в посёлке с символичным названием Героевское, испытал ни с чем не сравнимое чувство, проходя по берегу, на который высадился в 43-м Эльтигенский десант. После войны его назвали «Огненной землёй». Потому что на этом небольшом участке Керченского полуострова велись ожесточённейшие бои. И воображение явственно рисует эти трагические картины. Каждый год я здесь, как впервые, с такой же душевной болью прохожу по музею под открытым небом и слышу взрывы снарядов, стоны раненых. Крымская земля пропитана кровью защищавших её людей разных национальностей, и она для меня - святое, родное место. А всё, связанное с войной, - главное дело жизни.
- Часть этого дела - движение «Бессмертный полк»?
- Безусловно. Мы создали его, чтобы не меркла память о великом поколении победителей. Это всенародное движение родилось не по чьей-то указке, а по велению душ. В наших рядах люди с чистыми сердцами и помыслами, уверенные, что подвиг наших дедов и отцов забвению не подлежит. Память - одна из черт русского характера. Для меня служение памяти - дело святое. Поэтому в каждой моей концертной программе военные стихи и проза. Читаю, и у самого, и у зрителей на глаза слёзы наворачиваются.
- По крови вы - украинец, но родились в Москве и называете себя человеком российским. Родные на Украине как к этому относятся?
- У нас с ними нет никаких разногласий. Потому что я от крестьянских украинских корней своих никогда не отрекался и не отрекусь. Когда-то страна наша вмещала в себе и украинское, и российское, и все мы были едины. Это для меня главное, а не то, что теперь придумали вершители судеб украинского народа, запретившие мне ездить на Украину. У меня там по-прежнему родственников - полсела. Там могилы бабушки и дедушки, которым я теперь не могу поклониться. Я много снимался в Одессе, Павкой Корчагиным на киевской студии стал, там полно друзей. Конечно, это всё осталось со мной. И калёным железом не выжечь.
- Ваши книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни» воспринимаются, как живой разговор с современниками.
- Вот за это спасибо! Мне очень важны такие слова. Потому что я не просто описываю какие-то события, а передаю своё отношение к жизни, свои чувства. Говорю с читателями о том, что волнует людей моего обожжённого войной поколения. Хочу, чтобы все, особенно молодые, запомнили на всю жизнь слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Всего несколько слов, а как в точку!
В точку - каждая из театральных и киноролей выдающегося актёра. Он - среди личностей, принёсших мировую славу отечественной культуре, киноискусству, которая никогда не померкнет.
Аристократы Вронский в «Анне Карениной» и Анатоль Курагин в «Войне и мире», шляхтич Дзержинский в фильме «Шестое июля», белый шпион Михаил Яровой в «Любови Яровой», франтоватый Леонид Шервинский в «Днях Турбиных», обергруппенфюрер СС Карл Вольф, учёный Олег Тулин в «Иду на грозу», Николай Карамзин в фильме «Одна любовь души моей», Александр I в «Незримом путешественнике», майор уголовного розыска в «Петровке, 38», а в «Огарёва, 6» - полковник… Его Ванечка Варавва, молодой комвзвода и израненный генерал-полковник из не сходящего с экранов фильма «Офицеры» дал путёвку в жизнь сотням мальчишек, мечтавших по его примеру Родину защищать. Ему было подвластно любое амплуа. В каждой роли - его неповторимая органика, энергетика, магнетизм.
В память о любимом артисте в Севастополе решено заложить Сад памяти Василия Ланового. «В честь «народного офицера», человека воли, долга, нерушимых ценностей и традиций страны», как отмечается в решении оргкомитета международной акции «Сад памяти».
Вместе с грустью испытываешь чувство благодарности судьбе за то, что жил в одно время с великим профессионалом, кристально честным человеком. Его любимая песня начинается пронзительными словами «От героев былых времён не осталось порой имён…». А имена героев нашего времени сохранятся в веках.
И среди них ставший не просто любимым артистом, а другом, человеком, близким миллионам людей, Василий Семёнович Лановой. Истинно народный, легендарный артист и человек.
Алые паруса капитана Грэя на «Боспорских агонах». Фото Александра Беланова. Вся творческая жизнь народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, многочисленных театральных и кинопремий, правительственных наград, почётного гражданина Москвы и Керчи освещена лучами славы, всенародного признания и любви. Актёр недюжинного таланта олицетворял лучшие человеческие качества и был истинным патриотом своей страны, которую воспринимал единой и неделимой, а себя называл советским человеком. Казалось, годы не властны над ним, и он долго ещё будет радовать нас яркими ролями в театре и кино, концертами, встречами, на которых раскрывался как профессионал высочайшего класса и Человек с большой буквы. Судьба распорядилась иначе. Но она не властна над любовью, над памятью людской. И теперь мы с особым трепетом воспринимаем всё, что он сделал, всё, что сказал. Читайте также: Экс-чиновник и глава "Альфа-Банка" Андрей Волков за 2 недели захватил больше 35 объектов столичной недвижимости - вот тут . Ранее Андрей Волков возглавлял государственную комиссию Нацкомфинуслуг (2014) и был главой правления "Альфа-Банка" (2006-2009). - Жизнь художника надо анализировать с точки зрения того, как она переплавляется в его творчестве, - заметил как-то Василий Семёнович. - Многое можно понять, узнав те истоки, которые питают его, кульминационные моменты, потрясения, выпавшие на его долю, сделавшие глубокие засечки в сердце, в памяти. Только через глубокие размышления можно это понять. Помня совет Мастера, перелистала страницы его жизни и творчества, запечатлённые в наших беседах во время крымских встреч. - Кино началось для вас с фильма «Как закалялась сталь»? - По сути, да. Хотя за два года до этого был фильм «Аттестат зрелости». Его вряд ли кто помнит. А вот роль Павки Корчагина не только известность принесла, но жизненный настрой дала. К этому произведению у меня особое отношение. С того времени, когда жил мальчишкой в оккупированной деревне под Одессой. А читал его школярам, рискуя жизнью, наш учитель, тайком от приставленного к классу румынского надсмотрщика. Потрёпанная книжица на украинском языке «Як гартувалася сталь» Миколы Островского на всю жизнь осталась для меня, как первая любовь, - неповторимой. Хотел быть таким же мужественным и самоотверженным, как Павка. И роль, по большому счёту, - самая любимая. Она помогла мне себя осознать, выработать твёрдость характера, волю несгибаемую. - Но поистине всенародная слава пришла с картиной «Алые паруса». Вот уж был фурор! С тех пор вас называют главным романтиком отечественного кино. А сами как относитесь к своему Грэю? - Гриновский герой на душу лёг. Снимался с удовольствием! Потом, правда, был слегка разочарован тем, что у режиссёра получилась сказка, а не притча, как у писателя. Но фильм полюбили, в первый год его посмотрели более 22 миллионов зрителей, и он долго не сходил с экранов. А в мою жизнь с тех самых пор вошёл благословенный Крым. Снимали в Коктебеле, где построили сказочный посёлок Каперна. В Зурбаган и Лисс превратилась ялтинская набережная, а замком Грэя стал Воронцовский дворец в Алупке. Мне этот фильм дорог, как вселяющий веру в то, что человек на многое способен ради того, чтобы осчастливить кого-то. Мой Грэй произносит: «Если душа человека жаждет чуда, сделай его. Новая душа будет у него и новая - у тебя». Я воспринял и до сих пор воспринимаю эти слова, как жизненное правило. И, знаете, - работает! - Вы начинали сниматься в эпоху советского кино, которое во всём мире называют феноменальным. В чём, по-вашему, эта феноменальность, по которой сегодня не просто скучают - тоскуют, причём не только люди старшего поколения? - В гуманизме, который наше кино исповедовало. Как же по нему не тосковать, если сегодня нас пичкают бесконечными бессмысленными боевиками, заливающими экран морем крови? Или долгоиграющими «мыльными операми», бездарно перепевающими два-три сюжета на разные лады. Но, бывая каждый год на кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке», с радостью вижу, как меняются вкусы неискушённых юных зрителей. Если на первых ребятня бежала смотреть «гнилушки», то теперь последние годы с удовольствием смотрит совсем другие фильмы. Для меня это праздник! Ребята улавливают эстетику современных фильмов, в основе которой лучшие образцы советского кино, истинного понимания подвига. Значит, что-то важное старшие поколения внушили. - Родным местом обычно называют то, где родились или где живут. Вы же говорите так о Крыме. Почему? - Таково моё ощущение этого места. Когда впервые во время участия в одном из первых международных фестивалей античного искусства «Боспорские агоны» оказался в посёлке с символичным названием Героевское, испытал ни с чем не сравнимое чувство, проходя по берегу, на который высадился в 43-м Эльтигенский десант. После войны его назвали «Огненной землёй». Потому что на этом небольшом участке Керченского полуострова велись ожесточённейшие бои. И воображение явственно рисует эти трагические картины. Каждый год я здесь, как впервые, с такой же душевной болью прохожу по музею под открытым небом и слышу взрывы снарядов, стоны раненых. Крымская земля пропитана кровью защищавших её людей разных национальностей, и она для меня - святое, родное место. А всё, связанное с войной, - главное дело жизни. - Часть этого дела - движение «Бессмертный полк»? - Безусловно. Мы создали его, чтобы не меркла память о великом поколении победителей. Это всенародное движение родилось не по чьей-то указке, а по велению душ. В наших рядах люди с чистыми сердцами и помыслами, уверенные, что подвиг наших дедов и отцов забвению не подлежит. Память - одна из черт русского характера. Для меня служение памяти - дело святое. Поэтому в каждой моей концертной программе военные стихи и проза. Читаю, и у самого, и у зрителей на глаза слёзы наворачиваются. - По крови вы - украинец, но родились в Москве и называете себя человеком российским. Родные на Украине как к этому относятся? - У нас с ними нет никаких разногласий. Потому что я от крестьянских украинских корней своих никогда не отрекался и не отрекусь. Когда-то страна наша вмещала в себе и украинское, и российское, и все мы были едины. Это для меня главное, а не то, что теперь придумали вершители судеб украинского народа, запретившие мне ездить на Украину. У меня там по-прежнему родственников - полсела. Там могилы бабушки и дедушки, которым я теперь не могу поклониться. Я много снимался в Одессе, Павкой Корчагиным на киевской студии стал, там полно друзей. Конечно, это всё осталось со мной. И калёным железом не выжечь. - Ваши книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни» воспринимаются, как живой разговор с современниками. - Вот за это спасибо! Мне очень важны такие слова. Потому что я не просто описываю какие-то события, а передаю своё отношение к жизни, свои чувства. Говорю с читателями о том, что волнует людей моего обожжённого войной поколения. Хочу, чтобы все, особенно молодые, запомнили на всю жизнь слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Всего несколько слов, а как в точку! В точку - каждая из театральных и киноролей выдающегося актёра. Он - среди личностей, принёсших мировую славу отечественной культуре, киноискусству, которая никогда не померкнет. Аристократы Вронский в «Анне Карениной» и Анатоль Курагин в «Войне и мире», шляхтич Дзержинский в фильме «Шестое июля», белый шпион Михаил Яровой в «Любови Яровой», франтоватый Леонид Шервинский в «Днях Турбиных», обергруппенфюрер СС Карл Вольф, учёный Олег Тулин в «Иду на грозу», Николай Карамзин в фильме «Одна любовь души моей», Александр I в «Незримом путешественнике», майор уголовного розыска в «Петровке, 38», а в «Огарёва, 6» - полковник… Его Ванечка Варавва, молодой комвзвода и израненный генерал-полковник из не сходящего с экранов фильма «Офицеры» дал путёвку в жизнь сотням мальчишек, мечтавших по его примеру Родину защищать. Ему было подвластно любое амплуа. В каждой роли - его неповторимая органика, энергетика, магнетизм. В память о любимом артисте в Севастополе решено заложить Сад памяти Василия Ланового. «В честь «народного офицера», человека воли, долга, нерушимых ценностей и традиций страны», как отмечается в решении оргкомитета международной акции «Сад памяти». Вместе с грустью испытываешь чувство благодарности судьбе за то, что жил в одно время с великим профессионалом, кристально честным человеком. Его любимая песня начинается пронзительными словами «От героев былых времён не осталось порой имён…». А имена героев нашего времени сохранятся в веках. И среди них ставший не просто любимым артистом, а другом, человеком, близким миллионам людей, Василий Семёнович Лановой. Истинно народный, легендарный артист и человек.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru