«Золото скифов»: семь лет в чужих руках - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ «Золото скифов»: семь лет в чужих руках - «Культура Крыма»



Музей Алларда Пирсона в близости от водной артерии - не лучшее место для длительного хранения артефактов.

Вернуться к проблеме невозвращения крымским музеям культурных ценностей побудило сообщение о том, что бывшим колониям Нидерландов в Африке и в Азии бывшая метрополия собирается вернуть вывезенные оттуда с XVII-го по XIX век культурные ценности, многие годы хранившиеся в её музеях.



Читайте также:   Отель Гермес в Трускавце уже восьмой год удерживает лидирующие позиции по отзывам среди мини-отелей Трускавца только у нас - https://hermestruskavec.com/ по доступным ценам ...

Министр образования, культуры и науки Ингрид ван Энгелсховен Лилиан Гонсальвес Хо-Канг считает: «В гол-
ландских государственных собраниях нет места предметам, добытым путём грабежа».
Приветствуя такой подход, нельзя не вспомнить о судьбе коллекции «Золото скифов», вывезенной из крымских музеев на выставку в Амстердам в начале февраля 2014 года, и прочно застрявшей там из-за претензий на неё Украины, заявившей свои права в судебном порядке после воссоединения Крыма с Россией. 5 декабря 2016 года окружной суд нидерландской столицы своим решением признал крымскую музейную коллекцию, представленную на выставках «Крым: золото и секреты Чёрного моря» и «Золотой остров в Чёрном море» государственной собственностью страны, к которой Крым отношения уже не имеет. Этим же решением было предписано вернуть бывшей «владелице» полуострова 556 крымских артефактов из фондов Бахчисарайского и Керченского культурно-исторических заповедников, Центрального музея Тавриды и Национального заповедника «Херсонес Таврический». Крымские музейщики с этим, конечно же, не согласились и подали апелляцию с весомым доводом.


- Все эти предметы были найдены в Крыму, принадлежали крымчанам, значит, должны быть возвращены им, - заявляет генеральный директор Центрального музея Тавриды РК Андрей Мальгин. - Это предусмотрено заключёнными между крымскими и европейскими музеями соглашениями. Ни о какой украинской государственной собственности речи быть не может, поскольку крымские музеи в украинские времена находились в ведении Автономной Республики, а не государства. То, что лицензию на вывоз артефактов давало Министерство культуры Украины, - чистая формальность. Соглашение на временное хранение экспонатов, которые являются важнейшими символами историко-культурного наследия полуострова, заключалось между музеями, а не государствами. Передача их украинскому государству противоречит музейному праву, о чём однозначно высказалось Министерство культуры России: «Данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».


Это утверждают и специа-
листы по международному праву. «Ни в одной международной конвенции, защищающей культурные ценности, не идёт речь о каких-то отдельных территориях, это межгосударственные документы и межгосударственные отношения, - отмечает профессор кафедры международного права МГИМО Дмит-
рий Лабин. - Это не уровень компетенции суда какого-либо государства, а вопрос факта.
А вот интересы коренного населения, которому принадлежат ценности, соблюсти обязаны. Государства, заключая эту конвенцию десятки лет назад, намеревались своим суверенитетом защитить именно культурное наследие конкретных общин и народов. Культурные ценности тесно связаны юридически и защищены международным правом с конкретным народом и конкретной местнос-
тью, где они были найдены, и должны быть возвращены именно по этому основанию безотносительно каких-то политических перипетий».
Московский адвокат по международному праву Мария Ярмуш подчёркивает: «Крымские музеи защищены контрактным, договорным правом: в договоре о передаче коллекции для экспонирования в Амстердам чётко указано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, которые их передавали, и в чьих культурных фондах они находились. Никакие другие субъекты права не могут претендовать на эти культурные ценности.


Никакие нормы права не регулируют требования украинской стороны, значит, они необоснованны и незаконны».
Мнение руководителя рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Республики Крым при президенте РФ Александра Молохова: «С точки зрения тех норм, которые действовали в украинский период, крымские музеи, безусловно, обладали правом оперативного управления этой коллекцией. Они могут защищать свое право, в том числе против собственника, который в своё время добровольно оформил им это право».
Суд первой инстанции все доводы проигнорировал, встав на сторону крымских оппонентов. Украинская же сторона и её адвокат сделали упор на политику, отнеся произошедшее весной 2014 года к военному конфликту, чтобы было основание применить соответст-
вующую «военному времени» правовую норму. Абсурдность этого очевидна: никакого вооружённого конфликта и в помине не было, воссоединение Крыма с Россией было волеизъявлением многонацио-
нального народа полуострова. Который, кстати, в год его присоединения к России Екатериной Великой - 1783-й, был Крымским ханством, а не украинской территорией.


Надо сказать, что такой подход обескуражил даже директора амстердамского музея Алларда Пирсона, Вима Хуппереца, судя по его высказыванию: «Судья даже не стал рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права».


На основании судебного решения в Киев отправили 19 предметов из музея историчес-
ких драгоценностей, часть которых имеет крымское происхождение. Они были найдены на раскопках Ногайчинского кургана в Нижнегорском районе полуострова. А в киевский музей были переданы в 70-е годы прошлого века, и стали основой формировавшейся тогда коллекции. Но этого оказалось мало. Хочется заполучить и то, что никогда не передавалось киевским музеям.
Найденные в Крыму артефакты остались на его территории в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО не вывозить, а передавать найденные на раскопках предметы в местные музеи. То, что крымские ценности удерживаются государством, которому были доверены лишь на время экспозиции, - прямое нарушение принятой в 1970 году Конвенции о незаконном перемещении культурного наследия, которая предписывает закреплять культурные ценности по месту их создания или обнаружения. А это ведь основной международный документ в культурно-исторической сфере.


Уповать на разумный подход горячих украинских голов не приходится. Можно только напомнить об ином решении конфликтных ситуаций в России. Примеров достаточно. Один из них - возвращение в Киев фресок из Михайловского Златоверхого собора, вывезенных в Германию во время Великой Отечественной войны, а затем оказавшихся в Эрмитаже.
Рассмотрение дела о «Золоте скифов» было в очередной раз отложено из-за отвода украинской стороной судьи апелляционного суда по причине «возможной предвзятости»… Очередной абсурд: предвзятости нет, но она возможна… И после первоначального отказа нелепое требование всё же было выполнено: судья Дуко Оранье отстранён от дела, о чём сообщили на сайте апелляционного суда Амстердама. А вот о ходе рассмотрения дополнительных доказательств крымской стороны, предоставленных суду в сентябре прошлого года, пока ничего не известно.


Как неизвестно и об условиях, в которых хранятся крымские артефакты.
- Не зная, в каких условиях хранится коллекция, мы опасаемся, что в чужих руках она пострадает, - признаётся генеральный директор Керченского историко-культурного музея-заповедника, один из представителей крымского музейного сообщества в амстердамском суде Татьяна Умрихина. - У нас за сохранность уникальных предметов отвечают специалисты высочайшего класса, хорошо знающие особенности реставрации того, что пролежало столетия под землёй, в воде. И у нас особое отношение к музейным предметам: не только как к историческому и культурному наследию, а прежде всего - духовному наследию крымских народов. И крымским народам оно должно принадлежать, а не киевским «дядькам».


Название коллекции, оказавшейся заложницей затянувшейся судебной тяжбы, символично. Слово «золото» имеет здесь не только прямое, но и переносное значение: особая ценность всех предметов, а не только сделанных из драгоценного металла. Среди прочего в ней - фигурки из серебра, украшения конской узды, глиняные сосуды, отреставрированные китайские лаковые шкатулки и многое другое, извлечённое из земли при раскопках Усть-Альминского некрополя, Неаполя Скифского, Херсонесского городища, могильника Нейзац и в других местах. Скульптуру «Змееногая богиня», найденную на горе Митридат и не имеющую аналогов, называют символом Тавриды - как божество многих народов, издавна населявших этот край. Она выполнена боспорским мастером из местного известняка. Без всех этих далеко не золотых предметов экспозиции крымских музеев не могут в полном объёме представлять прошедшие эпохи.
- В Амстердамском суде украинской стороной оспаривается очевидное: на наших экспонатах стоит маркировка музеев, которым они принадлежат, - напоминает министр культуры Крыма Арина Новосельская. - Их присвоение законным быть не может.
Как видим, не для всех очевидное - очевидно. И нам ничего не остаётся, как уповать на честность служителей Фемиды и надеяться, что они не допустят грабежа, который собирается с их помощью совершить сопредельное Крыму государство.




В Центральном музее Тавриды вместо экспоната - табличка.


Из первых уст


Андрей Мальгин: «Суд проигнорировал музейное право, запрещающее вскрытие витрин и перемещение коллекций без участия музеев, из которых поступили экспонаты. А крымских музейщиков в Амстердам
после закрытия выставки не пригласили. И мы не знаем, в каких условиях хранятся экспонаты».


Музей Алларда Пирсона в близости от водной артерии - не лучшее место для длительного хранения артефактов. Вернуться к проблеме невозвращения крымским музеям культурных ценностей побудило сообщение о том, что бывшим колониям Нидерландов в Африке и в Азии бывшая метрополия собирается вернуть вывезенные оттуда с XVII-го по XIX век культурные ценности, многие годы хранившиеся в её музеях. Читайте также: Отель Гермес в Трускавце уже восьмой год удерживает лидирующие позиции по отзывам среди мини-отелей Трускавца только у нас - https://hermestruskavec.com/ по доступным ценам . Министр образования, культуры и науки Ингрид ван Энгелсховен Лилиан Гонсальвес Хо-Канг считает: «В гол- ландских государственных собраниях нет места предметам, добытым путём грабежа». Приветствуя такой подход, нельзя не вспомнить о судьбе коллекции «Золото скифов», вывезенной из крымских музеев на выставку в Амстердам в начале февраля 2014 года, и прочно застрявшей там из-за претензий на неё Украины, заявившей свои права в судебном порядке после воссоединения Крыма с Россией. 5 декабря 2016 года окружной суд нидерландской столицы своим решением признал крымскую музейную коллекцию, представленную на выставках «Крым: золото и секреты Чёрного моря» и «Золотой остров в Чёрном море» государственной собственностью страны, к которой Крым отношения уже не имеет. Этим же решением было предписано вернуть бывшей «владелице» полуострова 556 крымских артефактов из фондов Бахчисарайского и Керченского культурно-исторических заповедников, Центрального музея Тавриды и Национального заповедника «Херсонес Таврический». Крымские музейщики с этим, конечно же, не согласились и подали апелляцию с весомым доводом. - Все эти предметы были найдены в Крыму, принадлежали крымчанам, значит, должны быть возвращены им, - заявляет генеральный директор Центрального музея Тавриды РК Андрей Мальгин. - Это предусмотрено заключёнными между крымскими и европейскими музеями соглашениями. Ни о какой украинской государственной собственности речи быть не может, поскольку крымские музеи в украинские времена находились в ведении Автономной Республики, а не государства. То, что лицензию на вывоз артефактов давало Министерство культуры Украины, - чистая формальность. Соглашение на временное хранение экспонатов, которые являются важнейшими символами историко-культурного наследия полуострова, заключалось между музеями, а не государствами. Передача их украинскому государству противоречит музейному праву, о чём однозначно высказалось Министерство культуры России: «Данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились». Это утверждают и специа- листы по международному праву. «Ни в одной международной конвенции, защищающей культурные ценности, не идёт речь о каких-то отдельных территориях, это межгосударственные документы и межгосударственные отношения, - отмечает профессор кафедры международного права МГИМО Дмит- рий Лабин. - Это не уровень компетенции суда какого-либо государства, а вопрос факта. А вот интересы коренного населения, которому принадлежат ценности, соблюсти обязаны. Государства, заключая эту конвенцию десятки лет назад, намеревались своим суверенитетом защитить именно культурное наследие конкретных общин и народов. Культурные ценности тесно связаны юридически и защищены международным правом с конкретным народом и конкретной местнос- тью, где они были найдены, и должны быть возвращены именно по этому основанию безотносительно каких-то политических перипетий». Московский адвокат по международному праву Мария Ярмуш подчёркивает: «Крымские музеи защищены контрактным, договорным правом: в договоре о передаче коллекции для экспонирования в Амстердам чётко указано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, которые их передавали, и в чьих культурных фондах они находились. Никакие другие субъекты права не могут претендовать на эти культурные ценности. Никакие нормы права не регулируют требования украинской стороны, значит, они необоснованны и незаконны». Мнение руководителя рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Республики Крым при президенте РФ Александра Молохова: «С точки зрения тех норм, которые действовали в украинский период, крымские музеи, безусловно, обладали правом оперативного управления этой коллекцией. Они могут защищать свое право, в том числе против собственника, который в своё время добровольно оформил им это право». Суд первой инстанции все доводы проигнорировал, встав на сторону крымских оппонентов. Украинская же сторона и её адвокат сделали упор на политику, отнеся произошедшее весной 2014 года к военному конфликту, чтобы было основание применить соответст- вующую «военному времени» правовую норму. Абсурдность этого очевидна: никакого вооружённого конфликта и в помине не было, воссоединение Крыма с Россией было волеизъявлением многонацио- нального народа полуострова. Который, кстати, в год его присоединения к России Екатериной Великой - 1783-й, был Крымским ханством, а не украинской территорией. Надо сказать, что такой подход обескуражил даже директора амстердамского музея Алларда Пирсона, Вима Хуппереца, судя по его высказыванию: «Судья даже не стал рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права». На основании судебного решения в Киев отправили 19 предметов из музея историчес- ких драгоценностей, часть которых имеет крымское происхождение. Они были найдены на раскопках Ногайчинского кургана в Нижнегорском районе полуострова. А в киевский музей были переданы в 70-е годы прошлого века, и стали основой формировавшейся тогда коллекции. Но этого оказалось мало. Хочется заполучить и то, что никогда не передавалось киевским музеям. Найденные в Крыму артефакты остались на его территории в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО не вывозить, а передавать найденные на раскопках предметы в местные музеи. То, что крымские ценности удерживаются государством, которому были доверены лишь на время экспозиции, - прямое нарушение принятой в 1970 году Конвенции о незаконном перемещении культурного наследия, которая предписывает закреплять культурные ценности по месту их создания или обнаружения. А это ведь основной международный документ в культурно-исторической сфере. Уповать на разумный подход горячих украинских голов не приходится. Можно только напомнить об ином решении конфликтных ситуаций в России. Примеров достаточно. Один из них - возвращение в Киев фресок из Михайловского Златоверхого собора, вывезенных в Германию во время Великой Отечественной войны, а затем оказавшихся в Эрмитаже. Рассмотрение дела о «Золоте скифов» было в очередной раз отложено из-за отвода украинской стороной судьи апелляционного суда по причине «возможной предвзятости»… Очередной абсурд: предвзятости нет, но она возможна… И после первоначального отказа нелепое требование всё же было выполнено: судья Дуко Оранье отстранён от дела, о чём сообщили на сайте апелляционного суда Амстердама. А вот о ходе рассмотрения дополнительных доказательств крымской стороны, предоставленных суду в сентябре прошлого года, пока ничего не известно. Как неизвестно и об условиях, в которых хранятся крымские артефакты. - Не зная, в каких условиях хранится коллекция, мы опасаемся, что в чужих руках она пострадает, - признаётся генеральный директор Керченского историко-культурного музея-заповедника, один из представителей крымского музейного сообщества в амстердамском суде Татьяна Умрихина. - У нас за сохранность уникальных предметов отвечают специалисты высочайшего класса, хорошо знающие особенности реставрации того, что пролежало столетия под землёй, в воде. И у нас особое отношение к музейным предметам: не только как к историческому и культурному наследию, а прежде всего - духовному наследию крымских народов. И крымским народам оно должно принадлежать, а не киевским «дядькам». Название коллекции, оказавшейся заложницей затянувшейся судебной тяжбы, символично. Слово «золото» имеет здесь не только прямое, но и переносное значение: особая ценность всех предметов, а не только сделанных из драгоценного металла. Среди прочего в ней - фигурки из серебра, украшения конской узды, глиняные сосуды, отреставрированные китайские лаковые шкатулки и многое другое, извлечённое из земли при раскопках Усть-Альминского некрополя, Неаполя Скифского, Херсонесского городища, могильника Нейзац и в других местах. Скульптуру «Змееногая богиня», найденную на горе Митридат и не имеющую аналогов, называют символом Тавриды - как божество многих народов, издавна населявших этот край. Она выполнена боспорским мастером из местного известняка. Без всех этих далеко не золотых предметов экспозиции крымских музеев не могут в полном объёме представлять прошедшие эпохи. - В Амстердамском суде украинской стороной оспаривается очевидное: на наших экспонатах стоит маркировка музеев, которым они принадлежат, - напоминает министр культуры Крыма Арина Новосельская. - Их присвоение законным быть не может. Как видим, не для всех очевидное - очевидно. И нам ничего не остаётся, как уповать на честность служителей Фемиды и надеяться, что они не допустят грабежа, который собирается с их помощью совершить сопредельное Крыму государство. В Центральном музее Тавриды вместо экспоната - табличка. Из первых уст Андрей Мальгин: «Суд проигнорировал музейное право, запрещающее вскрытие витрин и перемещение коллекций без участия музеев, из которых поступили экспонаты. А крымских музейщиков в Амстердам после закрытия выставки не пригласили. И мы не знаем, в каких условиях хранятся экспонаты».


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика