Николай Коляда: Работать в театре счастье! - «Культура Крыма» » Новости Крыма

✔ Николай Коляда: Работать в театре счастье! - «Культура Крыма»


Николай Коляда: Работать в театре  счастье!     - «Культура Крыма»



Досье

Заслуженный деятель искусств РФ актёр, прозаик, драматург, театральный режиссёр Николай Владимирович Коляда родился в 1957 году. Окончил Свердловское театральное училище и Московский литературный институт. Автор более 90 пьес, более сорока из которых поставлены в театрах России и зарубежья. Преподаёт в Екатеринбургском театральном институте на отделении «Драматургия».
Минувшим летом Николай Коляда был членом жюри Международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта», второй раз возглавлял жюри конкурса «Драматургия» Международного симпозиума «Волошинский сентябрь» в Коктебеле, проводил мастер-классы и творческие встречи.


- Николай Владимирович, вы давно и прочно вошли в российскую и мировую театральную жизнь, пьесы ваши широко идут в столице, а сами продолжаете оставаться в провинции. Почему?
- Потому что мне уютно в моём крохотном «Коляда-мире», который я создал в Екатеринбурге, где живу с 15 лет - со времени поступления в театральное училище. Здесь работал актёром театра, литсотрудником в газете, здесь стал режиссёром, достиг успехов в творчестве.
- Вам важны слава, успех?
- Как каждому нормальному человеку. Но гораздо важнее, чем мои собственные достижения, успехи моих учеников. А они есть. Из 12 молодых, до 25 лет, российских драматургов в номинанты Всероссийской национальной премии «Дебют» вошли 5 моих учеников. Узнал об этом, и был абсолютно счастлив.
- Вы привезли в Крым семь томов своих произведений. В них вместилось всё, что написали?
- Всего будет 12 томов. Подвожу к 58-летию некий итог.
В первом томе рассказы, которые я писал ещё студентом Литинститута, посылал их в «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и отовсюду возвращали с резюме: «Это обочина жизни, нам этого не надо». Писал про людей простых. Как мне сказали, - про маргиналов, а я даже не знал такого слова, пока в словарь не заглянул. Много лет рассказы эти лежали отпечатанными на машинке, никем не прочитанные, пока мои студенты по доброй воле их не набрали на компьютере. И тогда я решил, что пора им увидеть свет. Рассказы и повести во втором томе и пьесы в третьем тоже нигде не публиковались.
В четвёртый вошли пьесы достаточно известные, многие из них шли и идут в театрах не только России, но и Германии, Австралии, и в Крыму, кстати, тоже.
В «Шерочка с машерочкой» играла замечательная Римма Маркова. Спектакль по пьесе «Половики и валенки» увидели на всех континентах. «Мурлин Мурло» много лет идёт в «Современнике», её поставили на разных языках мира и до сих пор ставят. Виктюк поставил пьесу «Рогатка» в Америке и в Москве, потом «Полонез Огинского». «Канотье» шла в театре Моссовета. «Сказка о мёртвой царевне» - в театре Маяковского поставлена Сергеем Арцыбашевым, и в ней свои первые роли сыграли ещё студентами Анна Ардова и Даниил Спиваковский. Это малая толика, всего не перечислить.
- Спектакль по пьесе «Мы едем, едем, едем…» я видела в «Современнике» с Волчек, Ахеджаковой, Яковлевой, Петровой, Леонтьевым… Билет с трудом достала - аншлаги. А в прессе последними словами ругали…
- Это да. Сколько лет шёл спектакль, столько во всех газетах меня клеймили последними словами. Да и не только его. На «Уйди-уйди», который я поставил в «Современнике» с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной, рецензии были - одна хлеще другой. После премьеры спектакля Фокина по пьесе «Старосветские любовники» с Богданом Ступкой и с Лией Ахеджаковой, который потом шесть лет «на ура» шёл, одна критикесса написала: «Гореть ему в аду, этому Коляде!». Я так и не понял - за что гореть? Безвинная пьеса. Правильно Галина Волчек говорит: «Театр - для зрителя. Только он вправе судить, и больше никто».
- Расскажите, когда и как родился ваш «Коляда-театр».
- Театр начинался пятнадцать лет назад на голом месте. Собрались пятнадцать человек, нашли подвал, электричество провели, притащили стулья, столы и начали работать. Потом там захотели сделать ресторан, нас целый год грубо прессовали. Мы даже бастовали на улице. И получили другое помещение - деревянный дом в 200 кв. метров. Опять же своими руками там всё сделали и 8 лет прожили в этом доме. Два года назад нам передали отремонтированный старый кинотеатр. Теперь у нас 1200 квадратных метров. Работаем в двух залах. Конкуренция в Екатеринбурге большая, поэтому играем в месяц 50-60 спектаклей. И всё время придумываем новое, чтобы привлечь публику.
- А бывают неполные залы?
- Бог миловал - всегда битком. Но зал у нас небольшой: всего 126 мест. Билеты для провинциального театра достаточно дорогие - от 700 рублей в первом ряду. Детские - 300 р. 100 человек работает, всем надо платить зарплату, всех надо любить, всем давать роли. Пока справляемся. Когда говорят, что театр не может зарабатывать деньги и без поддержки государства не проживёт - не верьте. Просто люди плохо работают и не могут завлечь публику.
- Режиссёров со стороны приглашаете?
- Нет. Только сам ставлю и двум артистам доверяю - Саше Сысоеву и Саше Вахову.
- От игры кого из своих артистов приходите в восторг?
- У меня работает абсолютно гениальный Олег Ягодин, заслуженный артист России. Кого бы он ни играл - Бориса Годунова, Гамлета, Хлестакова, Арбенина в «Маскараде», «Германа» в «Пиковой даме» - весь зал садится на кончики стульев и смотрит не отрываясь. Я сам начинаю рыдать… Олег снялся в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», у Андрея Прошкина в «Орлеане», у Алексея Федорченко в «Ангелах революции». Слава Богу, что он понимает - кино хорошо, но работать надо прежде всего в театре. Потому что театр - это дом.
- Чужие пьесы ставите?
- Только классические или своих учеников - чтобы не платить авторские, себе, кстати, тоже не беру. На всём экономлю.
- У вас так много дел, а ещё и фестиваль придумали. Зачем?
- Чтобы привлечь публику. Десять лет уже нашему «Коляда-Plays». Это фестиваль спектаклей по пьесам моих учеников - уральских драматургов. Их ведь по всему миру ставят. И приво­зят на наш фестиваль. Я очень радуюсь успехам учеников своих. Мы с ними знаем жизнь, про которую пишем. А это - главное. Я люблю пьесы про людей, которые живут в «хрущёвке» на пятом этаже, где потолок протекает. Они там сидят на кухне с тараканами, разговаривают, а потом вдруг потолок открывается, и луна светит, небо звёздное, и всё вокруг становится таким большим и прекрасным…



Людмила ОБУХОВСКАЯ.


Досье Заслуженный деятель искусств РФ актёр, прозаик, драматург, театральный режиссёр Николай Владимирович Коляда родился в 1957 году. Окончил Свердловское театральное училище и Московский литературный институт. Автор более 90 пьес, более сорока из которых поставлены в театрах России и зарубежья. Преподаёт в Екатеринбургском театральном институте на отделении «Драматургия». Минувшим летом Николай Коляда был членом жюри Международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта», второй раз возглавлял жюри конкурса «Драматургия» Международного симпозиума «Волошинский сентябрь» в Коктебеле, проводил мастер-классы и творческие встречи. - Николай Владимирович, вы давно и прочно вошли в российскую и мировую театральную жизнь, пьесы ваши широко идут в столице, а сами продолжаете оставаться в провинции. Почему? - Потому что мне уютно в моём крохотном «Коляда-мире», который я создал в Екатеринбурге, где живу с 15 лет - со времени поступления в театральное училище. Здесь работал актёром театра, литсотрудником в газете, здесь стал режиссёром, достиг успехов в творчестве. - Вам важны слава, успех? - Как каждому нормальному человеку. Но гораздо важнее, чем мои собственные достижения, успехи моих учеников. А они есть. Из 12 молодых, до 25 лет, российских драматургов в номинанты Всероссийской национальной премии «Дебют» вошли 5 моих учеников. Узнал об этом, и был абсолютно счастлив. - Вы привезли в Крым семь томов своих произведений. В них вместилось всё, что написали? - Всего будет 12 томов. Подвожу к 58-летию некий итог. В первом томе рассказы, которые я писал ещё студентом Литинститута, посылал их в «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и отовсюду возвращали с резюме: «Это обочина жизни, нам этого не надо». Писал про людей простых. Как мне сказали, - про маргиналов, а я даже не знал такого слова, пока в словарь не заглянул. Много лет рассказы эти лежали отпечатанными на машинке, никем не прочитанные, пока мои студенты по доброй воле их не набрали на компьютере. И тогда я решил, что пора им увидеть свет. Рассказы и повести во втором томе и пьесы в третьем тоже нигде не публиковались. В четвёртый вошли пьесы достаточно известные, многие из них шли и идут в театрах не только России, но и Германии, Австралии, и в Крыму, кстати, тоже. В «Шерочка с машерочкой» играла замечательная Римма Маркова. Спектакль по пьесе «Половики и валенки» увидели на всех континентах. «Мурлин Мурло» много лет идёт в «Современнике», её поставили на разных языках мира и до сих пор ставят. Виктюк поставил пьесу «Рогатка» в Америке и в Москве, потом «Полонез Огинского». «Канотье» шла в театре Моссовета. «Сказка о мёртвой царевне» - в театре Маяковского поставлена Сергеем Арцыбашевым, и в ней свои первые роли сыграли ещё студентами Анна Ардова и Даниил Спиваковский. Это малая толика, всего не перечислить. - Спектакль по пьесе «Мы едем, едем, едем…» я видела в «Современнике» с Волчек, Ахеджаковой, Яковлевой, Петровой, Леонтьевым… Билет с трудом достала - аншлаги. А в прессе последними словами ругали… - Это да. Сколько лет шёл спектакль, столько во всех газетах меня клеймили последними словами. Да и не только его. На «Уйди-уйди», который я поставил в «Современнике» с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной, рецензии были - одна хлеще другой. После премьеры спектакля Фокина по пьесе «Старосветские любовники» с Богданом Ступкой и с Лией Ахеджаковой, который потом шесть лет «на ура» шёл, одна критикесса написала: «Гореть ему в аду, этому Коляде!». Я так и не понял - за что гореть? Безвинная пьеса. Правильно Галина Волчек говорит: «Театр - для зрителя. Только он вправе судить, и больше никто». - Расскажите, когда и как родился ваш «Коляда-театр». - Театр начинался пятнадцать лет назад на голом месте. Собрались пятнадцать человек, нашли подвал, электричество провели, притащили стулья, столы и начали работать. Потом там захотели сделать ресторан, нас целый год грубо прессовали. Мы даже бастовали на улице. И получили другое помещение - деревянный дом в 200 кв. метров. Опять же своими руками там всё сделали и 8 лет прожили в этом доме. Два года назад нам передали отремонтированный старый кинотеатр. Теперь у нас 1200 квадратных метров. Работаем в двух залах. Конкуренция в Екатеринбурге большая, поэтому играем в месяц 50-60 спектаклей. И всё время придумываем новое, чтобы привлечь публику. - А бывают неполные залы? - Бог миловал - всегда битком. Но зал у нас небольшой: всего 126 мест. Билеты для провинциального театра достаточно дорогие - от 700 рублей в первом ряду. Детские - 300 р. 100 человек работает, всем надо платить зарплату, всех надо любить, всем давать роли. Пока справляемся. Когда говорят, что театр не может зарабатывать деньги и без поддержки государства не проживёт - не верьте. Просто люди плохо работают и не могут завлечь публику. - Режиссёров со стороны приглашаете? - Нет. Только сам ставлю и двум артистам доверяю - Саше Сысоеву и Саше Вахову. - От игры кого из своих артистов приходите в восторг? - У меня работает абсолютно гениальный Олег Ягодин, заслуженный артист России. Кого бы он ни играл - Бориса Годунова, Гамлета, Хлестакова, Арбенина в «Маскараде», «Германа» в «Пиковой даме» - весь зал садится на кончики стульев и смотрит не отрываясь. Я сам начинаю рыдать… Олег снялся в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», у Андрея Прошкина в «Орлеане», у Алексея Федорченко в «Ангелах революции». Слава Богу, что он понимает - кино хорошо, но работать надо прежде всего в театре. Потому что театр - это дом. - Чужие пьесы ставите? - Только классические или своих учеников - чтобы не платить авторские, себе, кстати, тоже не беру. На всём экономлю. - У вас так много дел, а ещё и фестиваль придумали. Зачем? - Чтобы привлечь публику. Десять лет уже нашему «Коляда-Plays». Это фестиваль спектаклей по пьесам моих учеников - уральских драматургов. Их ведь по всему миру ставят. И приво


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика