Королева сцены и экрана Алиса Фрейндлих - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Королева сцены и экрана Алиса Фрейндлих - «Культура Крыма»




Неподражаемая, несравненная, уникальная. Фото из открытого источника.


В 1978 году сотрудники нашей газеты одними из первых в Крыму оценили игру актрисы и стали её поклонниками после коллективного просмотра лирической комедии «Служебный роман» в зале крымского «Киновидеопроката». Фильм стал лидером проката и принёс Алисе Бруновне неслыханную по тем временам славу.


До этого она успела стать первой леди ленинградского Большого драматического театра, играла почти во всех репертуарных спектаклях. А вот с кино как-то не складывалось. До середины шестидесятых годов были лишь эпизодические роли. После комедии Элема Климова «Похождение зубного врача», где она впервые сыграла с Андреем Мягковым, на неё обратил внимание Эльдар Рязанов. Он даже выписал специально для неё образ в киноповести «Зигзаг удачи». Но сняться Алисе Бруновне в ней не пришлось - они с мужем, театральным режиссёром Игорем Владимировым, ждали прибавления семейства. 


Семидесятые годы принесли ей первые значительные роли - в мелодраме Евгения Хринюка «Анна и Командор», в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и исторической драме Элема Климова «Агония». После них прогремела лирическая комедия «Служебный роман». С тех самых пор, увидев на кино­афише её имя, зрители устремлялись в кинозалы. А фильмы с ней выходили один за другим: «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер», «Опасный возраст», «Жестокий романс».


Театр и кино переплелись в творческой жизни актрисы накрепко. К своим недавно отмеченным 90 годам она сыграла более 60 ролей в кино и более ста - в театре.


Знаменитый театральный педагог Борис Зон, предрекая ученице большое будущее, напутствовал: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае вы всюду поспеете и будете счастливы».
О пении было сказано не случайно: актриса не просто с детства любила петь, но её редкие вокальные данные сравнивали с голосом перуанки Имы Сумак, обладательницы уникального диапазона почти в пять октав. Актриса так же легко, как заморская дива, переходила от низких басовых к колоратурному сопрано.


Она вполне могла бы стать успешной оперной певицей. Об этом у нас с ней зашёл разговор в потсдамском Доме офицеров Группы советских войск в Германии, где Алиса Бруновна пела вместе с оперной знаменитостью, выдающимся басом Борисом Штоколовым. 


- Я ведь росла не только в актёрской, но и в музыкальной семье, - рассказала она. - Одна из сестёр отца (известного актёра Бруно Фрейндлиха. - Ред.) была певицей. Это она обнаружила у меня абсолютный слух и необычный голос. Поэтому я не сразу определилась с выбором: то ли в консерваторию поступать, то ли в театральный. Последнее слово было за папой: «Ну как тебе в оперу с таким ростом? Фактура не та. А в драматическом театре сможешь всё: играть, петь, танцевать». С этим нельзя было не согласиться. К тому же, папа нарисовал такой удручающий образ моего будущего на оперной сцене… «муха на куличе». 


Фрейндлих и Штоколов пели для военнослужащих в тот вечер и по отдельности, и вместе, закончив концерт блестящим исполнением романса «Гори, гори, моя звезда». А после трансляции концерта на радиостанции «Волга» ГСВГ письма с просьбой повторить его приходили не только от военнослужащих, но и от гражданских слушателей из разных стран, включая далёкую Австралию.


Вспомнили мы это в 2004 году при случайной встрече в ялтинском санатории «Дом актёра», где Алиса Бруновна отдыхала с дочерью Варварой. Они тогда были больше похожи на сестёр, чем на мать и дочь. Окончившая театральный институт дочь играла на сцене, снялась в нескольких фильмах. Многие подходили к ним на пляже, просили автографы. 


Мы говорили тогда о её ролях, сыгранных и не сыгранных, разнообразных, многогранных, сложных. В мелодрамах и драмах, иронических детективах, исторических и лиричес­ких кинолентах и спектаклях. У таких разных режиссёров, как Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Эльдар Рязанов, Элем Климов, Юнгвальд-Хилькевич, Андрей Тарковский, Роман Виктюк. Играла и играет всегда с одинаковым азартом и неизменным успехом. Поэтому неизменно восхищаемся ею и не можем оторваться от телеэкранов, даже случайно попав на любой фильм с ней. Ни создатели недавней трагикомедии «Карп отмороженный», ни критики не отрицают, что успех картине принёс дуэт Алиса Фрейндлих - Марина Неёлова, актрисы стали лауреатами премий «Золотой орёл» и «Ника». Продюсер фильма, кстати, внук Алисы Фрейндлих - Никита. 


Удивлённым зрителям на вопрос, как актриса справилась с непривычной для неё ролью деревенской женщины, отвечает, что привлекла её именно новизна характера: «Я до этого только наблюдала озабоченных жизнью тёток, а роль подобная никогда не попадалась. Но природа актёра откладывает в память встреченные в жизни яркие характеры, и потом эти образы всплывают. Для меня роль стала «лакомой», так интересно было оказаться в «шкуре» деревенской ворчуньи, которая может ругнуться в сердцах неприличным словцом. Очень жизненно». 


Мало кому из актёров удаётся с легкостью, непосредственностью и достоинством переносить «бедствие всеобщего обожания», а именно это выражение поэтессы Беллы Ахмадулиной характеризует отношение к Алисе Бруновне окружающих. А непосредст­венность и достоинства у неё качества врождённые, они и ведут по жизни и в профессии. И особая магия, которая превращает неказистую «мымру» в «Служебном романе» в элегантную красавицу. Её магический шарм с годами не блекнет. Он и в больших, и в малых ролях, среди которых любимый девчонками, мальчишками и их родителями «мужчина в полном расцвете сил» с пропеллером за спиной - Карлсон. 


И на сцене, и на экране, она заполняет собой всё пространство. Но это не «одеяло на себя», а талант присутствия, даже если оно молчаливое. Редкое умение выстраивать любое действие вокруг себя.


На мой вопрос, как относится к свободе выбора роли, и была ли такая возможность у неё, ответила, как всегда, прямодушно: «Она есть у всех, но не все этим пользуются. По разным причинам. Конечно, были роли, от которых отказывалась. Были и такие, за которые бралась с неохотой, потому что сразу не приглянулись. Но хотелось испытать себя и проверить правильность режиссёрского выбора, павшего именно на меня. Мне было интересно находить какие-то самой не свойственные черты проявлять в предлагаемом в спектакле или фильме образе». 


Результат такой не всеядности, а интереса - обширный репертуар, которым не каждый из её коллег может похвастаться. Да и она не хвастается, но этого же не скроешь.


Многие её роли и на экране, и в театре врезались в память навсегда. Но в мою в особенности - истерзанная нищетой Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании» по Достоевскому на сцене театра имени Ленсовета, в постановке Игоря Владимирова. Вспомнишь те мгновения в зале, и вновь буквально слышишь голос актрисы, исполняющей в сцене сумасшествия и гибели героини пасторальную французскую песенку в безумном, смертельном, но фантастически грациозном танце. Сколько лет прошло, а не забывается неистовство актрисы, не сыгравшей - перевоплотившейся в городскую сумасшедшую. Повторить это никому не дано, и даже ей самой. Не потому что изменилась внешне и силы уже не те, просто это по тому же принципу, как у художника: невозможно без потерь воссоздать даже авторскую копию шедевра.


Королева Анна, баронесса де Шампеньи, жена Сталкера, Харита Огудалова, Серафима Глюкина, Снежная Королева, Пульхерия Товстогубиха и иже с ними отметила девяностолетие. Актриса, в которой партнёры души не чают. Ироничный Роман Виктюк и тот в своё время не удержался: «Святой человек! Великая!». Михаил Боярский на намёк на одной из телепередач «тактичного» собеседника на их роман во время съёмок со свойственной ему непосредственностью ответствовал: «Влюблён навсегда». Так могут сказать многие её партнёры. И не покривят душой. Причём и мужчины, и женщины. Потому что в Алису Бруновну невозможно не влюбиться.


Она нашла свой стиль в театре и в кино, что делает её всегда новой и непредсказуемой при неизменной глубине актёрской личности.


Неподражаемая, несравненная, уникальная. Фото из открытого источника. В 1978 году сотрудники нашей газеты одними из первых в Крыму оценили игру актрисы и стали её поклонниками после коллективного просмотра лирической комедии «Служебный роман» в зале крымского «Киновидеопроката». Фильм стал лидером проката и принёс Алисе Бруновне неслыханную по тем временам славу. До этого она успела стать первой леди ленинградского Большого драматического театра, играла почти во всех репертуарных спектаклях. А вот с кино как-то не складывалось. До середины шестидесятых годов были лишь эпизодические роли. После комедии Элема Климова «Похождение зубного врача», где она впервые сыграла с Андреем Мягковым, на неё обратил внимание Эльдар Рязанов. Он даже выписал специально для неё образ в киноповести «Зигзаг удачи». Но сняться Алисе Бруновне в ней не пришлось - они с мужем, театральным режиссёром Игорем Владимировым, ждали прибавления семейства. Семидесятые годы принесли ей первые значительные роли - в мелодраме Евгения Хринюка «Анна и Командор», в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и исторической драме Элема Климова «Агония». После них прогремела лирическая комедия «Служебный роман». С тех самых пор, увидев на кино­афише её имя, зрители устремлялись в кинозалы. А фильмы с ней выходили один за другим: «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер», «Опасный возраст», «Жестокий романс». Театр и кино переплелись в творческой жизни актрисы накрепко. К своим недавно отмеченным 90 годам она сыграла более 60 ролей в кино и более ста - в театре. Знаменитый театральный педагог Борис Зон, предрекая ученице большое будущее, напутствовал: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае вы всюду поспеете и будете счастливы». О пении было сказано не случайно: актриса не просто с детства любила петь, но её редкие вокальные данные сравнивали с голосом перуанки Имы Сумак, обладательницы уникального диапазона почти в пять октав. Актриса так же легко, как заморская дива, переходила от низких басовых к колоратурному сопрано. Она вполне могла бы стать успешной оперной певицей. Об этом у нас с ней зашёл разговор в потсдамском Доме офицеров Группы советских войск в Германии, где Алиса Бруновна пела вместе с оперной знаменитостью, выдающимся басом Борисом Штоколовым. - Я ведь росла не только в актёрской, но и в музыкальной семье, - рассказала она. - Одна из сестёр отца (известного актёра Бруно Фрейндлиха. - Ред.) была певицей. Это она обнаружила у меня абсолютный слух и необычный голос. Поэтому я не сразу определилась с выбором: то ли в консерваторию поступать, то ли в театральный. Последнее слово было за папой: «Ну как тебе в оперу с таким ростом? Фактура не та. А в драматическом театре сможешь всё: играть, петь, танцевать». С этим нельзя было не согласиться. К тому же, папа нарисовал такой удручающий образ моего будущего на оперной сцене… «муха на куличе». Фрейндлих и Штоколов пели для военнослужащих в тот вечер и по отдельности, и вместе, закончив концерт блестящим исполнением романса «Гори, гори, моя звезда». А после трансляции концерта на радиостанции «Волга» ГСВГ письма с просьбой повторить его приходили не только от военнослужащих, но и от гражданских слушателей из разных стран, включая далёкую Австралию. Вспомнили мы это в 2004 году при случайной встрече в ялтинском санатории «Дом актёра», где Алиса Бруновна отдыхала с дочерью Варварой. Они тогда были больше похожи на сестёр, чем на мать и дочь. Окончившая театральный институт дочь играла на сцене, снялась в нескольких фильмах. Многие подходили к ним на пляже, просили автографы. Мы говорили тогда о её ролях, сыгранных и не сыгранных, разнообразных, многогранных, сложных. В мелодрамах и драмах, иронических детективах, исторических и лиричес­ких кинолентах и спектаклях. У таких разных режиссёров, как Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Эльдар Рязанов, Элем Климов, Юнгвальд-Хилькевич, Андрей Тарковский, Роман Виктюк. Играла и играет всегда с одинаковым азартом и неизменным успехом. Поэтому неизменно восхищаемся ею и не можем оторваться от телеэкранов, даже случайно попав на любой фильм с ней. Ни создатели недавней трагикомедии «Карп отмороженный», ни критики не отрицают, что успех картине принёс дуэт Алиса Фрейндлих - Марина Неёлова, актрисы стали лауреатами премий «Золотой орёл» и «Ника». Продюсер фильма, кстати, внук Алисы Фрейндлих - Никита. Удивлённым зрителям на вопрос, как актриса справилась с непривычной для неё ролью деревенской женщины, отвечает, что привлекла её именно новизна характера: «Я до этого только наблюдала озабоченных жизнью тёток, а роль подобная никогда не попадалась. Но природа актёра откладывает в память встреченные в жизни яркие характеры, и потом эти образы всплывают. Для меня роль стала «лакомой», так интересно было оказаться в «шкуре» деревенской ворчуньи, которая может ругнуться в сердцах неприличным словцом. Очень жизненно». Мало кому из актёров удаётся с легкостью, непосредственностью и достоинством переносить «бедствие всеобщего обожания», а именно это выражение поэтессы Беллы Ахмадулиной характеризует отношение к Алисе Бруновне окружающих. А непосредст­венность и достоинства у неё качества врождённые, они и ведут по жизни и в профессии. И особая магия, которая превращает неказистую «мымру» в «Служебном романе» в элегантную красавицу. Её магический шарм с годами не блекнет. Он и в больших, и в малых ролях, среди которых любимый девчонками, мальчишками и их родителями «мужчина в полном расцвете сил» с пропеллером за спиной - Карлсон. И на сцене, и на экране, она заполняет собой всё пространство. Но это не «одеяло на себя», а талант присутствия, даже если оно молчаливое. Редкое умение выстраивать любое действие вокруг себя. На мой вопрос, как относится к свободе выбора роли, и была ли такая возможность у неё, ответила, как всегда, прямодушно: «Она есть у всех, но не все этим пользуются. По разным причинам. Конечно, были роли, от которых отказывалась. Были и такие, за которые бралась с неохотой, потому что сразу не приглянулись. Но хотелось испытать себя и проверить правильность режиссёрского выбора, павшего именно на меня. Мне было интересно находить какие-то самой не свойственные черты проявлять в предлагаемом в спектакле или фильме образе». Результат такой не всеядности, а интереса - обширный репертуар, которым не каждый из её коллег может похвастаться. Да и она не хвастается, но этого же не скроешь. Многие её роли и на экране, и в театре врезались в память навсегда. Но в мою в особенности - истерзанная нищетой Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании» по Достоевскому на сцене театра имени Ленсовета, в постановке Игоря Владимирова. Вспомнишь те мгновения в зале, и вновь буквально слышишь голос актрисы, исполняющей в сцене сумасшествия и гибели героини пасторальную французскую песенку в безумном, смертельном, но фантастически грациозном танце. Сколько лет прошло, а не забывается неистовство актрисы, не сыгравшей - перевоплотившейся в городскую сумасшедшую. Повторить это никому не дано, и даже ей самой. Не потому что изменилась внешне и силы уже не те, просто это по тому же принципу, как у художника: невозможно без потерь воссоздать даже авторскую копию шедевра. Королева Анна, баронесса де Шампеньи, жена Сталкера, Харита Огудалова, Серафима Глюкина, Снежная Королева, Пульхерия Товстогубиха и иже с ними отметила девяностолетие. Актриса, в которой партнёры души не чают. Ироничный Роман Виктюк и тот в своё время не удержался: «Святой человек! Великая!». Михаил Боярский на намёк на одной из телепередач «тактичного» собеседника на их роман во время съёмок со свойственной ему непосредственностью ответствовал: «Влюблён навсегда». Так могут сказать многие её партнёры. И не покривят душой. Причём и мужчины, и женщины. Потому что в Алису Бруновну невозможно не влюбиться. Она нашла свой стиль в театре и в кино, что делает её всегда новой и непредсказуемой при неизменной глубине актёрской личности.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»